Старший Футарк
Все руны имеют имена, по мере возможностей языка отражающие их внутреннюю сущность. Сейчас мы владеем именами ранних и поздних англо-саксонских и средних скандинавских рун; самые поздние скандинавские руны, ставшие просто алфавитом, имен не имели. Таким образом, мы располагаем различными вариантами имен, но самое главное — имена рун Футарка, исходного истинно магического строя — до нас не дошли. Сейчас в периодике публикуется немало статей, посвященных рунической магии; описывается в них, как правило, именно Футарк, но имена, которые авторы ставят в соответствие рунам Футарка, не подлинные. Это лишь средневековая реконструкция, истинные же имена этих рун нам, к сожалению, неизвестны. Впрочем, насколько мы можем судить, существующая реконструкция довольно близка к тем именам, которые могли носить руны Старшего Футарка в далекие времена своего первопоявления на Севере Европы. В VIII веке в Британии, а чуть позже и в Скандинавии появились первые рукописи, содержащие списки рунических знаков с их латинскими фонетическими эквивалентами и, что крайне важно, — с их именами. Значительно позднее первых списков рун появились и посвященные рунам трактаты, содержащие уже не только имена рунических знаков, но и некоторую иную информацию о них. Хорошим примером такого рода рукописей может послужить англосаксонская Поэма Рун, состоящая из 29 частей, посвященных каждой руне и написанных староанглийским аллитерационным стихом. Приведу примерный перевод фрагмента, посвященного руне Фех: Подобные поэмы известны и Скандинавии. Вот, например, фрагменты, посвященные той же руне, взятые из исландской и норвежской Рунических Поэм соответственно:
Ниже мы приводим перечень рун Старшего Футарка с именами и краткими описаниями.
1. Fehu [f] — Владение Руна собственности. В первом, наиболее распространенном рассмотрении — собственности сугубо материальной. Однако работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в частности, ее связь с собственностью душевной (но не духовной! — делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром материальным чем-то приниженным — это ее основное содержание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением. Кроме того, руна Феху связана также и со стихийными энергиями, подобными индийской пране или китайской Ци. 2. Uruz [u] — Зубр Руна Мощи, магической энергии, «того, что действует», яри — движущей силы боевого и эротического воодушевления и экстаза; причем в энергии этой руны неразрывно слиты мужская и женская компоненты. Руна новых начинаний — успех возможен только там, где присутствует ярь.
3. Thurisaz [th] — Турс (т. е., великан) Могучая, но очень тяжелая руна, сложная, помимо всего прочего, для понимания. Имеет три аспекта, из которых наиболее очевиден следующий из самого распространенного имени — thurs — «турс», великан в германской традиции. В позднее время турсы ассоциировались с противостоящими богам силами, однако изначально они понимались как невероятно древнее поколение «предна-чальных» богов, богов «старшего поколения». В этом отношении турсы родственны славянским волотам, античным титанам. Основная характерная черта турсов — их Мощь, что и отражает содержание руны. Эта же Мощь позднее стала «атрибутом» одного из богов «второго» поколения — Тора (Перуна). С этим связан второй аспект руны — ее форма повторяет форму стилизованного изображения молота Тора — Мьёллнира. Наконец, третий аспект связан с готским именем — Врата… В определенной степени можно считать руну Туре руной воинского посвящения.
4. Ansuz [a] — Бог Одна из самых священных рун Футарка. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной — с Локи, коварным асом. Это руна поэзии и магии, вдохновения, откровений и неожиданных открытий и встреч. Также это руна Знания. Кроме того, руна Ансуз связана с путешествиями между мирами и образом Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль.
5. Raido [r] — Дорога Руна пути, руна Дороги — во всех смыслах этого слова. Работа с этой прекрасной руной чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу «Via est vita» (лат. «дорога — это жизнь»). Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом. Нередко руна Райдо ассоциируется с Колесом мирового порядка (санскр. rita). Кроме того, является руной объединения и гармонизации, руной завершающего синтеза — но не завершения как такового.
6. Kano [k] — Факел Руна воплощения и раскрытия. Ральф Блюм характеризует руну Кано как «руну обновленной ясности». Очень мощная руна; связана не только с формированием и ориентацией деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ей необходимой силы. Второй аспект этой руны — раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны — невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.
7. Gebo [g] — Дар Руна единства противоположностей, руна партнерства и руна дара, в том числе — дара божественного. Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно осваиваемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают, например, свобода и партнерство. Искренний и плодотворный союз невозможен там, где члены его не обладают полной свободой. Так, узы истинного братства всегда оказываются крепче сил, поддерживающих целостность тирании. Но и свобода — в глубочайшем смысле этого слова — невозможна там, где «каждый тянет одеяло на себя».
8. Wunjo [w] — Радость Светлая, радостная руна. Основное ее значение прямо определяется названием — это руна радости. Кроме того, ассоциируется с благополучием, процветанием, красотой, удачей.
9. Hagalaz [h] — Град Руна разрушения. Связана с природными силами деструкции, разрушения, расторжения, разрыва, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны. Следует, однако, помнить, что и разрушение может быть элементом прогресса.
10. Nauthis [n] — Нужда Руна принуждения, нужды, скованности и ограничений. Связана с нордическими понятиями Судьбы и Рока. Довольно сложная руна, поскольку для человека непросто видеть возможность развития в препятствиях и ограничениях, накладываемых Судьбой, равно как и смиряться с этими ограничениями. Между тем на Севере говорили, что над Судьбой не властны даже боги. Руна связана с норнами, нордическими богинями, ткущими нити судеб всего существующего.
11. Isa [i] — Лед Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Основное значение руны — замораживание, сковывание, застой. Однако следует помнить, что в нордической Традиции лед — это, наряду с огнем, одна из творческих стихий, единение и противостояние которых рождает к существованию весь Мир.
12. Jer [j] — Урожай Руна плодотворного завершения, получения результатов, циклического круговорота. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны — и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возможным само существование термина «год». С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его «урожаем».
13. Eihwas [ei/y] — Тис Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или — точнее — руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и преодоления препятствий. Вместе с тем, руна Эйваз может связываться и со смертью или общением с Нижним Миром.
14. Perth [p] — перевод неизвестен Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны — Феникс, т. е. огненное возрождение из пепла. Может также означать нечто скрытое, тайну или врата в сокровенное или в новое. Руна имеет отчетливо женский характер и связана с Фригг — скандинавской богиней судьбы, знания и могущества, супругой Одина.
15. Algiz [z] — Тростник, Защита Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом «защищенность», более точно передающим ее смысл. Это также руна покровительства богов. Руна связана с богом Хеймдаллем, Стражем Богов, хранящим Мир от вторжения темных сил.
16. Sowl [s] — Солнце Руна победы, руна могущества и руна целостности. Некоторые авторы склонны определять руну Солнца как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл — действительно, целостность, синтез противоположностей — это итог любого движения. Означает также творческую энергию, волю к победе и победоносное завершение любого начинания.
17. Teiwaz [t] — Тюр Руна Воина. Посвящена Тюру (Тиву) — богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка — причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут сняты. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра — но победа над Хаосом была достигнута. Многие называют туру Тейваз руной Воина Духа.
18. Berkana [b] — Береза Руна роста. Сохранившееся имя, являющееся реликтом древнего германо-славянского праязыка, прекрасно характеризует руну на ассоциативном уровне. Рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящего к расцвету и созреванию. Руна ассоциируется одновременно со старшими и младшими богинями нордической Традиции. Некоторыми авторами руна Беркана связывается также с реинкарнациями (перерождениями) человека.
19. Ehwas [e] — Лошадь Руна изменений и движения (прогресса, сдвига с мертвой точки). Это очень многогранная руна, символизирующая и магическую силу, которая обеспечивает движение и развитие, и победу над смертью, и переходы между мирами.
20. Mannaz [m] — Человек Непростая руна, определяемая Ральфом Блюмом как руна собственного «Я». Руна внутреннего магического посвящения, совершения внутренней работы, освобождения от всего того наносного, что закрывает человеческий дух от истинного Света. Символизирует также мысль, разум и понимание. Эта руна связана одновременно со светлым богом Хеймдаллем и с самим Одином.
21. Laguz [l] — Вода Руна внутреннего круга магии, «того, что ведет». Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени («вода») не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но — проточную воду, движущуюся — ту, которая формирует поток и увлекает за собой. Как и Беркана, руна Лагуз имеет отчетливо женский характер, но более связана с магией. Может ассоциироваться с интуицией, с покровительством богов и указанием пути.
22. Inguz [ng] — Инг (Фрейр) Одна из самых прекрасных и могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном (произрождающем) аспекте. Посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя — Инг или Ингви). Славянское его имя — Даждьбог. Символизирует мужскую плодородную силу, фаллос, свет, энергию.
23. Othal [o] — Наследие Основное значение этой руны — наследство, как духовное, так и материальное. Руна символизирует род, семью, Родину, дом, имущество и традиции. Иногда руна Отал определяется как руна расхождения путей; при этом подразумевается обособление, необходимое для сохранения собственности в любом значении этого слова.
24. Dagaz [d] — День Очень светлая руна. Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них Дагаз можно определить как руну трансформации или руну прорыва. В плане второй — как руну процветания, «дня» (отсюда и имя). Означает также благополучие, радость, здоровье и силу.
* * *
|