Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Нарахування амортизації прямолінійним методомДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 671
Велик вклад джайнов в развитие литературы, искусства и науки как древней, так и современной Индии. Особенно большое влияние религия джайнов оказала на культурное развитие индийских штатов Бихар, Гуджарат, Мадхья-Прадеш. Джайнская архитектура на раннем этапе представлена пещерными храмами, самые древние из которых сохранились в Бихаре и датируются IV – II вв. до н. э. Позднее джайны возводили и наземные храмы. Древние архитектурные сооружения отличаются строгостью и простотой, в то время как более поздние богато украшены. На юге Индии есть огромные храмовые комплексы, целые города-храмы. Как правило, это центры паломничества. Джайны придают большое значение паломничеству к святым местам, ибо посещение местностей, связанных с пребыванием там кого-нибудь из тиртханкаров, служит дальнейшему духовному совершенствованию паломника. Помимо храмов-зданий имеется много специальных площадок, посередине которых возвышаются гигантские статуи святых. Так, статуя Гоматешвары (сына первого тиртханкара Ришабхи) достигает 17 м в высоту. Джайнские тиртханкары изображаются почти всегда одинаково – в виде стоящего или сидящего обнажённого человека. Определить, кто именно из святых изображён, можно только по особым символам или по цвету изваяния. Например, статуя Ришабхи обычно окрашена в жёлтый цвет (символ этого тиртханкара – слон); девятнадцатого тиртханкара Малли (по мнению шветамбаров, Малли была единственной женщиной среди тиртханкаров. – Прим. ред.) – в голубой цвет (символ – кувшин); Махавиры – в золотой цвет (присущий ему символ – лев). Джайнские святые изображаются и в виде небольших скульптур, сделанных из золота, серебра, драгоценных камней. Большое развитие получила джайнская живопись. Наиболее древние её образцы представляют собой фрески. Самые знаменитые из них находятся в средневековом джайнском храме в Мадрасе. Здесь хорошо сохранились изображения волшебного озера, покрытого лотосами; в воде купаются прекрасные девушки, стоят слоны, плавают лебеди. Джайнские манускрипты богаты легендами и рассказами о жизни святых. Огромную популярность получили жизнеописания «великих героев прошлого» – тиртханкаров. Часто священные тексты украшают миниатюры – многоцветные иллюстрации. Обычно они посвящены тиртханкарам, преимущественно Махавире. До наших дней сохранились ранние джайнские миниатюры, выполненные на пальмовых листьях. Из художественных ремёсел у джайнов развито ювелирное дело, которое передаётся в некоторых семьях из поколения в поколение. Многие джайны занимаются торговлей ювелирными украшениями, золотом и драгоценными камнями.
РИТУАЛ
У джайнов существует устоявшийся ритуал почитания изображений святых. Молящиеся окропляют статую водой, посыпают шафраном, окуривают ароматическими палочками (агарбати), читают молитвы, подносят рис, цветы, фрукты и сладости. В своих молитвах джайны просят у джин ясности мысли и твёрдости духа, а не материальных благ или отпущения грехов. Джины всё равно не имеют власти над законом кармы, и каждый человек должен сам, собственными усилиями добиваться «высшей цели», стоящей перед ним. Жрец ежедневно омывает статуи молоком, а в дни праздников – особой ароматической жидкостью. Изваяния украшают цветами. Многие ритуалы в джайнизме (храмовые, свадебные, наречения имени, погребальные и т. д.) очень близки индуистским.
|