Студопедия — Доц. А.Н.Таукелев 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Доц. А.Н.Таукелев 2 страница






В I — III вв. н. э. Кушанское царство играло важную роль в раз­вивающихся политических и торговых отношениях со многими стра­нами Запада и Востока. Кушанская культура оставила после себя глубокий след, ярко характеризующий могущество этой державы. В III в. н. э. начинается распад Кушанского царства. Хорезм снова занимает независимое положение, что видно по возобновлению им выпуска своих монет.

На развалинах Кушанской империи в Средней Азии возникает множество городов-государств. К этому периоду рабовладельческий строй в Средней Азии приходит в упадок. Развиваются замкнутые хозяйства крупных землевладельцев.

Территория Средней Азии в III — IV вв. н. э. политически была раздроблена. В западной части долины Зеравшана образовался союз городских царств во главе с Бухарой. Союз городов-государств сло­жился также и в Фергане.

* * *

Из-за скудости данных общественный и политический строй и право закавказских и среднеазиатских государств эпохи рабства не могут быть подробно охарактеризованы. Известно лишь то, что эти регионы были областями развитого земледелия, ремесла и скотовод­ства. Цари как главы государств обладали неограниченной властью. Их личность обожествлялась. Они были одновременно и верховны­ми жрецами. Высшие военные, административные и религиозные до­лжности распределялись среди родственников и соплеменников царя. Номинально царь считался верховным собственником земли и насе­ления. В его руках сосредоточивались огромные богатства. При ца­рях имелись советы старейшин. Чеканились в государствах свои мо­неты. Политической формой государства была деспотия.

Правовая система, можно предполагать, складывалась из обыч­ного права, актов местной знати и установлений царей. Судить кон­кретно об основных чертах права Закавказья и Средней Азии древ­него периода не представляется возможным из-за отсутствия правового материала о том периоде.

§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV в. н.э.)

Скифы — ираноязычная народность. Они занимали область меж­ду низовьями Дуная и устьем Дона, где к концу VII в. до н. э. сложил­ся их племенной союз. Скифское государство, возникшее на грани V и IV вв. до н. э. и просуществовавшее до III в. н. э., являлось государст­вом рабовладельческого типа, сохранившим пережитки первобытно­общинного строя.

Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее, в свою очередь, выделялись царские семьи, жре­ческая и военная аристократия — царские скифы.

Остальное население Скифии состояло из свободных общинни­ков. Они несли военную службу, платили различные дани и выполня­ли повинности. В наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских скифов, но и от кочевников, кото­рым они уплачивали оброк за пользование землей.

В городах основную массу населения составляли свободные ре­месленники, а также купцы.

Основным источником пополнения рабов было покорение осед­лых племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяй­стве, а также для охраны стад. По мере разложения первобытнооб­щинного строя рабство начинает терять свой патриархальный харак­тер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству Ге­родота, восставшие рабы были распяты на крестах.

У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет старейшин и племенных вождей решали важнейшие го­сударственные вопросы.

По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы име­ли установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов, но и в особенности от эллинов». По скиф­скому праву уже существовала частная собственность на стада, посе­вы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельца­ми. Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право характеризовалось господством патриарха­та. Жена находилась под властью мужа. После его смерти жена пере­ходила в составе имущества в собственность наследника. В наслед­ственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хо­зяйства в руки младшего сына. Женатые сыновья имели право на выдел при жизни отца.

Наиболее опасными преступлениями считались преступления про­тив царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступ­лениями считались также убийство, воровство, оскорбление действи­ем, оговор невиновного, прелюбодеяние и др.

К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание. Продолжала сущест­вовать кровная месть.

Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались в состязательном поряд­ке. Но существовал уже и розыскной процесс для наиболее опасных преступлений.

Греческие города-полисы возникли в Причерноморье в результа­те колонизации, проходившей в VIII — VI вв. до н. э. Они были ра­бовладельческими республиками. Верховная власть в них принадле­жала народному собранию, совету и выборным должностным лицам. Все дела, поступавшие в народное собрание, предварительно обсуж­дал совет. Иностранцы, за исключением афинян, политическими пра­вами не пользовались.

К числу наиболее крупных городов-полисов относились Тирас (в устье Днестра), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Фанагория (Та­манский полуостров), Диоскурия (Сухуми), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес. В силу общности торговых интересов и необходи­мости совместной обороны от местных племен города начинают объ­единяться, и в 480 г. до н. э. образуется Боспорское царство с центром в Пантикапее. Ольвия и Херсонес — наиболее крупные города-поли­сы — вошли в состав Боспорского царства значительно позднее.

