Немецкая классическая философия
Эта эпоха начинается с Иммануила Канта. Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром. В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы. И. Кант придерживался строгого распорядка дня. Два периода И. Канта: 1. Докритический- высказывал натурфилософские взгляды, гипотезу происхождения Земли. 2. Критический- создаёт совершенно новые философские концепции: · Критика чистого разума (1781); · Критика практического разума (1786); · Критика способности суждений (1790);
Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем. Кант создаёт три философских вопроса: 1. Критика чистого разума отвечает на вопрос: «что я могу знать?» 2. Критика практического разума отвечает на вопросы: «что я могу делать? На что я могу надеяться» 3. Критика способности суждений является связующим звеном между двумя предыдущими, в ней излагаются астетические суждения. Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос. Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится. Синтетические суждения - здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание. Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности - время и пространство. Пространство - это внешняя форма, времявнутренняя. Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.
1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала); 4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем. В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом. И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»
|