Студопедия — ЖИЗНЬ - ЗЕБРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖИЗНЬ - ЗЕБРА






Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. Полосыудач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. Поэтомувидеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони илиугольно-черного жеребца. Тот, кто это знает, относится спокойно кчередованию удач и неудач, он понимает, что это естественное течениечеловеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. Отподобного понимания жизни зависит многое. Для одного плохие обстоятельства -это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого-стремлениепревзойти, одолеть несчастья. И например, из одного хилого мальчика можетвырасти слабый, завистливый старичок, а из другого - Александр ВасильевичСуворов. Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: самаприрода запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолеватьтрудности! Нет трудностей, наступает деградация личности. Как должны,обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы,иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать исвою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все болеесложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением техчерных полос, которые с щедростью, в избытке предлагает нам жизнь-зебра.Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. Если нетнеприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное. Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудныеобстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушитьтебе, что наличие трудностей - дело естественное, и, напротив, если ихдлительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться.Легко жить нельзя! Хочу привести знаменательные слова гениального русского ученого,академика Ивана Петровича Павлова: "Для полного, правильного, плoдoтвоpнoгoпроявления рефлекса цели требуется его известное напряжение. Англосакс -высшее воплощение этого рефлекса - хорошо знает это. И вот почему на вопрос,какое главное условие достижения цели, он отвечает неожиданным, невероятнымдля русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как быговорит: "Пусть напрягается в ответ на препятствия мой рефлекс цели, итогда-то я достигну цели, как бы она трудна ни была для достижения".Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели.Сам-то Иван Петрович Павлов, сын рязанского протопопа, ни перед какимиобстоятельствами не отступал, он смело шел туда, где до него еще не бывалилюди, не робея, не смущаясь трудностями, шел вперед, только вперед! "Так, - согласишься ты, - перед трудностями робеть не надо и не надолить слез по тому поводу, что жизнь, как зебра, черно-белая. Но почему иоткуда берутся эти трудности?.." Причин для их существования много. Я остановлюсь на одной из главных. Человечество преодолело сложный исторический путь, пока пришло ксистеме своих высших нравственных ценностей, и не следует думать, что эти,действительно самые главные человеческие сокровища воспринимаются в качественаивысших всеми людьми. Это далеко не так. В этом плане современное человечество можно представить себе в видесильно растянувшейся колонны, голову от хвоста которой отделяют целыеисторические эпохи. Столкновение интересов и представлений рождаетпротиворечия. Особенностью нашего социалистического общества является то,что диапазон этих противоречий значительно сужен, ибо основные средствапроизводства находятся в руках государства или принадлежат кооперативам,т.е. у нас нет простора для разгула интересов королей наживы ипотребительства. Но и у нас возможны различные уровни интересов. Я думаю, ты хорошо знаешь о замечательном человеке, с которого у нас встране когда-то началось стахановское движение, - Алексее Стаханове. И воткак он сам рассказывает о своем становлении, об этапах своего развития."