Словарь терминов. Абджад – метод письма, при котором согласные записываются, а гласные пропускаются
Абджад – метод письма, при котором согласные записываются, а гласные пропускаются. Очень распространен в семитских языках. Аксиология – область философии, занимающаяся моральными и эстетическими ценностями. Аллитерация – поэтический прием, предполагающий повторение начальных звуков слов1. Алфавит – система письма, в которой каждому отдельному звуку соответствует свой символ. Альвеола – хрящевой бугорок за верхними зубами. Альвеолярный звук – звук, при произнесении которого альвеолы участвуют в создании преграды для воздушного потока (/t/, /s/). Ассонанс – поэтический прием – повторение гласных звуков. Аппроксимант – звук, производимый при неполном ограничении воздушного потока (/w/, /y/). Велярный звук – звук, при котором преграда воздушному потоку создается близ места, где соединяются твердое и мягкое нёбо. Взрывной звук – звук, при произнесении которого поток воздуха полностью блокируется органами речи (/p/, /k/). Випассана – медитативная практика, направленная на достижение осознанности. Внутренняя речь – внутренние высказывания, которые влияют на ожидания, самооценку и настроение человека. Высокие гласные – гласные, произнесение которых требует, чтобы рот был достаточно широко открыт (/a/, /o/). Гексенкрафт – американская народная магическая традиция, основанная на германских, индейских и христианских магических практиках. Гематрия – метод анализа слов иврита, а иногда и других языков, основанный на их числовых значениях. Гласный звук – устойчивый звук, не предполагающий при артикуляции ограничения воздушного потока. Глухой согласный – звук, при котором голосовые связки не вибрируют (/p/, /s/). Гоетия – тип магии, предполагающий вызов демонов; кроме того, так называется один из гримуаров. Гортанный звук – звук, при произнесении которого препятствие потоку воздуха создается в гортани (/h/). Давен – еврейская молитва, часто сопровождающаяся покачиванием. Дентальный звук – звук, при произнесении которого в создании препятствия потоку воздуха участвуют зубы (/th/ в those). Дефиксион – традиционный магический ритуал, в котором желание записывалось на свинцовой пластинке и она выбрасывалась в колодец или какое‑либо другое отверстие в земле. Дрейф – метод изменения восприятия окружающего мира, включающий в себя бесцельное перемещение по местности. Енохианское наречие – магический «язык», включающий в себя имена ангелов и методы их инвокации. Открыт Джоном Ди и Эдвардом Келли в XVI веке. Звонкий гласный – звук, при котором голосовые связки вибрируют (/b/, /z/). Идеографическое письмо – метод письма, в котором знаки означают идеи, а не звуки. Идиолект – индивидуальный язык, индивидуальный вариант общего национального языка. Изопсефия – мистический метод интерпретации греческого языка, при котором каждой букве присваивается числовое значение. Иллокутивный речевой акт – высказывание, которое само по себе осуществляет действие. Например: «Объявляю вас мужем и женой». Каббала – мистическая система, изначально еврейская, но в настоящее время широко используемая во многих магических течениях; в ней применяется анализ цифр и слов, а также существует сложная космология. Направлена на достижение единения с Богом. Код – набор допущений о символах, способствующий интерпретации. Консонанс – поэтический прием – повторение согласных звуков. Лабиальный звук – з вук, при произнесении которого в создании препятствия потоку воздуха участвуют губы. Лингвистика – систематическое научное изучение языка. Мала – нить с бусинами, используемая для счета молитв в индуизме и буддизме. Мантра – слово с мистическим значением, обычно повторяемое для достижения духовной или магической цели. Международный фонетический алфавит – искусственно созданный алфавит, разработанный для точного и однозначного обозначения любого возможного звука языка. Метафора – фигура речи, в которой одна вещь (цель) приравнивается к другой (источник) для того, чтобы применить свойства источника к цели. Метафора паралогическая – метафора, в которой характеристики источника присутствуют в цели неочевидным образом. Мономиф – единственный сюжет, частями или версиями которого являются все остальные мифы. Неофит – в некоторых магических традициях – недавно посвященный. Низкие гласные – гласные, произнесение которых требует, чтобы рот был достаточно прикрыт (/i/, /e/). Носовой звук – звук, гласный или согласный, при произнесении которого какая‑то часть воздуха идет через нос (/m/, /n/). Нотарикон – метод каббалистического анализа, использование начальных букв слов для создания акронима. Ноумен – римский бог, часто представляемый как безличная сила. Общая семантика – философия, разработанная Альфредом Коржибски, пропагандирующая тщательное регламентирование в сфере использования языка для повышения ясности и эффективности мышления. Перлокутивный речевой акт – высказывание, которое сообщает о действии, но не выполняет его. Перформатив – высказывание, которое осуществляет действие, а не просто сообщает о нем. Перформативные акты иллокутивны. Правило Зеро – «если что‑либо – сложность ритуала, нехватка необходимых материалов и т. п. – в настоящий момент мешает вам выполнять магическую работу, откажитесь от нее». Прагматика – изучение языка в действии и значения ситуативного контекста. Пресимволическая коммуникация – формы общения, не предполагающие использования языка: крик, смех, рычание и т. п. Релексификация – практика замены одних слов другими, часто придуманными. Самадхи – состояние сознания, в котором человек погружается в абсолютную ментальную тишину. Саматха – практика замедления и остановки мыслей. Семантика – исследование значения (не путать с общей семантикой). Семантическое пресыщение – феномен утраты словом смысла в результате повторения. Семиотика – наука о знаках и символах. Сигил – магический символ, обычно создаваемый самим магом для конкретной цели. Синекдоха – метафора, в которой часть обозначает целое, и наоборот. Синтаксис – раздел грамматики, изучение способов выстраивания слов в предложения. Слоговое письмо – тип письма, в котором каждый символ означает слог, а не звук или идею. Согласный звук – звук, при произнесении которого поток воздуха сталкивается с препятствием (/f/, /p/, /w/). Сорко – колдун‑сонгаи, особо опытный в создании и произнесении заклинаний. Сюрреализм – художественное направление начала ХХ века, пропагандирующее спонтанность в создании произведений искусства. Тавматургия – практическая магия. Темура – метод каббалистического анализа, в котором буквы перестраиваются и образуют новые слова, как в анаграмме. Теофагия – мистический акт поедания божества, символическим или каким‑то иным образом. Теургия – магическая практика, предполагающая общение или единение с богами. Условия успеха – набор ситуаций или требований, позволяющих речевому акту стать эффективным. Фатическое высказывание – высказывание, направленное на установление контакта, а не на передачу информации. Например, «доброе утро». Фонетика – изучение звуков языка. Формула – магическое слово, заключающее в себе целую идею или магическое учение. Фрикативный звук – звук, образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи, например /s/ или /f/. Хемогнозис – использование наркотиков для достижения измененного состояния сознания в магических целях. Худу – американская магическая традиция, основанная на африканских, индейских и христианских магических практиках. Цируф – форма каббалистического анализа, в которой буквы заменяются в соответствии с определенной системой, образуя новые слова. Эвокация – магическое действо, в ходе которого маг вызывает духа или вступает с ним в контакт, удерживая его за пределами своего «Я». Эффект отчуждения (Verfremdungseffekt) – достигается, когда с помощью художественных или иных средств что‑то знакомое делается незнакомым. 1 Традиционно аллитерация понимается шире – как выразительный прием художественной речи, выражающийся в повторе определенных согласных (не обязательно начальных). – Примеч. ред.
Библиография
The American Heritage Dictionary of the English Language. Boston: Houghton Mifflin, 2000. Index of Semitic Roots. Artisson, Robin. The Witching Way of the Hollow Hill: The Gramarye of the Folk Who Dwell Below the Mound. [No location]: Veritas Numquam Perit, 2006. Austin, J. L. How to DoThings with Words. Second Edition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005. Barrett, Francis. The Magus: A Complete System of Occult Philisophy. York Beach, ME: Samuel Weiser, 2000. Barry, Kieren. The Greek Qabalah: Alphabetic Mysticism and Numerology in the Ancient World. York Beach, ME: Samuel Weiser, 1999. Beck, Judith. Cognitive Therapy: Basics and Beyond. New York: Gilford Press, 1995. Brenstein, Henrietta. Cabalah Primer. Marina del Rey, CA: De Vorss, 1984. Betz, Hans Dieter. The Greek Magical Papyri in Translation. Chicago: University of Chicago Press, 1997. Bloomfeld, Maurice, trans. Hymns of the Atharva Vede. Sacred Books of the East, Vol. 42. Oxford: Oxford University Press, 1897. Online at http://www.sacred‑texts.com/hin/sbe42/av140.htm (accessed 4 November 2007). Buber, Martin. I and Thou. Walter Kaufmann, trans. New York: Simon & Schuster, 1970. Burkert, Walter. Greek Religion. John Raffan, trans. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985. Buzan, Tony. The Mind Map Book: How to User Radiant Thinking to Maximize Your Brain’s Untapped Potential. New York: Pulme, 1996. Campbell, Joseph. The Hero with a Thousand Faces. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1972. Carmichael, Alexender. Carmina Gadelica: Hymns and Incantations Collected in the Higblands and Islands of Scotlands in the Last Century. Edibburgh, UK: Floris, 1992. Carrol, Peter J. Liber Kaos. York Beach, ME: Samuel Weiser, 1992. Carrol, Peter J. Liber Null & Psychonaut. York Beach, ME: Samuel Weiser, 1991. Catford, J. C. A Practical Introduction to Phonetics. Oxford: Claredon Press, 1998. Christenson, Larry. Answering Your Questions About Speaking in Tongues. Minneapolis: Bethany House, 2005 [1968]. Coward, Harold G., and David J. Goa. Mantra: Hearing the Divine in India and America. New York: Columbia University Press, 2004. Crane, Hart. A Letter to Harriet Monroe. O May Land, My Friends: The Selected Letters of Hart Crane. Langdon Hammer and Brom Weber, eds. New York: Four Walls Eight Windows, 1997. Crowley, Aleister. 777 & Other Qabalistic Writings. York Beach, ME: Weiser, 1986. Crowley, Aleister. Liber Samekh: Theurgia Goetia Summa Congressus Cum Daemone. In Magick: Liber Aba: Book 4. Boston: Weiser, 1998. Online at http://www.hermetic.com/crowley/libers/lib800.html (accessed 22 April 2008). Crowley, Aleister. Magick Without Tears. Scottsdale, AZ: New Falcon, 1991. Derrida, Jacques. On Grammatology. Garatri Chakravorty Spivak, trans. Baltimore: Johns Hoplins University Press, 1976. Dukes, Ramsey. S. S. O. T. B. M. E. Revised: An Essay on Magic. London: The Mouse That Spins, 2002 (third revised edition). Dunn, Patrick. Postmodern Magic: The Art of Magic in the Information Age. Woodbury, MN: Llewellyn, 2005. DuQuette, Lon Milo. The Magick of Aleister Crowley: A Handbook of the Rituals of Thelema. Boston: Weiser, 2003. Easwaran, Eknath. Meditation: A Simple Eight‑Point Program for Translating Spiritual Ideals into Daily Life. Tomales, CA: Nilgiri Press, 1991. Easwaran, Eknath, trans. The Upanishands. Tomales, CA: Nilgiri Press, 1987. Ellis, Albert. Handbook of Rational‑Emotive Therapy. New York: Springer Publishing, 1977. Erkes, Immanuel. The Gaon of Vilna: The Man and His Image. Jeffrey M. Green, trans. Berkeley, CA: University of California Press, 2002. Frater U.·. D.·. Practical Sigil Magic: Creating Personal Symbols for Success. St. Paul, MN: Llewellyn, 1990. Fries, Jan. Visual Magic: A Manual of Freestyle Shamanism. Oxford, UK: Mandrake, 1992. Glossolalia in Contemoporary Linguistic Study. Metareligion. http://www.meta‑religion.com/Linguistics/Glossolalia/contemporary_linguistic_study.htm (accessed 22 April 2008). Goddard, Dwight, and Henri Borel, trans. Tao Te Ching. Whitefish, MT: Kessinger, 1919. Online at http://www.sacred‑texts.com/tao/ltw/index.htm (accessed 16 May 2008). Godwin, David. Godwin’s Cabalistic Encyclopedia: A Complete Guide to Cabalistic Magick. St. Paul, MN: Llewellyn, 1989. Godwin, David. Light in Extension: Greek Magic from Homer to Modern Times. St. Paul, MN: Llewellyn, 1992. Grasso, Stephen. Beneath the Pavement, the Beast. In Generation Hex. Jason Louv, ed. New York: Disinformation, 2006. Griffith, F. Ll., and Herbert Thompson. The Demotic Magical Papyrus of London and Leiden. New York: Dover, 1974 [1904]. Online at http://www.sacred‑texts.com/egy/dmp/dmp19.htm (accessed 22 April 2008). Hafele, J. C., and R. E. Keating. Around‑the‑World Atomic Clocks: Predicted Reativistic Time Gains. Science 177 (1972). Hale‑Evans, Ron. Mind Performance Hacks: Tips & Tools for Overclocking Your Brain. Sebastopol, CA: O’Reilly, 2006. Harner, Michael. The Way of the Shaman. San Francisco: Harper, 1990. Hayakawa, S. I. Language in Thought and Action. New York: Harcourt Brace, 1990 [1939]. Hoffman, John George. Pow‑Wows; or, Long Lost Friend. [No location: self‑published], 1820. Online at http://www.sacred‑texts.com/ame/pow/index.htm (accessed 22 April 2008). James, William. The Varieties of Religious Experiences. New York: Modern Library, 1999 (1902). Jarrett, R. H. It Works. Camarillo, CA: DeVorss & Company, 1976. Klauser, Henriette Anne. Write In Down, Make It Happen: Knowing What You Want – and Getting It! New York: Fireside, 2000. Korzybski, Alfred. Science and Sanity: An Introduction to Non‑Aristotelian Systems and General Semantics. Fort Worth, TX: Institute of General Semantics, 1995. Kraig, Donald Michael. Modern Magic: Eleven Lessons in the High Magical Arts. St. Paul, MN: Llewellyn, 1988. Krapp, George P., and Elliot V. K. Dobbie. The Exeter Book. New York: Columbia University Press, 1936. Lakoff, George. Moral Politics: How Liberals and Conservatives Think. Chicago: University of Chicago Press, 2002. Lakoff, George, and Mark Johnson. Metaphors We Live By. Chicago: Chicago University Press, 1980. Lord, Albert B. The Singer of Tales. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000. Luck, Georg. Arcana Mundi: Magic and the Occult in the Greek and Roman Worlds. Baltimore: Johts Hopkins University Press, 1985. Magnus, Margaret. Magical Letter Page. http://www.conknet.com/~mmagnus/ (accessed 29 April 2008). Mathers, S. L. MacGregor. The Kabbalah Unveiled. York Beach, ME: Weiser, 1992. Nema. Maat Magick: A Guide to Self‑Initiation. York Beach, ME: Weiser, 1995. Newton, Isaac, trans. The Emerald Tablet of Hermes. Internet Sacred Texts Archives http://www.sacred‑texts.com/alc/emerald.htm (accessed 18 April 2008). Ong, Walter. Orality and Literacy: The Technologizing of the World. New York: Routledge, 1982. Reddy, M. J. The Conduit Metaphor – A Case of Frame Conflict in Our Language about Language. In Metaphor and Thought. A Ortony, ed. Cambidge: Cambridge University Press, 1979. Regardie, Israel. Foundation of Practical Magic. Wellingborough, UK: The Aquarian Press, 1979. Regardie, Israel. The Golden Dawn. St. Paul, MN: Llewellyn, 1986. Regardie, Israel. The Tree of Life: An Illustrated Study in Magic. Chic Cicero and Sandra Tabatha Cicero, eds. St. Paul, MN: Llewellyn, 2000. Ruhlen, Merritt. The Origin of Language: Tracing the Evolution of the Mother Tongue. New York: Wiley, 1994. Sarangerel. Chosen by the Spirits: Following Your Shamanic Calling. Rochester, VT: Destiny Books, 2001. Smith, Huston. The World’s Religions: Our Great Wisdom Traditions. San Francisco: Harper, 1991 [1958]. Spare, A. O. The Book of Pleasure (Self‑Love): The Psychlogy of Ecstasy. Oxford, UK: I‑H‑O Books, 2005. Spare, A. O. The Zoetic Grimoire of Zos. London: Fulgur, 1998. http://www.hermetic.com/spare/grimoire_of_zos.html (accessed 29 April 2008). Speaking in Tongues. Religious Tolerance. http://www.religioustolerance.org/tongues1.htm (accessed November 4, 2007). Stoller, Paul, and Cheryl Olkes. In Sorcery’s Shadow: A Memoir of Apprenticeship among the Songhay of Niger. Chicago: University of Chicago Press, 1989. Taliesin. I Am Taliesin. I Sing Prefect Metre. Ifor Williams, trans., 1999. http://www.cs.rice.edu/~ssiyer/minstrels/poems/175.html (accessed 21 April 2008). Also available in a print version in the Mabinogion. Turner, Victor. The Ritual Process: Structure and Anti‑Structure. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1977. Tyson, Donald. Enochian Magic for Beginners: The Original System of Anger Magic. Woodbury, MN: Llewellyn, 2005. Whitcomb, Bill. The Magican’s Reflection: A Complete Guide to Creating Personal Magical Symbols and Systems. St. Paul, MN: Llewellyn, 1999. Yelle, Robert A. Explaining Mantras: Ritual, Rhetoric, and the Dream of a Natural Language in Hindy Tantra. New York: Routledge, 2003.
|