ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 страница
Сильным рычагом освоения Поволжья и Приуралья, утверждения здесь российской власти становилась их христианизация. В этом процессе царь и патриарх выступали единым фронтом. Особенно активно наступление православия на местные народы началось в годы правления исключительно религиозного царя Федора Алексеевича. Велась жесткая борьба против влияния мусульманства в татарских и башкирских землях. У татарских мурз, не желавших перейти в православие, отнимали земли. Крестьянам, отказавшимся от языческих обрядов или мусульманства и обращенным в христианство, обещали освобождение от феодальной зависимости и предоставляли льготы по налогам и повинностям. Все это считалось богоугодным делом, но на деле означало русификацию края и вызывало недовольство как верхушки, так и народных масс Поволжья и Приуралья. На северо-западе страны трудной и сложной была судьба карелов и других здешних малых угро-финских народов. Исторически связанные с русскими землями, они попали в XVII в. после Смуты в подчинение Швеции, которая стала устанавливать здесь свои порядки, вводить протестантство. Многие карелы бежали на русскую территорию, в восточную Карелию, оставшуюся за Россией.
Глава 2. Россия накануне преобразований
Здешние жители традиционно занимались охотой и рыболовством. На бедных каменистых почвах сеяли зерновые, которые давали, однако, скудные урожаи — хлеб приходилось ввозить сюда с юга. Новые веяния входили в жизнь карельского края: началась разработка рудных месторождений и обработка железа, появились первые мануфактуры. Вошедшая в состав России в середине XVI в. Кабарда оставалась на правах русского вассала. Но постепенно русское влияние здесь усиливалось. В XVII в. на берегах Терека появились первые русские крепости, гарнизоны которых состояли из служилых людей и казаков. Народы европейской России включались не только в общероссийские экономические процессы, но порой разделяли и военные тяготы, выпадавшие на долю страны. Так, башкирская, калмыцкая и кабардинская конницы участвовали в войнах России с Польшей, ходили с Голицыным в Крымские походы. На исходе XVII в. карельские крестьяне подняли восстание, когда их попытались насильно приписать в качестве рабочих к одному из местных промышленных предприятий. В 60 — 80-е гг. XVII в. крупное восстание вспыхнуло в Башкирии в ответ на захват местных земель русскими и принудительную христианизацию. Поволжские и приуральские народы приняли активное участие в восстании Степана Разина в начале 70-х гг. XVII в. К Разину приходили ведомые своими атаманами из местных крестьян отряды мордвы, марийцев (черемисов), чувашей. Вместе они бились за свое народное счастье, вместе с русскими погибали в боях и восходили на плаху. И даже после казни Разина долго еще не мог успокоиться Поволжский край. . § 4. Окончательное присоединение Сибири Российское многонациональное государство расширялось и прирастало новыми землями и народами не только за счет присоединения и освоения Поволжья и Приуралья. В XVII в. продолжалось активное продвижение русских людей в Сибирь. Это столетие ознаменовалось овладением всей Сибирью вплоть до берегов Тихого океана и постепенным и трудным освоением края. Опираясь на русские крепости, построенные в верхнем и среднем течении Енисея, а также на торговые поселения и форпосты, расположенные в устьях рек близ побережья Ледовитого океана, русские отряды продолжают упорное продвижение на восток. Русским землепроходцам и первооткрывателям Сибири приходилось постоянно вступать в отношения с местными народами, которые считали эту землю своей, слыхом не слыхивали ни про какого русского царя и никому никогда не платили никакого ясака. Для них это были не первооткрыватели новых земель, не герои рискованных экспедиций, а иноземцы, вторгавшиеся на их родную землю и устанавливавшие здесь свои порядки. Порой этот процесс был мирным, иногда сопрягался с кровопролитными сражениями. В конце концов здешние люди признавали преимущество и силу пришельцев.
