Щеглова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, ЭСТЕТИКА Утрата самоочевидности искусства............................................................... 5 К вопросу о происхождении........................................................................... 7 Истинное содержание и жизнь произведений.............................................. 8 Об отношении между искусством и обществом........................................... 10 Критика психоаналитической теории искусства.......................................... 15 Теории искусства Канта и Фрейда................................................................. 17 «Наслаждение искусством»............................................................................ 22 Эстетический гедонизм и счастье познания................................................. 24 СИТУАЦИЯ Распад материалов........................................................................................... 27 Разыскусствление искусства; к критике индустрии культуры.................... 28 Язык страдания................................................................................................ 31 Философия истории нового............................................................................ 32 К проблеме инвариантности; эксперимент (I).............................................. 37 Защита «измов»............................................................................................... 39 «Измы» как секуляризованные школы.......................................................... 40 Осуществимость и случайность; современность и качество...................... 42 «Вторая рефлексия»........................................................................................ 43 Новое и длительность..................................................................................... — Диалектика интеграции и «субъективный пункт......................................... 46 Новое, утопия, негативность.......................................................................... 51 Современное искусство и индустриальное производство........................... 52 Эстетическая рациональность и критика...................................................... 54 Канон запретов................................................................................................. 55 Эксперимент (II). Серьезность и безответственность.................................. 58 Идеал «черноты»............................................................................................. 61 Отношение к традиции................................................................................... 63 Субъективность и коллектив.......................................................................... 64 Солипсизм, миметическое табу, совершеннолетие...................................... 65 Профессия........................................................................................................ 67 Выражение и конструкция.............................................................................. 68 О КАТЕГОРИЯХ БЕЗОБРАЗНОГО, ПРЕКРАСНОГО И ТЕХНИКИ О категории безобразного............................................................................... 71 Социальный аспект и философия истории безобразного............................ 74 О понятии прекрасного................................................................................... 78 Мимесис и рациональность............................................................................ 81 О принципе конструкции................................................................................ 86 Технология....................................................................................................... 88 Диалектика функционализма.......................................................................... 91 ПРИРОДНО-ПРЕКРАСНОЕ Приговор природно-прекрасному.................................................................. 93 Природно-прекрасное как «выход из рамок................................................. 94 О ландшафте культуры.................................................................................... 96 Прекрасное в природе и в искусстве неразрывно......................................... 98 Опыт природы исторически деформирован................................................ 101 Эстетическое восприятие, рассматриваемое аналитически...................... 103 Природно-прекрасное как прерванная история.......................................... 104 Определенная неопределенность................................................................. 106 Природа как шифр умиротворенного.......................................................... 108 Метакритика гегелевской критики природно-прекрасного........................110 Переход от прекрасного в природе к прекрасному в искусстве................. 114 ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ: АППАРИЦИЯ, ОДУХОТВОРЕННОСТЬ, НАГЛЯДНОСТЬ «Больше» чем видимость............................................................................... 116 Эстетическая трансцендентность и расколдовывание................................117 Просвещение и священный трепет............................................................... 118 Искусство и то, что ему чуждо..................................................................... 120 Несуществующее........................................................................................... 122 Образный характер........................................................................................ 124 «Взрыв».......................................................................................................... 125 Коллективное содержание образа................................................................ 127 Искусство как духовное явление.................................................................. 129 Имманентность произведений и гетерогенность....................................... 132 Об эстетике духа у Гегеля............................................................................. 134 Диалектика одухотворения........................................................................... 136 Одухотворение и хаотичность...................................................................... 139 Апоретическая наглядность искусства........................................................ 140 Наглядность и понятийность; вещный характер........................................ 144 ВИДИМОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ Кризис видимости......................................................................................... 149 Видимость, смысл, tour de force................................................................... 155 О спасении видимости; гармония и диссонанс.......................................... 158 Выражение и диссонанс................................................................................ 162 Субъект — объект и выражение................................................................... 164 Выражение как характер языка.................................................................... 165 Господство и понятийное познание............................................................. 167 Выражение и мимесис................................................................................... 168 Диалектика внутреннего мира; апории выражения.................................... 170 ЗАГАДОЧНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, МЕТАФИЗИКА Критика и спасение мифа............................................................................. 174 Миметическое и нелепое.............................................................................. 175 Cui bono?......................................................................................................... 176 Загадочность и понимание............................................................................ 177 «Ничто не остается неизменным................................................................. 180 Загадка, письмо, интерпретация.................................................................. 183 Интерпретация как подражание................................................................... 184 «Блок»............................................................................................................. 185 Прерванная трансцендентность................................................................... 186 Загадочность, правдивость, абсолютность................................................. 187 Об истинности художественных произведений......................................... 188 Искусство и философия; коллективное содержание искусства................ 191 Истина как видимость очевидного.............................................................. 193 Мимесис смертельного и примирения........................................................ 195 Метексис мрачного........................................................................................ 198 ГАРМОНИЧНОСТЬ и смысл Логичность..................................................................................................... 200 Логика, причинность, время......................................................................... 202 Целесообразность без цели.......................................................................... 204 Форма.............................................................................................................. 206 Форма и содержание...................................................................................... 210 Понятие артикуляции (I)............................................................................... 214 К понятию материала.................................................................................... 216 К понятию материи; интенция и содержание............................................. 218 Интенция и смысл......................................................................................... 221 Кризис смысла............................................................................................... 223 Понятие гармонии и идеология замкнутости............................................. 229 Утверждение.................................................................................................. 232 Критика классицизма.................................................................................... 234 СУБЪЕКТ — ОБЪЕКТ Двойственное значение субъективного и объективного; об эстетическом чувстве....................................................................... 238 Критика кантовского понятия объективности............................................ 240 Трудное равновесие................................................................................ 242 Языковой характер и коллективный субъект.............................................. 243 К диалектике субъекта и объекта................................................................. 246 Гений............................................................................................................... 247 Оригинальность...................................................................... 250 Фантазия и рефлексия................................................................................... 251 Объективность и овеществление................................................................. 254 К ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Процесс эстетического опыта; произведение как процесс........................ 256 Преходящее.................................................................................................... 259 Артефакт и генезис........................................................................................ 260 Художественное произведение как монада и его имманентный анализ.. 262 Искусство и художественные произведения............................................... 264 История как структурообразующий момент произведений; что значит понятность....... 266 Принуждение к объективации и диссоциирование.................................... 267 Единство и множественность....................................................................... 271 Категория интенсивности............................................................................. 273 «Почему произведение по праву называют прекрасным?»....................... 274 Глубина........................................................................................................... 276 Понятие артикуляции (II).............................................................................. 277 К дифференциации понятия «прогресс»..................................................... 278 Развертывание производительных сил........................................................ 280 Изменение произведений.............................................................................. 281 Интерпретация, комментарий, критика....................................................... 282 Истинное содержание произведения с исторической точки зрения; возвышенное в природе и искусстве...... 283 Возвышенное и игра...................................................................................... 286 ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Номинализм и упадок жанров...................................................................... 290 К вопросу об эстетике жанров в античности.............................................. 294 К философии истории общепринятых норм и правил............................... 295 К понятию стиля............................................................................................ 298 Прогресс в искусстве..................................................................................... 301 История искусства как неоднородный процесс.......................................... 303 Прогресс и овладение материалом............................................................... 305 Техника........................................................................................................... 308 Искусство в индустриальную эпоху............................................................ 313 Номинализм и открытая форма.................................................................... 317 Конструкция; статика и динамика................................................................ 320 ОБЩЕСТВО Двойственный характер искусства: fait social и автономия; к вопросу о фетишизме............................................................................................ 325 Рецепция и производство.............................................................................. 329 Выбор материала; художественный субъект; отношение к науке............. 332 Искусство как образ поведения.................................................................... 335 Идеология и истина....................................................................................... 336 Вина................................................................................................................ 338 О рецепции нового искусства....................................................................... 339 Взаимосвязь искусства и общества.............................................................. 341 Критика катарсиса; китч и вульгарность..................................................... 343 Отношение к практике; воздействие, переживание, потрясение.............. 348 Ангажированность........................................................................................ 355 Эстетизм, натурализм, Беккет...................................................................... 358 Против управляемого искусства.................................................................. 361 Возможность искусства сегодня.................................................................. 362 Автономия и гетерономия............................................................................. 364 Политический выбор..................................................................................... 366 Прогресс и реакция....................................................................................... 369 Искусство и нищета философии.................................................................. 372 Первостепенное значение объекта и искусство.......................................... 373 Проблема солипсизма и ложное примирение............................................. 374 PARALIPOMENA..................................................377 Теории происхождения искусства................................................................ 462 РАННЕЕ ВВЕДЕНИЕ................................................471 Устаревшее в традиционной эстетике.......................................................... — Изменение функции наивного...................................................................... 476 Традиционная эстетика и современное искусство непримиримы............ 480 Истинность и фетишизм произведений искусства..................................... 483 Принуждение к эстетике............................................................................... 484 Эстетика как убежище метафизики............................................................. 487 Эстетический опыт как объективное понимание....................................... 490 Имманентный произведению анализ и эстетическая теория.................... 494 К диалектике эстетического опыта.............................................................. 495 Всеобщее и особенное.................................................................................. 497 Критика феноменологического исследования происхождения................. 499 Отношение к гегелевской эстетике.............................................................. 500 Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I)............. 501 Эстетика формы и содержания (II); нормы и принципы........................... 504 Методология, «вторая рефлексия», история............................................... 506 Послесловие немецких издателей........................................................... 510 Примечания..........................................................................................517 Указатель имен................................................................................... 519 Теодор В. Адорно ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Заведующий редакцией М. М. Беляев Ведущий редактор Р. К. Медведева Редактор Ж. П. Крючкова Оформление художника Б. Ю. Шварева Художественный редактор Е. А. Андрусенко Технический редактор Е. Ю. Куликова ЛР № 010273 от 10.12.97. Сдано в набор 18.09.2000. Подписано в печать 13.06.2001. Формат 60х901/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Усл. печ. л. 33. Уч.-изд. л. 37,99. Тираж 3000. Заказ № 337. Электронный оригинал-макет подготовлен в издательстве. ГП издательство «Республика» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Миусская пл., 7, Москва, А-47, ГСП-3 125993. Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий». 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13. Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort / Da) yanko_slava@yahoo.com | | http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html update 01.10.15
Щеглова
|