Экономические идеи Древней Вавилонии и Древней Индии
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
Экономические идеи Древней Вавилонии и Древней Индии
1.1. Истоки экономической мысли таятся в древней цивилизации Двуречья (реки Тигр и Евфрат) в Древней Вавилонии В начале III тыс. до н.э. сложился конгломерат городов - государств МЕСОПОТАМИЯ В него входили Вавилония и Ассирия В 8-7 вв. до н.э. (Первое тысячелетие до н.э.) установилось господство Ассирии над Вавилонией После разгрома Ассирии объединенными силами Мидии и Вавилонии в конце 7 в. до н.э. возникло Ново-Вавилонское царство, достигшее расцвета при Навуходоносоре II. Экономическая мысль Древней Месопотамии в III тыс. до н.э. была представлена письменными источниками четырёх видов: 1.Хозяйственными архивами, 2.Законодательными трактатами, 3.Дипломатическими договорами, 4.Летописными записями.
В экономической мысли во II тыс. до н.э. наибольшее значение имеют
1.2. Древнейшая индийская цивилизация существовала в районе реки Инд в третьем тыс. до н.э. В Древней Индии во втором тыс. до н. э. проживали индоевропейские племена – АРИИ, которые пришли с берегов Ледовитого океана. Это подтверждают письменные памятники — веды. Арии явились также предками древних славян В середине первого тыс. до н.э. в Древней Индии ведущей идеологией был брахманизм, допускавший многобожие. Кроме Брахмы - творца вселенной, брахманизм признавал благодетельного Вишну и грозного Шиву.
Население Индии в первой половине I тыч.до н.э. состояло из 4-х сословных групп: 1) брахманы - высшая каста, 2) кшатрии - военные. Эти две касты занимали привилегированное положение. 3) вайши - торговцы, 4) шудра - земледельцы, актеры. В IV-V вв. до.н.э. в Индии обострились противоречия между правящей знатью и торговцами В этот период, в середине I тыс.до н.э. сложилась новая религия буддизм Будда означает - просветленный. Им был 36-ти летний принц Сидахартхи Гуатама, живший в Северной Индии
Первоначально для буддизма был важен принцип отказа от собственности. Доктрина буддизма включала постижение освобождения от страдания. В буддизме нет противопоставления духовного и материального, нет противопоставления духа и материи Экономическая мысль Древней Индии изложена в историческом памятнике “АРТХАШАСТРА”. (4 – 3 вв. до н.э.) В АРТХАШАСТРЕ ОБОБЩЕНА ХОЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 1. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛОСЬ РЕШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ, 2. ОТМЕЧАЛАСЬ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОГОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
|