Место курса в профессиональной подготовке выпускника и требования к уровню освоения содержания курса.
Учебный курс «Политическая антропология», наряду с такими общеобразовательными гуманитарными дисциплинами, как психология, религиоведение и культурология, такими общеобразовательными политологическими курсами, как политическая психология, политическая социология, этнополитология, а также такими специальными курсами, как политическая культура, манипулятивные технологии в политике является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки политологов. Преподавание политической антропологии ведется методом комплексного и проблемного исследования политических явлений. Освоение политико-антропологической проблематики предполагает изучение достижений и наработок отечественной и зарубежной школ и центров политической антропологии. Логика программы ориентирует на всестороннее и систематическое знакомство с основными объектами, проблемами и методами политической антропологии. В ходе учебного процесса студенты должны овладеть приемами ведения дискуссии, научиться аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических понятий и реалий. Студент, завершивший изучение курса «Политическая антропология», должен: · знать основные моменты истории политической антропологии, специфику ее предмета и методов; · иметь представление о ключевых проблемах политической антропологии и об основных (классических) подходах к их решению; · уяснить специфику политико-антропологического толкования ключевых понятий политической науки: политика, государство, власть и т.д.; · обрести навык политико-антропологического описания актуальных политических процессов, в том числе в России. По завершению курса «Политическая антропология» студенты должны уметь квалифицированно использовать следующие специфические понятия: кланово-линиджевая структура доклассовых обществ, властный versus государственный авторитет, надобщинные формы социальной организации, принципы реципрокности и редистрибуции, вождество, раннее государство, клиентелизм, трайбализм, формы архаического лидерства, традиционное государство, политическая культура колониальных и постколониальных обществ, удачная (неудачная) модернизация, "массы" и "стаи" как субъекты политики.
5. Формы организации учебного процесса и контроля уровня освоения программы курса.
Для осуществления цели и задач курса используется следующие формы организации учебного процесса.
Лекции – для изложения теоретических основ курса, а также для сообщения трудно доступной или не представленной в специальной учебной литературе информации.
Семинарские занятия – для углубленного изучения и интерактивного обсуждения тем курса, для обретения навыков коллективного (публичного) обсуждения их проблемных моментов. Самостоятельная работа – для знакомства с дополнительной (выходящей за рамки обязательной) литературой, для подготовки специальных сообщений и рефератов к некоторым аспектам изучаемых тем, в целях их расширения (углубления). Самостоятельная работа призвана также стимулировать выработку навыков самостоятельного политико-антропологического анализа политических процессов.
II. Содержание курса.
1. Темы учебного курса. Тема 1. Предмет и методы политической антропологии
Предыстория и история политической антропологии. Социальная и политическая антропология. Британский функционализм, политико-антропологические исследования в США и Франции, потестарно-политическая этнография в СССР. Состояние политико-антропологических исследований в современной России. Предмет и объекты политической антропологии как специальной науки. Политическая антропология в системе политологических дисциплин. Структура учебного курса политической антропологии. Основные эмпирические и теоретические методы политико-антропологических исследований.
Литература:
1. Баландье Ж. Политическая антропология. М, 2001. С. 5-31. 2. Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. – М.: Наука, 1992. 3. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М: "Ладомир", 2001. С. 6-37. 4. Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии // Политические исследования. - 1997, № 5. 5. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. – М.: Наука, 1988. С. 7- 41.