Боспорское царство занимало обширную территорию — Керчен­ский и Таманский полуострова, береговую полосу Азовского и Чер­ного морей до нынешнего Новороссийска и район Нижнего Дона. Боспорское царство не было чисто греческим, оно включало в себя и местные племена.

К господствующему классу относились крупные землевладельцы, жрецы, купцы, промышленники и военачальники. Средние и мелкие землевладельцы были обязаны служить в войске и отдавать царю зна­чительную часть своего урожая.

Основную массу населения составляли свободные земледельцы и рабы. Наиболее зажиточные земледельцы использовали в своем хо­зяйстве труд рабов. Бесправное положение рабов и закабаление мест­ного населения вызывали частые выступления эксплуатируемых. Од­ним из первых было восстание скифских рабов в III в. до н. э. под предводительством Савмака. В конце II в. до н. э. восстание охвати­ло почти всю территорию Боспора. Однако оно было подавлено с помощью войск Понтийского государства, расположенного на юж­ном берегу Черного моря.

Во главе Боспорского государства стоял выборный архонт. Позд­нее власть архонтов становится пожизненной. До конца IV в. до н. э. глава государства имел двойной титул: архонт — по отношению к подвластным Боспору греческим городам и царь — для местного на­селения. До этого времени греческие города, входившие в Боспорс­кое царство, имели известную автономию. Спарток III (304 — 284 гг. до н. э.) впервые отказался от двойного титула и стал именовать себя просто царем.

IV в. до н. э. — время расцвета Боспорского царства. Начавший­ся после этого период междоусобиц, восстаний рабов, нападений ски­фов приводит к ослаблению Боспора и подчинению его сначала Понтийскому царству, а затем с I в. до н. э. — Римской империи. Римский период в истории Боспора связан с подъемом его экономической жизни.

Начавшееся с середины III в. н. э. обострение кризиса рабовла­дельческой системы и усиленный натиск кочевых «варварских» пле­мен приводят к тому, что античные государства Северного Причер­номорья, в том числе и Боспор, вступают в период экономического и политического упадка. В конце IV в. н. э. гунны полностью разорили Боспорское царство, истребили его население. Государство переста­ло существовать.

О праве Боспора у нас мало сведений, известно только, что земля была государственной собственностью. Распоряжаться ею мог толь­ко царь. Земли принадлежали также и храмам.

Из отдельных видов преступлений известны преступления про­тив царской власти, к которым относились заговор против жизни царя, восстание против царской власти, государственная измена, сношение с политическими эмигрантами.

Рассмотрение дел по этим преступлениям начиналось по доносу и влекло за собой смертную казнь с конфискацией имущества осужден­ного. Исполнение судебных решений производилось судебными ис­полнителями.

* * *

Рабовладельческое государство и право явилось исторически пер­вым типом государства и права. Оно знаменовало шаг вперед в исто­рии человечества, будучи обусловлено соответствующим развитием производительных сил и производственных отношений. Но со време­нем рабовладельческий строй исчерпал себя. Он уступает дорогу но­вому, более прогрессивному феодальному строю, феодальной общест­венно-экономической формации.

В советской литературе выдвигалась концепция, по которой все коренные народы нашей страны «миновали позор рабства» и сразу перешли к феодализму (С. В. Юшков). Среди закавказских истори­ков шел спор о времени возникновения древнегрузинского и древнеармянского государств, а следовательно, и о типе их. Думается, что эта проблема ждет еще своего исследования и разрешения. Однако бесспорно, что к середине I тысячелетия н. э. феодальные отношения в Закавказье становятся фактом.

Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало ХШ в.)

§ 1. Закавказье

К середине I тысячелетия н. э. рабовладельческие отношения в Закавказье постепенно сменяются феодальными, окончательно по­беждающими в IV в. Примерно одинаковое развитие общественного строя у крупных народов Закавказья обусловливает и сходные поли­тические формы. Характерной особенностью закавказских государств было господство монархической формы правления, республик здесь не было. Переход к феодализму обусловил и изменение идеологичес­кой основы закавказских государств: все они первоначально приня­ли христианство, правда, на территории современного Азербайджа­на под влиянием арабских завоевателей с VII в. побеждает мусуль­манство. Обе эти религии вполне соответствовали потребностям фе­одализма.

В эпоху феодализма государства Закавказья попеременно попада­ли под иго Византии, сасанидской Персии, Арабского халифата, тю­рок-сельджуков и, наконец, монголов. В борьбе против иноземных захватчиков народы Закавказья часто объединялись и совместно за­щищали свою независимость. Интересы сохранения национальной самостоятельности и успешной борьбы против иностранньк захват­чиков обусловили установление постоянных военных, политических, культурных и других связей закавказских народов. Созданные ими фео­дальные государства и развитая для своего времени правовая система активно воздействовали на феодальную общественную жизнь и спо­собствовали формированию передовой для своего времени культуры.

К началу периода в Закавказье существуют сложившиеся еще в рабовладельческую эпоху государства, наиболее крупными из кото­рых были Лазика (Эгриси), Картли (Иберия), Армения, Албания.

В IV в. Эгрисское государство достигает своего наивысшего мо­гущества, оно подчиняет соседние народы. Царь Эгрисского государ­ства имеет своих вассалов, которые являются правителями подвласт­ных ему областей. В результате обострения взаимоотношений с Ви­зантией, а также усиления распрей внутри страны между крупными феодалами могущество Эгрисского государства в последней четвер­ти V в. постепенно ослабевает.

С III в. Закавказье становится ареной ожесточенной борьбы меж­ду Персией и Римом. По договору 298 г. с Римом Персия признала римское господство над Арменией и Иберией, но фактически как Иберийское, так и Армянское государства остались самостоятельными политическими единицами.

Во второй половине V в. Персия ведет активную агрессивную по­литику против закавказских государств, в результате чего в 428 г. в Армении, в 510 г. в Албании, в первой четверти VI в. в Иберии упразд­няется национальная царская власть. После военно-административ­ной реорганизации Персии Иберия, Армения и Албания становятся составной частью кавказского края (Кустака). Управление отдельны­ми районами Закавказья осуществляли назначенные персами прави­тели (марзпаны), которые в свою очередь подчинялись начальнику Кустака.

В результате освободительной борьбы закавказских народов про­тив захватчиков в последней четверти VI в. персы оказались изгнан­ными из Иберии. Однако уже спустя некоторое время появились но­вые агрессоры. В VII в. в Закавказье распространяется господство Арабского халифата. Захваченными странами управляли назначен­ные арабами высшие чиновники — эмиры, которым подчинялись местные правители.

В процессе борьбы против Арабского халифата в конце VIII и в начале IX в. в Восточной Грузии формируются самостоятельные по­литические образования (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети), а в резуль­тате борьбы против византийцев происходит объединение Эгрисского и Абхазского царств, создается крупное политическое объединение — Эгрисско-Абхазское государство.

С Х в. после изгнания из страны иностранных поработителей на­чинается политическое объединение грузинских царств в одно цен­трализованное государство. Основателем сильной централизованной монархии является царь Давид Строитель (1089 — 1125). Объединен­ное феодальное грузинское государство наивысшего своего развития достигло в царствование Георгия III и его дочери Тамары.

Феодальные государства на территории Грузии. Переход к феода­лизму опирался на развитие новых производительных сил. Новые про­изводственные отношения определяли и новую классовую структу­ру. В Грузии, как и во всех феодальных государствах, складывалась сложная сословная структура. Господствующий класс подразделялся на целую серию сословных групп в зависимости от положения того или иного феодала. Эксплуатируемые классы тоже были неоднород­ны. Существовали и промежуточные социальные группы.

В IV — V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находи­лись под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли го­родское население, которое объединялось в корпорации купцов и ре­месленников.

Грузинские государства возглавлялись царями, выполнявшими за­конодательные, административные и судебные функции. Они стояли во главе военной организации. В пору господства иноземных захват­чиков царская власть теряла силу. Однако при восстановлении неза­висимости Грузии во главе государства вновь становился царь, тра­диции монархизма были сильны и в господствующем классе, и в на­роде.

В XI — XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, формируется единое, сильное централизованное государство. Поли­тическое объединение страны ставит неотложные задачи реоргани­зации государственной власти. Они оказываются успешно разрешен­ными царем объединенного грузинского государства Давидом Строителем. Давид за короткое время создал стройную систему го­сударственной власти и управления.

Сильная власть грузинских царей не исключала необходимости советоваться с верхушкой феодалов. При Давиде Строителе и царице Тамаре идет определенная борьба между монархом и государствен­ным советом (Дарбази), последний старается добиться решающего влияния в управлении. Эта борьба заканчивается компромиссом: сильная царская власть уживается с достаточно сильной властью Дар­бази.

