Конфликт между стремлением к жизни и стремлением к смерти
В целях сохранения своей целостности личность вырабатывает неосознанные защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. Такими защитными механизмами, согласно 3. Фрейду, являются: • сублимация — способ преодоления фрустраций с помощью погружения в какое-нибудь дело; • замещение — замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом; • вытеснение—устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания; • регрессия — обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию; • проекция — неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других; • рационализация—легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны; • реактивное образование — изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида; • идентификация — бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью защиты от него; • фиксация поведения — стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия. Кроме того, к защитным механизмам, в развитие взглядов 3. Фрейда,относятотрицание, изоляцию, фантазию, подавление, компромисс, отрицание реальности, смещение, уничтожение, формирование реакции. 3. Фрейд, рассматривая внутриличностный конфликт, не сводил его к категориям "позитивный" и "негативный". Он показал, что творчество является разрешением такого конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, подавленного может приобретать разрушительные формы для личности. Защитные механизмы играют большую роль в жизни человека, помогая преодолевать рассогласования между желаниями, ожиданиями и пониманием невозможности их реализации. Однако в конфликтных ситуациях в кризисные периоды жизни защитные механизмы "могут загнать внутрь внутриличностный конфликт, превратив его в неосознанный источник недовольства собою и столкновений с окружающими". В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. Адлер не только объясняет механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Адлер обосновал не только механизм возникновения внутриличностного конфликта, но и основные способы его разрешения (компенсации «комплекса неполноценности»). 1) Развитие «социального чувства», социального интереса (интересная работа, нормальные межличностные отношения, дружба, любовь, хобби и т.п.) в противовес «неразвитому социальному чувству» (преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.). 2) «Стимуляция собственных способностей», достижение превосходства над другими, которое может иметь три формы проявления: б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельств или другими факторами, не зависящим от самой личности. В объяснении внутриличностного конфликта Эрих Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней причины внутриличностного конфликта заключены в дихотомичной природе самого человека. А она проявляется в экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченности условий их реализации и др. Более конкретно Э. Фромм реализует ее в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти). Э. Эриксон, выдвинув и обосновав идею стадий психосоциального развития личности, пришел к выводу, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Но так как пройти все стадии только успешно практически невозможно, у каждого человека создаются предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта. Э. Эриксон связывает его конфликт с кризисами психосоциального развития. К. Юнг изучал проблему внутриличностных конфликтов через проблему комплексов. В книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных классификаций человеческих типов, построенных на качественной основе. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики — мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях — как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир). Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Поэтому основное противопоставление в типологии он связал с конфликтом субьективного и объективного. Он разработал и ввел в психологическую практику понятие "комплекс Электры" (в дополнение к понятию "комплекс Эдипа"), касающийся влечений и переживаний девочки по отношению к отцу—отсюда неосознанная неприязнь к матери. Особое внимание ученый уделял проблеме бессознательного на индивидуальном и коллективном уровне. При рассмотрении проблем конфликтов К. Юнг исходил из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания и форм развития личности и ее психических процессов. В рассмотрении конфликтов важным является разработанная К. Юнгом типология личности, позволяющая эффективно оценивать психологическую адаптацию индивида, его психологическую доминанту. Типология личности К. Юнга базируется на выделении: • двух личностных установок — интроверсии и экстраверсии; • четырех типов ориентации, или функций—мышления, чувства, ощущения, интуиции. Особое внимание в исследованиях К. Юнг обращал на анализ "души современного человека". Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясения и поэтому он стал крайне неуверен, а технический прогресс неизбежно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира, что определяет существование постоянного внутриличностного конфликта. Один из виднейших представителей неофрейдистского направления Э. Фромм обращается к проблемам внутриличностного конфликта, рассматривая его в аспекте "экзистенциальной дихотомии". Он делает вывод о наличии противоречий, содержащихся в сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограниченность жизни, огромные потенциальные возможности человека и ограниченные условия их реализации. Э. Фромм считал, что в психике человека заложен конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофильство — это глубинная жизненная ориентация человека. Она противостоит смерти. Некрофильство — страсть к уничтожению. Это другой аспект натуры человека. Некрофил — антипод биофила. Некрофильские тенденции укрепляются по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конфликтность психики человека. Э. Фромм подробно анализирует причины, формы, содержание дест-руктивности как основы внутриличностного конфликта. Личность может измениться лишь в том случае, если человеку удается обратиться к новым способам осмысления жизни. Несмотря на то, что жизнеспособные страсти ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости жизни, способствуют проявлению его целостности и витальности гораздо больше, чем жестокость и деструктивность, и те, и другие в равной мере участвуют в реальном человеческом существовании. Внутриличностный конфликт, по Э. Фромму, приобретает значительный социальный аспект. Деструктивность характера в таком контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чувства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разрушить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориентации, благодаря чему человек преодолевает чувство собственной ничтожности. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни. Карен Хорни полагает, что поведение личности определяется бессознательным, она считает, что бессознательные побуждения имеют аффективный, эмоциональный характер; при этом чувство тревоги она рассматривает как базисное при исследовании и моделировании поведения. Тревога, по К. Хорни, является одним из наиболее мучительных аффектов, которые может испытывать человек, а враждебные побуждения образуют главный источник невротической тревожности. Различают четыре основных способа избежать тревожности: • рационализация; • отрицание; • попытка заглушить тревогу (например, наркотиками); • избегание тревожащих мыслей, чувств, побуждений или вызывающих их ситуаций. Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях: • любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); • связанных с оценкой "Я"; • связанных с самоутверждением; • связанных с агрессией; • связанных с сексуальностью. К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта: • стремление к людям — через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя; • стремление от людей — выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается собственный иллюзорный мир; • стремление против людей —обретение установки на разрушение мира, борьбу против него. Моделям поведения, выделенным К. Хорни, соответствуют типы конфликтных личностей: • устойчивый; • устраненный; • деструктивный. К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт и как результат влияния наличность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностей и возможностями их реального удовлетворения. Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутриличностных конфликтах уже взрослой женщины. К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам: I тип — эквивалентный (приближение — приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта — компромисс, частичное замещение. II тип — витальный (избегание — избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, например уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу. III тип — амбивалентный (приближение—удаление). Конфликт возникает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привлекают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса. IV тип — фрустрирующий (приближение — избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия, направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разными способами — агрессией, замещением, переориентацией, компромиссом, уходом от решения. В работах М. Дойча выделяются способы преодоления внутриличностных конфликтов исходя из особенностей их "сфер реальности". К сферам реальности относятся: • объективная конфликтная ситуация, составляющая основу конфликта; • конфликтное поведение, представляющее способ взаимодействия участников конфликта, возникающий при осознании ситуации конфликтной. Различают открытые и латентные способы преодоления внутриличностных конфликтов. Oткрытые, предполагающие: • принятие решения личностью; • прекращение колебаний и сомнений; • сосредоточение на решении проблемы. Латентные, предполагающие: • истерию, симуляцию, страдание; • сублимацию — перевод психической энергии в другие области деятельности; • компенсацию — возмещение утраченного путем обретения других целей и результатов; • уход от действительности — предание мечтам, фантазиям, раздумьям; • номадизм — изменение места жительства, работы, семейного положения; • неврастению; • рационализацию — самооправдание с помощью логических рассуждений, целенаправленного отбора фактов, аргументов; • идеализацию (абстрагирование), отрыв от реальности; • регрессию — подавление чувств, устремлений, желаний — обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности; • эйфорию — показное веселье, радостное и удовлетворенное состояние; • проекцию — стремление освободиться от негативных качеств путем приписывания их другому; • дифференциацию — мысленное "разделение" оппонента (отделение мыслей от автора). Знание психологических проблем возникновения и преодоления внутриличностных конфликтов — непременное условие дальнейшего освоения навыков общения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций в межличностном и личностно-групповом общении. В частности, выделяются внутренние конфликты студентов в процессе их профессиональной идентификации, состоящей в принятии ведущих профессиональных ролей, ценностей и норм, сформированных мотивационных структур, побуждающих личность к эффективной практической деятельности [88]. • Конфликт рассогласования, состоящий в рассогласовании, столкновении теоретических знаний студента и обыденного знания, сформированного на базе житейского опыта. • Конфликт "Я"-идентификации, связанный с рассогласованием представлений о себе с объективной информацией о личностных качествах, способностях, возможностях и др. • Конфликт "десемантизации", обусловленный несвязанностью автономности, закрытости совокупности значений с профессиональным контекстом. • Имитационно-поведенческий (ролевой) конфликт, состоящий в столкновении двух видов ролевого поведения—учебно-ролевого и профессионально-ролевого. Предполагается, что все перечисленные внутренние конфликты способствуют успешной профессиональной идентификации только при условии их разрешения. В результате продуктивного преодоления внутренних конфликтов: • повышается профессиональная компетентность; • повышается вера в себя и принятие себя; • формируются профессиональные навыки и умения; • формируется адекватность ожиданий; • вырабатывается "психологический иммунитет" как умение устанавливать личностные и профессиональные границы; • формируется реалистичность целей; • появляется способность критически оценивать и быстро осваивать новые подходы к решению профессиональных проблем; • формируются профессиональное самосознание, личностная и профессиональная рефлексия. Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации. 1 Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова (фр.учен) осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример — ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой — ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить таким образом:
|