Чего я стремился достичь в жизни? - спрашивал он и отвечал: - а) на первыхпорах быть сытым; б) даже получать высокие заработки; в) достичьчеловеческого уважения; г) с развитием классового самосознания возникложелание доказать, что без тебя не может обойтись шахта; д) в конце концов,выработалось понимание необходимости быть лучше и выше самого себя". Обрати внимание: как постепенно, от тех потребностей, которые являютсясначала общими для всего живого (быть сытым), далее через желание получитьдостаточно средств для жизни (общее для всех, кто трудится), и далее - ксамым высоким ценностям - к престижу, к классовой сознательности, кстремлению всемерно и безгранично совершенствовать себя, свою личность. Но если в нравственности одного человека поочередно сменялись различныеуровни представлений, соответствующие разным этапам развития общества, то вобщественной жизни все эти (и некоторые другие) уровни существуютодновременно. Носители представлений разных эпох могут жить бок о бок даже водной семье, даже - в одном и том же детском садике. Уже примерно к шестигодам можно представить, кто сформируется в будущем: законченный эгоист иликоллективист. Одни дети не дают игрушки своим сверстникам и не помогают имодеваться перед прогулкой, а другие, наоборот, и дают и помогают. Вот вкакие далекие дали, глубокие истоки формирования человека уходятпредставления о короле жизни... Вспомни, как мы смеялись над твоим шестилетним братом Колей, когда онсказал деду: "Дед Андрей, расскажи мне, как ты одевался в шкуры и охотилсяза мамонтом". Потешает это смешение исторических эпох в мозгу ребенка, но несмешно, что рядом с нами подчас живут люди с нравственным уровнем и кругомпонятий неандертальцев. Разве что шкуры не носят и охотятся не замамонтами... Вот тебе и причина сложностей, трудностей, непростых коллизий вжизни. Но вернемся, однако, к детсадовской статистике. Не все в ней такпросто, ведь все дети рождаются одинаковыми, почему же одна часть уже вдошкольном возрасте может стать эгоистами? Ведь не сами же они в этомвиноваты? В нежном возрасте - да, действительно, не сами. Их формированиеопределено взглядами и практикой их семей. Бывает, что в самых благополучныхсемьях вырастают на редкость уродливые эгоисты. Почему же так? Да потому,что родители этих баловней глубоко безграмотны в основах человеческойпедагогики. Они полагают, что если будут приплясывать вокруг своегоединственного, ненаглядного дитяти, если будут удовлетворять любое егожелание, потакать любой прихоти, устранять все труды и трудности с его пути,то сделают его счастливым. А между тем академик медицины Н. П. Бехтерева, опираясь на объективныезакономерности развития мозга, совершенно справедливо утверждает, чторебенок должен в раннем детстве учиться преодолевать трудности. Пока мозгпластичен, он должен научиться решать разнообразные задачи. А иначе труднопридется в жизни. И с этой подлинно гуманной точки зрения глядя на "добрых" родителей,которые рассуждают: мы жили плохо, пусть наши дети будут жить хорошо, - чтоможно сказать? Что это бездумное "хорошо" оборачивается впоследствии дляребенка и для всех, кто с ним сталкивается, бедой и очень плохими егочертами. Когда такое дитятко подрастает, оно уже считает, что весь мирдолжен ему прислуживать. И что любопытно: когда оказывается, что это не таки что жизнь-зебра, что она состоит отнюдь не из одних только светлыхпериодов существования, то начинается беда, начинаются катастрофы,начинаются духовные крушения. И пусть бы эти трагедии касались толькоподобных "центропупов", так нет - рикошетом, и весьма тяжелым, ониотражаются на всех людях, имеющих несчастье быть им близкими. Жалко,конечно, родителей этих отпрысков, но ведь пожинают они только то, чтопосеяли. А по данным все той же всеведущей статистики, подавляющеебольшинство (теперь уже не одна пятая, а подавляющее большинство!)старшеклассников знать не знает, ведать не ведает, как и каким образомстроится бюджет семьи, например, сколько стоят они, счастливые избранники,своим родителям, в каком соотношении находятся семейные затраты на них(очень большие) и на их родителей (гораздо меньше). Правда, за последние десятилетия произошли большие изменения, и то, чтородителям кажется удивительным или даже роскошным, детям кажется более чемобыденным. Например, для моего поколения когда-то и пара ботинок быларадостным событием в жизни, а для твоего поколения и пара дорогостоящихслаломных лыж частенько ничего особенного собой не представляет... Отсюда,возможно, и проистекают некоторые материально-психологические различия. Норазве из разницы эпох, в которую формировались одни и в которую формируютсядругие, следует, что нужно интересоваться лишь самим собой, не думая ни освоих старших, ни о своих меньших, только "о себе, любимом"?., Вместе с материальными