Тема 2. Кланово-линиджевая структура и половозрастная стратификация архаических обществ. Природные основы социального неравенства: возраст и пол. Мужское доминирование в социальном управлении архаических обществ. Роль возрастных классов в социальной структуре и политическом управлении. Механизмы снятия межпоколенных конфликтов. Системы архаического родства, их роль в социальной организации доклассовых обществ. Взаимодействие принципа родства и территориального принципа в первичных социальных коллективах. Понятия линиджа и клана. Структурно-функциональные аспекты линиджа. Политические отношения между линиджами и кланами. Клановый и племенной политический авторитет. Литература:
1. Баландье Ж. Политическая антропология. М, 2001. С. 56-99. 2. Белков П.Л. Социальная стратификация и средства управления в доклассовом и предклассовом обществе // Ранние формы социальной стратификации. М.: "Наука", 1993. С. 71-97. 3. Бочаров В.В.. Власть. Традиции. Управление. М., 1992. 4. Бочаров В.В. Власть и возраст (Власть старших на ранних стадиях социальности) // Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 251-359. 5. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М: "Ладомир", 2001. С. 38-65. 6. Куббель Л.Е.. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988. С. 77-163. 7. Попов В.А. Половозрастная стратификация в этносоциологических реконструкциях первобытности // Советская этнография. 1982. № 1. 8. Томановская О.С. О древних общественных структурах у народов Нижнего Конго (опыт реконструкции) // Этническая история Африки. Доколониальный период. М.: "Наука", 1977. С. 91-137. 9. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985. С. 169-231. Тема 3. Специфика политических отношений в догосударственных обществах. Социальная стратификация и политическая власть в архаическом обществе. Понятие сегментарной власти. Психологические основы политического лидерства и формы авторитета в архаическом обществе. Специфика символического политического управления. Сакральные основы власти: роль идеологии культа предков и разновидности магического авторитета. Властный аспект систем табу. Ритуал как первичный механизм социального принуждения. Тенденция к взаимодействию молодежи и магического лидера. Эволюция социального управления в архаических обществах. Механизмы социального контроля над деятельностью вождей. Литература:
1. Ж. Баландье. Политическая антропология. М., 2000. С. 42-120. 2. Белков. П.Л. Социальная стратификация и средства управления в доклассовом и предклассовом обществе // Ранние формы социальной стратификации. М.: "Наука", 1993. С. 71-97. 3. Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992. 4. Бочаров В.В. Индивид и власть в Тропической Африке (К проблеме иррационального в политике) // Околдованная реальность)под ред. И.В. Следзевского). М.: «Наука», 1996. С. 107-121. 5. Эванс-Причард. Нуэры…, С. 125-168. Куббель. Очерки.... Глава 3. Потестарная и политическая культура: идеологическое обеспечение отношений властвования. С. 77-113. 6. Леви-Строс. Структурная антропология. М., 1983. Колдун и его магия. Эффективность символов. С. 147-182.
Тема 4. Ранние формы социальной организации. Проблема типологизации ранних форм социальной организации. М. Фрид: эгалитарные, ранжированные, стратифицированные и государственные общества. Л. Васильев: реципрокный обмен и система редистрибуции в локальных группах и семейных кланах. Институт бигменов. Генезис надобщинных политических структур и сакрализация власти правителей. Специфика вождества (протогосударства). Племя и вождество. Типология вождеств. "Протогосударство" и "раннее государство". Литература:.
1. Белков П.Л. Племя и вождество: к определению понятий // Племя и государство в Африке. – М., 1991. 2. Васильев Л.С. История Востока. В 2-ух тт. Т.1. М.: Высшая школа. 2001. Ч. 1. Гл. 3.С. 3. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: "Ладомир", 2001. Глава 4. С. 117-136. 4. Першиц А.И. Вождество \\ Народы мира. Историко-этнологический справочник. М., 1988. С. 579.
Тема 5. Политическая антропология о происхождении государства.
Основные политико-антропологические подходы к генезису государства. «Политическое» и «государственное». Сущность и признаки государства. Структурно-функционалистский и процессуально-динамический подход к проблеме происхождения государства. Контроверза М.Фрида - Э.Сервиса. Системно-конвергентный подход Р.Коэна, гипотеза Р.Карнейро. Типология ранних государств по Х. Классену - П. Скальнику: зачаточные, типичные и переходные ранние государства. «Первичные» и «вторичные» государства. Феномен власти-собственности. Ж. Баландье о сегментарных и централистских элементах традиционного государства.
Литература:
1. Ж. Баландье. Политическая антропология. М., 2000. С. 121-152. 2. Белков П.Л. Проблема генезиса государства: перерастает ли вождество в государство?// Цивилизации Тропической Африки: общества, культуры, языки. – М,1993. 3. Бондаренко Д.М. Становление государственного общества. Первый вызов вечной проблеме в постсоветской этнологии // Восток. - 1993. - № 5. 4. Васильев Л.С. История Востока. В 2-ух т. - Т. 1. – М.: Высшая школа, 2001. Ч.1. Гл. 4-5. с. 66-98. 5. Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства // Этнологическая наука за рубежом. – М.: Наука, 1991. 6. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: "Ладомир", 2001. Глава 4. С. 137-151.
Тема 6. Механизмы политического управления в колониальных и постколониальных африканских обществах.
Колониальное управление как социально-научный эксперимент. Колониальное общество как особый тип социально-политической структуры. Теории «прямого» и «косвенного» колониального управления. Институт профессиональных антропологов в колониальной администрации. Традиционно-архаические и рационально-бюрократические элементы в политическом управлении постколониальных африканских обществ. Феномен трайбализма и клиентелизма. Роль интеллигенции в политической эволюции постколониальных государств. Типология авторитаризма в постколониальной Африке.
Литература:
1. Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. (Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки). – М.: Наука, 1992. 2. Илларионов И.С. Идеология и общественный прогресс в странах Тропической Африки. – М., 1978. 3. Лебедева Э. Е. Авторитаризм в Африке: типология, эволюция, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 4. С. 48-60. 4. Эванс-Причард Э. Нуэры: описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. – М.: Наука, 1985.
Тема 7. Политико-антропологические аспекты «удачных» и «неудачных» модернизаций.
Модернизация как глобальный процесс. Модернизация и западный капитализм. Л.А. Седов о типологизации общественных систем Востока. Понятие исламских обществ. Ислам традиционный и модернизированный, умеренный и радикальный. Пример «неудачных» (Уганда, Алжир) и «удачных» (Малайзия) модернизаций исламских обществ. Понятие «общества поддержания образца». Япония как пример удачной модернизации.
Литература:
1. Вебер М. Предварительные замечания // М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44-60. 2. Иванов Н.С. Ислам в политической жизни современной Малайзии // Восток. – 1994, № 6. 3. Ланда Р.Г. Есть ли будущее у исламского фундаментализма в Алжире? // Восток. – 1993, № 1. 4. Мещеряков А.Н. «Христианское столетие» в Японии: проблемы культурного отторжения // Восток. – 1993, № 5. 5. Молодякова Э.В., Маркарьянц С.Б. Опыт столетней модернизации Японии // Восток. 1993, № 2. 6. Морита А. Сделано в Японии: А.Морита и «Сони» // Иностранная литература.- 1990, № 3. 7. Пшенников В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М., 2000. 8. Саватеев А.Д., Малышева Д.Б. Исламский эгалитаризм в системе авторитарно-тоталитарного режима // Народы Азии и Африки. – 1990, № 6. 9. Седов Л.А. К типологизации средневековых общественных систем Востока (по-пытка системного подхода) // Народы Азии и Африки (журнал), 1987, № 5.
Тема 8. «Политическая антропология» Э.Канетти.
Своеобразие метода Э.Канетти в антропологическом исследовании власти. Предшественники Канетти в исследовании «психологии масс». З. Фрейд о «массовой психологии». Канетти: понятие «массы», ее основные свойства. Классификация масс по морфологическим признакам и по несущему аффекту. «Массы» и «стаи». Классификация стай. «Внутренности», элементы и аспекты власти. «Выживающий» как феномен власти. Власть и насилие. Приказ, ответственность и казнь. «Превращения» власти. Господство и паранойя. Масса и история. Роль политической антропологии Э.Канетти для понимания природы политической власти.
Литература:
Ионин Л.Г. Масса и власть (Политическая антропология Э.Канетти) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989.- С. 180-205. Канетти Э. Масса и власть. – М.: Ad marginem, 1997. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
|