Поэзия и критика Т.С. Элиота. Своеобразие творческой позиции. Неотрадиционализм как мировое явление.
Томас Стернз Элиот по происх амер. Семья Элиотов перебралась из Англии в Америку в XVII веке, что по америк меркам означает принадл к аристок. Сам поэт не то чтобы тяготился Амер, но в Англии, да и в континент Европе ему дышалось куда легче, поэтому он смолоду перебрался в Лондон, принял впоследствии английское подданство и сменил конфессию на традиционный (хотя и не без некоторого фрондерства) англо-католицизм. И литературная слава Элиота началась - после Первой мировой войны - в рамках так называемого "потерянного поколения", английского по преимуществу (хотя к нему принадлежал и такой стопроцентный американец, как Хемингуэй). То есть Элиот писал о потерянности всего человечества, всей западной цивилизации - но воспринималось это поначалу именно как трагедия потерянного поколения. Группировал вокруг себя крайне малочисленных в первые годы последователей и просто поклонников. Служил при этом - до первых литературных успехов - банковским клерком. Воля к действию, интеллект, сарказм - все это воздействовало на публику не меньше, чем стихи и поэмы, а в сочетании с ними воздействовало с особой неотразимостью. Поэзия Элиота не слишком поддается переводу: во-первых, как уже отмечено выше, многие аллюзии не прочитываются или просто-напросто пропадают; во-вторых, будучи переведены буквально (или, точнее, недостаточно радикально), иные находки Элиота выглядят по-русски банальностями; наконец, английская поэзия в целом эмоционально беднее и сдержаннее русской - и там, где англичанину кажется, будто он орет "во весь голос" (еще одна цитата из Маяковского), нам кажется, будто он всего лишь вежливо переспрашивает, не поняв с первого раза заданный ему вопрос. К счастью, в данном издании имеется возможность привести многое в двух-трех переводах, чем несколько нивелируется вынужденная компромиссность и ущербность каждого из них, взятого в отдельности. Важные произведения: «Бесплодная земля» 1922 «Полые люди» 1925 «Пепельная среда» 1927-30гг «4 квартета» 1934-40гг Важную часть творчества занимают манифесты и эссе «Что такое классика» 1944г; «Традиции и индивидуальный талант»; Только внешнее сходство с Джойсом. При жизни становится классиком. В 1848 г получает Нобелевскую премию. В 50-х выступает с открытыми лицензиями. Все творчество делится на 2 периода: - ранний до 10-20гг. Приносит популярность этот период. Считал, что речь идет о проблеме эпохального слова. - с конца 20гг. «Пепельная среда» до конца 40г. «Бесплодная земля» Первое произведение, которое пишет в контексте кризиса, идет речь о культурной старости. Возникновении особого рода кризиса. Мир достигает словесной инфляции. Все уже говорилось: обесценились классические образцы. Произведение состоит из 5 глав: 1 Похороны мертвеца 2 Игра в шахматы 3 Огненная проповедь 4 Смерть от воды 5 Что сказал гром? Перед нами мир мертвецов, мир который накладывает огромное множество (чего огромное множество, к сожаленью у меня нету). Это один из вариантов чаши Гроага. Спасти землю может только чаша Гроага. Мир без надежды. Приход креста, который не узнается, модель мира буддизма. Огонь то, что испепеляет. Мир становится бесплодным. Спасти может только война. Смерть от воды самое позитивное. что может быть, но вода проклята. использует чужие образы – чьи – не уточняется. разные образы сталкиваются. Образы у него плоские раскладывается как в пасианс. Внешний способ. У Элиота путь классический, традиционный индивидуальный талант. Неотрадиционализм. Н. обобщает имажинизм, акмеищм, герметизм, все эти направления. Снимает вопрос о новизне. Ис-во должно быть вечным. Идет речь о том, чтобы делать старое заново. Того, что сделано классицизмом недостаточно. Должен быть человек, который вернет своим творчеством классику. Он не безучастен для ценности. Элиот развинчивает индивидуальность. Преемственность прервалась, культура сама по себе себя не производит. Вечные вопросы бесполезны, как только вопросы возникают, то человек впервые становится человеком. Как только в культуре есть такие люди, культура становится культурой. Формалисика атилирична. интеллектуальна. Кто отказывается от себя, себя приобретает. Востребована личность, как ценность. нужен именно ты, тебя никто не заметит. Понятие объективного корреляция. Нужно изображать не то, что мы чувствуем. (Тут речь идет о том, что нужно показать как есть все, чтобы читатель сам начал чувствовать как ты). Понимание классическое, классика свойственная со зрелостью. Цитаточность приводит пример Вергилия – он полностью состоит из чужих слов, нет своего у него, но он берет чужое слово и доводит его до совершенства.
|