ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на человека и природу Оксиды азота (NO
23. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо ). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы? 24. На рисунке представлен биогеохимический цикл азота. Укажите правильные названия явлений и предметов, обозначенных буквами латинского алфавита. 23. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо ). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы? 24. На рисунке представлен биогеохимический цикл азота. Укажите правильные названия явлений и предметов, обозначенных буквами латинского алфавита.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты рунического Искусства, а с другой стороны — постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам — судить критикам и читателям. Материалы книги расположены в той последовательности, которая наиболее удобна для постепенного вхождения в мир рунической магии; там, где это представляется необходимым, материалы сопровождаются практическими рекомендациями, которые призваны подсказать читателю верное направление самостоятельной работы. И содержание тем, и их последовательность были отработаны при чтении лекций и проведении занятий по традиционной европейской магии в Москве в 1995–1998 годах. В целом же подчеркнем, что эта книга является именно практическим курсом, и именно так следует ее воспринимать и соответствующим образом с ней работать.
Антон Платов, Алекс ван Дарт, Вышгород-на-Яхроме, Осеннее Равноденствие 1998 года
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Тема 1. Руническое Искусство Итак, речь у нас пойдет, в основном, о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов североевропейских народов: германцев, балтов и славян. Много времени прошло с тех пор, как чья-то рука впервые начертала руны на камне, или на куске дерева, или, быть может, на влажной глине. Сколько именно? Два тысячелетия, если говорить только о рунах скандинавских. Три тысячелетия, если вспомнить о древних европейских алфавитах, из которых развились руны в собственном смысле слова. Полтора десятка тысячелетий, если говорить о древнейших проторунических символах. Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским — «тайна» и др. — нем. глаголом (совр. нем. raunen) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес современный исследователь Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др. — кельт. run, ср. — валл. rhin со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл. run «тайна»; шотл. — гэльск. run «жребий». В седьмой теме этого курса рассматриваются и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале нашего столетия Д.Жунковичем и подробно рассмотрено в работах А.Платова. Мастера рунического Искусства назывались в древней Скандинавии эрилями, а в позднесредневековой германской Европе — рунемейстерами. Любопытно, что среди них были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим искусством. Данный практический курс, открываемый этой вводной темой, намеренно назван нами «курсом рунического Искусства», а не «курсом рунической магии». Действительно, практика работы с рунами — одно из древних европейских волшебных Искусств, и современный термин «магия», хотя и часто употребляемый нами, не исчерпывает всей полноты этой практики.
Посему, сохраняя практический характер данного курса, мы не могли ограничиться сугубо прикладными аспектами рунического Искусства и дополнили курс как информацией по языческой теологии и мифологии, так и рядом упражнений, направленных именно на осознание внутренней магии рун. Здесь следует отметить, что такой широкий подход к волшебным Искусствам, не ограничиваемый сугубо прикладной магией, сам по себе является традиционным и — более того — необходимым. Даже если читателя интересуют прежде всего именно прикладные технологии рунической магии, он должен помнить, что и «практический выход» работы с рунами появится лишь тогда, когда будут осознаны внутренняя сущность и внутренняя магия рунических знаков, а вместе с ними — и те архетипические принципы или образы, что стоят за самими рунами. Тема 2. Происхождение и история рун Истоки рунического Искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древнейшие времен а. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н. э. Действительно, это можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее. Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные на кости или дереве, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII–XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или «солнечные колеса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира. Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т. д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI–V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как знаков рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.
Еще позднее, в III–I тысячелетиях до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т. е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.
С прообразом рун — североиталийским письмом — народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до н. э. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до н. э. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга — этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из этих шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее — Teiva — чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра). Вероятно, к середине II века от н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — ФУТАРК. Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV–V векам — на континенте. Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, но именно рунический строй или ряд, т. е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта; каждый атт состоит из восьми рун [1]. По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, a, r, k …. — этот строй и получил свое название FUTHARK * * * До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые «сочинения». Такова, например, Эггьюмская надпись[2]), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен: Камень не был (освещен) солнцем, и нож не коснулся его; (злые) волшебники не должны обнажить (камень), ни обманутые, ни ослепленные колдовством. Тот сотворил навье море [3] и смазал им уключины утомленной от просверливания ладьи. Кто пришел сюда, в страну коней… Рыба плывущая… Птица поющая… Он погиб коварной смертью. Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камне Водурида», ставшая классическим примером. Надпись гласит: Вив резал этот камень для Водурида. Три дочери поделили наследство, как самая близкая его родня среди оставшихся в живых. А я, Вив, резал руны для моего лорда — Водурида. Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные[4] изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. н. э.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая «дева боя». Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия н. э. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех— и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т. д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа.
На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное? Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил». В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): «Босо резал руны — тебе, Таллина, он дал [фибулу — авт. ] ». * * * Никогда руны не оставались неизменными. В V веке н. э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англосаксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англосаксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англосаксонские, или нортумбрийские[5], руны.
Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка., последние (XI–XII вв.) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими рунами. Младшими рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными. В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты.
Руны высечены на туловище Змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ.) Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова): Эпир резал руны. С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго. Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т. е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: «Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь(я) буду стоять некое время.» Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim — «календарь» и stok — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России — значительно дольше. Прорисовка знаков одного из таких календарей, изготовленного в начале XIX в. в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рисунке ниже. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный. Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см. В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV–XV вв. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд — еще и в XVII в. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия. Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI–XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде — до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней высокой магии — вплоть до текущего столетия. Тема 3. Жертвоприношение Одина. Как появились руны? Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя самого. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «приколотый» им к ясеню Иггдрасиль — Древу Мира. Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества: Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул. (Речи Высокого, 138–139) «Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «земного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Чтобы получить знание рун, Один, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Самое интересное в приведенных выше строфах Старшей Эдды — строки 5-я и 6-я строфы 138: «… посвященный Одину, в жертву себе же…». «Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, тому, чьим воплощением в Мидгарде был Один земной. Сравните слова «… в жертву себе же…» и слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанн, 10:30) — это одна и та же мифологема. Вернемся от теологии к делам Среднего Мира. Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Благодаря исследованиям В.И.Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Дорогами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы уже знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 году. До настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это (иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов. Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь…». На рубеже н. э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н. э. — относится, как мы уже говорили, формирование в Северной Европе классического общегерманского рунического строя — Футарка. Вполне естественно задаться теперь вопросом: если сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов, как указывалось в предыдущей теме, то что же получил Один, совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несомненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство. Искусство видеть Древо Рун. О чем идет речь? Необходимо отметить, что двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Имея божественное происхождение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира. Сейчас известно несколько подобных систем, называемых иногда «замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграммы Китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития. Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем так. Любая из этих систем действительно может быть применена в мантических целях, в этом смысле их можно определить как системы, в знаках которых может быть сформулирован ответ на любой вопрос. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание. На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т. д. В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы. Эта работа и станет основным содержанием первой части данного практического курса. Тема 4. Руническое письмо Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. С использования рунических знаков на письме мы и начнем непосредственное знакомство с применением рун в Традиции. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т. е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (англо-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке. Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим. Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо), так и справа налево (левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи. Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обычные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т. д.
Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, представляющими собой одну или несколько точек.
В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, очень непросто. Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи накамне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha. Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR = Ra, wR = Rw, ne = en и т. д.). Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна. Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды. Отметим, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы. Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других ехник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте. Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов.
Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как: «Хатуволафор дал…» и замыкаемая руной , Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е. Лазарева, старшая руна Перт. * * *
|