Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Люди — авторы, исторические и эпические деятели




 

Авраамий Ростовский (XII) — монах, разрушивший в Ростове кумир Велеса.

Авраамий Смоленский (XIII) — монах, отличался праведной жизнью. Его недоброжелатели, требуя отлучить Авраамия от церкви, ссылались на его знакомство с «Голубиной книгой».

Адам Бременский (у 1075) — северогерманский хронист.

Адриан (у в 138) — римский император с 117 года. Просвещённый правитель.

Аксаков К.С. (1817–1859) — русский публицист, историк, писатель-прозаик и поэт, видный славянофил.

Александр Македонский (356–323 до) — крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира, царь Македонии, завоеватель Эллады, Египта и Персии, создатель недолговечной Македонской державы от Дуная до Инда. Герой популярного с поздней античности и средневековье романа «Александрия».

Александр Ярославич (Невский) (1220–1263) — Одержал победу над шведскими пиратами на Неве и — совместно с братом Андреем — Тевтонскими рыцарями на Чудском озере.

Впоследствии донёс в Орду о готовящемся его братьями Андреем и Ярославом восстании против татар, принял участие в командовании карательными войсками, став виновником гибели семьи Ярослава и смерти Андрея на чужбине. Насильно принудил новгородцев к уплате дани татарам. Отравлен татарами из соперничавшей партии в Орде.

Алексеев А.И. — современный российский историк.

Алексей Михайлович Романов (1629–1676) — русский царь, сын основателя династии Романовых Михаила Федоровича. Укреплял Русскую державу.

Начал без ломки костей и пляски на гробах все реформы, которые ныне приписывают его сумасшедшему сыну Петру.

Алёша Попович, был. — младший (по возрасту) из «первой тройки» киевских богатырей. Победитель колдуна Тугарина Змеевича.

Аль Масуди (ум. в 957) — арабский писатель и путешественник.

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174), сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны. Половецкое имя — Катай. Убит родичами и приближёнными.

Андрей Ярославич — владимирский князь, командовавший вместе с братом Александром русским войском на Чудском озере, предводитель восстания против ордынцев. Проиграв из-за измены старшего брата, погиб в изгнании.

Аничков Е.В. (1866–1937) — российский литературовед. Приват- доцент по истории западной литературы, лектор английского языка Киевского университета. Преподавал на женских курсах в Петербурге, профессор Петербургского Психоневрологического института. Неоднократно эмигрировал за границу. Марксист. Подхватил марксизм с Запада или от учениц-курсисток в Питере, мне неизвестно.

Апракса королевична, был. — супруга Владимира все Славьича, Красного Солнышка.

Артур (V), лег. — легендарный король бриттов, победитель англосаксов, посмертно ставший символом англосаксонской цивилизации.

Аскольд, Оскольд (у 882) — один из братьев-князей, правивших в Киеве. Крестился в Константинополе. Казнён Вещим Олегом.

Аттила, Бич Божий (у 453) — вождь гуннов. При нём племенной союз гуннов достиг наивысшего могущества. После его смерти распался.

Афанасьев А.Н. (1826–1871) — русский историк, фольклорист.

Ашока — правитель династии Маурья в Индии 273–232 до н.х.л. подчинил своей власти почти всю Индию. Принял буддизм.

Болле Боллесон (XI) — первый из норманнов вступил в варяжскую дружину константинопольского императора (1020).

Болсуновский К.В. — русский и украинский историк, археолог.

Борис (ум. 1015) — князь, сын Владимира Святославича. Провозглашён святым.

Боровский Я.С. — украинский советский археолог.

Боян — певец, сказитель, упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Назван «Велесовым внуком», его «творческая методика» напоминает шаманские странствования по трём мирам (в виде орла, волка, «мыси»-белки) по Мировому («мысленну») древу. Возможно, одно лицо с Бояном Симеоновичем (X век), болгарским царевичем, поэтом, ставшим волхвом.

Брюкнер А. (29.1.1856-24.5.1939) — польский филолог славист.

Бус (Бос, Баксан) (у 375) — антский князь. Захвачен в плен и зверски убит конунгом готов Винитаром.

Буслаев Ф.И. (1818–1897) — русский филолог, искусствовед, исследователь «мифологической школы» мировой величины.

Василий Буслаев, был. — новгородский удалец.

Василиса Микулична, был. — женщина-богатырка (поляница).

Васильев М.А. — современный российский историк.

Видукинд Корвейский (925–973) — средневековый саксонский хронист, описывал покорение саксами балтийских славян.

Винитар (ум. 375) — готский конунг из рода Амалов. Зверски убил взятого им в плен антского князя Буса вместе с сыновьями и старейшинами.

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) — великий князь киевский. Законодатель, политик, дипломат и полководец.

Владимир все (или «свет») Славьевич, Красное Солнышко, был. — былинный правитель Киева на Дунае, потомок прародителя- эпонима славян, Слава или Славена. Фигурирует в новгородской Иоакимовской летописи и «Тидрек-саге». Кроме имени, ничего общего с Крестителем Руси не имеет.

Владимир Святославич Креститель (у 1015) — сын великого князя Святослава от хазарской рабыни Малки. Узурпатор престола, убийца брата по отцу, законного наследника, Ярополка Святославича. Вероотступник.

Владимир Хросате (IX) — болгарский князь, сын крестителя Болгарии Бориса. Попытался восстановить в стране почитание Родных Богов, за что был ослеплён собственным отцом.

Володислав (XII) — боярин из Галича Волынского, попытавшийся объявить себя князем. Обратился за помощью к венграм, что его не спасло.

Волх все Славьич (Вольга свет Славьич) был., лег. — сын Слава (Славена), предка-эпонима славян. Оборотень и чародей, захвативший «Индейское» царство, эпоним реки Волхов, и, возможно, сословия волхвов.

Всеслав Брячиславич Полоцкий (ум. 14.4.1101) — князь Полоцкий, в летописи ему приписывается склонность к чародейству и волхвованию, в «Слове о полку Игореве» описан как оборотень, способный в ночи в виде волка, «лютого зверя» или окутавшийсь облаком «синей мглы», преодолевать огромные расстояния.

В 1066 году схвачен, вопреки крестоцелованию, своими двоюродными дядьями-Ярославичами и брошен в поруб, освобождён народным восстанием 1068 года, возглавил оборону Киева против половцев.

Вундерер И. (XVI) — немецкий путешественник в странах Прибалтики и Русском Северо-Западе.

Гагануморе (XIX) — вождь на одном из островов Тихого океана.

Гальковский Н.М. — русский историк, этнограф.

Гвиневера, лег. — супруга короля Артура.

Гедеонов С.А. (1815–1878) — русский историк, автор фундаментального труда «Варяги и Русь».

Гельмольд (1110–1177) — германский хронист.

Гербенштейн Сигизмунд (1486–1566) — австрийский дипломат и путешественник, украинец по происхождению, приезжавший в 1517 и 1526 годах в Русское государство. Оставил записки о России с картами и зарисовками.

Гердер И.Г. (1744–1803) — немецкий мыслитель-историософ и теоретик литературы, деятель Просвещения.

Гермутруда (VIII) — королева пиктов.

Геродот (V до н.х.л.) — древнегреческий автор, «отец истории».

Гизель, Иоаким — автор «Сказания об идолех Владимировых», принявший православие прусский выходец.

Гильфердинг А.Ф. (1831–1872) — русский фольклорист, собиратель былинного эпоса и историк-славист. Автор бесценного, но, увы, почти не переиздававшегося труда «История балтийских славян» (1855).

Глеб (ум. 1015) — князь, сын Владимира Святославича. Провозглашён святым.

Глеб Святославич (ум. 1078) — князь новогородский, сын Святослава Ярославича.

Гомер — легендарный древнегреческий певец, где-то между XII и VIII веками до н.х.л. Создатель великих эпических поэм «Иллиады» и «Одиссеи».

Городецкий С.М. (17.1.1884-8.6.1967) — русский поэт, автор великолепных, но, увы, малоизвестных стихов. Все эти стихи, в особенности же сборник «Ярь», автор настоятельно рекомендует читателю.

Горький A.M. (1868–1936) — советский писатель, основоположник «соцреализма» в литературе.

Гумилёв Л.Н. — историк.

Гуревич А.Я. — советский историк, медиевист.

Дабрента (Добрыня?) (VI) — вождь славян.

Давид — царь иудейский. Первым применил «обжигательные печи» для уничтожения пленных (2-я Царств 12:31) — за несколько тысяч лет до Освенцима.

Даль В.И. (1801–1872) — русский писатель, этнограф и языковед, создатель четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-66) и сборника «Пословицы русского народа» (1862, ок. 30 тысяч пословиц).

Данила Аовчанин, был. — богатырь, иногда — князь, муж Василисы Микулишны, которую захотел сделать своей женой Владимир Красное Солнце. Справившись с княжьей ратью и увидев едущих на него братьев (родного и названого), Данила, не желая ни сам становиться братоубийцей, ни превращать в таковых братьев, бросается на копьё.

Данилевский И.Н. — современный российский историк.

Диоклетиан — римский император (284–305), укреплял Римское государство, проводил гонения на христиан.

Дир (ум. 882) — один из братьев-князей, правивших в Киеве.

Дйармайд, ле — великий король Ирландии.

Днепра королевична, был. — женщина-богатырка (поляница).

Добрыня Малкович (X) — вуй (дядька по матери) Владимира Крестителя. Брат рабыни-хазарки Малки. Возглавлял кровавое крещение Новгорода. Кроме имени с былинным богатырём не имеет ничего общего.

Добрыня Никитич, был. — один из трех главных богатырей киевской дружины, победитель «Змеихи Горынинской».

Дорофейко (у 1690) — «волхв» (знахар), нанятый князем Безобразовым для возвращения расположения молодого Петра. Сожжён. Его работодатели казнены.

Дунай, был. — богатырь, муж и убийца Днепры королевичны. Покончил с собой.

Дюк Степанович, был. — боярский или гостиный сын «из Индеи Богатыя», из города «Далича». Идеальный племенной вождь, богач и щеголь.

Еким, бы — паробок Алёши Поповича.

Забелин И.Е. (1820–1909) — русский историк и археолов. Автор «Истории жизни русского народа с древнейших времён».

Иаков Мних (XI) — русский церковный писатель.

Ибн Мискавейх (ум. в 1030) — персидский писатель, библиотекарь, секретарь и казначей иранских правителей из династии Бундов.

Ибн Русте (X) — арабский географ.

Ибн Фадлан (X) — арабский писатель и путешественник, посол от халифа Багдадского к правителю волжских булгар.

Ибрагим ат Тартуши (X) — арабский путешественник.

Иван III Васильевич (1440–1505) — великий князь Московский и всея Руси.

Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) великий князь Московский и первый русский царь (с 1547). Разгромил Казанское и Астраханское ханства, но в Ливонской войне потерпел поражение. Организовал опричный террор.

Иванов В.В. — русский советский лингвист.

Игорь Рюрикович (Сын Сокола) Старый (ум. 945) — великий князь киевский. Победитель древлян, уличей, печенегов, греков.

Игорь Святославич (1150–1202) — князь новгород-северский с 1178, черниговский с 1199 г. Потомок Олега Святославича, организатор неудачного похода на половцев в 1185 г. Главный герой «Слова о полку Игореве».

Иларион (XI) — первый русский митрополит. Писатель, автор «Похвалы кагану нашему Владимиру», «Слова о законе и благодати» и др.

Илья Муромец, был. — главный богатырь русских былин. Победитель оборотня Соловья, «татар» царя Калина.

Иоанн (ум. 983) — юноша-варяг, христианин, сын Феодора. По непонятным причинам принял участие в жеребьёвке на выбор жертв Перуну, пытался искать укрытия на дворе отца. Был убит разъярёнными киевлянами.

Иоанн Цимисхий (925–976) — византийский император, армянин по происхождению.

Иордан Готский (VI) — готский историк.

Кайсаров А.С. (1782–1813) — русский историк, писатель, исследователь славянской мифологии.

Карамзин (1776–1826) — русский сентиментальный писатель, автор «Истории государства Российского».

Карп Стригольник (у 1375) — по одним данным — мирянин, по другим — диакон, руководитель влиятельного кружка колдунов- «стригольников». Вместе со своими сподвижниками утоплен в Волхове.

Киплинг Редьярд (1865–1936) — британский поэт и писатель.

Кирилл-Константин (827–869) — греческий проповедник, «просветитель» славянства, переводчик Библии и богослужебной литературы на славянский язык. Изобретатель «славянской письменности» — глаголицы. К т. н. «кириллице» не имеет никакого отношения.

Клейн Л.С. — современный российский археолог, историк.

Кожинов В.В. — русский историк, литературовед, публицист.

Козьма Пражский (1045–1135) — чешский хронист.

Коломан (XII век) — венгерский король.

Константин Великий (ум. в 337 г.) — римский император с 306, основатель Константинополя (330), первый император Восточно-Римской империи, сделавший христианство государственной религией.

Константин VII Рождённый в Пурпуре (Порфирогенит, Багрянородный) (905–959) — император Восточной Римской Империи (945–959). Более известен своими трактатами, из которых до нас дошло два — «О дворцовых церемониях» и «Об управлении империей». Отравлен сыном и снохой.

Конхобар, лег. — верховный король Ирландии.

Кормак мак Арт, лег. — идеальный правитель из ирландских преданий.

Корш Ф.Е. (1843–1915) — российский филолог, академик Петербургской академии наук.

Костомаров Н.И. (1817–1885) украинский и русский историк, этнограф, публицист, писатель, критик, переводчик.

Кузьмин А.Г. — русский историк, патриот.

Кухулин, лег. — главный герой богатырского ирландского эпоса.

Лев Диакон (950-1012) — византийский хронист, автор единственного в византийской историографии подробного описания обычаев, обрядов, вооружения, воинской тактики и внешнего вида русов.

Левшин Василий Алексеевич — писатель XVIII века, «дедушка русского фэнтези», использовавший в творчестве былины. Его сочинения вдохновили А.С.Пушкина на поэму «Руслан и Людмила».

Лешко Попелюш, лег. — польский герой языческих времён, хитростью победивший врага-змеевича. См. Алёша Попович.

Ловмяньский Хенрик — польский исследователь.

Ломоносов М.В. (1711–1765) — великий русский учёный- энциклопедист. Историк, грамматик, химик, физик.

Лурье Соломон — российский еврейский учёный нач. XX века.

Лютовер (Илитвер) (VIII?) — вождь «савир» — северя Крестился, в расчете на помощь православного кесаря и нового бога в борьбе с хазарами, но потерпел сокрушительное поражение.

Мал, Нискинин сын (X) — правитель Деревской земли.

Малка (X) — рабыня-хазарк Ключница и милост-ница (любимица) княгини Ольги, мать Владимира Крестителя.

Мазепа И.С. (1644–1709) — гетман Украины с 1687 г. В 1708 году перешёл на сторону вторгшихся на Украину войск Карла XII, после поражения шведов под Полтавой бежал вместе с ними в Бендеры, а затем и в Турцию, где и умер.

Мартынов — русский советский исследователь.

Медб, лег. — имя нескольких ирландских королев, чародеек и распутниц.

Менандр Протиктор (VI) — византийский историк.

Микула Селянинович, был. — крайне странная фигура русского эпоса: человек, нарядившись в «кафтан чёрна бархата», зелёные сафьяновые сапоги на высоком каблуке, ведёт плугом из кипариса, серебра и золота единственную борозду по целине.

Мистиша — об этой загадочной личности неизвестно ничего, кроме имени и того, что её (его?) отцом был Свенельд.

Маврикий Стратег (VII) — византийский император, составитель «Стратегикона» — руководства по военному делу.

Михайло Казарин, был. — богатырь, освободил захваченную «татарами» сестру.

Михайло Потык, был. — богатырь, соблазнён и едва не погублен степной колдуньей Марфой Вахрамеевной.

Мохаммад (Мухаммед, Магомед) (570–632) — основатель ислама. «Пророк», точнее, посланник-расул аллаха.

Настасья Микулична, был. — женщина-богатырка (поляница). Жена Добрыни Никитича.

Неменьи, Геза фон — современный германский исследователь.

Ненадович Павел (XVIII) — сербский архиепископ.

Нестор (втор по XI — нач. XII) — монах Киево- Печерской лавры, летописец. Предположительно — автор «Повести временных лет».

Нидерле Любор (1865–1944) — знаменитый чешский историк, археолог, славист.

Оккам Уильям (1300–1350) — английский философ и богослов, монах ордена доминиканцев.

Олаф Трюггвассон (965-1000) — король (конунг) Норвегии с 955 года, правнук Харальда Прекрасноволосого. Был на Руси. В 994 году, в Англии, обратился в христианство, став королём Норвегии, начал насаждать христианство.

Олеарий (Эльшлегер) Адам (ок.1599–1671) немецкий путешественник, посещавший Россию. Оставил «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию».

Олег Вещий (ум. 912) — величайший деятель Русского Средневековья. Великий князь киевский. Фактический создатель Русской державы. Объединил Киев и Новгород. Покорил древлян. Победитель хазар, освободивший от дани славянские народы вятичей, радимичей и северян.

Олег Святославич (Гориславич) (у 1115) — князь Черниговский и Тмутороканский. Авантюрист, человек сложной судьбы, политический противник Владимира Мономаха.

Ольга (Аллогия, Елена) (у 969) — жена великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Правительница с 945 по 962 год. Вопреки общераспространённому заблуждению, не проявила никакой государственной мудрости, мечась между Восточной Римской империей и Священной Римской империей германской нации.

Её правление ознаменовалось падением внешней активности Руси, утратой некоторых земель, падением международного престижа Русского государства, и едва не привело к оккупации страны, если бы не отстранивший мать от власти Святослав.

Островский А.Н. (1823–1886) — Великий русский драматург.

Оттон I (912–973) — германский король с 936 года, первый император Священной Римской империи германской нации с 962. При нём натиск на славянские земли («дранг нах остен») значительно усилился.

Платон (XVIII) — архиепископ.

Плисецкий М.М. — советский историк, фольклорист, исследователь былин «исторической школы».

Подсокольничек — сын Ильи Муромца от «бабы Латигорки».

Потебня А.А. (1835–1891) — русский и украинский языковед, этнограф, педагог. Автор ряда исследований по славянской мифологии.

Претич (X) — правитель северян.

Прокопий Кесарийский (VI) — придворный историк Юстиниана I Великого.

Пропп В.Я. — крупнейший советский фольклорист.

Псевдозахария Ритор (VII) — сирийский автор.

Пушкин А.С. (1799–1837) — великий русский поэт.

Робин Гуд (сэр Роберт Фиц Ут, граф Хантингтон) (XII век) — саксонский рыцарь. Как сообщает его надгробная плита, он славился как лучший лучник Англии. Он с дружиной, согласно той же надписи, наказывал злодеев, хотя сам со своими людьми был вне закона.

Робинсон А.Н. — русский, советский исследователь, филолог, литературовед.

Рыбаков Б.А. (1908–2001) — русский, советский историк и археолог, учёный и патриот.

Рюрик Годиславич (ум. 879) — князь ободритов и русов, призванный славянами севера Восточной Европы для усмирения усобиц и защиты от хазар. Отец (?) Игоря.

Рюрик Ростиславич (ум. 1215) — внук Мстислава Владимировича, правнук Владимира Мономаха. Великим князем киевским был трижды.

Садко, был. — гусляр, купец.

Саксон Грамматик (XII век) — датский хронист.

Самсон Самойлович (Саксон Колыванович), был. — глава киевской богатырской дружины до Ильи Муромца.

Свенельд (X) — воевода киевских великих князей Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича и Ярополка Святославича.

Святослав I Храбрый Игоревич (942–972) — величайший деятель русского Средневековья. Великий князь киевский. Полководец и государственный муж. Уничтожил Хазарский каганат. Раздвинул границы Руси до Волги.

Завоевал Болгарию, провозгласив своей целью создание общеславянской державы. Убит печенегами по наущению византийцев и киевских христиан.

Святослав Ярославич (1027–1076) — Черниговский князь, сын Ярослава Мудрого.

Седов В.В. — русский советский археолог.

Серяков М.Л. — современный российский историк.

Соловей-разбойник, был. — разбойник-оборотень, побеждённый Ильей Муромцем.

Соловьев С.Н. (1820–1879) — русский историк.

Академик Петербургской академии наук.

Основной труд «История России с древнейших времен».

Срезневский И.И. (1812–1880) — русский языковед, этнограф, составитель первого исторического словаря русского языка.

Строев П.М. (1796–1876) — русский историк, археограф, библиограф.

Стрыйковский Мацей (XVI) — польский писатель, историк.

Сфенго (?) (X–XI в) — князь Тмуторокана, сын Святослава Игоревича.

Тацит, Корнелий (I) — римский историк, хронист, писатель и путешественник.

Теодорих (493–526) — конунг восточных готов (остготов).

Тихон Задонский (XVIII) — епископ Воронежский.

Толочко П.П. — украинский советский археолог.

Толстой А.К. (1817–1875) — русский поэт и драматург.

Топоров — советский лингвист-языковед.

Тороп, был. — паробок Ильи Муромца.

Тревер К.Н. — советский исследователь, специалист по иранской мифологии.

Тугарин Змеевич, был. — колдун, побеждённый Алёшей Поповичем.

Унферт, лег. — датский «тул» (жрец) из поэмы «Беовульф».

Фаминцын А.С. (1841–1896) — русский историк, фольклорист, музыкальный критик.

Феодор — варяг, крещённый в Византии. В 983 году убит киевлянами за оскорбление их Богов.

Феодосии Печерский (ум. 1074) — древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря.

Феофилакт Симокатта (конец VI–VII) — восточно-римский историк, хронист.

Финтан сын Бохры, лег. — ирландский мудрец.

Фрэзер Дж. Дж. (1854–1941) — английский исследователь, этнограф, религиовед.

Фроянов И.Я. (род. 1936) — современный русский учёный.

Хвойко — русский и украинский археолог.

Хорсвита (X) — княжна с острова Рюген.

Хотен Блудович, был. — богатырь, враждовал с оскорбившим его мать семейством Чусовых, поддерживаемым князем Владимиром.

Чердынцев В.В. — русский советский исследователь былин.

Честертон Г.К. (1874–1936) — британский католический мыслитель, писатель и публицист.

Членов A.M. — киевский советский краевед.

Чулков М.Д. (1732–1794) — русский писатель и публицист из разночинцев. Автор «Весьма краткого известия о мифологии», «Словаря русских суеверий» и прославившей его «Абевеги русских суеверий».

Чурило Пленкович, был. — идеальный вождь, любовник, щеголь, убит Бермятой, мужем соблазнённой им Катерины Микулишны.

Цезарь, Гай Юлий (100 — 44 до) — римский полководец, государственный деятель и писатель.

Шанкара (V) — индуистский религиозный деятель, реформатор, мыслитель и богослов. Восстановил после тысячелетнего засилья буддистов культ Родных индуистских Богов.

ШлецерА.Л. (1735–1809) — немецкий учёный, работавший некоторое время в России.

Считается одним из создателей норманнизма.

Эхнатон (у 1440 до) — фараон-еретик, пытавшийся заменить всё многообразие культа Древнего Египта культом солнечного диска — Атона.

Юстиниан I Великий (482–565) — император Восточно-Римской империи. Вёл войны в Италии с готами, в Подунавье со славянами и на востоке против персов.

Янь Вышатич (XI век) — воевода князя Святослава Ярославича.

Яромир — князь рюгенских русов.

Ярополк Святославич (у 978) — великий князь Киевский, законный наследник русского престола, старший сын Святослава, свергнут и убит сводным братом, сыном наложницы-хазарки Малки, Владимиром.

Ярослав Владимирович «Мудрый» (978-1054) — князь Новгородский, с 1025 года — великий князь Киевский.

Ясон (или Якун) (VII) — славянский князь, осаждавший Фессалоники.

Ярослав из Штернберга — чешский полководец, одержавший в 1240 году победу над татарами.

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]1 На фоне такого отношения бросается в глаза «Слово о полку Игореве», спокойно упоминающее Языческих «бесов», но ни разу не помянувшее Христа, святых, «православную христианскую веру». Впрочем, этот вопрос слишком обширен и слишком далеко уведёт нас от нашей темы.

 

[2]2 Любопытной иллюстрацией к воззрению христиан на Языческих Богов служит книга «Религия московитов», вышедшая в Лейпциге ещё в 1717 году. На содержащейся в ней гравюре Боги капища 980 года — Перун, Мокошь, Стрибог, Хорс и другие — изображены с собачьими и кошачьими мордами, копытами, рогами, длинными ушами и прочими чертами нечисти. От этой книги счёл необходимым предостеречь своих читателей ещё Андрей Кайсаров в «Славянской и российской мифологии» в 1804 году, однако историк (!) А.А. Бычков считает возможным ссылаться на эту карикатуру ещё в начале XXI столетия.

 

[3]3 Впрочем, такая постановка вопроса — Языческий Бог или олицетворение праздника — не совсем осмысленна. У язычников бывают Божества, отвечавшие» за тот или иной отрезок времени — римский Ватикан, скажем, или русские Полудницы, можно также вспомнить святую Пятницу и святую Середу «народного православия». Однако нам важнее, что летопись таких «кумиров» на киевском холме не упоминала. Я настаиваю на именно таком написании этого имени, причины чего подробно разъясню при рассмотрении образа этого Божества.

 

[4]4 В xix веке в городе Вильно (современном Вильнюсе) при ремонте дома богатого купца XV века выстучали в стене гулкое пустое пространство. Естественно, первой мыслью нашедших было «Клад!». Однако на самом деле это оказалась потайная молельня, единственным ценным предметом в которой был золотой кумир Перкуна на алтаре. Видимо, купец, вынужденный притворяться католиком, не желал забывать Богов Пращуров. Причем дом этот, названный впоследствии «домом Перкуна», стоял через дорогу от собора святой Анны! Во время Первой мировой войны идол, к тому времени, конечно, прописавшийся в музее, был эвакуирован в Петроград. Однако из всех составов, шедших в это время в восточном направлении по густонаселенной, тесной Литве, именно этот загадочно и необъяснимо пропал — а вскоре людям стало не до древних кумиров, пусть и трижды золотых. Цел ли сейчас золотой Громовержец и где находится — неизвестно.

 

[5]5 Но и они вполне безопасными не считались. Еще прабабка автора этих строк ругалась: «Подь ты к Ефесту!» Отчего именно кузнец античного Олимпа так не глянулся прабабушке, что она направляла к нему всех, кем была недовольна — непонятно, а у нее уже не спросишь.

 

[6]6 Впрочем, в Западной Белоруссии был один случай, когда, можно сказать, шляхтич впрямую столкнулся с Языческим Богом — некий пан Норкун приехал в Перунов день плетью гнать своих хлопов, чествовавших Громовержца, на барщину. Немедленно появилась грозовая туча, вскоре затмившая все небо. Пан со словами: «Ты Перун, я — Норкун!», выстрелил в тучу из ружья (!) (Судя по этой детали, дело было не ранее XVII века.) В ответ ударила молния, конь шляхтича-богоборца был убит на месте, а всадник — парализован. Поправившись, очень впечатленный этим случаем пан не только перестал препятствовать чествованию Громовержца, но и заповедал своим потомкам блюсти его день. Предание было записано в конце 1970-х годов от 80-летнего старца, еще заставшего этот праздник. Коня, однако же, жалко.

 

[7]7 Разумеется, все сказанное никак не обозначает, что в обоих лагерях собрались дураки и негодяи. Нет, конечно же — в том и трагедия, что обе, порочные по содержанию и антирусские по воплощению, идеи поддерживали очень часто неглупые, талантливые и очень порядочные люди, хотевшие только добра… Многие из них раскаивались. Потом.

 

[8]8 Самое любопытное, что в данном случае для подобных построений есть некоторые основания. Действительно, у лопарей-саамов есть божество-громовик Айеке-Тиермес, символом и оружием которого является молот — как и у Тора. Аналогичное божество Укко-Таара (Туури, Тоори) есть у прибалтийских финнов. Вот только почему-то никто из скандинавских ученых не сомневается, что это саамы и финны заимствовали у их предков Ека-Тора, Тора-на-Колеснице, а не наоборот.

 

[9]9 Считается, что здесь в искаженном виде описывается святилище Аркона на острове Рюген в Балтийском море.

 

[10]1 °C оппонентами (особенно из презренных «патриотов») они не стесняются. Контраст напоминает какую-нибудь светскую даму времён крепостного права, перешедшую из гостинной, где только что сюсюкала с «ма шер княжной Мими» в людскую: «Манька, дура, на конюшню захотела?!»

 

[11]11 Средневековые алхимики называли так вещество, к счастью, столь же мифическое, как эликсир вечной молодости или философский камень, прикосновением превращающий в золото любые металлы. Зачем алхимикам потребовался растворяющий все, с чем соприкасался «универсальный растворитель» алкагест, я, откровенно говоря, не понимаю.

 

[12]12 С дозволения читателя я не стану останавливаться на очередных «сомнениях» наших «объективных» и «критически настроенных» учёных мужей в отношении этих Божеств. Ничего особенно нового по сравнению с уже рассмотренными «методами научной критики» этих господ читатель не извлечёт для себя, а к теме книги всё это имеет весьма отдаленное отношение. Да и утомительно это, откровенно говоря.

 

[13]13 Я глубоко убеждён, что все поморские и рюгенские «Чернобоги», «Триглавы», «Радегасты», «Свентовиты» и прочие «Руевиты» — это не имена Богов, а прозвища, имеющие больше отношения к конкретному кумиру — как, скажем, в Православии была богородица Троеручица или Казанская, что вполне соответствует поморянскому идолу «Триглав» и велетскому кумиру, по городу, где располагался храм, «Радегаст». Настоящие, общеславянские имена Богов, вроде «Проне»-Перун или Сварожич, прорываются реже.

 

[14]14 Много позднее то же самое говорили про первого русского царя, Ивана Васильевича Грозного — якобы его старый отец прибегнул к «волхвова-нию», дабы зачать себе наследника с молодой Еленой Глинской, отчего мальчик впоследствии оказался кровожаден. «Лютость на кровопролитие» приписывали и Всеславу Брячиславичу, однако даже составленная в столице его врагов, сыновей Ярослава «Мудрого», Изяслава, Святослава и Всеволода, летопись не показывает ни одного примера кровожадности князя-оборотня, ЭДто рассказывает о поголовной резне населения Минска, принадлежавшего осеславу и захваченного христолюбивым воинством киевских Ярославичей.

 

[15]15 Автор готовит книгу «Повести чёрных лет: язычники крещёной Руси от Богомила Соловья до Несмеяна Кривого».

 

[16]16 Как известно, распятие времён земной жизни Христа производилось на «Т»-образном столбе, а не кресте — в «Суде гласных букв» античный автор Лукиан (около 160 года) указывает, что именно букву «тау» (современное «t») «тираны приняли за образец, её вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей». Его современник, христианин Минуций Феликс, восклицает в сочинении «Октавий»: «Мы не почитаем крестов и не желаем их. Это вы (язычники. — Л.П .), имея деревянных богов, почитаете и деревянные кресты как принадлежности ваших богов». В болгарских культовых братствах так называемых русальцев всем участникам во время исполнений обрядов плодородия строго воспрещалось молиться христианскому богу и креститься — но в костюм русальца входил большой металлический нагрудный крест. Этой чрезвычайно интересной темы мы в настоящей книге касаться не станем. Читателя же отсылаем к книге Станислава Эдуардовича Ермакова «Тропою забытого волшебства».

 

[17]17 Обычные эпитеты Богов в ведических текстах — «белый, как камфора», «камышеволосый, русобородый, лотосовоголубоокий». Короче говоря — очень мало похожего на тех смазливых Цыганят, которыми заполнены вклейки кришнаитских сочинений.

 

[18]18 С небом обычно отождествляют Сварога. Однако на размышления наводит то обстоятельство, что ни в одном тексте Сварог и Перун не упоминаются рядом. Оба они связаны с Небом, Железом, Огнём. Оба имеют святыней молоты. Обоим приписывают победу над Змеем. А если вспомнить, что рай, в котором правит ведический царь Богов и Громовержец Индра, называется СВАРГОЙ, а сам Он — Свараджем-Самодержцем, закрадывается, самое меньшее, подозрение — Сварог и Перун — а не два ли это имени одного Бога, как, несомненно, обстоят дела с Даждьбогом и Хорсом.

 

[19]19 Интересно, что ископаемые волосатые «слоны» — мамонты — на русском Севере и в Сибири отождествлялись русскими поселенцами с мифическим зверем Индриком или Индрой (!).

 

[20]20 Точнее сказать, так должно бы происходить в теории — но на практике индуистским законодателям даже пришлось определять статус детей-полукровок от сношения людей разных каст. Разрешались, скрепя сердце, даже межкастовые браки — но лишь между мужчиной высшей касты и женщиной низшей. В противном случае брак признавался незаконным, а нарушители кастовой чистоты безжалостно карались.

 

[21]21 То же, что кшатра — правители и воины.

 

[22]22 Впрочем, все мифы, связанные с Ману и его братом Ямой, и их отражения в мифах иных племён, в том числе финнов и даже северно-американских индейцев, тема настолько обширная, что я не рискну здесь к ней обращаться.

 

[23]23 Подробности этой запутанной истории изложены в моей книге «Святослав».

 

[24]24 Сразу вспоминается — «те, у кого нет царя, не могут сражаться … даже если царь — ребёнок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, так как он — великое Божество с телом человека». Разве не выглядят эти индийские премудрости иллюстрацией к строкам русских летописей — про войско, беспомощное без князя, про малыша-князя, приносящего победу своим сторонникам одним фактом присутствия?!

 

[25]25 Что, разумеется, не означает «не важны»! Как хорошо известно любому, знакомому с русскими летописями, к качествам князей русичи были очень внимательны — вот только для того, чтоб твои качества, как князя, кто-то стал рассматривать всерьёз, необходимо было родиться Рюриковичем — и никак иначе.

 

[26]26 Часто неправильно называют побеждённое Добрыней чудище Змеем Горынычем, однако в большинстве записей упоминается именно Змея или Змеиха. В славянской мифологии именно змеиха (хала, ламя и пр.) выступает вредоносным персонажем, в отличие от Змея (с приложение 3).

 

[27]27 В этом видят отношение насильственно крещеной Руси к новой вере. Р. Грейвс также полагает описанный им ритуал антихристианским. Возможно, что и в Англии, и в России в подобные сюжеты и вкладывалось впоследствии именно такое содержание, но сами они древнее и крещения своих стран, и христианства как такового — а то и авраамических религий в целом.

 

[28]28 По мнению Веселовского, видного специалиста по русскому эпосу, Гертнитом (от *Hreidnid — славный) в скандо-германских преданиях именовали эпонима (легендарного героя-прародителя) славян Слава или Всеслава. Былинному Владимиру Всеславичу Красному Солнышку в западном эпосе соответствует «конунг русов Вальдемар, сын Гертнита», современник Аттилы и Теодориха, ничего, повторюсь, не имеющий общего с Владимиром Крестителем, кроме имени.

 

[29]29 Я бы охотно счел это превращение — от жреца к цирковому фигляру — примером самой поразительной деградации, если б не был знаком с некоторыми современными «волхвами» из неоязыческого движения и изображением волхвов в «славянской фэнтези». Увы, сравнение судеб персидского и славянского слов — не в нашу пользу.

 

[30]30 Любопытно, что «церковью» здесь называют Языческий храм. Подобное встречается и в русском эпосе. Так, в одной из записей былины «Илья Муромец и Калин-царь» княгиня говорит перепуганному появлением «татарского» посла Владимиру Красному Солнышку: «Ты пойди-ткось во божью церковь, И ты молись Богам нашим могуциим».

 

[31]31 У славян бронза употреблялась слабо — не в этом ли секрет длинных волос и бород славянских волхвов и жрецов?

 

[32]32 Эпонимом называется фигура предка группы людей — народа, племени, города, сословия — по которому эта группа получила имя. Скажем, братья Лех, Чех и Рус из известного сказания — эпонима, соответственно лехов- поляков, чехов и русов.

 

[33]33 Между прочим, сходство летописных русских волхвов с жрецами балтийских славян столь велико, что есть соблазн истолковать в этом смысле загадочный «доместиков двор» в Киеве времён Ольги. Дело в том, что доместиками зачастую латинские авторы называли жрецов балтийских славя Почему русский летописец выбрал для киевского жреца латинское слово? Да потому же, почему называл язычников латинским по происхождению словом «поганые» (вместо греческого «этникои»), а инославных христиан — еретиками, а не гетеродоксами.

 

[34]34 Сама история о врождённой болезни Ильи, неразрывно связанная с деревенской, «карачаровской» версией его происхождения, и выдумана-то скорее всего единственно затем, чтобы главный богатырь русских былин остался непричастен к сельскому труду. Расчистку им отцовского поля в расчёт можно было не брать — это всего лишь освобождение земли от леса и камней, а не созидательный труд. Кстати, любопытное истолкование этому эпизоду предложил реконструктор древнерусских единоборств, Александр Белов. По его мнению, речь изначально вообще шла не о собственно расчистке полей, а о молодецкой потехе — метании коряг и валунов, засвидетельствованной источниками, например, у кельтов (читатель мог видеть подобное в фильме Мэла Гибсона «Храброе сердце»).

 

[35]35 Молод-то он молод, и в былинах приставку «млад» к его имени всегда делают. Да вот только в былине о первом появлении Добрыни в Киеве Алёша сидит на пиру и советует князю послать Добрыню на «Змеиху Горынинскую».

А в былинах о первом приезде в Киев Ильи Алёша вздорит с будущим главой богатырской дружины, а Добрыня уговаривает могучего новичка на Алёшу не сердиться. А вот в былине про Алешу и Тугарина в Киеве нет ни одного богатыря, кроме Алёши.

Так что, получается, по возрасту-то Алёша — «млад», а по «сроку службы» — «дедушка»!

 

[36]36 Разумеется, именно этот мотив использовал А.С.Пушкин в «Руслане и Людмиле». Возможно, что история с хранящей клад «головой» — отзвук жутковатого обычая создавать для клада охранного духа-«кладовика». А лучшим способом создать духа всегда было жертвоприношение, в том числе — человеческое.

 

[37]37 В наше время часто говорят о «боевых секирах» и плотницких топора Строго говоря, это ошибка — именно рабочий инструмент назывался в древней Руси секирой, а боевое оружие — топором.

 

[38]38 Забавная мелочь — когда В.Я. Пропп ищет в былинах отражения «классовой борьбы», он сосредотачивается на былинах про Хотена и про «бунт» Ильи Муромца против князя Владимира. Однако именно в этих сюжетах богатыри, в которых Пропп хочет видеть представителей «трудового народа», выведены как хозяева паробков, по сути — рабовладельцы .

 

[39]39 Опять сходство с кузнецом-Сварогом. Кавказские «отголоски» культа Перуна, о которых я подробно рассказывал в книге «Кавказский рубеж» — грузинский Пиркуши и чеченский Пиръон-падишах — как раз прославились кузнечными достижениями. Первый просто покровительствовал кузнецам, а второй выковал медное небо для себя. Добавьте поверье, что молния никогда не бьет в кузницы.

 

[40]40 Иногда «Перуновыми стрелами» считались и ископаемые острые камни- белемниты, которые современная наука считает останками подобных кальмарам морских животных, современников динозавров, вымерших вместе с ними.

 

[41]41 Подобные земные «тёзки» Пятерых Богов — а едва ли не каждый из них обладал подобными — могут показаться удивительными; однако ничего сверхъестественного в них нет. Нам привычны греческие земные тезки бессмертных Олимпийцев Дмитрий (Деметрий, от Деметры), Артем (Артемизий — от Артемиды), Денис (Дионисий — от Диониса), Аполлон и т. д. Так же обстояло дело и на Руси, и в иных славянских землях.

 

[42]42 Более того, в очертаниях рва ученые видят сходство с конкретным цветком iris germanica, у южных славян называвшимся Перуникой.

 

[43]43 Это говорит о том, что битвы вечевых партий представляли собой не просто вульгарный мордобой, вроде того, который вспыхивает время от времени в современных парламентах, а своеобразный коллективный «Божий суд».

 

[44]44 С другой стороны, по некоторым сообщениям, это был не просто кусок железа, а сошник — а это уже напоминает индийские обычаи, когда судящиеся должны были лизать раскалённый сошник языком. Как, впрочем, и сколотское предание о раскалённых чаше, секире и плуге, коснувшись которых младший сын прародителя-Таргитая стал первым царём сколотов.

 

[45]45 Подробнее вся эта история приведена в моей книге «Святослав».

 

[46]46 Кстати, в русских сказках и бывальщинах свиньей перекидываются отнюдь не воины, но ведьмы и колдуны, что ближе к жречеству.

 

[47]47 Как видим, роль женщины или девушки в обряде далеко не всегда бывает изначальной. Особенно это касается обрядов, связанных с магией земледелия.

 

[48]48 Вышеупомянутый кавказский «двойник» Перуна Пиръон, как я уже говорил, выковал себе медное небо — что окончательно сближает Перуна со Сварогом, Кузнецом-Небом.

 

[49]49 Если на то пошло — в «Сказании о Мамаевом побоище» Хорса («Гурса») наряду с Магометом и какими-то неведомыми «богами» или демонами призывает не кто иной, как…Мамай. Чем не довод для любителей потолковать о степном происхождении Божества? Вот только начинается список призываемых Мамаем «бесов» с… Перуна.

 

[50]50 О его внешности вы, читатель, можете составить себе представление на основе картины великого русского художника Константина Васильева, по явному недоразумению носящей название «Свентовит». Однако эти кумиры перепутать довольно сложно — для начала, у Свентовита есть, что называется, особая примета — четыре головы (не говоря о таких «мелочах», как питьевой рог и лук в руках и т. д.). На картине же Васильева изображён именно Радагаст Сварожич, и никто иной — одноголовый воин в латах, с птицей на шеломе и бычьей головой на щите.

 

[51]51 В русских поучениях против Язычества и двоеверия Сварожичем называют Огонь. В южнославянских колядках поется «Сварожичу, мой Божичу» — впрочем, в песнопении, исполняемом во время зимнего Солнцеворота, когда Солнце начинает прибывать, «рождается», поминают скорее всего именно «Солнце-царя, сына Сварогова, еже есть Даждьбог».

 

[52]52 Пытаются прочесть это слово как имя «Святополк», и увидеть в описанных ибн Русте славянах — Моравию, а городе Джарваб или Кордаб — слово «хорват». Однако и моравы, и хорваты в X веке давно были христианами, а славяне ибн Русте сжигают мёртвых и убивают во время погребального обряда их жён (точнее, себя убивают любимые жёны покойника, ещё и ссорящиеся за такую честь). Так что и географически, и по описанию нравов и обычаев это скорее именно Языческие восточные славяне, возможно, как и предполагал Рыбаков, вятичи.

 

[53]53 Впрочем, это касается не Пятибожия в целом — ведь в нём и у кельтов, и у индоариев Жрец — Бог Солнца, а, скорее, видоизменения культа собственно русов, пришедших в Киевские земли с Севера. Да и у русов задолго до 980 года священный дуб Перунарос на острове Хортица, у порогов Днепра.

 

[54]54 Что на самом деле не так уж удивительно. Священник рассматривался двоеверной Русью как волхв-колдун, для которого вполне естественно было общаться с духами, в том числе и со злыми. Ещё в позапрошлом веке это отлично помнили. И пушкинский Балда ничуть не удивляется, услышав от хозяина-священника «обязались черти мне оброк платить до самой моей смерти». И суть не в том, что поп работника обманывает, а в том, что и работник, и автор, и, очевидно, читатели воспринимают такие, мягко говоря, неканонические взаимоотношения служителя православного культа и нечисти как что-то вполне вероятное.

 

[55]55 Кстати, самыми отчаянными бойцами на Балтике эпохи викингов считались как раз жители славянского Волына, Юмны, Иомсбурга саг, так называемые йомсвикинги, которых скальды называют вендами, славянами. В Волыне почитался Бог Триглав, святынями которого были копья, вороной конь, а три лика имели на глазах то, что немецкие монахи приняли за золотую повязку. Уж не полукружья-подглазья ли боевой полумаски варяжского шлема, зачастую отделывавшиеся золотом, имеются в виду? А сам ТРИглав — не варяжское ли имя СТРИбога?

 

[56]56 Разумеется, без крайностей не обошлось и тут — на одной из иллюстраций к очередным «Сказаниям Древней Руси» пишущему сии строки довелось с безмерным изумлением увидеть — под именем «Семаргла» — оснащённого крыльями… ирландского сеттера, породу собак, вряд ли известную в Древней Руси или, скажем, Скифии, не говоря уж о Триполье.

 

[57]57 С разрешения уважаемого читателя я не стану задерживаться на попытках произвести имя Переплута от «плутать» или «переплыть». Культ леших-заплутов и водяных (в том числе и самого Морского Царя) на русском Севере дожил чуть не до XX века во всей красе, включая жертвоприношения и молитвы, а то и идолов, но не содержал ни плясок и ритуального питья, ни наименований, почитаемых Переплутом.

 

[58]58 Критики совершенно справедливо указывали мифологистам, что таким методом в «солнечные божества» можно записать хоть завоевателя Мексики Эрнана Кортеса, хоть Юлия Цезаря. Один французский остроумец вообще взялся «доказывать» с помощью метода мифологистов, что солнечным божеством является…Наполеон Бонопарт.

 

[59]59 Иногда их называли Семиком и Семичихой. В народном православии связанный с русальными обрядами праздник в июне, накануне Троицы, называется Семик. Уж не сокращённо-ласкательная ли форма прозвища- титула Сем (Сем Ярило-«Семарьгл») имеется здесь в виду?

 

[60]60 Оппоненты Бориса Александровича, брюзгливо поджимая губы, цедят — мол, «археологи доказали», что Черняховская культура — готская, а потому, мол, её исследования никакого отношения к славянам иметь не могут. Когда я слышу подобное, сразу вспоминаю, что сказал когда-то Г.К. Честертон про одного такого учёного: «Он доказал всем, кто ему поверил»… Вот только в число поверивших «археологам» (между прочим, Рыбаков тоже археолог, и не из последних) позабыли пригласить готского историка Иордана, который чёрным по белому определяет занятые черняховцами земли как принадлежащие славянам-антам.

 

[61]61 Топтание, топание входит в обрядовые танцы плодородия, вроде простейшей «топотухи». Вспомним — «куда Ярило (Козел, Юрий) ногою, там жито копною» — перед нами явное заклинание плодородия. А имя прусского Бога Потримпса, изображавшегося, подобно Яриле, юношей в белом одеянии и в венке и, подобно ему, посылавшего урожай, происходит от литовского «тремпти» — топтать, попирать.

 

[62]62 Между прочим, М.Е. Соколов ещё в 1887 году сопоставил Семарьгла с Ярилой, по всей видимости, независимо от Фаминцына, правда, полагая, что речь идёт о семиголовом идоле — Семи-Яриле, что, пожалуй, всё же надо полагать излишество Н.М. Гальковский, хоть и выдвигал, «по моде времени и вкусу», идеи об иранском Симурге, но наиболее убедительной считал именно версию Фаминцына о «Семарьгле»-Яриле. Наконец, Рыбаков полагал, что «в этнографических сборах ему (Семарьглу. — Л.П.), по всей видимости, соответствует Ярило, известный у западных славян в Средние века (Hierovitus)». Интуиция учёного не может не восхищать, непонятно одно — зачем же было, что называется, городить огород, втягивая в число русских Богов импортное пернатое?!

 

[63]63 Между прочим, одно из имен Дэви — Махешь, «Великая».

 

[64]64 Распространённое выражение «Кикимора болотная», закреплённое в нашем сознании сценаристами советских киносказок и мультфильмов, на самом деле ничего общего с реальными представлениями наших предков об этом существе не имеет. Кикиморой могли называть просто домовушку, домового женского рода, или пришлое злобное существо, но с болотом её никогда не связывали.

 

[65]65 Прялка изготавливалась от начала до конца мужчинами и была традиционным подарком женщине — невесте, жене, дочери. На её донце или, реже, лопасти вырезали, любовно вплетая в орнамент, то самое слово из трех букв, обозначающее мужское производящее начало, которое нынче процарапывают на грязных стенах и заборах.

 

[66]66 Наряду с ней в фольклоре упоминаются «святая Середа» не имеющая греческого имени, и «Неделя» или Анастасия (Воскресенье).

 

[67]67 В былине «Чурила Пленкович» посадское население Киева показано как земледельцы и огородники, и к ним обращаются: «Аи же вы, мужички посадские, деревенщина-засельщина».

 

[68]68 Правда, о том, что сам Ярополк был крещён, говорить всё же не приходится. Дело в том, что позднее, уже при Ярославе, была совершена, пожалуй, не имеющая прецедентов в мировой истории акция, а именно — извлечены из курганов и крещены кости братьев Владимира Крестителя — Олега и Ярополка. Вторично крестить крещёного было бы кощунством и ересью.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.154 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7