Дарбази был громоздкой коллегией. Оперативным органом цен­трального управления выступал совет везирей (Савазиро, малый со­вет). Этот совет возник после политического объединения страны в XII в.

Термин «везир» до Георгия III (1156 — 1184 г.) в источниках не встречается. Должность везира, как правило, занимали крупные фео­далы, хотя известно, что при царице Тамаре должность министра финансов занимал не принадлежавший по происхождению к высше­му социальному слою Кутлу Арслан.

Савазиро состоял из 6 везиров во главе с великим канцлером (пер­вым везиром). При Давиде Строителе первым везиром был назначен митрополит. Тем самым была совмещена духовная и светская власть.

Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал вооруженными силами, дру­гой — казначейством. Вместе с тем, здесь видны отчетливые следы дворцово-вотчинной системы: один из везирей ведал воспитанием на­следника, занимался дворцовым хозяйством и т. д.

Грузинское государство было разделено на две категории адми­нистративных единиц: более крупные и более мелкие. Во главе их сто­яли соответствующие должностные лица.

В феодальной Грузии осуществлялось светское и церковное пра­восудие. Как и во всех феодальных государствах, суд не был отделен от администрации. В силу этого царь, государственный совет, пер­вый везир выполняли и судебные функции, судили и местные адми­нистраторы.

Аналогично строился и суд церковный, к ведению которого от­носились дела духовенства, семейные и некоторые другие.

Армянские государства. Так называемая Великая Армения в IV в. была разделена между Персией и Византией, а с VII в. вошла в состав Арабского халифата. Господство арабов продолжается до второй половины DC в. Ослабленный внешними и внутренними противоре­чиями Арабский халифат вынужден был допустить к управлению местных вождей. Так, он назначает правителем Армении Ашота Баг-ратуни, которому удалось восстановить национальное Армянское го­сударство, вскоре признанное Византийской империей и Халифатом.

Однако с первой четверти Х в. начинается политическая децен­трализация государства Багратидов, и оно распадается на мелкие по­литические единицы, большинство которых оказалось вассалами анийских Багратидов. В середине XI в. Анийское государство пало, и Византия назначает в Армению своего правителя.

К концу первой половины XI в. с Востока появился новый враг в лице тюрок-сельджуков. Во второй половине XII в. они полностью разрушили Армянское государство. В середине XIII в. вся Армения попала под иго монголов.

С XI в. начинается переселение армян из Центральной Армении в Киликию, расположенную в Восточном Средиземноморье и заселен­ную в те времена греками, арабами и сирийцами. В борьбе против Византии в 1080 г. сформировалось Киликийское армянское государ­ство Рубенидов (1080 — 1375 г.), настолько затем укрепившееся, что его признали европейские державы. В 1253 г. Киликийское армянс­кое государство заключило мир с монголами, что спасло страну от их опустошительных нашествий. В последней четверти XIV в., в ус­ловиях обострения противоречий с соседними странами, особенно с Египтом, Киликийское армянское государство пало.

Переход к феодализму в Армении, подобно другим странам, оз­начал установление феодальной иерархии (нахарарского строя). Фе­одалом становится и церковь.

Государственный строй на территории Армении претерпел в те­чение периода заметные изменения, зависящие от соотношения внеш­них и внутренних факторов. Раздел Великой Армении между ее аг­рессивными соседями привел вскоре к ликвидации царской власти в западной части страны, а в V в. — ив восточной. Византия, Персия, а затем и Халифат заменили власть армянских царей властью своих чи­новников — марзпанов, эмиров и пр. Восстановление суверенитета Армянского государства в Х в. сопровождалось возникновением новой династии. Багратиды были типичными восточными монархами, выполнявшими законодательные, административные и судебные фун­кции. В центральном государственном аппарате существовали до­лжностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления — военным делом, внешними сношениями, судом и т. д. Восстановле­ние армянской государственности облегчалось тем, что захватчики, начиная с персов, широко использовали армянскую аристократию — нахараров — для управления страной. Сложились целые нахарарские династии, служившие персам в качестве военачальников-спарапетов, марзпанов и других должностных лиц.* Армянских нахараров использовали и арабы. В Армении, как и в грузинских государствах, суд не был отделен от администрации. Это касалось как светской, так и духовной юстиции.

 

* См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX — XI вв. М„ 1988. С. 12—20.

 

Что касается Киликии, то для нее было характерно отсутствие принципа наследования государственных должностей. Все должност­ные лица назначались верховной властью, царем из династии Рубе­нидов. Наиболее влиятельным должностным лицом был регент, не­редко и руководивший всем государством. Важную роль в управле­нии играл государственный секретарь. Армией командовал гунстабль, должность которого была аналогична должности спарапета.

В Киликии был создан крупнейший памятник армянского фео­дального права — Судебник Смбата Спарапета.

Государства Западного Прикаспия. Победа феодализма в Алба­нии с неизбежностью привела и к установлению раздробленности. Это облегчило завоевание азербайджанских земель Сасанидской Персией, подчинившей себе, но не уничтожившей Мелкие княжества.

В ходе освобождения от арабского завоевания выдвигается круп­ное азербайджанское государство — Ширван. Кроме него в Прикаспии оформляются Шекинское, Ганджинское и Дербентское ханства. Однако в XI в. азербайджанские земли захватываются сельджуками, а потом Давид Строитель включает Азербайджан и Южный Дагес­тан в состав Грузинского государства.

Общественный строй феодального Азербайджана несколько от­личался от строя его западных соседей. Здесь под влиянием завоева­телей определенное развитие получило кочевое хозяйство.

Введение мусульманства привело к специфическим формам фео­дального землевладения, в том числе к созданию вакуфов — земель, доходы с которых по идее должны были использоваться на просвети­тельные и благотворительные цели. Городское население находилось в такой же феодальной зависимости, как и сельское.

Государственный строй Албании в пору ее независимости харак­теризовался наличием сильной монархической власти. Царь управ­лял с помощью достаточно развитого чиновничьего аппарата, на ко­торый большое влияние оказывала христианская церковь. Исламизация Азербайджана в пору арабского завоевания повлекла за собой и изменения государственных форм в сторону введения институтов, характерных для мусульманского мира. Ширван был уже вполне му­сульманским государством. В мусульманских азербайджанских госу­дарствах не только органы власти и управления, но и суд отличались от христианских образцов. В частности, здесь имелись специальные судьи-казии, хотя и другие должностные лица обладали судебными правомочиями.

Правовые системы Закавказья. Право, действовавшее на терри­тории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социаль­ных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, кото­рые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.

Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодатель­ные акты царей, а также договоры между ними. Источниками кано­нического права выступали акты, воспринятые из Византии (напри­мер, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате ко­торой была создана «Книга законов».

В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась пра­вовая система, основанная на шариате. Среди источников мусуль­манского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну («Свя­щенное предание», составленное из дополнительных хадисов, т. е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).

Все названные и другие источники дают определенное представ­ление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.

Гражданское право характеризуется серьезным развитием его ос­новных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульман­ском праве широко трактуются вопросы собственности, в особеннос­ти относящиеся к феодальному землевладению, формы которого раз­личались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земель­ной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевла­дение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникно­вения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения за­висел даже от того, кто был наследодателем — отец или мать собствен­ника.

Источниками обязательств служили как договоры, так и делик­ты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, покла­жа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т. д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закав­казских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии сви­детелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и не­имущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушите­лем причиненного ущерба.

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежнос­ти человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный воз­раст для девушек вместо 8 лет — 12.

Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брач­ный возраст для жениха 14 лет, а для невесты — 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т. д. Жених обязывался при­нести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он полу­чал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущест­во). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разреша­лось многоженство.

Уголовное право закавказских государств характеризуется доста­точной для своего времени разработанностью основных понятий Об­щей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятель­ства и пр.).

Преступление определяется как противозаконное, опасное для го­сударства и царской семьи действие, поэтому целью наказания явля­ется устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кров­ная месть, наказание применяется лишь государством.

Самым тяжким считается преступление против государства и ре­лигии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т. д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство фео­дального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т. д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды пре­ступления, в частности преступление против личности (убийство, ра­нение, оскорбление, половые преступления и т. д.).

Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (пове­шение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (биче­вание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тю­ремное заключение и т. д.

Процессуальное право не знало еще разграничения между уголов­ным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основ­ные формы процесса — состязательный и инквизиционный. При рас­смотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследова­ния воров и их наказания учредил специальное следственно-розыск­ное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воров­стве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами слу­жили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.

§ 2. Средняя Азия

Эфталитское царство (VVI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили ос­татки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты созда­ли в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнооб­щинный строй. Процесс становления классового общества у эфтали­тов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Од­нако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI — VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Сред­ней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского кага­ната, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского ка­ганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 273. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия