Примечания. а - Интервью с Йормундуром Инги, Альсхерьягоди Исландии // Мифы и магия индоевропейцев: сб
а - Интервью с Йормундуром Инги, Альсхерьягоди Исландии // Мифы и магия индоевропейцев: сб. ст. – М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. – Вып. 10. – C. 196–208; Йормундур И. Идентичность // Там же, с. 209–212. b - Третья конференция WCER в Литве // Мифы и магия индоевропейцев: сб. – М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. – Вып. 10. – C. 219–222; Четвёртая конференция WCER в Литве // Мифы и магия индоевропейцев: сб. – М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. – Вып. 11. – C. 216–223. Титул наивысшей духовной власти этнической литовской религии был вручён профессору Вильнюсского университета, ученомуэнтографу Йонасу Тринкунасу – лауреату национальной премии Литвы имени Басанавичюса, ныне председателю Мирового Конгресса Этнических Религий (WCER). c - В их числе необходимо упомянуть А.К. Толстого, Н.А. РимскогоКорсакова, В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И. Я. Билибина и др.; исследователей А.Н. Афанасьева, И.Д. Срезневского, Н.М. Гальковского, Е.Я. Аничкова, Д.А. Зеленина и др. d - Наиболее ярко это проявилось в обращении к традиционному языческому культу Родины – одухотворённой Матери Сырой Земли. Достаточно вспомнить хотя бы плакат «РодинаМать зовет». В предвоенных экранизациях русских сказок также торжествует языческая символика. Так, в фильме А. Роу «Кощей Бессмертный» герой Никитабогатырь в исполнении народного артиста С. Столярова достаёт горсть Матери Сырой Земли и, обратившись к ней как к живой сущности, вызывает на подмогу из самой Земли светлую силу в образе русского воинства, встающего супротив тёмного царства Кощеева. В фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» лишённый недостатков, идеализированный князь как мифологический культурный герой идёт против «воинства Христова» вместе с обычным народом, вылезающим из землянок с кольём и дубьём, играющим «варварские» мелодии на языческих рожках: «Вставайте, люди русские, за Землю нашу вольную... На Родной Руси не бывать врагу!» В известном выступлении главнокомандующего и генсека И.В. Сталина 7 ноября 1941 года перед уходящими на фронт войсками мы вновь слышим обращение к характерному для язычества культу великих предков и идеализированных вождей – Невскому, Донскому, Минину и Пожарскому, Суворову и Кутузову. Это явно идёт вразрез с марксистсколенинской классовой идеологией. Особенно если вспомнить, что тот же князь Александр Ярославич изуверским образом подавлял народные выступления в Новгороде, а граф Александр Суворов расстреливал восстание Костюшко… e - Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1981; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, – М.: Наука, 1997; Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003; Седов В.В. Древнерусская народность. – М.: ИА РАН, 1999; Седов В.В. Славяне в раннем средневековье, – М.: ИА РАН, 1995; А.Г. Кузьмин. Откуда есть пошла Русская земля. – М.: Молодая Гвардия, 1986: Кузьмин А.Г. Падение Перуна. – М.: Молодая гвардия, 1988; О.Н. Трубачев. Этногенез и культура древнейших славян: 2е изд. – М.: Наука, 2003 f - Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. – М., 2005. – Вып. 3. – 192 с.
|