Студопедия — Религиозная система буддизма и буддийская философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозная система буддизма и буддийская философия






Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в религиозную систему с развитым пантеоном и обрядностью происходило уже после смерти Будды.

 

Буддийская картина мироздания включает три сферы, объединяющие 31 уровень живых существ: кама-лока, рупа-лока и арупа-лока. Кама-лока - сфера чувственных желаний включает уровни злых духов, животных, людей, добрых богов-небожителей (всего 11 уровней). Рупа-лока составляет сферу созерцания и имеет 16 уровней существования, избавленных от чувственных желаний. Вершиной космической пирамиды является арупа-лока - сфера чистого разума, включающая 4 уровня.

 

В процессе перерождений в зависимости от кармы все живые существа постоянно перемещаются на различные уровни существования. Боги, хотя и стоят выше людей, также пребывают в сансаре и подвержены страданиям. Буддизм не отвергает богов других религий и не запрещает им молиться, но указывает, что это дает лишь временное облегчение страданий.

 

Уровни арупа-локи доступны только буддам - существам, достигшим просветления и тем самым избавленным от бесконечной цепи перерождений. Вот почему будды - выше богов. Буддийский космос традиционно изображается в виде мандалы - особой магической диаграммы (круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, тоже вписан в круг), широко использующейся в практике медитации.

С мандолой связана концепция калачакры (дословно «колесо времени») - буддийского летосчисления, состоящего из календаря 60-летних циклов, разделенных на малые 12-летние циклы.

 

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», «заблудшего» сознания.

 

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует, какое бы то ни было, постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных рождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.

 

Эта великая Пустота, которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохваченное мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с двоицы сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ представления Будды, а избавление от нее — это достижение со-стояния буддизма, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно подразделяемому на два, три, четыре тела Будды. Из них одно (Тело цвета и формы) или два (Тело воплощения, например явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные представления о Теле Закона (дхарма-кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота.

 

В начале лекции было сказано, что в буддизме трудно разграничить религию и философию. В заключение нашей лекции попробуем выделить некоторые аспекты буддийской философии:

отличие буддизма от других мировых религий заключается в его психоаналитико-медитативном подходе к решению человеческих проблем. Медитация и монашество (среда, в которой всегда занимались медитацией) часть традиции буддизма Смысл монашеской жизни - максимально использовать то, что нам дано. Абстрактные идеи не имеют никакой ценности (истина – продукт живого опыта особенно в дзен - буддизме). Поэтому буддийская философия непосредственно базируется на психотехническом опыте основателя этой религии Сиддхартхи Гаутамы (Буды Шакьямуни). Царевич Сиддхартха отверг как авторитет ведического откровения, так и доктрины современных ему неортодоксальных учителей-отшельников и поставил своей целью постичь истину самому и собственными силами, без опоры на традиционные или доктринальные авторитеты. В результате пробуждение (просветление) Будды стало уникальным явлением, и это переживание Будды легло в основу буддийской Дхармы. Отсюда вытекало два важных следствия. Во-первых, для буддизма психотехнический опыт оказался ценным сам по себе, независимо от его доктринальной основы, из чего следовало признание возможности обретения высоких состояний сознания только в результате самостоятельной практики (по преданию, в своих последних словах Будда призвал учеников усердно трудиться ради освобождения, полагаться только на собственные силы и быть «светильниками самим себе»). Во-вторых, высшая ценность учения (нирвана или бодхи, «пробуждение»), согласно буддизму, может быть реализована любым человеком независимо от его национально-этнической принадлежности и социального статуса, что и создало предпосылки для превращения буддизма в мировую религию.

Авторитетные буддийские мыслители, в отличие, к примеру, от ряда не менее авторитетных христианских, настаивают на том, что достижение святости, то есть «просветления» — это в первую очередь результат большой и трудной внутренней работы, которую нельзя переложить на плечи церкви или религиозной общины. «Усердно трудитесь над своим спасением», — говорил Будда Шакьямуни. Таким образом, постижение божественного в буддизме по сути дела эквивалентно постижению человеком самого себя.

Ответом на вопрос о природе мира и человеческой личности стало буддийское учение об элементах (дхармах). Буддизм отрицает субстанциональность физического мира и человеческой психики, а также существование материи. Внешний мир и человеческая личность - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся дхарм. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства, мир превращается в подобие кинематографа. Представляя случайную игру возбужденных дхарм, он иллюзорен и неустойчив.

 

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление ''изменчивых» форм.

 

Дхармы — первоэлементы бытия — сознания. Кардинальным положением раннего буддизма является учение о дхармах (элементах бытия — сознания), которые считаются единственно реальными и составляют природу внешнего мира. Человеческая личность также представляет собой постоянно меняющиеся сочетания групп (скандх) дхарм. Ранний буддизм в отличие от других мировых религий разработал учение, в котором не было Бога (творца мира), души, а существовали лишь первоэлементы — дхармы, которые находились в постоянном волнении, становлении сочетаний, были моментальны. Сквозь призму концепции о дхармах буддисты рассматривают мир и человека как нечто иллюзорное и непостоянное. Для характеристики личности буддисты используют такое понятие, как поток (сантана), которое демонстрирует, что человеческая личность представляет собой лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, хотя ее элементы и сохраняют временную связь между собой. В буддизме радикально трансформируется брахманское представление о перерождении — не душа переходит из одного тела в другое, а происходит формирование нового комплекса дхарм, составляющих скандхи, их перегруппировка, обусловленная причинно-следственной связью с прошлой формой существования. Любое намеренное деяние оказывает воздействие на характер нового потока. Новое существование является результатом кармы, обусловленной деяниями, совершенными в прошлом рождении человека. Нирвана («успокоение», «угасание») является высшей целью в буддизме и часто сравнивается с огнем светильника, погасшего от того, что выгорело все масло. В результате следования восьмеричному пути (накопления добродетелей и овладения практикой медитации) дхармы очищаются, успокаиваются, действие законов кармы и взаимозависимого возникновения прекращается; после смерти человек уже не перерождается и покидает сансару (мир страданий), вступает в нирвану.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 671. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия