Этап. Выражение замещающей потребности
ЦЕЛИ: 1. Психогимнастика: · учить детей адекватно передавать собственное аффективное · развивать умение координировать динамическое равновесие · развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы 2. Совместная словесная импровизация: — учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие ОБОРУДОВАНИЕ Дудочки, колокольчики. * * * Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку? Дети. Котика, мышку. Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а... Дети. Ласковым, нежным. Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку. Игра-импровизация Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально передают в речи диалоги персонажей. Воспитатель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша вдудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается. Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается. ЛИТЕРАТУРА § Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. ООО «Речь», 2000.- 310с. § Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь. Карл Орф Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения тог, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромное значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система австрийского композитора Карла Орфа занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам: • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога; • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры; • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности. На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Способность к музыкальному творчеству как процессу, имеющему определённую специфику и приводящему к созданию нового, является одним из главных условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека. В области музыкальной деятельности оно является высшим показателем овладения музыкальным искусством. Универсальность системы элементарного музицирования заключается в том, что она может быть использована во всех видах музыкально-исполнительской деятельности ребенка, обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. «Работа с детьми по элементарному музицированию предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой сотрудничества. С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка». (Президент Российского педагогического общества Карла Орфа В.Жилин)
|