Структура героя и мира в романах Ф. Кафки. Поэтика сновидения.
Мир Кафки – это мир сна (галлюцинаций, грез). Ключевые произведения Кафки начинаются с пробуждения. Одна из ключевых и известных категорий сновидения – перевернутое время. Оно задним числом придумывает основания, причины, которые вели к такому состоянию. Явь у К. тоже мир метаморфоз, она от сна мало, чем отличается. Мир как в калейдоскопе. Но не нужно делать вывод, что внешнего мира нет. Он есть, он всесилен и от него зависит герой. Просто читатель наблюдает за происходящим из субъективного состояния героя. Но диалог внешнего мира с героем не является доброжелательным. Послание внешнего мира не понятны герою, это шифр. Категория сна – категория кошмара. Важное условие мира К. – социальный слой. В конечном итоге перед нами притча об уделе человека в этом мире. Это можно прочесть как позицию человека и Бога. Человек смертен. Его мнения никто не спрашивает, а оснований не слушает. В этом К. опирается на диалектическую теологию Кьера Кегорга. Бог по отношению к человеку – это абсолютное иное, его нельзя описать человеческими категориями. Мир романа – мир субъективный. У К. – это утопическая структурная направляющая романа. Герои Кафки второстепенные персонажи жизни. Перед нами судьба маленького человека. В мире Кафки есть отголоски иудоистического представления о вине человека. Человек важен уже по факту рождения. Основной комплекс мира Кафки – «само твое появление в этом мире неуместно». В творчестве Кафки речь идет о преодолении этого греха, о пробуждении от кошмара. Нагнетается тема, что все зависит от самого героя. Часто этим пробуждением является смерть. В «Замке» герой пытается пожить по законам этого мира, пытается реализоваться. Герой умирает, но цель его достигается. Перед нами мир подавлений, страданий, униженности, мир – кошмар. В этом мире ты не нужен, в нем господствует принцип необходимости уйти. Здесь нет и не может быть внутреннего мира. Человеку остается заполнять эту пустоту. Кафка выстраивает новые миры, как бы заполняя пустоту. Иногда тематика Кафки сужается до отношений в семье, уделам художника. Здесь особый мифологизм. К. выстраивает совершенно новые миры. В качестве главных персонажей выбираются животные.
|