Студопедия — Принципы организации древнекитайского общества и особенности мировозрения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы организации древнекитайского общества и особенности мировозрения






Культура Древнего Китая

Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивили зация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций. Китайская культура является одной из самых древних на планете, но это не означает, что древняя культура ушла в прошлое бесследно – она жива и сегодня. Иные культуры, как солнце, сохраняют свое сияние и неповторимое своеобразие в течение многих тысячелетий, что делает их современными всегда. Китайская культура - одна из таких культур. Пожалуй, главным условием «живучести» китайской культуры, является иероглифическая письменность, благодаря которой каждый образованный китаец может обращаться к классическому наследию родины. Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших по численности населения и по площади государство в мире. Сегодня его население - больше 1 миллиарда человек. Слово «Китай» было взято из языка среднеазиатских народов, которые и дали стране это название по имени «китаев» (народа монгольского происхождения). Прежде, чем говорить об истории древнекитайской культуры, нужно разобраться в истории государственного образования Китая. Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чжаньго-Чуньцю, например, возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, идеи которых получили яркое выражение в учении Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (даосизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю китайской философии как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая. Первым императором в Китае был Фу-си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фуси дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени и развивается китайская культура. Если говорить в целом, то культура Древнего Китая очень напоминает официальную культуру России, в особенности - времен империи и сталинизма, так как древнекитайское общество – типичная восточная деспотия. Главой государства был наследственный монарх, в его подчинении находились религия и наука. Духовная атмосфера древнекитайской государственной жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зависимости индивида от общества и государства. Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собственную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними детьми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно. В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рождении он получал детское имя (для детских ласкательных имен обычно подбирались поэтические слова). В школе ему давали официальное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учителя) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и обретал его фамилию. Таким образом, при формировании государственности в Китае происходило растворение личности в социальной ячейке — «большой семье». Природные условия во многом определили характер общественных отношений в Древнем Китае. В середине 1 тысячелетия до н.э. произошло их изменение (северные районы Китая стали чрезвычайно засушливы, а землям Великой равнины постоянно угрожали наводнения). Это повлекло изменения в организации жизни государства. Требовались новые земли, нужны были обширные государственные образования - к этому побуждала экономическая необходимость. Ирригация (орошение) приобретала все большее значение, становилась важным условием земледелия. Работы, связанные с ней, вызывали к жизни важные общественные преобразования, связанные с коллективностью труда на больших стройках. Поэтому в жизни древнекитайского 61общества самой важной функцией стала функция упорядочения, организации. Упорядочены и организованы были труд, отношения между людьми, земельные площади и т.д. Все было четко и слаженно, что и является признаком высокой культуры. В середине 1 тысячелетия до н. э. в Китае появились литые металлические деньги. Известно, что в стране существовало 96 монетных дворов, то есть активно развивались товарно-денежные отношения, для которых не существует границ, и это объективно способствовало объединению Китая. В этот период складывается мировоззрение, согласно которому земля является высшей ценностью и источником богатства. Китаец - прежде всего крестьянин, а не скотовод, мореплаватель или воин. Это стало основой самосознания китайцев. Захват земель и людей в эту эпоху становится главной целью военного соперничества между царствами, часто перераставшего в тотальную войну. В Китае придумывались различные способы защиты от соперников. Один хорошо известен нам: вдоль границ сооружались гигантские фортификационные укрытия - стены, которые позже стали звеньями Великой Китайской стены. Для управления империей, в силу причин, изложенных выше, нужно было унифицировать (упорядочить) все стороны жизни населения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Начало преобразованиям в этом направлении положил Цинь Ши хуанди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре столетия. Им были введены: единое писаное законодательство, единая система чиновничества, инспекторский надзор, цензура. Цензоры (или «ко-тао») должны были лично докладывать императору обо всем. Чиновники назначались для надзора за дорогами, за реками, за морским берегом. Унифицированы были меры веса, длины, емкости и даже оси телег, чтобы они соответствовали ширине дорог. Была введена единообразная система канцелярского письма, упрощена письменность в целом. Вся страна была разделена на 40 областей, а области - на округа. Население, по-новому гражданскому подданству, должно было именовать себя «черноголовые». Основой бюрократического аппарата Китая стал мандаринад, который являлся опорой власти и вместе с тем поглощал лучшие умы государства. В Китае были гражданские и военные мандарины, причем гражданский был более уважаемым лицом. Общее число чиновников к концу I века до н. э. превышало 130 тысяч. Бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в массовом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, в подчинении ее нормативности и заданности. Вместе с тем эпоха правления Цинь Ши хуанди - период упадка древнекитайской науки. Критерием учености стали верноподданичество и угодливость по отношению к власти. Безжалостно уничтожалось все, что не соответствовало идее империи. Императору принадлежал лозунг: «Книги - в костер, ученых - в яму». За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. Многие ученые (несколько сотен) бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался физически, умственно и нравственно. Сам император, заболев манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он проводит данную ночь (аналог с Иваном Грозным, Сталиным). На месте старых традиций спешно закладывались новые, создавались и новые ценности. Как правило, возводились грандиозные сооружения, символизирующие суть новой культуры. В Египте, например, это были пирамиды, а в Китае - Великая стена, которая протянулась почти на четыре тысячи километров. Стена была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб, проходила по горам, по безводным степям и пустыням. Ее назначение - 1) обезопасить северную границу империи, 2) изолировать Китай, создать общество и культуру так называемого «закрытого типа». Стремительно возводились и многочисленные дворцы с заповедными парками, на постройке главного из которых трудились 700 тысяч рабов. Постепенно Китай превратился в мощное централизованное государство - одно из самых многонаселенных в древнем мире. С крушением династии Цинь, вспыхнули мятежи и восстания: слишком гибельной для китайского общества оказалась деспотия Цинь. Династии Хань, сменившей династию Цинь, достались одни разрушения и опустошения. Население наполовину вымерло. Даже в столичной области наблюдались случаи людоедства. Аналогично опустошенной оказалась и духовная культура, но она жила.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 848. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия