Б. Вера и покаяние должны быть одновременны
Понятие «покаяние» мы можем определить следующим образом: покоя-ние есть искреннее сожаление о грехе, отречение от него, истинное стремление отбросить его от себя и ходить путями Христа. Это определение показывает, что покаяние есть нечто, происходящее в определенный момент времени, оно не эквивалентно постепенной демонстра-ции изменения образа жизни человека. Покаяние, как и вера, есть интеллек-туальное понимание (того, что грех есть нечто неправильное), эмоциональное одобрение учения Писания о грехе (сожаление о грехе и ненависть к нему) и личное решение отойти от греха (отречение от греха и решение воли не возвра-щаться к нему, а также быть покорным Христу). Мы не можем сказать, что человек должен жить такой измененной жизнью в течение определенного пе-риода времени, для того чтобы покаяние было истинным, ведь в таком случае покаяние стало бы чем-то вроде послушания, чем-то, что нам нужно было бы сделать, чтобы заслужить спасение. Конечно же, истинное покаяние приве-дет к изменению жизни. Человек, переживший истинное покаяние, сразу же начинает жить иначе, и эту измененную жизнь мы можем назвать плодом по-каяния. Но мы не должны пытаться требовать, чтобы человек жил определен-ный период времени измененной жизнью, прежде чем мы сможем удостове-риться в его прощении. Покаяние происходит в сердце и влияет наличность в целом таким образом, что она отвращается от греха. Важно отдавать себе отчет в том, что сожаление человека о своих поступ-ках или даже глубокое отвращение к своим поступкам не является истинным покаянием, если не сопровождается искренним решением отречься от греха, который был совершен против Бога. Павел проповедовал «покаяние предБо-гом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Радуясь о коринфянах, он говорил: «...Не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию... Ибо печаль ради Бога производит неизменное по-каяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:9,10, кур-сив мой. — У. Г.). Мирская печаль может быть очень тягостной для человека, он может глубоко сожалеть о своих поступках и даже бояться наказания, но при этом в человеке может не быть никакого истинного стремления отречься от греха. В Евр. 12:17 говорится, что Исав плакал, осознав последствия своих поступков, но в нем не было истинного покаяния. Из 2 Кор. 7:9,10 видно, что и печаль ради Бога — только один из факторов, ведущих к подлинному пока-янию; сама по себе такая печаль не приводит к искреннему решению сердца в присутствии Бога отречься от греха, ведь только это и является подлинным покаянием. Писание представляет покаяние и веру в качестве двух разных аспектов одного акта — прихода к Христу ради спасения. Это не означает, что человек сперва отвращается от греха, а затем приходит к вере в Христа, или сначала обретает веру в Христа, а затем отвращается от греха, напротив — и то, и дру-гое происходит одновременно. Когда мы обращаемся к Христу роди спасения от наших грехов, мы одновременно отвращаемся от наших грехов, от кото-рых мы и просим Христа спасти нас. Если бы это не было справедливо, то наше обращение к Христу ради спасения от греха едва ли было бы истинным обращением к Нему или истинной верой в Него. Тот факт, что покаяние и вера—две стороны одной медали или два аспек-та одного события — обращения, — виден на рис. 34.1. На этом рисунке мы видим, что человек, который подлинно обращается к Христу ради спасения, должен одновременно освободиться от греха, в кото-ром он пребывал, и отвратиться от этого греха, чтобы обратиться к Христу. Таким образом, ни о покаянии, ни о вере нельзя сказать, что то или другое наступает прежде; они должны быть одновременно. Джон Мюррей говорит о «покаянной вере» или о «покаянии верой»4.
. Покаяние + ве р^. Обращение Рис. 34.1
|