Современное понимание проблемы.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.......................................................................................................................................... 2 ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................... 3 Раздел I. Предмет и структура религиоведения............................................................................... 4 Раздел II. Историко-философские предпосылки религиоведения........................................ 11 Глава 1. Накопление теоретических знаний о религии в европейской мысли до XIX в.......... 11 Глава 2 Д. Юм о естественной истории религии.............................................................................. 15 Глава 3 Философия религии И. Канта.................................................................................................. 24 Глава 4 Философия религии Г.В.Ф. Гегеля........................................................................................... 33 Глава 5 Л. Фейербах о сущности религии........................................................................................... 43 Глава 6 Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию...................................................................... 51 Раздел III. Основы религиоведения..................................................................................................... 57 Глава 1 Теологические (конфессиональные) объяснения.................................................................. 57 Глава 2 философские и социологические концепции........................................................................ 64 Глава 3 Биологические и психологические интерпретации........................................................... 71 Глава 4 Этнологические теории............................................................................................................ 80 Глава 5 Мифолого-лингвистические концепции................................................................................ 91 Раздел IV. Религия как общественный феномен........................................................................... 99 Глава 1 Сущностные характеристики религии.............................................................................. 100 Глава 2 Формы первобытных верований и исторические типы религий................................ 106 Глава 3 Основы и предпосылки религии............................................................................................ 109 Глава 4 Элементы и структура религии........................................................................................... 119 Глава 5 Религия в системе культуры.................................................................................................. 129 Глава 6 Функции и роль религии........................................................................................................... 135 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................................. 137 УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ........................................................................................................ 146
Современное понимание проблемы. Дихотоническую концепцию языка и речи сегодня разделяют большинство языковедов. Выделяем два компонента: язык и речь. Язык – это стихийно возникшая уникальная система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации. Речь – язык в действии, применение языка с целью общения. Язык и речь необходимо предполагают друг друга и образуют диалектическое единство. Естественный язык – это язык слов. Слово приравнивается к знаку и язык определяется как особая система знаков, а речь – коммуникация на основе этой системы. Различие между языком и речью:
Язык и речь социальны и индивидуальны. Язык социален по своей функциональной природе, по своему назначению, а индивидуален по способу хранения, поскольку хранилищем является мозг человека. Социальность речи проявляется в том, что она служит объединению людей в коллектив и строится на базе единого для всего этого коллектива языка. Индивидуальность речи проявляется, во-первых, в отборе элементов языка, затем – в частотности тех или иных элементов языка, в порядке расположения языковых элементов во фразе и, наконец, в различных модификациях языковых элементов (метафорическом словоупотреблении, использовании индивидуально-авторских неологизмов). Речь связана с экстралингвистической действительностью. Все изменяется в языке, начинается в речи, а точнее, в индивидуальном в языке. С синхронной точки зрения, язык первичен по отношению к речи: всякое речевое произведение строится из элементов уже существующих в языке и извлекаемых из него по требованию передаваемой мысли. Лингвистические единицы имеют неодинаковый статус на уровне языка и на уровне речи. Лингвистическая единица на уровне языка так относится к единице на уровне речи, как общее к частному, общее к конкретному, и как возможное к действительному. На уровне фонетики: единица языка – фонема; единица речи – фоны (звуки), в кот. фонема реализуется в той или иной позиции. <a> = [a] сядь, [ъ] – садовод. Морфемный уровень: единица языка – лексема – слово, взятое в совокупности всех его лексических значений. Хранятся лексемы в памяти. Узнать лексемы из словарей (словарь англ.яз). Единицы речи – лекса – слово, употребляемое в речи в одном из своих значений. Синтаксический уровень: Единица языка – предложение: структурная схема, модель минимального речевого высказывания - конкретная реализация данной схемы Высказывание, построенное по какой-либо модели, - единица речи. В середине 19 – начале 20-го вв в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности. Идея структурности разрабатывалась в философии: Марксом, в химии – Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании – Соссюром, Б.д.Кортэне, Фортунатовым. Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности. О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» ввели его ученики. В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Структура – строение и внутренняя форма организации системы. В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные. Гомогенные – состоят из однородных элементов. Гетерогенные – более сложная система, состоящая из разнообразных элементов. В них наблюдается деление на подсистемы. Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого. Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка: фонетика, морфемный (словообразовательный), лексика, синтаксис В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам: парадигматические синтагматические иерархические Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму. Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы. Уровень фонетики: Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. <a>=[a] [л] [ъ] Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных. Общая парадигма: гласные Частная: переднего ряда; долгие и краткие. Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа. Уровень морфологии: Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма. Уровень синтаксиса: Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего. Синтагматические отношения: Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями. Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи. Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства. Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей. Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности. Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями): Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот. В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения. Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.
|