Раздел III. Россия в Новое время
На огромных пространствах Сибири жило немало различных народов. Но численность каждого из них была невелика. Некоторые из лесных и приморских племен жили еще на уровне каменного века, и их основным оружием были каменные топоры, лук и стрелы. На Енисее коренные жители ханты и манси уже приняли русское подданство. А далее к востоку обитали еще неизвестные русским людям восточно-сибирские народы. В Прибайкалье, по верховьям Ангары и Витима — буряты. К востоку от Енисея, вплоть до Охотского побережья, жили племена эвенков (старое их название — тунгусы). В бассейне рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы издревле расселялись якуты. В Южном Забайкалье и Приамурье обитали дауры и дючеры. Земли северо-востока Сибири, вплоть до Берингова пролива, были заселены коряками, чукчами, юкагирами. На Камчатке жили ительмены. Своей глубокой историей, высокоразвитым для того времени хозяйством, где культивировалось скотоводство и земледелие, выделялись якуты и дауры. Последние находились в постоянных контактах с китайцами. Именно в эти края прежде всего и началось движение русских землепроходцев, начиная с 30-х гг. XVII в. Продолжалось оно вплоть до конца века, пока вся Сибирь не оказалась в составе России и не подчинилась власти русских царей. Прежде всего сибирские воеводы, чьи резиденции были в Тобольске, на Иртыше и в Мангазее — торговом поселке и порте на реке Таз, неподалеку от Обской Губы, послали отряды на Лену. Шли они и из Енисейского острога и из Мангазеи. Цель их была — «проведать новые землицы» и «объ-ясачить» тамошних людей. В начале 30-х гг. XVII в. первые отряды служилых людей появились на Лене. Однако подчинить себе якутов было не так-то просто. Первый же построенный на Лене русский острог подвергся нападению местных жителей. Атаковали они русскую крепость в конном строю во главе со своими князьями — тойонами. Но лук и стрелы были недостаточным оружием против пищалей и пушек. Следом за первыми разведчиками на Лену отправились новые отряды. На Енисей пошли сообщения, что Якутская земля «людна и скотна, и скот всякой есть, и кони, и коровы, и овцы, а живут-де они на край Лены-реки». Сообщалось также, что якуты «воисты», т. е. воинственны и «не хотели государева ясаку дать». Началась борьба, возглавляемая якутскими князьями. Известен тойон Тынина, который нанес царским отрядам несколько поражений. Затем в ходе дальнейших боев и переговоров якутских вождей удалось склонить к поступлению на «государеву службу». Некоторые из тойонов получили титул «улусских князцов». Так силой, дипломатией, привилегиями царские посланцы постепенно овладели якутским краем. Центром русского влияния стал здесь Якутский острог, будущий Якутск. Якутский острог стал теперь очередной базой, откуда снаряжались экспедиции служилых людей далее на восток, северо-восток и юго-восток Сибири. Одни отряды направлялись с Лены к Охотскому морю и далее к реке Амур, другие переваливали через Верхоянский хребет и шли в верховье
Глава 2. Россия накануне преобразований
на Яну и Индигирку и на среднее течение реки Колымы, третье направление — продвижение от устья Лены морем к устью Колымы. Со всех сторон русские разведчики-землепроходцы устремлялись в сторону Тихого океана. Отряд Ивана Москвитина из Томска на рубеже 30—40-х гг. XVII в. в течение нескольких недель продвинулся по сибирским рекам в сторону побережья Охотского моря и первым достиг берега Тихого океана. Моск-витин был поражен богатством края. Он писал, что леса были «собольные, зверя всякого иного», а реки «рыбные, а рыба большая... Столько ее множество, только неводь запустить и с рыбою никак не выволочь». Жившие здесь тунгусы не хотели мириться с прибытием в их край чужаков и много раз приступали с боем к стоянке русского отряда, но потом сила одолела силу, и тунгусы согласились платить ясак. Подчинив России эти места, Москвитин вернулся в Якутский острог. Экспедиция Семена Дежнева в составе более 100 человек отправилась летом 1648 г. от уже освоенного русскими устья реки Колымы Северным Ледовитым океаном на Восток. Вышли они на семи небольших судах — ко-чах. Дежнев стремился разведать новые, еще неизвестные земли, выяснить, как далеко простирается материк на восток, найти новых плательщиков ясака. Но уже с первых недель плавания землепроходцев поджидала беда. Они попали в океанский шторм, часть судов погибла, а выбравшихся на берег людей перебили