Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






ПЕРЕДМОВА


Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 566



Любое крупное сообщество людей делится на разнообразные группы и слои. Причины такого расслоения общества могут быть самыми различ­ными: наличие собственности или ее отсутствие; различие социального престижа и отношения к власти; неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе; генетические черты и предписанные статусы (происхождение, родственные связи, личные качества, способности); разное граждан­ство; специфический род занятий; религиозная или национальная принадлежность и т.д.

 

Социальная группа— это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других.Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Группы могут быть первичными и вторичными:

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основные элементы социальной структуры общества: :классы, сословия ,касты.

Например:

• Классы (рабочие, служащие, интеллигенция);

• Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);

Касты в древней Индии: брахманы, кшатрии (воины), шудры (крестьяне)

Возможно также деление по другим основаниям:

• Жители города и деревни;
• Представители умственного и физического труда;
• Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);
• Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее. Возможно деление и по национальному признаку, например,

Этническая группа — группа людей, имею­щих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частич­ное общее происхождение и которые сами осо­знают свою причастность к общей группе. Осво­енные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, а расовые черты пере­даются по наследству, а также деление на племена, народности, нации.


2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

Мораль – система норм, выработанная человечеством, для его самосохранения

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центренравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частина І | В.трьох
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.203 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.203 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7