Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Лекція 15. Економічне відтворення та економічне зростання. Циклічні коливання в економіці.


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 614



Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуациях необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы - создание благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике личности; создавала определенные условия, необходимые для саморазвития, самоутверждения и творчества.

Рассмотренные социальные потребности личности проявляются в виде сложного и порой не очевидного переплетения конкретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой развивающего воздействия на личность.

Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складывается из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей

Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности, с целью их удовлетворения и развития сложились основные виды, формы социально-культурной деятельности, основные направления ее функционирования.

Прежде чем определить и обосновать основные функции социально-культурной деятельности, необходимо рассмотреть уже сложившиеся в научной литературе подходы к этому вопросу Так, например, Т.Г. Киселева и Ю.А. Красильников выделяют следующие функции социально-культурной деятельности, развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная. Авторы подчеркивают, что эти функции носят объективный характер и «имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей» /3. с 23/. М.А. Ариарский заметно расширяет этот ряд, выдвигая в качестве основных такие функции как адаптивно-нормативная, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, эколого-охранительная, информационно-просветительная, интегративно-коммуникативная, рекреативно-игровая. /1, с. 33-34/. При этом он определяет функции социально-культурной деятельности как «категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности». /1, с. 33/.

Б.С. Ерасов в учебном пособии «Социальная культурология» в структуре духовного производства рассматривает следующие функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений: б) накопление, хранения, распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание отношений, опосредованных культурными компонентами; е) рекреативная или игровая функция, действующая в отведенной для нее среде. /2, с. 78-88/. Многие из этих функций, безусловно присущи социально-культурной деятельности, как одной из подсистем духовного производства, направленной на созидание, освоение, сохранение, распространение ценностей культуры.

Если исходить из положения, что теория социально-культурной деятельности сформировалась и сложилась на стыке многих социально-гуманитарных наук, среди которых особенно выделяются прикладная культурология и педагогика, то и функции этой деятельности, их содержание и проявления также определяются влиянием этих научных дисциплин.

В результате, проделанный анализ позволяет остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятельности, которые можно назвать постоянными, присущими большинству социально-культурных институтов, в отличие от вспомогательных, временных, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

· развивающая;

· информационно-просветительная;

· нормативная;

· коммуникативная;

· культуротворческая, преобразовательная;

· рекреативно-игровая.

1 Развивающая функция Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяет ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.

2. Информационно-просветительная функция В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распро странения информации, культурно-просветительная деятель ность Цель этой функции - формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение опре деленной системы знаний, получение необходимой информа ции; обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений;

· информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

· обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых интересов людей различного возраста и профессий;

· использует более разнообразный потенциал средств, форм и методов приобретения знаний, умений, навыков;

· продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают в учебных заведениях и из других источников.

3. Нормативная функция. Цель этой функции - формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид.

Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).

4. Коммуникативнаяфункция проявляется на двух уровнях

На одном уровне - диалог культур, взаимовлияние локальных культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур

На другом уровне - межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности.

а) человек получает ответы ни интересующие его вопросы (ин формационно-познавательный аспект);

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект),

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект);

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности. замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);

д) удовлетворяет потребность б избирательном общении (гедонистический аспект);

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный аспект).

5. Культуротворческая функция - освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества Способность к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество, одно из направлений реализации культуротворческой функции наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество - созидательный процесс, направленный на преобразование социальных отношений, общественного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной помощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъектом этой деятельности выступает социально-активная, инициативная, а значит творчески утверждающая себя личность

6. Рекреативно-игровая функция. Цель ее - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регулярного восстановления физических и интеллектуальных сил человека, гармонизации психики через организацию различных видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют, свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любительское художественное исполнительство.

Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возможности общества и происходит культурно-творческое развитие личности.

С функциями социально-культурной деятельности связано понятие «принципы социально-культурной деятельности». Слово «принцип» имеет латинское происхождение, означает «основа», «начало» Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество Таким образом, принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации Принципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы». /1, с. 36/.

Современная социально-культурная деятельность, ее функции, виды, формы проявления основаны на следующих принципах.

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества. Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности лично-

г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуро-развивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений Человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии се единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, гак как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен быть положен в основу деятельности учреждений, располагающих подобным материалом, формами его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксиологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам. Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально- психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам Также при организации социально-культурной работы необходимо зачитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного под хода целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности - все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании - создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы Прогнозирование моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологии СКД- базируется также на реализации данного принципа.

Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекція 14. Фінансово-кредитна система. | Лекція 16. Доходи, їх джерела та розподіл. Зайнятість і відтворення робочої сили в перехідній економіці.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | <== 16 ==> | 17 | 18 | 19 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.205 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.205 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7