Студопедия — О прошлом и настоящем языческого движения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О прошлом и настоящем языческого движения






 

По: А. Е. Наговицын, Д.А. Гаврилов. О современных тенденциях возрождения традиционных политеистических верований // Schola­2004: сб. науч. ст. философского факультета МГУ / под ред. И.Н. Яблокова, П. Н. Костылева / сост. А. В. Воробьев, П. Н. Костылев. – М.: Издательство «Социально-­политическая мысль», 2004. – С. 179–186; Д. А. Гаврилов. О возвращении к Традиционным природным культам и исконным этническим верованиям на рубеже XX–XXI вв. // Вестник Традиционной Культуры. – М., 2005, – Вып. 2. – С. 44–53.

 

Кто бы что ни говорил, три авраамические религии – иудаизм, христианство, мусульманство – не охватывали и не охватывают большинство верующих людей Земли. Индия, Китай, Юго-­Восточная Азия, то есть более половины населения мира, ориентируются преимущественно на разные формы язычества, исповедуя традиционные верования и религии, сложившиеся на их основе.

Едва ли кто­то усомнится, что сегодняшняя Япония – одна из ведущих высокотехнологичных держав мира с очень сильными экономикой и наукой. Между тем, в этой стране признана и имеет высокий государственный статус исконная японская духовность – языческая вера Синто. Её гармоничные храмы, посвящённые природным стихиям, стоят в живописнейших уголках страны. Синтоизм мирно уживается с другой официальной, хотя и пришлой религией – буддизмом (возникшим из индуизма).

В столь же благополучной и ухоженной, как Япония, Исландии действует евангелистская лютеранская церковь. Хотя лютеран много, есть здесь и церковь католическая, а также несколько других конфессий. Между тем уже немало лет назад как вторая государственная религия получила признание природная вера «Асатру» (первая современная зарегистрированная община одинистов действует в Исландии официально с 1973 года). В переводе с древнеисландского Асатру буквально означает «вера в богов». Она известна также как Одинизм (по имени Одина – верховного бога древнегерманского пантеона) и Трот (Troth – «вера» или «верность»). Культ Асатру уходит глубоко корнями в северо­германскую традицию (a). На рубеже веков эта вера возвратила себе официальное признание также в Дании и Норвегии.

По пути признания государством природных верований пошла и некогда католическая Литва. Попытки возродить старую веру предпринимались в течение всего XX века. Лишь в 1992 году официально зарегистрирована организация современных балтийских язычников под названием «Ромува». В октябре 2002 года, спустя 600 лет после крещения, в этой стране появился свой Кривис (верховный жрец) (b). На «инаугурации» Верховного жреца присутствовали члены парламента и другие официальные лица.

С начала 1990­х годов в России также наблюдается возрождение дохристианских традиционных (языческих) верований и народных обрядов, складывание «центров притяжения» приверженцев природной веры.

Корни этого возрождения – во внимании блестящих русских и советских учёных и мыслителей XIX–XX веков к народным традициям, искусству, ремёслам (c).

В годы советской власти сохраняется устойчивый интерес к дохристианской религии и народным обычаям, свидетельством чему многочисленные этнографические записи с русского Севера (М.М. Коргуев, А.Н. Нечаев и др.), Урала (П.П. Бажов) и т. п., а также их популярные переработки (А.Н. Толстой).

В конце 1930-­х – начале 1950-­х годов в СССР на самом высоком правительственном уровне приходят к целесообразности использования архетипических языческих символов в целях контрпропаганды (считая идеологическими противниками как христианство, так и германский оккультизм) (d).

В годы войны и послевоенный период возрождается традиционный культ Победы и оружия, отголоском которого стали знаменитые монументы – памятники вооружённым мечами русским воинам­-победителям и освободителям в Сталинграде, Киеве, Берлине. Наконец, одновременно с возрождением языческого обряда кремации вместо православного трупоположения, по всем городам­героям России и странам освобождённой Европы вспыхивают священные неугасимые костры. Как и тысячу лет назад, народ чествует ушедших в мир иной у поминальной крады – Вечного огня. Мы до сих пор раз в год всей страной по сути совершаем самый настоящий обряд у этого Огня, приносим языческие требы и ставим почётный караул, охраняющий священное пламя от посягательств. Вероятно, всё это было не случайно. Закономерным стало и возвращение в число традиционных государственных праздников Нового Года с языческим обрядом украшения вечнозелёного Мирового древа.

В 1960–1980­е годы выходят переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями специалистов. Недостаток первоисточников о славянской политеистической культуре компенсируется повышенным интересом к античной, ведической и эддической традициям. В 1990-­е годы переиздано и затем продолжено Полное собрание русских летописей, а также дореволюционные изыскания подвижников традиции славян и их ближайших соседей.

Появляются многочисленные исторические и фантастические литературные произведения, основанные на языческой традиции.

Немалую роль в становлении языческого движения на постсоветском пространстве сыграли книги выдающихся исследователей традиции славян и Руси Б.А. Рыбакова, Н.И. Толстого, В.В. Седова, А.Г. Кузьмина, О.Н. Трубачёва (e) – к сожалению, ныне уже покойных.

Всё это уже с конца 1980­-х годов привело к рождению языческих групп, жадно вбирающих в себя знания. Одновременно в образовавшуюся идеологическую пустоту после развала Советского Союза устремилась Русская православная церковь, навязчиво распространяя мнение о православии как единственно возможной и исконной русской вере. Но это утверждение, мягко говоря, не соответствует истине и не отражает действительной глубины и сложности духовной жизни русского и других народов России. Это просто обман.

Мы видим, как набирает силу языческая вера поволжских народов и татар, в том числе Тэнгри. Республика Марий Эл – единственный пока субъект Российской Федерации, где жрецы марийского языческого культа «Чи Марий» вполне официально признаны наследниками финно­угорской Природной веры. В Чувашии развивается этническая вера Сувар. В Туве расцветают шаманские культы…

Даже за народами Крайнего Севера уже признано право на свою собственную религию. Увы, беспристрастный анализ убеждает: русские – самый многочисленный народ Европы – таким правом не обладают, их исконные традиционные верования и обычаи не защищены законами собственной страны!

Тем не менее, вопреки упорно распространяемому утверждению о противостоянии русских язычников православной церкви и возбуждении нами шовинистических настроений среди населения, значительная часть организованных языческих групп исповедует взгляды, направленные на объединение народов России, и религиозную терпимость. На это однозначно указывают документы влиятельного объединения последователей дохристианской Традиции – Круга Языческой Традиции (основан в марте 2002 года) (f). Ныне он уже объединяет несколько десятков групп из разных городов России и Украины. Первому Съезду Круга (см. Приложение 2) в первом чтении и представлен настоящий Манифест.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия