СУДЬБА И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ
Очень часто те, кто верит в судьбу, не верят в свободную волю. Человек, сумев достичь успеха в своей работе, начинает думать, что успех явился следствием одной только работы, а есть такие, кто успех в своей работе признают как результат работы и тогда они думают, что все, что существует, должно иметь свободную волю; и таким образом они достигают результатов в соответствии с тем, что они сделали. Другой же, сколько бы ни старался, не достигает успеха. В этом случае у человека возникает ощущение, что нечто мешает ему преуспеть, и тогда он начинает думать, что должна быть такая вещь, как судьба, и именно она сдерживает его. Многие считают фатализм родом лени и называют веру в судьбу суеверием, но есть и другие, приветствующие свободную волю как концепцию, как идею, но убежденные в том, что миром в действительности правит судьба. Понятие о свободной воле не лишено смысла, и вера в нее приносит определенные плоды в жизни. В то же время идея судьбы очень глубока, и независимо от того, разделяет ее человек или нет, в ней всегда будет нечто притягательное для него. Способные провидеть будущее неизменно привлекают и тех, кто верит в судьбу, и тех, кто эту веру не разделяет. Первые идут с доверием, вторые – с улыбкой, но и те и другие стремятся к провидцам, потому что в том, что те делают, заключена величайшая тайна. Любого человека прежде всего интересует собственная жизнь, всегда являющаяся тайной и таинством – таинством, более загадочным и великим, чем все остальное на земле. Никто не скажет: "Мне не интересно узнать свою жизнь, не интересно, почему у меня было такое прошлое, отчего таково мое настоящее и каким будет будущее". Получить ответы на эти вопросы – самое страстное желание каждого. Когда размышляешь о судьбе, то начинаешь задаваться вопросом: существует ли заранее составленный план и соответствует ли ему любое жизненное событие; и если он существует, то кто его составил и на каких основаниях? Если его написал Бог, то до какой степени можно возложить на него ответственность за то, что один оказался счастливым, а другой – несчастливым, один – великим, а другой – малым; за то, что один радуется, тогда как другой страдает, хотя оба живут под одним солнцем и ходят по одной и той же земле? Если же причина всего не в судьбе, а в человеческих поступках, то влияют ли на настоящее поступки, совершенные в прошлом, и если да, то в какой мере человек отвечает за них? Эти вопросы увлекают нас к глубинам тайны жизни. Если бы удалось ответить на них, была бы решена великая философская проблема. Мистик открывает секрет жизни, овладевая искусством составления жизненного плана в соответствии со своими желаниями. Однако, чтобы достичь такого уровня, ему прежде приходится отказаться от своего собственного плана. Для человека, не имеющего власти над своим собственным планом, лучше отдать себя в руки Бога. Чем больше человек зависит от Создателя этого плана, тем более он оказывается способен создавать его сам. Это как с матерью, которая не позволяет ребенку ходить одному, пока тот не может ходить и зависит от нее. Даже когда он делает свои первые самостоятельные шаги, она придерживает его и не дает упасть. Когда человек берет ответственность в свои руки, называя это свободой воли, он, так сказать, теряет ту зависимость от Бога, которая поддерживала его и которая делала Бога ответственным. Поэтому святой человек сперва смиряет себя волей Бога, и затем это может развиться в его свободную волю и его воля станет волей Бога. Вот что отмечает различие между характером святого и характером мастера: святой полностью покорен воле Бога, а мастер находит волю Бога в своей собственной свободной воле. Часто мы спрашиваем, почему Бог, – если Он существует, если Он есть любовь и если Он добр и милосерден – допускает, чтобы люди так много страдали, будто наказывает их за что-то? Но вопрос этот возникает из-за нашей ограниченной точки зрения. Если бы наши глаза были открыты и могли глубже заглянуть в жизнь, мы бы поняли, что никакого наказания нет. Во всем видно милосердие Бога, но мы называем Его милосердием только то, что можем постичь и понять; то, что мы не в силах увидеть и понять, мы принимаем за наказание. Ругает ли родитель ребенка или ласкает его, во всех случаях им движет любовь и ничто другое. Тагор сказал: "Когда Ты настраиваешь меня на более высокий тон, я чувствую боль. Но я знаю, Господь, что боль нужна, чтобы настроить меня на правильный тон". Когда нам удается обуздать свое волнение и прийти к умиротворению, смирив свою волю перед волей Бога, мы начинаем видеть любовь Бога во всем и никогда больше не впадаем в заблуждение, будто Бог может быть чем-то иным, кроме любви. Вот почему суфий, как правило, не называет Бога Творцом, Царем или Судией, но зовет Его Возлюбленным, Любящим и самой Любовью. Большинство людей заранее убеждены в чем-то, и это убеждение застилает им взгляд, словно стена. Они даже не пытаются заглянуть немного дальше и довольствуются тем, что уже знают. Нет сомнения, что человек рождается вместе с определенным планом, который должен быть исполнен в его жизни и который не только определяет его инстинкты, качества и дарования, но и предопределяет течение его жизни в целом. На Востоке говорят, что жизнь ребенка можно прочитать по его ступням. Даже крохотная ножка младенца содержит знаки того плана, который должен быть исполнен его жизнью. Существует легенда, проливающая свет на взаимосвязь судьбы и свободной воли. Жил однажды провидец, служивший привратником в доме богача. На Востоке есть поверье, что ребенок рождается после того, как придет ангел и начертает у него на лбу его судьбу. Так вот, этот привратник был чудесным человеком, и когда пришел ангел, привратник встретил его в дверях и сказал: "Стой, куда ты идешь? Я здесь хозяин и не позволю тебе войти, пока ты не пообещаешь мне рассказать судьбу ребенка". И ангел рассказал ему. Так привратник поступил и в следующий раз, когда в доме родился еще один ребенок. Прошло время, родители умерли. В свое время они были богаты, но разорились по какой-то причине, так что детям пришлось покинуть родной дом и искать счастья самим, без всякой поддержки. Тогда старый привратник взвалил на свои плечи обязанность помогать им, но юноши, едва подросли, разъехались по разным странам. Однажды привратник решил, что это его долг – пойти и посмотреть, как им живется. Надо сказать, что для провидца нет ничего более интересного, чем обозревать материальные феномены того, что он видел внутренне как видение; это удовольствие для него, когда все, что он внутренне чувствовал, материализуется и он видит это случившимся на внешнем плане. Для него нет большего наслаждения. Итак, привратник отправился в путь и наконец нашел первого юношу, служившего кучером и очень опечаленного этим. Он сказал молодому человеку: "Этого нельзя избежать, тебе было суждено стать кучером. Но я дам тебе совет, потому что мне тяжело видеть, как ты, у кого в доме было так много лошадей, вынужден ухаживать за лошадьми другого. Вот тебе немного денег, иди в другой город и постарайся заняться тренировкой лошадей. Богатые люди будут поручать тебе тренировать их лошадей, и я уверен, что ты очень преуспеешь". Юноша спросил: "Могу ли я заняться чем-либо еще?" Он сказал: "Нет, это единственный путь для тебя. Тебе пришлось бы служить кучером всю жизнь, если бы не мой совет. Ты ничего не можешь поделать, это единственная открытая для тебя дверь. Сделай, как я сказал, и ты достигнешь успеха". Молодой человек последовал совету и добился огромного успеха. Привратник нашел второго юношу и спросил: "Как ты живешь?" Тот ответил: "Как я живу? Я хожу целыми днями по лесу, ловлю птиц и продаю их в городе, но мне едва хватает на жизнь". В то время среди правителей появилась мода держать во дворце птицу Шабаз, царскую птицу. И привратник сказал: "Не лови пернатой дичи, ищи только птицу Шабаз". Юноша возразил: "Но если я не смогу поймать ее, то умру с голоду!" Старик ответил: "Помнишь, кем был твой отец, и кем стал ты?" – "Да, я знаю, что родился несчастливым". Привратник сказал: "Ты станешь счастливее, послушавшись меня. Тебе не надо ничего менять, ты останешься ловцом птиц. Но лови птицу Шабаз, ты сможешь продать ее за миллионы. Вот птица, которую ты должен ловить". Этот рассказ помогает нам понять действия провидца. Определенный план был начертан для этих юношей, и в то же самое время была возможность для работы свободной воли, но в пределах этого плана. Если бы они не узнали об этой возможности, им пришлось бы влачить нищенскую жизнь. Это великий урок, и те, кто способен понять его, безмерно выиграют. Саади, великий персидский поэт, сказал: "Каждая душа рождается для определенной цели, и свет этой цели зажжен в этой душе". Индусы верят, что люди рождаются с тем, что они называют кармой – прошлые поступки и впечатления, которые душа приносит с собой на землю как хорошее или плохое влияние, за которое надлежит расплатиться. Несомненно, в этом представлении есть определенная часть правды, доказательства чего мы можем видеть очень часто, например в случае, когда обстоятельства вынуждают человека быть слугой, как будто он должен выплатить долг кому-то. У него может не быть даже и малейшего желания служить, но в то же самое время это обрушивается на его плечи, так что он ничего не может поделать. Будто высшая власть предопределила ему такую дорогу, и по собственной воле или по принуждению он должен отдавать все свое время, мысли, привязанности и услуги кому-то еще. В то же время мы видим, что есть люди, получающие деньги, комфорт, любовь и привязанность от других, независимо от того, насколько все это заслужено. Это показывает нам, что, хотя между тем, что ты даешь, и тем, что получаешь, есть связь, каждый человек все-таки рождается с определенными обязательствами. Очевидно также, что даже самый великий и могущественный человек, помещенный в самые благоприятные обстоятельства, ничего не сможет сделать, если ему суждены какие-либо проблемы, – в таком случае они неизбежны. А в другом случае, несмотря на все препятствия, в жизни вдруг открывается путь; нам не приходится слишком усердствовать, все идет само собой. Это доказывает существование такого плана, где одни лишь только умения и сообразительность не обеспечивают успеха. Есть моменты, когда нам суждена легкая жизнь, успех и исполнение желаний, а есть периоды, когда нам приходится обходиться без всего этого и ничего нельзя поделать. Что такое судьба – то, с чем человек рождается, или она – результат его поступков на земле? И то и другое. Представим себе художника, который сначала замышляет картину. Он приступает к работе и так вдохновляется, что чувствует потребность изменить замысел. Работая над ней, он меняет ее до такой степени, что она становится совершенно отличной от той картины, которую он изначально задумал. До такой же степени и жизнь может быть изменена поступком. Правильный поступок, добрый поступок имеет продуктивную и творческую силу и может помочь значительно больше, чем мы себе это представляем. Вопрос состоит в том, насколько человек может помочь самому себе. Человеку присущи два аспекта. Во-первых, механическое существование, в котором он подобен машине, управляемой условиями жизни, впечатлениями, внешними влияниями, космическими воздействиями и собственными поступками; все происходит, работая механически, и соответственно поворачивает его жизнь. Он не властен над обстоятельствами, он просто инструмент влияний. Чем более выражен этот аспект, тем менее человек развит. Это знак низшей эволюции. Но есть и другой аспект в человеке – созидательный, показывающий, что человек не только частица Бога, но он связан с Богом, потому что его подлинное Я есть Бог. Поэтому не удивляйтесь рассказам о мудрецах, учителях, святых и пророках, приказы которых воздействовали на космос и по чьей воле двигались массы людей. В этом нет ничего удивительного. Внешне все люди одного и того же размера; среди них нет ни одного высотой с верблюда или такого большого, как слон. Внешне люди различаются незначительно. Но внутренне люди несопоставимы друг с другом по величи-ю духа; несравнима способность к пониманию у одного человека и у другого. Один идет, второй бежит, третий летит, а четвертый ползает, хотя все ходят по одной земле, все живут под одним солнцем и все зовутся людьми. Однако нет такого человека, в котором не было бы хоть проблеска силы, который был бы вовсе лишен возможности изменить обстоятельства жизни проявлением своей свободной воли, – надо лишь осознать, в чем она состоит. Именно отсутствие понимания этого делает человека машиной. Что касается судьбы, то ее могут изменить не только собственные поступки, но даже мысли других людей. Так, я нередко видел примеры того, как любящая мать была недовольна своим подрастающим ребенком, который не удовлетворял ее. И это всегда так или иначе делало его страдающим. Ребенок мог превратиться в способного человека, прекрасного специалиста, но, если он не оправдывал надежд своей матери, этого оказывалось достаточно, чтобы обречь его на вечные неудачи. Внимательное изучение поможет понять, как это происходит, но с самого детства мы настолько поглощены собственной жизнью и своими интересами, что не задумываемся о том, какое влияние оказываем на мысли и чувства окружающих. Богатый человек, недовольный своим слугой, говорящий с ним грубо и наказывающий его, может в это время не осознавать того, насколько раним этот слуга, зависящий от него и насильно привязанный к этому месту. Но когда этот богач приходит в свой офис и приступает к делам, он может стать жертвой обратного воздействия того самого укола, который он нанес душе другого. Он даже не знает об этом; он был уверен, что слуга, которого он обидел, не в состоянии отплатить ему тем же, но расплата последует от кого-нибудь другого, хотя обидчик и не поймет, что это наказание за его поступок. Чем больше размышляешь об этом, тем яснее понимаешь, как Бог действует посредством всего живого, даже через посредство животных и птиц. И когда мы будем способны поверить этому, нам не останется ничего другого, как поверить в слова Будды, что суть религии в безвредности. Не причинять вреда другим означает не только воздерживаться от убийства. Многие были убиты без убийства; чтобы уничтожить человека, не обязательно убивать его. Взгляд, слово, мысль могут убить так, что жизнь окажется хуже смерти. Именно это я имел в виду, когда писал в "Гай-ян": "Мои босые ноги! Ступайте осторожно по дороге жизни, дабы шипы не роптали, что вы топчете их". Нет конца уважению, когда человек начинает думать об этом. Если в этом есть какая-либо религия, то она состоит в уважении тех чувств, которые могут быть поранены в момент беспечности. Если есть такое место, где пребывает Бог, то оно находится в сердце человека. Неправильное прикосновение к сердцу оказывает воздействие на судьбу. Мы даже не представляем себе, насколько чужие чувства могут изменить нашу судьбу; они могут повлиять на нее даже сильнее, чем наши собственные чувства. А ведь человек всегда желает себе только добра; никто не хочет быть несчастным. Существуют также планетарные воздействия. В чем они заключаются и какое имеют к нам отношение? Ответ в том, что и сам человек тоже является планетой; и как одна планета связана с другой, так и планеты связаны с человечеством. Естественно, изменение в состоянии планеты и оказываемое ею воздействие влияют на человеческую жизнь. Можно спросить: неужели человек настолько мал, что даже планеты воздействуют на него? Да, если судить по внешности; внешне человек так мал, как капля в океане. Если планету уподобить океану, то человек будет каплей. Но с точки зрения внутреннего мира планета является каплей в океане человека – океане его сердца. Асиф, великий философ, пишет: "Мое невежество, в тот день, когда ты отступишь, мое сердце будет открыто и вся вселенная станет пузырьком в океане моего сердца". Ограниченность, ничтожность и несовершенство являются результатами невежества. Но когда сердце открывается, вся вселенная входит в него и источник судьбы, ее загадка и таинство оказываются в руках человека. Так каким же образом следует верить в судьбу и свободу воли? Лучший способ верить в судьбу – это считать, что все неприятности, через которые пришлось пройти, являются частью судьбы и принадлежат прошлому, и думать, что мы свободны от них. А лучший способ рассматривать свободную волю – это хранить в уме, что все, что приходит, все, что перед нами – есть результат свободной воли. Сохранять перед собой концентрацию того, что ничто плохое не коснется нас и что все для нас хорошее лежит перед нами. Неверно думать, будто все плохое поджидает нас, запасенное в хранилище, что судьба сохраняет нашу карму, обрекая нас на страдания, предопределяя расплату согласно карме. Тот, кто осознает карму таким образом, будет платить высокие проценты; чем более человек ощущает карму, тем более высокие проценты придется ему платить. Наконец человек приходит к пониманию, что проявляющаяся во всех вещах и явлениях жизни воля имеет два аспекта: аспект личной воли и аспект божественной воли. Если человек пренебрегает божественной волей, естественно, его человеческая воля потерпит неудачу и он встретится с трудностями, потому что он плывет против течения. В тот момент, когда человек действует в согласии, в гармонии с божественной волей, у него все получается. Можно возразить, что жизнь вовсе не была легкой для таких великих личностей, как Христос. С самого детства она была наполнена трудностями: родителям пришлось бежать в пустыню, а потом, когда он оказался среди людей, жизнь стала еще тяжелее. Все великие святые и мудрецы прожили тяжелую жизнь, ничто не давалось им просто так. Но разве они шли против судьбы, против воли Бога? Так мы приходим к пониманию того, что воля Бога сталкивается с препятствиями, когда реализуется на материальном плане. В Библии мы читаем: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе", – но на земле Его воле не так легко исполниться, как на небесах. Это великий урок для нас, и состоит он в том, что есть воля, осуществляющая свою работу сознательно, и есть воля, работающая бессознательно. Однако сознательная работа есть божественная работа. Может случиться так, что божественная воля может столкнуться с трудностями, но в этих трудностях всегда есть свой смысл для нее. Иными словами, неважно, успех это для Бога или поражение, для Божественной силы это ничего не значит, потому что оба результата являются для Бога успехом; неважно также, победил ли человек или проиграл, потому что для человека оба результата являются поражением. Если человек преуспел в том, чтобы накопить больше богатств или достичь более высокого положения, то что он получит в итоге? Все достанется кому-нибудь другому, который вырвет это у него из рук. Поэтому неважно, имели ли мы успех или поражение в жизни, но, если он был индивидуальным, в конце он будет поражением. Но в случае богоугодных вещей, будь они поражением или успехом, в конце концов – это всегда успех. Иначе и быть не может, здесь может быть только победа. Нанак сказал: "Зерно, которое находит убежище в центре мельничного жернова, – спасется". Так и человек, который сохраняет близость к Богу. Он получает свою силу и вдохновение от Бога, а если жизнь человека направляется этими силой и вдохновением, то, несмотря ни на какие трудности, путь всегда ровен и в конце приведет именно туда, куда должно.
|