чукчи. И все же три коча во главе с Дежневым продолжали путь. Именно он первым дошел до северо-восточного выступа Азии, который местные жители называли «Большим каменным носом», и выплыл в воды Берингова пролива, отделявшего Азию от Америки. Позднее этот мыс на всех картах мира получил имя Дежнева. Дежнев прошел проливом и тем самым совершил одно из крупнейших географических открытий XVII в. В то время как английские и голландские мореходы в XVII в. открывали для мира Австралию, Новую Зеландию, Тасманию, множество новых островов в Тихом и Индийском океанах — тогда же, пробиваясь по сибирским просторам, по Северному Ледовитому океану, русские первопроходцы открывали миру пространства Сибири, неведомые острова в Ледовитом океане, прокладывали пути вокруг азиатского материка на юг. Несколько ранее, в середине 40-х гг. XVII в., из Якутского острога ушла экспедиция на юг в сторону Амура. Ее возглавлял Василий Поярков. Отряд в 132 человека шел по сибирским рекам на юг. Зимой передвигались на нартах и делали передышки в зимовьях. Во время трудного пути от голода и болезней гибли люди. Тунгусское население враждебно встречало пришельцев. Наконец, Поярков достиг Амура. Край поразил его своим богатством, красотой и привольем. Однако здесь жили никому не подвластные племена дауров и дючеров, которые враждебно встретили пришельцев. Перезимовав на Амуре, сильно поредевший отряд Пояркова спустился на ладьях вниз по Амуру и выпел в Охотское море, а оттуда уже сушей вер-
Раздел III. Россия в Новое время
нулся обратно в Якутск. Это было очередное «кругосветное» сибирское путешествие русских землепроходцев, открывшее Приамурье для России. Дело Пояркова продолжил через несколько лет Ерофей Хабаров. В 1650—1651 гг. он, выходя из Якутского острога, дважды появлялся на Амуре. А потом приступил к систематическому освоению края. Хабаров прошел на судах весь Амур, построил в здешних местах укрепленный острог, неоднократно вступал в бой с местными жителями и в конце концов заставил их платить ясак. Продвижение русских на Амур вызвало озабоченность манчжуров, которые в это время правили в Китае. Манчжурские отряды попытались выбить Хабарова из его крепости, но неудачно. Хабаров сумел сохранить присутствие русских в этом крае. В течение всей второй половины XVII в. оба государства стремились сохранить за собой земли по Амуру. В результате в 1689 г. стороны заключили в недавно построенном городке Нерчинске, в Забайкалье, мирный договор. России удалось сохранить за собой Забайкалье и лишь верховья Амура, но пришлось отозвать свои отряды со спорных территорий. Долгое время границы этих территорий так и не были определены. Зато война кончилась, и между Россией и Китаем с этой поры стали быстро развиваться торговые отношения. На исходе XVII в. были присоединены и начали осваиваться новые обширные территории Дальнего Востока. Так, в 1697 г. с реки Анадырь зимой на оленьих упряжках ушел на Камчатку отряд служилых людей под предводительством казака Владимира Владимировича Атласова. Три года провел Атласов в походе. За это время он обследовал Камчатский полуостров, где «ласкою и приветом», а где с боями присоединил к России новые территории. Здесь впервые русские пришли в соприкосновение с японцами. Освоение Сибири и Дальнего Востока происходило в сложных условиях и острых противоречиях. Воеводы, служилые люди, промысловики не всегда выполняли рекомендации правительства о гуманном обращении с населением вновь присоединенных территорий. Воеводы и их помощники порой произвольно увеличивали ясак, занимались вымогательством, обирали и обманывали местных жителей. В ответ вспыхивали народные восстания. Сопротивление новым властям оказывали якуты, ханты, тунгусы. И все же итоги присоединения Сибири к России имели историческое значение. Во-первых, это способствовало включению огромных, ранее отсталых территорий в лоно мировой цивилизации. Здесь появилось развитое земледелие, города, торговля, впоследствии выросли мануфактуры. В XVII в. этот процесс только начинался, но далее он шел быстрее по мере развития самой России и ее все более тесных связей с европейским миром. Во-вторых, приход русских прекратил на сибирских территориях постоянные кровопролитные столкновения племен, которые ставили их на грань вымирания. В-третьих, на просторах Сибири начался интенсивный обмен производственным опытом и навыками в освоении края между русскими людьми и местными жителями.
