Общие условия развития культуры. Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви – южная (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная (русские, украинцы, белорусы). В VI–VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра – поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки – вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).
Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно-географических факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Как отмечает С.М.Соловьев: «… как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».
Славянские племена занимали преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь», от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.
Важнейшие вопросы общественной жизни решались на вечевых сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись традиции относительной свободы, военной демократии, которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», – подтверждает Прокопий Кесарийский.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образованием Древнерусского государства в IX веке.
Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог», когда участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили («перекладывались») на новое место. На большей части территории была распространена подсечно-огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через 2–3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.
Жизненно важными становятся промыслы – ловля пушных зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).
Русские города, по мнению В.О. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов (в христианской традиции – кладбища). Из этих крупных рынков выросли Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII в. иноземные путешественники называли Русь – «Гардарик», страна городов. Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси – Новгород и Киев.
В городах развивается ремесленное производство: железоделательное, кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси изготовляли сложнейшие изделия из серебра, золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.
Выгодное географическое положение земель между Европой и Азией, природные богатства привлекали на Русь воинственных соседей-кочевников (авар, хазар, печенегов, половцев). Славянские племена жили в условиях постоянной внешней опасности, им приходилось вести беспрерывные войны, отражать набеги, защищать собственную землю и жизнь сородичей.
Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили в «дрянных избах», не имели ничего лишнего.
В древних источниках особенно подчеркивается простота нравов славянских народов. «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, – утверждает византийский писатель Маврикий, – у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы – легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием». Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы – русского рукопашного боя. Причем, в отличие, например, от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило – «лежачего не бьют».
Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться к своим или остаться между славянами на равных правах. Похоже, что славяне вообще не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.
В.О. Ключевский отмечает еще одну интересную черту восточнославянских народов. Климат равнины умеренный, но здесь существуют значительные перепады температур, большая разница между временами года, погода не устойчива и не стабильна, то ливни, то засухи. Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».
Духовная культура наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный.
По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи.
Збручский идол. Более ста лет тому назад в реке Збруч был найден знаменитый Збручский идол (хранится в Краковском музее). Это – четырехгранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.
Славянский языческий пантеон богов возглавлял Перун – бог-громовержец. Почитались также Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег); Мокошь – богиня влаги, плодородия; Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) – прообраз богородицы Оранты. Ее изображение до сих пор сохранилось в вышивке домотканых полотенец, в резьбе по дереву – женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками, неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.
Важное место в верованиях славян занимал культ предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем: «Чур меня!», т.е. храни меня, дед.
Полная зависимость людей от окружающей среды привела к тому, что они стали обожествлять явления природы. Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами. Первых можно было призвать на помощь, вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие.
Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.
Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений. Самым распространенным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.
Местами поклонения богам и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).
Языческие представления лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».
В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок, былин, пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).
Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдельные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне».
Восточные славяне задолго до крещения пользовались начатками письменности. Археологические раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо, дело будущего. О наличии у славян навыков письма сообщают древние греческие и арабские авторы: указывается, что славяне оставляли на могилах надписи с именами усопших, что знаки письма использовались при прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла иМефодия говорится, что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны «русьскыми письмены».
Таким образом, языческая Русь к моменту создания единого централизованного государства имела достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.
Предпосылки образования гос-ва у восточных славян
1.Социально-экономические предпосылки:
Установление контроля над стратегически важнейшем торговом пути "из варяг в греки", приносившем огромные прибыли.
2. Социально-политические предпосылки
Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
3. Внешнеполитические предпосылки
К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи хазары и норманны, желание противостоять им.
Появление племенных союзов, обнаруживающих черты ранней государственности.
Конфликты можду союзами.
Развитие производящего хозяйства (вследствие использования железных орудий труда), появление излишков.
Распад родовой общины и превращение ее в соседскую (территориальную).
Расслоение общества (богатые - бедные)
Рост числа городов.
Возникновение торговых отношений.
Появление дружины.
Постоянная внешняя опасность.
Итог: потребность в сильной центральной княжеской власти и возникновение Древнерусского государства. (IX-XIIвв.)
путь из "варяг в греки".
Развитие торговых отношений вызвало развитие формирования институтов государства. Не случайно, центрами формирования выступили город Новгород и Киев - которые контролировали северную и южную часть пути соответственно.
Торговый путь обеспечил формирование постоянной вооруженной силы для защиты торговцев и их грузов - причем на примере Новгорода мы знаем, что там прибыл князь из Скандинавии, для ведения военного дела. Я думаю, этот случай не единичный. Формирование дружины, создание баз для торговцев - вот что стало основой для формирования древнерусского государства.
Появление и особенности древней восточной цивилизации
|
К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.\Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.\Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.\Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.\Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.\В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.\Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.\Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Особенности древней восточной цивилизации \Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.\В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.\Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.\Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.\Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.\Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.\Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.\Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.\Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.\В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.\В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.\Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.\Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.\Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.\Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.\Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.\Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.
Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.\В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»).\Поэтому утверждать, что восточная деспотия — это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.\Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.\В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток — это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:\1) усиление централизованной власти и государства;2) кризис власти;3) упадок власти и ослабление государства;4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.\При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.\Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII—VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).
|