благами, которые хлынули на нынешнее поколение,на него обрушилась и волна безответственности, волна легкой жизни, волнабытовой беспечности. Я боюсь, очень боюсь, что подобное положение чреватотем, что в подобной расслабляющей атмосфере сплошь и рядом будут появлятьсялюди, избалованные, капризные, безнравственные, неспособные ценить ничегодругого, кроме своего комфорта, своих благ и своего удобства. И уверяю тебя,что за своего короля подобные молодые люди будут бороться со всей возможнойэнергией. Энергией... А ведь это возраст действительно огромной, космической,атомной энергии души и тела, которую можно и должно использовать для самыхразных дел, для становления своей личности. Я всегда исходил из энергии,присущей молодости. Помнишь, когда тебе было все. го восемь лет, тызаписался в школу пятиборцев. После школьных уроков ты должен был работатьеще чуть ли не целый рабочий день, потому что надо было ехать то наипподром, то в водный бассейн, то на легкоатлетический стадион, то назанятия фехтованием, то в тир на стрельбу из пистолета. Я уже не говорю отом, что каждый день тебе, естественно, надо было готовить уроки. Я ненапоминаю о твоих домашних обязанностях - покупать хлеб и молоко быловопросом твоей компетенции, а уж когда - твое личное дело. И при этомэнергии в тебе было столько, что ты еще ходил и на занятия музыкой, и училмузыкальные задания дома, и ходил на занятия по английскому языку, а повоскресеньям пропадал на футбольном поле, где с азартом гонял мяч понескольку часов. А ведь был обыкновенным мальцом, таким абсолютно, как вседругие. Дело в том, что юность - это пора колоссальной энергии. Молодые могутвсе! И страшный грех перед ними и перед обществом в целом не загружать их,позволяя вести расслабленный, сибаритский, изнеженный образ жизни, едва лине тунеядцев: школа - уроки - и все?.. Как это мало, как это убого, как этонедальновидно... Глупо и вредно воспитывать детей в тепличной обстановке, в малойтребовательности к их внутренним вулканическим возможностям, глупо и вредновнушать им представления о безоблачном голубом небе и кроткой ласковостиокружающих людей как о единственно возможном состоянии атмосферы иколлектива. Люди, которые вырастают воспитанные на подобных иллюзиях, больноушибаются о жизнь. И болью этой своей они обязаны тем, кто не захотел и несумел внушить им реальных представлений о мире, полном противоречий истолкновений разных позиций. Наша жизнь отнюдь не сплошной победный марш под фанфары. Тот, ктополагает, что она должна состоять из одних праздников, быстро разочаруется вней и придет к мнению, глубоко ошибочному мнению, что жизнь плоха. А онахороша и может быть еще лучше, но только за это Надо бороться, по-умномубороться, а не впадать в отчаяние или в цинизм или переходить на позициютех, для кого королем жизни являются радости на уровне протоплазмы.Обижаться на жизнь и предоставлять другим совершенствовать ее - это непозиция для Мужчины! Но как ее совершенствовать? Помнишь, был у нас с тобою знаменательныйразговор, когда мы возвращались с последнего восхождения в альпинистскийлагерь? Те четыре недели жизни в горах многому научили тебя. Ты был потрясендействительно человеческими, подлинно товарищескими отношениями, которыесуществуют между альпинистами. Там других отношений и не может быть, ибо отжизни одного зависит жизнь всех остальных. Тебя поразили не тольконезапирающиеся дома и открытые тумбочки на базе, но главное - абсолютнаячестность, постоянная душевная готовность прийти на выручку, желаниеподдержать друга в трудную для него минуту, внутренняя потребностьподелиться не только куском хлеба, но и остатками душевной бодрости. Тысказал мне, что когда мы спустимся в долину, то ты всегда будешь жить позаконам горного братства. А я ответил тебе тогда, что очень легко бытьангелом среди ангелов, это не составляет никакого труда, но ты попробуйнастроиться на то, чтобы оставаться таким, каким ты хочешь быть, даже несреди бесов, но просто среди обыкновенных людей... Эта задача непроста. Ее решение требует понимания, почему жизнь пестра.Ее решение требует активной жизненной позиции. И - замечу - позиции, умной всвоей активности. Тема эта настолько важна, что я остановлюсь на ней особо.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1151. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия