Подобно критским, микенские сооружения точно ориентированы по сторонам света, и мергарон всегда обращен на юг портиком.
К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских (микенских) царей. В конце ХVII-XVI вв. до н.э. для умерших микенских владык высекали глубокие прямоугольные могилы в скале, их называют «шахтовыми» захоронениями.В 1876 г. Г. Шлиманом была открыта первая такая усыпальница. С конца ХVI в. по XII до н.э. начинается сооружения купольных гробниц толосов, которые по своей грандиозности не уступают дворцам и крепостным стенам. Толосовый могильник может состоять из 35 рядов круговой кладки. Огромные камни лежат один на другом, причём каждое следующее кольцо уже предыдущего. Обычно они выкопаны на склоне холма. Огромный проём в конце длинного тоннеля служил входом в могильник. После каждого захоронения проход замуровывали и тонель засыпали землёй. Наиболее интересными толосовыми захоронениями Микен являются так называемые сокровища царя Атрея (отца Агамемнона) и могила Клитемнестры (убийцы Агамемнона).Хотя они относятся к «нужому» периоду, нет никаких доказательств того, что это действительно их могилы. Предположительнозахоронение царя Атрея и его сына Агамемнона выглядят так: гробница вырезана в холме к ней ведет открытый проход – дромос (греч. бег, путь) длина которого 36 м, ширина – 6 м. Десятиметровой высоты вход перекрыт монолитной глыбой, весящей около 100 тонн. Внутри гробницы круглое помещение диаметром в 14,5 м,его перекрывает куполообразный каменный свод высотой в 13,2 м. Круглая кладка постепенно сужается к верху. Все девять купольных гробниц в микенах были рахзграблены, однако настоящие сокробища «златообильных» Микен, археологи обнаружили в нетрунутых «шахтовых» гробницах ХVI в. до н.э. Эти захоронения отличаются необычной пышностью и богатством. Дворцовая жизнь, длившаяся в Крито-Микенском регионе несколько столетий, начала постепенно затухать к XIII-XII вв. до н.э. Наметившийся кризис выражался во многом: в истощении дворцовых богатств, редком появлении дорогих изделий, отсутствии построек и переделок разрушенных или приходящих в запустение зданий, определенной замедленности пульса бытия. Он чувствовался и в «усталости искусства», которое было сведено к нескольким бесконечно повторяющимся основным типам. Около 1150 г. до н.э. микенская цивилизация перестала существовать. Город был либо разрушен, либо покинут по другой причине. Возможно, вторгшиеся северные племена ускорили его падение. На долгие столетия героический мир умолк, страна погрузилась в эпоху, известную под названием «тёмной», но он жил в памяти потомков, и в 8 веке до н.э., он будет сохранен Гомером на века в поэмах «Илиада» и «Одиссея».
|