Глава 2. Россия накануне преобразований
В-четвертых, Россия в лице Сибири со временем приобрела мощную природную «кладовую», полную уникальных лесов, богатейших рыбных рек, озер, в том числе Байкала, полезных ископаемых, драгоценных металлов. Эту «кладовую» стали разрабатывать совместно все народы Сибири. § 5. Культура и быт России в XVII в. Как и в прежние столетия, культура и быт страны в XVII в. были тесно связаны с ее историческими корнями, общим современным состоянием экономического развития, международным положением, колонизационными процессами и открытиями новых земель, в частности освоением Зауралья, Сибири, Дальнего Востока. Все эти явления воздействовали на развитие культуры, изменение быта людей. Но какими путями и в какой степени? Что касается влияния прошлого на культуру страны, то здесь следует сказать, что и в XVII в. Россия продолжала оставаться аграрной страной с миллионным крестьянским населением, слабым по сравнению со странами Европы развитием городов, со всеподавляющей властью бояр и дворян, все увеличивающимся значением самодержавной власти и с усилением крепостного права. К тому же в XVII в. церковь, утратив свое политическое и отчасти экономическое влияние, оставалась мощной идеологической силой. Идеалы европейского Возрождения, а позднее Реформации, в центр которых выдвигалась личность человека, его права, раскрытие его способностей, оказывались чуждыми для России. Как все это влияло на культурное развитие страны? Прежде всего, это означало, что основная масса сельского, крепостного населения продолжала жить по-старому, в условиях традиционного. средневекового общества, замкнутого существования, куда слабо проникали новшества. Подавляющая часть крестьянства и значительная часть посадских жителей были неграмотны. Общая культурная отсталость страны оказывала влияние на дворянство, среди которого значительная часть не умела писать и читать. Даже воеводы порой не владели грамотой и брали себе в подручные дьяков и подьячих, которые и писали, и читали, и подписывались за них. Грамотные люди, как правило, принадлежали к верхам общества, приказной администрации, духовному сословию, где без образования было нельзя ступить и шагу. В XVII в. заметно вырос уровень образованности царской семьи, членов Боярской думы. Можно сказать, что цари, их помощники, видные государственные деятели, особенно руководители Посольского приказа, на голову превосходили по уровню образования верхушку общества, не говоря уже о средних слоях и крестьянстве. Именно из их среды, как мы увидим ниже, шли самые сильные импульсы для развития культуры, искусства, образования, школьного дела. Церковь же в общем развитии культуры играла весьма противоречивую роль. С одной стороны, духовенство владело искусством письма и чтения, потому что имело дело с богослужебными книгами, текстами. Именно в монастырях, при церквях испокон веков создавались школы, писались
Раздел III. Россия в Новое время
летописи, другие сочинения. В церковной среде развивалась и живопись. В редком монастыре не было своих иконописцев. Но с другой стороны, церковь была резко настроена против проникновения в Россию западной, так называемой «латинской», или католической, культуры. А это часто оборачивалось тем, что церковники выступали против необходимых стране новшеств во многих областях культуры, приглашения образованных людей из Европы, Украины, Белоруссии, старательно держались за старину в архитектуре, искусстве, обычаях, одежде, быту. Большое и весьма противоречивое влияние на развитие русской культуры оказывали колонизационные и завоевательные процессы. Русские служилые люди и крестьяне, осваивая дальние края, хотя и приносили сюда общий, более высокий по сравнению со здешними местами уровень обработки земли, владения незнакомыми доселе орудиями труда и орудием, навыками строительного искусства, но одновременно распространяли на огромные территории уровень традиционной средневековой русской культуры, существовавший в народной толще, и на долгие годы превращали эти районы в оплоты русского средневековья. Что касается народов Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Прикаспийских степей и особенно Сибири и Дальнего Востока, то их вхождение в состав России замедляло ее общее цивилизационное развитие, становление ее новой культуры. Многие из них жили на уровне каменного века и племенных отношений, что не могло не сказываться на общем развитии страны. Но сказанное вовсе не означает, что все в традиционной народной культуре являлось отсталым и отжившим свой век. Напротив, в народном творчестве — фольклоре, деревянной архитектуре, народной музыке раскрывались талант, мудрость и наблюдательность народа, — бесценное культурное достояние страны. Народ по-прежнему создавал песни, сказки, пословицы, поговорки. Но теперь они уже отражали не только историю страны, но и события XVII в. Героями песен и сказок становились полководец Скопин-Шуйский, казак Ермак Тимофеевич, атаман Степан Разин. Фольклорные сборники люди старательно переписывали, передавали из рук в руки. В этом смысле XVII в. стал переломным для русской культуры. Смута всколыхнула страну, укрепила в ней патриотические настроения. Люди почувствовали себя ответственными за судьбу Родины. Началось пробуждение личности в новых исторических условиях. Несмотря на все препоны средневековья, Россия вступала на путь общеевропейского движения. Развивалась городская жизнь, ставшая носителем новых культурных процессов, появились первые мануфактуры. Формировался всероссийский рынок, стягивающий воедино всю страну. Все шире становился приток в Россию иностранных специалистов. Немецкая слобода Кокуй к неудовольствию церковников становилась средоточием многих западных новшеств, европейских культурных настроений, одежды и быта.
Глава 2. Россия накануне преобразований
Создание сильного самодержавного государства, новой армии, освоение новых земель требовало появления специалистов во всех сферах управления страной, в военном деле. Образование. Прежде всего значительный шаг вперед был сделан в образовании, развитии грамотности. Это отметили и некоторые зарубежные писатели. Простой народ учили местные дьячки, духовные лица, писцы. Людей зажиточных обучали специально нанятые учителя из русских грамотеев — работников приказов, светские и духовные лица. С 40-х гг. XVII в. появились и первые школы. Одна из них при церкви Иоанна Богослова в Москве была организована по инициативе прихожан; другая — в Чудовом монастыре в Кремле. Большую роль в развитии просвещения сыграл любимец царя Алексея Михайловича окольничий Д.М. Ртищев. Ярый поборник культуры, он в 1649 г. пригласил из Киева ученых монахов, в частности опытного педагога-практика и теоретика воспитания Епифания Славинецкого, и те в созданном Ртищевым Андреевском монастыре начали обучать людей философии, славянскому и греческому языкам, другим наукам. Около Ртищева группируются многие просвещенные люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель. Как свидетельствуют факты, российское образование в значительной мере в эти годы двигалось вперед усилиями представителей и других братских славянских народов. Для обучения представителей царской семьи приглашали выдающихся просветителей. Так, царь Алексей Михайлович во время своего военного похода против Польши познакомился в Полоцке с белорусским монахом Симеоном — человеком большой учености и литературного таланта. Царь предложил ему перебраться в Москву и стать воспитателем своих детей — Алексея, Федора и Софьи. Симеон Полоцкий был и отличным организатором — возглавил в Москве школу, открытую при Спасском монастыре. А через несколько лет при его же содействии появилась греко-латинская школа при Печатном дворе, где в начале 80-х гг. XVII в. училось уже более 200 детей из разных сословий. Они постигали премудрости латыни, славянского языка, русской грамматики. Открылись школы и в некоторых других русских городах — Нижнем Новгороде, Боровске. Причем детей обучали там «без мзды», т. е. бесплатно. При Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей. Там, где началось обучение, появились и первые учебники. Этим также примечателен XVII в. Уже в первой половине века был напечатан букварь В. Бурцева, который сразу же приобрел большую популярность. Тогда же вышла грамматика М. Смотрицкого. Позднее были изданы другие учебники — чтения, письма, счета. К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземплярах. Они стоили недорого и быстро раскупались. Люди тянулись к грамоте, к знаниям. С каждым годом увеличивалось количество печатной продукции в стране: выходили книги не только церковного, но и светского содержа-
Раздел III. Россия в Новое время
ния: летописи, повести, исторические сочинения, книги по географии, астрономии, медицине. Многие из них были переводного содержания. На исходе столетия было открыто Славяно-греко-латинское училище, которое через два года, в 1687 г., преобразовали в Академию. Образование шло рука об руку с развитием информации. Вслед за Европой в России приступили к выпуску газет. Сначала это был рукописный листок с последними европейскими новостями под названием «Вести». Издавался он в одном экземпляре и предназначался для царя Алексея Михайловича. Потом появилась рукописная же газета «Куранты». Ее читали уже придворные, высшие правительственные чиновники. Начало газетной традиции в России было положено. Научные знания. Постепенно развивались в России и научные знания. В основном они имели прикладной характер прежде всего в области промышленности, военного дела. Русские мастера добивались сплавов высокого качества при изготовлении пушек, а также колоколов, ввели в производство пищали и пушки с винтовой нарезкой, что увеличивало дальность и меткость стрельбы. Бурно развивалось внедрение новой техники в строительном деле. Строительство, основанное на традиционной русской культуре деревянного зодчества, достигло фантастического успеха: огромный загородный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском называли «восьмым чудом света». Это был действительно пик русского деревянного строительства. Затем каменные стройки, особенно в городах, начинают теснить старые традиции, но и в новом деле русские мастера-строители, камнерезы достигают больших высот. До сих пор при взгляде на колокольню Ивана Великого (рубеж XVI—XVII вв.), царские палаты в Кремле, крепостные стены в ряде городов (XVII в.) приходится поражаться точности их расчетов, прочности конструкций. В России в этом столетии в разных отраслях хозяйства (на железоделательных мануфактурах, мельницах, доменном производстве и др.) стали использовать водяные двигатели. Большой шаг вперед сделало бурение, что было особенно важно при разработке новых соляных скважин и подъеме соленого раствора из глубины. Несмотря на недовольство церковных кругов, в школах, Славяно-греко-латинской академии появились в качестве учебных пособий переведенные зарубежные руководства — «О строении человеческого тела», «Космография», где излагались гелиоцентрические взгляды Н. Коперника. Начиная с XVII в. составление географических карт стало постоянным делом в России. Первые «чертежи» земель стали поступать и из присоединенной Сибири. В 1696 г. Семен Ульянович Ремизов составляет первую общую «Чертежную карту Сибири». Серьезный сдвиг произошел в области развития исторических знаний. С одной стороны, создаются традиционные летописные сочинения, а с другой — появляются авторские исторические работы, повествующие о событиях Смуты, русско-польских войнах, внутренних событиях в России во второй половине XVII в.
Глава 2. Россия накануне преобразований
Литература. Неотъемлемой частью русского культурного мира в XVII в. была литература. Конечно, она не поднималась до уровня Данте, Шекспира, Сервантеса, как в Европе. Но на отечественном материале талантливо, страстно и темпераментно русские писатели отражали жизнь страны, ее историю, героев, ставили высокие нравственные вопросы, размышляли о судьбах Родины. Уже в послесмутные времена вышли в свет литературно-исторические сочинения, принадлежащие перу участников событий. Так, келарь Трои-це-Сергиева Монастыря Авраамий Палицын, руководивший его обороной от поляков, создает «Сказание» о годах Смуты. Эти же события отражаются во «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева, в сочинении князя Катыре-ва-Ростовского. В этих книгах выступают живые герои истории с присущими им характерными чертами, страстями, ошибками и преступлениями перед страной. Именно из названых сочинений мы узнали о замыслах и делах Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Ивана Болотникова. Мы видим деяния Скопина-Шуйского, Минина и Пожарского. Кто-то из участников похода Ермака написал повесть о покорении Сибири; после героической обороны Азова от турок в свет вышла «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Широкой популярностью среди всех слоев населения пользуются «жития» святых — в первую очередь таких почитаемых в народе, как Сергий Радонежский. Яркой книгой становится «Житие» протопопа Аввакума — его своеобразная биография, жизнь, полная страстей, страданий и духовной стойкости. Широкое распространение получают многие повести и сказания бытового, сатирического характера. В них уже просматриваются попытки индивидуализировать речь героев, создать их портреты. Такими были «Азбука о голом и небогатом человеке», где сочувственно говорилось о доле бедняка; «Повесть о Шемякине суде», бичующая мздоимство и жадность судей; «Служба кабаку», осуждающая пьянство и распущенность, и многие другие. В них искрится народная речь, используются пословицы, прибаутки. Одновременно рождается светская повесть, драма для начинающего свою жизнь русского театра. Появляются первые поэтические сборники. Так, в 1680 г. впервые в России вышел в свет авторский сборник стихов, принадлежавший перу Симеона Полоцкого. Архитектура. XVII в. поистине стал строительным, архитектурным веком. Многие из тех зданий, храмов, крепостных стен, что и поныне окружают и восхищают нас, были возведены в те времена. Это оказалось следствием общего подъема страны, накопления и государством, и отдельными богатыми людьми, в том числе боярами, дворянами, купцами, предпринимателями, зажиточными крестьянами материальных средств. Суздаль, Москва, Каргополь, Великий Устюг, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, сибирский Тобольск стали средоточием высоких достижений русской архитектуры той поры. Храмы выросли во многих крупных селах, слободах. Русская деревянная архитектура как бы передавала эстафету каменной стройке. Еще создавались шедевры, построенные из дерева, — дворец царя
Раздел III. Россия в Новое время
в селе Коломенском, церкви в нынешних Архангельской, Мурманской, Тверской областях, а архитекторы уже украшали нашу землю своими каменными творениями. Именно в XVII в. были построены основные архитектурные сооружения «Золотого кольца» Центральной России. В XVII в. приобретают законченный вид и доныне радующие взгляд своей красотой архитектурные ансамбли Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Симонова, Спасо-Ефимьева, Новодевичьего монастырей и любимого детища патриарха Никона —Новоиерусалимского монастыря. На крутых склонах при слиянии рек Иртыша и Тобола вознеслись к небу белокаменные стены, правительственные здания, храмы во главе с монументальным Софийским собором в далеком Тобольске — тогдашней сибирской столице. Лидером нового зодчества XVII в. оставалась, конечно, богатая правительственная Москва. Здесь строятся новый кремлевский дворец — трехэтажный терем, с шатровой надстройкой, отделанный изразцами, новые церкви в отдельных районах Москвы, в том числе замечательные храмы Троицы в Никитниках, Рождества в Путниках; каменные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова.
|