Студопедия — ГЛАВА V ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА V ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1 страница






Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов, целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Все это говорит о некоторой условности любой системы биологических наук. Первыми в биологии сложились науки о животных (зоология) и растениях (ботаника), как основы медицины - анатомия и физиология человека. В пределах зоологии выделяются следующие более узкие дисциплины: териология - изучающая млекопитающих; орнитология - изучающая птиц; герпетология - пресмыкающихся и земноводных; ихтиология - рыб и рыбообразных; энтомология - насекомых; акарология - клещей; малакология - моллюсков; протозоология - простейших. Внутри ботаники выделяются следующие разделы: альгология - изучающая водоросли; микология - изучающая грибы; бриология - мхи; дендрология - деревья и кустарники; лихенология - лишайники. Более крупными разделами биологии, выделяемые по объекту исследования, являются: микробиология - наука о микроорганизмах; гидробиология - наука об организмах, населяющих водную среду. Систематика животных и систематика растений занимается изучением многообразия организмов и распределением их по группам. Неонтология - изучает современный органический мир, а палеонтология - наука о вымерших организмах (палеозоология) и растениях (палеоботаника).

Другой аспект классификации биологических дисциплин - по исследуемым свойствам и проявлениям живого. Выделяются морфологические дисциплины - изучающие форму и строение организмов; экология - изучающая образ жизни животных и растений и их взаимоотношения в условиях окружающей среды; физиология животных и растений - изучающая различные функции живых существ; генетика - изучающая закономерности наследственности и изменчивости; этология - изучающая особенности поведения животных в естественных условиях окружающей среды; эмбриология - изучающая индивидуальные особенности развития организма. Анатомия изучает строение органов и их систем макроскопически; гистология изучает микроструктуру ткани; цитология изучает микроструктуру клетки; кариология изучает строение клеточного ядра.

Можно выделить в биологии дисциплины, связанные с использованием определенных методов исследования. Например, биохимию, изучающую основные жизненные процессы химическими методами и подразделяемую на ряд разделов (биохимию животных и растений); биофизику, вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизне-

деятельности); молекулярную биологию, исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярном уровне; биогеоценологию, изучающую высшие структурные уровни организации жизни на Земле.

В результате проведения теоретических и практических исследований в последнее время появляются биологические отрасли, обеспечивающие бурное развитие прикладных дисциплин таких, как бионика, занимающаяся изучением технических приложений биологических закономерностей; космическая биология, изучающая биологические действия факторов мирового пространства и проблем освоения космоса; астробиология или экзобиология, исследующая жизнь вне Земли.

Из приведенного далеко неполного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной биологии и как прочна взаимосвязь между соседними науками.

Таким образом, можно выделить основное определение биологии.

Биология - совокупность наук о живой природе. Предмет изучения биологии - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распределение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью познания и управления ими. Термин «биология» предложен в 1802 году независимо друг от друга двумя учеными - французом Ж.Б. Ламарком и немцем Г.Р. Тревиранусом.

4.1. Философско - биологический подход к познанию жизни

Биологическое познание формируется на основе частичных представлений и сведений о живом, первоначально непосредственно используемых в практической деятельности. В наши дни биологическое познание осуществляется научными средствами. Биология в современном мире представляет собой самостоятельную и обширную область знаний. Но самостоятельность выражается не как отдельно взятая наука, а во взаимодействии с другими науками.

В настоящее время основную массу информации о живом человеке получают благодаря биологии. Возникает вопрос: каково место философии в познании живого, жизни? В биологии живое рассматривается как объект познания. Но отношение человека к живому многогранно, оно включает эстетические, этические, практические стороны жизни. Все это в совокупности образует представление человека о живом. Развитие биологического познания ведет к изменению представлений и отношений и влияет на человеческое мировоззрение.

Рассматривая роль и место философии в познании жизни, необходимо понимать и учитывать, что жизнь для биологии - объект познания, но

со стороны человеческого существования мы видим жизнь не только как объект, поскольку последняя включена в ткань жизни, есть ее продолжение и проявление. Биология видит живое извне, поэтому наука может дать объективные знания о живом. Философия, учитывая биологические данные, интересуется человеком во взаимосвязи со всем живым. Философия изучает формы проявления жизни: человеческое существование, человеческую деятельность и человеческое познание.

Зависимость между философией и биологией является взаимной. В философии получают теоретическое осмысление достижений биологического познания, которое в ходе своего развития дает нам все более содержательную, яркую и насыщенную картину живого. С другой стороны, теоретически обосновывая мировоззренческую позицию человека, философия позволяет выявить, раскрыть и выразить на языке понятий, сделать доступными для последующего рационального анализа наиболее глубокие, с точки зрения человеческого существования, проблемы, решением которых занимается биологическое познание. Значимость результатов биологического познания определил Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Он говорил о трех научных открытиях середины XIX века, являвшихся естественнонаучным обоснованием материалистической диалектики. Это закон сохранения и превращения энергии, установление клеточного строения организмов и учение Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Последние два открытия относятся к области биологического познания, но и в первом открытии роль биологии достаточно ощутима. Теория Дарвина оказала огромное влияние на философию конца XIX - начала XX веков. Появились новые течения, которые критиковали либо предлагали свои альтернативные трактовки эволюции.

Философско-мировоззренческое значение биологии

Говоря о философско-мировоззренческом значении биологии, необходимо отметить, что именно живое с наибольшей очевидностью обнаруживает все богатство закономерностей и характеристик диалектического развития. Диалектическое развитие - вызревание и разрешение противоречий, накопление количественных изменений и скачкообразный переход в новое качество, отрицание отрицания - способ существования жизни, он прослеживается на всех уровнях живого. Помимо черт, общих всем этим уровням, на каждом из них развитие характеризуется своими специфическими особенностями. Таким образом, наблюдается один из важных типов развития - циклическое развитие. В каждом цикле наблюдается закономерная последовательность сменяющих друг друга стадий, причем каждая из этих стадий достаточно хорошо отличим. Развитие биологического организма, который постоянно изменяется, подчас весьма резко, сохраняя, однако, самотождественность - это яркий образец закономерного и упорядоченного процесса, протекающего независимо от воли и сознания

человека и вместе с тем хорошо знакомого ему из повседневного опыта. Неудивительно поэтому, что уже с древних времен развитие организма выступало в качестве модели для осмысления самых разных процессов и явлений окружающей действительности, менее доступных нашему восприятию. Так, в космогонических мифах, объясняющих возникновение мира, повествуется о его рождении и о последующих фазах его развития. Эти же мотивы можно встретить и в натурфилософских построениях древнегреческих мыслителей. Нередко мир, космос ими мыслился как огромный организм, который на пути от рождения до смерти проходит все фазы, свойственные развитию биологического существования. Да и современный человек не только в повседневной жизни, но даже и в научном познании для осмысления и понимания окружающих явлений чрезвычайно часто прибегает к метафорам жизни, смерти, рождения, юности, зрелости, старости, берущим начало все из того же источника.

Существующие сложно организованные системы, в том числе и биосфера, обладают свойствами самоорганизовываться и восстанавливаться в ответ на разрушающие внешние воздействия. Но иногда, при сильнейших воздействиях, происходят изменения, приводимые к качественному изменению. Источниками внешних воздействий могут быть различные факторы, к которым эволюция не приспособила живые организмы. Значит необходимо учитывать не только организованность жизни, возможность ее самоорганизации, но и хрупкость биосферы.

В современном мире человечество обрело такие средства воздействия на биосферу, которые в состоянии вызвать в ней глубокие, необратимые изменения, угрожающие самому ее существованию. Осознание этого обстоятельства не может не повлечь за собой кардинальных сдвигов в мировоззрении людей, в их ценностных установках.

Жизнь имеет начало во времени. Вопрос о конечности жизни возникал и в прошлом, главным образом как составная часть более общего вопроса о «конце света», имевшего не только сугубо религиозное, но и мировоззренчески-методологическое значение.

Сегодня вопрос о конечности жизни наполнился более конкретным содержанием и смыслом. Современное человечество оказывается в ситуации, когда конечность или бесконечность жизни определяется его осознанным выбором.

Жизнь всегда воспринималась человеком как нечто позитивное, как ценность. Человек должен стремиться к поддержанию жизни.

Существует две позиции взглядов на вопрос о роли человека в мире и его отношении к жизни. Представителем одного из направлений является А. Швейцер, который утверждал, что существование человека необходимо предполагает сохранение жизни как таковой. Другая позиция, согласно которой жизнь тоже воспринимается как ценность, но лишь постольку, поскольку ее сохранение есть необходимая предпосылка для существова-

ния всего живого. Вторая позиция воспроизводит тезис Протагора о человека как мере всех вещей. Человечество является составной частью биосферы, и уже по одному этому не может не воздействовать на происходящие в ней процессы.

В 20-е годы нашего столетия ученый Э. Леруа ввел понятие ноосферы (сфера разума), исходившее из того, что человечество превращается в ведущую силу, которая будет определять эволюцию нашей планеты. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что существование жизни на Земле зависит от того, достанет ли человечеству мудрости, разума для надлежащего устройства своих отношений с природой.

Рассматривая жизнь во всех ее проявлениях, можно сделать вывод: жизнь есть форма движения материи. Понятие материи используется в философии, а понятием «жизнь» оперируют во многих областях наук. Материя проявляется и в других формах, жизнь - одна из форм проявления материи.

Познакомившись с различными теориями о появлении жизни и ее эволюции, можно сделать вывод, что «жизнь» как философское понятие есть выражение материи, а как биологическое - существование всего живого. Жизнь существует на различных уровнях (от мельчайших частиц, до человека, обладающего другой формой материи - сознанием). Жизнь обладает динамикой развития, но условия и экоситуация могут привести к исчезновению жизни как биологического объекта познания. Возникает вопрос: может ли жизнь являться объектом познания философии, как и любой другой науки. Ответом на этот вопрос будет доказательство того, что жизнь - одна из форм материи. Следовательно, объектом познания может являться материя (как понятие).

4.2. Биоэтика в контексте

философско-биологического осмысления

Биоэтика, как направление междисциплинарного характера, сформировалась в конце 60-х - нач. 70-х гг. Термин «биоэтика» предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Трактовка термина разнообразна. С одной стороны, биоэтику отождествляют с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими отношениями «врач-пациент». С другой стороны, биоэтика включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем, отношения человека к животному и растительному миру. В целом, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Биоэтика представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформа-

ции традиционной этики, медицинской, биологической этики. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека и созданием новых медицинских технологий, которые порождают множество проблем, требующих решения, с точки зрения как права, так и морали. Бурное развитие генной инженерии, трансплантологии, появление оборудования для поддержания жизни пациента, а также накопление теоретического и практического материала в медицинской практике привело к обострению моральных проблем, встающих перед врачами, родными и близкими. Кто имеет право решать судьбу больного человека? Существуют ли пределы оказания медицинской помощи? Что понимать под смертью человека? С какого момента можно считать зародыш живым существом? Это лишь некоторые проблемы, которые сегодня являются актуальными.

Кроме того формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Этика жизни и традиции русской философии

Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях. Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, прежде всего, православия, понимаемого отнюдь не догматически. Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической этики - жизнь и смерть, история, место человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов - от космизма этики всеединства В.С. Соловьева и дофилософской антропологии Н.А.

Бердяева, от проекта Н.Ф. Федорова воскрешения отцов и победе над смертью до христианского социализма С. Булгакова. Как мы видим, идеи православия послужили истоком различных философско-этических концепций.

Этика составляла ядро русской религиозной философии. Даже экономические и социологические построения, осуществленные, например, С. Булгаковым и С.Л. Франком, основывались на фундаментальных нравственных принципах этики солидарности. Более того, в русской философии была предложена концепция этической гносеологии, т.е. гносеологии, включающей в себя этические регулятивы.

Этические концепции, развитые в русской религиозной философии, не смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

В отечественной философской мысли существует и другое направление, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - «живая этика», развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известным представителем этого направления является Н.К. Рерих - создатель так называемой «Живой этики». Согласно Н.К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма.

Менее известно то, что К.Е. Циолковский также связывал свою «космическую этику» с буддизмом. В ряде своих работ он развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

Наиболее известным представителем этого направления в нач. XX в. был Н.А. Умов - выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Умов утверждает, что человеку не присуща «нестройность» неорганизованной природы: «...Прирожденные нам стройности заключают уже в

себе элементы этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы образована из нестройностей...». Он настаивает на том, что основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, «стройные». Он выдвигает новую заповедь новой этики: «...Твори и созидай на основе научного знания...». Этические идеалы должны быть выведены из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и развивающихся до высшей формы - этических идеалов добра и любви. Тем самым Н.А. Умов задает в этике новый ориентир - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же самое время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, которая, по его словам, представляет собой новую реалистическую науку о нравственности, освобожденную от религиозного догматизма, суеверий и метафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам современными знаниями о человеке и его истории. Наука должна дать основы этики. Принимая за научное обоснование этики теорию Ч. Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи: «Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции». В своих работах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм взаимопомощи в животном мире для того, чтобы показать, что этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих уже животным. Этика обретает сциентистское обоснование. В то же время Кропоткин развивает этику анархизма: «...Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободного развития всех ее способностей. Мы не хотим ничего ей навязывать...». За обществом отрицается право наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяется своеволием человека. Но если исходить из интересов общества, то это неумолимо приводит к отрицанию самоценности личности, ее свободы и нравственного выбора. При ближайшем рассмотрении этическое учение П.А. Кропоткина раскололось на два учения, не стыкующихся друг с другом.

В 1903 г. В. Вересаев писал: «...Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика, прежде всего, должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не

дебатируются...». Вересаев видит главную задачу этики «... во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки...». Он подчеркивал, что вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики.

К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродством отдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н.А. Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков.

Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вер-надского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева.

В 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начинает писать работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей. Обращает на себя внимание то, что Д.П. Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.

В это же самое время В.И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум поднимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего, нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, добро и красота соединяются в ноосфере.

В 1952 г. А.А. Любищев написал статью «Основной постулат этики». Этика, развиваемая А.А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и синтетическая. Основной постулат этики заключается, по его мнению, в утверждении необходимости борьбы за торжество духа над материей.

Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба ее смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. И этот общий принцип этики просветлен одним умонастроеием, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, любовью к жизни.

Исторические модели моральной медицины

Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

1. Модель Гиппократа («не навреди»)

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377 гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов.

2. Модель Парацельса («делай добро»)

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541 гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»)

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Модели моральной медицины в современном обществе

Будем считать рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели «идеальными» и рассмотрим более реальные модели, включающие в себя некоторые правовые аспекты описываемых отношений.

Большая часть проблем возникает в медицинской практике там, где ни состояние больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных контактах с пациентами преимущественно не возникает неординарных моральном плане ситуаций.

Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня, как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому пути. Однако эта норма, как моральное требование, завоевывает все большее признание. В осуществление этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная. Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого человека. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами - достоинством, свободой, индивидуальностью.

Учитывая право человека на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели моральных отношений «врач-пациент» и состояние современного общества, можно сформулировать следующие пять синтетических принципов отношений между врачом и пациентом.

1. Принцип «технического» типа

Одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому «быть беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений.

Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов, когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые над заключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасность подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия