Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Гуманізм – основна ідея сучасної філософії. Пріоритет загальнолюдських цінностей в філософському світогляді.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 803
1. География обрабатывающей промышленности.Обрабатывающая промышленность, в отличие от горнодобывающей, имеет дело с таким предметом труда, который представляет собой сырой материал, т. е. предмет, уже являющийся продуктом предшествующего труда. Она использует в качестве сырых материалов или продукты первичной переработки, получаемые в добывающих видах экономической деятельности, или полуфабрикаты, т.е. продукты, создаваемые в промежуточных звеньях обрабатывающей промышленности, но требующие дальнейшей обработки. Второе принципиальное отличие обрабатывающей промышленности от горнодобывающей заключается в том, что на её размещение влияет гораздо больше факторов. При этом, чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, большим разнообразием факторов определяется география обрабатывающей промышленности. Кроме традиционных факторов размещения (природные и трудовые ресурсы, транспортный), всё большую роль оказывают новые факторы: экологический, социальный, наукоёмкость, творческий потенциал и др. Особо следует подчеркнуть фактор наукоёмкости, который в настоящее время становится важнейшим. Для многих развитых стран в результате интеграции образования, науки и производственной деятельности стали характерны научные парки, технополисы, представляющие собой научно-промышленные комплексы (кластеры), включающие лаборатории, опытные и производственные предприятия, университеты. Такие комплексы являются центрами авиакосмического, электронного, микробиологического производства. Соотношение между обрабатывающей и горнодобывающей промышленностью зависит как от уровня экономического развития стран мира, так и от богатства их природно-ресурсного потенциала. Так, Австралии доля обрабатыващей промышленности в структуре ВВП составляет 56%, Бразилии – 88, Канаде – 74, Китае – 85, России – 71, США – 90%. Однако общей тенденцией последних десятилетий развития экономики высокоразвитых стран является возрастание роли обрабатывающей промышленности, и в первую очередь – наукоёмких видов экономической деятельности: производства машин, электрооборудования, электронного и оптического оборудования; химического производства, а также производства электроэнергии. Доля же горнодобывающей промышленности резко падает – до 2-6% всего промышленного производства (в развивающихся странах она составляет примерно 15%). Сокращение доли горнодобывающей промышленности в значительной степени связано с переходом человечества к более рациональному потреблению природных ресурсов, в том числе с широким использованием вторичного сырья. Структура обрабатывающей промышленности мира очень динамична и изменяется под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Благодаря ему она стала более разнообразной, появились новые виды деятельности, о которых ранее человечество не знало (производство ядерных и синтетических материалов, аппаратуры для телевидения и связи и др.). Современная структура обрабатывающей промышленности мира насчитывает не один десяток производств, среди которых особо выделяются производство машин и оборудования, включая производство электрооборудования, электронного, оптического оборудования и транспортных средств; производство нефтепродуктов; производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; химическое производство, включая производство резиновых и пластмассовых изделий. На их долю приходится свыше 3/4 всего выпуска продукции обрабатывающей промышленности. Однако по регионам мира структура обрабатывающей промышленности существенно отличается. Так, в Африке велико значение производства пищевых продуктов; текстильного и металлургического производства. В Европе преобладают такие виды деятельности, как производство машин и оборудования; химическое производство; в Азии – производство нефтепродуктов; производство текстильных и швейных материалов; производство машин и оборудования. 2. Металлургическое производство –важная часть обрабатывающей промышленности. Оно включает в себя производство чугуна, стали, проката, ферросплавов, первичную обработку чугуна и стали, производство цветных металлов и литьё металлов. Это производство – одно из старейших в мировой промышленности – служит основой выпуска машин, оборудования, транспортных средств, строительства, производства ювелирных изделий и др. За последние десятилетия существенно изменилась технология производства металлов, используются новые методы плавки, позволяющие сокращать производственные потери. Качество металлов повышается, что способствует сокращению его потребления в расчёте на единицу конечной продукции. В то же время металлургическое производство, особенно производство чёрных металлов, испытывает острую конкуренцию со стороны других производств (пластмасс, стекловолокна, керамики и др.). И всё же основным конструкционным материалом в настоящее время в мире остаются металлы и прежде всего чёрные. Современная география производства чёрных металлов в мире сложилась под влиянием многих факторов, обусловленных в значительной мере НТП. Их производство – материало- и энергоёмкий процесс, поэтому первоначально определяющим фактором размещения предприятий была близость источников сырья и топлива. Не случайно крупнейшие металлургические базы сформировались в районах залегания железной руды и угля (Лотарингия, Рур, Йоркшир, Урал и др.). С развитием транспорта значимость сырья и топлива уменьшилась, но одновременно возросла роль других факторов – потребительского (со стороны машиностроения), транспортно-географического положения (наличие портов), инфраструктурного (водо-, электро-, газоснабжение), трудовых ресурсов, экологического и др. НТП постоянно совершенствовал способы получения чугуна и стали. До конца ХIХ таким способом был доменный, с конца ХIХ – начала ХХ в. основным способом получения стали был мартеновский, на смену которому в середине ХХ в. пришёл кислородно-конвертерный (передел жидкого чугуна в сталь без подвода теплоты – продувкой металла в конвертере технически чистым кислородом) и электросталеплавление (плавление в дуговой электропечи). В настоящее время в мире почти 1/3 стали выплавляют в электропечах, остальные 2/3 – в кислородо-конвертерах. Ограниченность ресурсов коксующегося угля, экологический фактор стимулируют производство стали методом прямого восстановления железа. Крупнейший в мире центр по выплавке стали из продуктов прямого восстановления железа – г.Эль-Джубаль на востоке Саудовской Аравии, а крупнейший металлургический завод, выплавляющий сталь из лома в электропечах, расположен в г. Инчхон в Республике Корея (4 млн т). Мировая выплавка стали превышает 1 млрд. т. География производства чёрных металлов за последние десятилетия существенно изменилась. Несмотря на то, что значительная его часть, как и ранее, сосредоточена в развитых странах (Япония, США, Германия и др.), в последние годы производство черных металлов существенно возросло в азиатских странах (Китай, Индия, Республика Корея). Так, в Китае, занимающем ныне по выплавке чёрных металлов первое место в мире, производство стали увеличилось за 1950-2012 гг. с 1,3 млн т до 630 млн т, т.е. в 485 раз. В настоящее время в мире насчитывается более 270 промышленных центров (городских агломераций) с годовой выплавкой стали более 1 млн т в каждом (это 4/5 всего производства стали на Земле). Свыше половины этих центров расположено в Восточной Азии, в т.ч. треть – в Китае (Шанхай, Таншань, Чзанцзяган и др.). Из отдельных стран по числу крупных сталеплавильных центров, кроме Китая, выделяются США (Чикаго, Блайтвилл и др.), Япония (Токио, Курасики и др.), Россия (Магнитогорск, Череповец и др.), Индия (Бхилаи, Бокаро и др.). Крупнейшие в мире экспортёры стали (главным образом в виде проката и труб) – Китай, Япония, Россия, импортёры – Германия, Италия, Франция. Производство цветных металлов в своём размещении ориентируется главным образом на сырьё и топливно-энергетические ресурсы. Сырьевая ориентация связана с низким содержанием основного металла в большинстве добываемых руд. Например, для получения 1 т меди необходимо в среднем около 100 т медной руды, 1 т олова – более 300 т. Поэтому перед плавкой их необходимо обогащать (обычно флотационным способом). Так как руды цветных металлов содержат много различных ценных компонентов, возникает необходимость выделять каждый из них, причём не одновременно, а постадийно. Обогащённую руду плавят в специальных печах и получают так называемый черновой металл, который затем очищают от вредных примесей (рафинируют) и прокатывают (получая разные профиля). Однако производство цветных металлов может осуществляться не только из добываемых руд, но и путём переплавки лома цветных металлов. В настоящее время в мире за счёт переплавки производят 1/5 олова, 1/4 алюминия, цинка и меди, 1/2 свинца. В этом случае усиливается роль потребительского фактора. Топливно-энергетическая ориентация производства цветных металлов связана с большими расходами как электрической, так и тепловой энергии. Так, для получения 1 т алюминия требуется примерно 16 тыс. кВт-ч электроэнергии, 1 т титана – до 60 тыс. кВт-ч, 1 т никеля – 50 т условного топлива. Поэтому предприятия, как правило, размещают вблизи источников дешёвой энергии (около ГЭС) или в районах добычи дешёвого топлива (в странах Персидского залива это нефть, природный газ). Являясь экологически опасным, производство цветным металлов требует также значительных затрат на природоохранные мероприятия, особенно в тех странах, где действуют жёсткие природоохранные требования. В настоящее время в мире производится 70 различных цветных металлов, причём свыше 90% приходится на алюминий, медь, цинк и свинец (по массе). По стоимости на шесть основных цветных металлов (медь, свинец, цинк, олово, никель и алюминий) приходится не менее половины всей продукции, остальная часть – золото, серебро и др. Основной цветной металл в современном мире – алюминий, производство которого возникло в конце ХIХ в. Сегодня первичный алюминий производят свыше 50 государств мира, однако половина мирового производства глинозёма приходится на Австралию, Китай и США. 40% мировой выплавки первичного алюминия дают Китай, Россия, Канада, 70% производства вторичного алюминия – США, Япония, ФРГ (они же и потребляют свыше 50% алюминия). Второе место по производству и потреблению среди цветных металлов занимает медь. Промышленные масштабы добычи медных руд и выплавки меди получили с конца ХIХ в. Медедобывающие страны являются и крупнейшими производителями черновой меди (исключение – Япония): Чили, Китай, Япония, Россия, Польша. Рафинирование меди – заключительная стадия производства – не так сильно связано с сырьем. Крупнейшие её производители – Чили, Китай, Япония (40% всей выплавки), крупнейшие экспортёры – Чили, Россия, Перу, импортёры – США, Франция, Китай. Производство свинца и цинка опирается, как правило, на общую сырьевую базу – полиметаллические руды, содержащие в разных соотношениях свинец и цинк. Высокое содержание металла в свинцовых (30-70%) и цинковых (50-60%) концентратах (продукт обогащения) обусловливает ориентацию предприятий по их производству на потребителя. Ослабляет роль сырьевого фактора также повторное использование этих металлов (до 50% в развитых странах). Основное производство свинца и цинка в мире представлено, с одной стороны, странами, богатыми сырьевыми ресурсами (Китай, США, Австралия, Канада, Россия), с другой, – странами, являющимися крупными их потребителями (Европейский Союз, США, Япония). Крупнейшими экспортёрами этих металлов выступают Австралия, Канада, Мексика, импортёрами – США, ФРГ, Бельгия. Производство оловав своём размещении ориентируется преимущественно на сырьё. Крупнейшие его производители – Китай, Индонезия, Малайзия, Перу. Большая часть олова идёт на экспорт (в основном в Японию, Западную Европу и США). Крупнейшие экспортёры – Китай и Бразилия.Олово остаётся одним из самых дорогих цветных металлов, поэтому широко заменяется более дешёвыми пластмассами и алюминием. Значительна его выплавка из вторичного сырья (из металлолома). Производство никеля, напротив, характеризуется ростом, что обусловлено применением его в металлургии в качестве сплавов с другими металлами и при нанесении защитных покрытий на металлические изделия. В мировом производстве никеля лидируют Россия, Китай, Австралия, Япония, Канада. В металлургии наблюдается также рост производства легированных сталей, роль которых особенно велика в изготовлении военной, медицинской и другой техники. При этом получили распространение тугоплавкие легирующие металлы в качестве основы производства жаропрочных сплавов, что привело к увеличению спроса на них (никель, хром, вольфрам, молибден, ванадий и др.). Рост производства электронного, электротехнического оборудования привел к увеличению спроса на полупроводниковые материалы (селен, теллур, германий, кремний). Ведущие позиции в мире в производстве таких цветных металлов занимает очень ограниченное число государств, тогда как все остальные, где развиты эти виды экономической деятельности, вынуждены их импортировать. Так, более 2/3 мирового производства сосредоточено всего в четырёх государствах: молибдена – в США, Китае, Чили, Перу; вольфрама – в Китае, России, Узбекистане, Республике Корея; хрома – в ЮАР, Индонезии, Казахстане, Зимбабве. В трёх странах мира – ЮАР, Китае, России – сосредоточено практически всё производство ванадия. Значительной локализацией характеризуется также производство платины (3/4 мирового производства приходится на ЮАР), палладия (более 1/2 всего палладия производится в России). Относительно небольшим является также перечень государств мира, в которых сосредоточены запасы золота (без недр). Бесспорный лидер – США (свыше 8 тыс. т), что примерно равно его запасам таких стран, как Германия, Франция, Россия и Китай вместе взятых. География производства готовых металлических изделий (строительных конструкций и изделий, резервуаров, паровых котлов, радиаторов и др.) характеризуется большей его концентрацией в экономически развитых странах в сравнении с металлургическим производством. Причины этого связаны, во-первых, с отсутствием во многих развивающихся странах верхней стадии производственного цикла в металлургии, особенно в производстве цветных металлов, во-вторых, отсутствием высокого спроса на эту продукцию, в-третьих, более низким уровнем квалификации рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ведущую роль в металлургическом производстве мира в настоящее время играют транснациональные компании, располагающие производственными мощностями на всех технологических стадиях – от производства металла до выпуска конечной продукции. Достаточно отметить, что крупнейшие металлургические компании с годовой выплавкой стали более 10 млн т производят свыше половины её мирового выпуска. Среди них особенно выделяются «Арселор Миттал», которая имеет мощности более, чем в 20 странах и производит почти 10% мировой стали; «Гердау» располагает мощностями в 10 странах мира; «Тата Стил» имеет свои мощности в 5 странах и т.д. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЛОГИКА ПЛАТОНА Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно-идеалистической онтологии и из его идеалистической психологии. Сотворенные богами души, находясь на небе, питаются созерцанием занебесной области — идеального мира. Снизойдя на землю и вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, и питает оно не высшую, а низшую часть души, отчего душа все более тяжелеет. Чувственное знание. Чувства. Хотя в «Тимее» подробно описываются особенности зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха, чувственное знание там принижено. Чувственное знание — знание «по законам правдоподобия», «забава» (59 Д). И в «Теэтете» утверждается, что чувства не могут быть источником знания. Не является знанием и все то, что основано на показаниях органов чувств. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни даже правильное мнение с определением. Сократ «Теэтета» расходится с Сократом ранних диалогов, в которых знание трактовалось как достижение правильного мнения индуктивным путем, т.е. путем обобщения, исходящего из чувственного знания. В «Теэтете» же Платон устами Сократа подвергает критике все теории, которые так или иначе выводят знание из опыта, будь-то непосредственное знание через ощущение, будь-то опосредствованное знание — не просто ощущение, а мнение, основанное на ощущениях, и даже более того — знание-мнение, в котором выделены существенные признаки в определении. Все это, с точки зрения Платона, не есть знание. Используя более поздние термины, мы скажем, что Платон — антисенсуалист, что он отрицает возможность апостериорного, послеопытного, знания, допускает лишь априорное, доопытное знание. «Априорное». Это значительно более поздний термин (возникший в философии нового времени), но его можно применить к характеристике теории познания Платона, ибо гносеология Платона — первый вариант обоснования априорности, внеопытности, доопытности знания, Платон отрицает происхождение понятия из ощущений, из опыта, он не согласен с теми, кто думает, что понятия возникают из данных чувств путем обобщения этих данных. Считают, например, что к идее равного приходят наблюдая равные предметы. Но, возражает Платон, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь мнится, кажется таковым. А чтобы нечто могло так мниться, мы должны уже иметь идею равенства: «Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы» (Федон 75 А). Итак, не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а, наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной. По Платону, это возможно, потому что некогда душа непосредственно созерцала в своем умозрении понятия, идеи, общее как таковое, которое в чувственном мире отражается лишь в весьма несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе. Но это знание надо найти — ведь, снизойдя с неба, душа все позабыла. Анамнезис. Его метод. Суть теории познаиия Платона состоит в тезисе, что «знание — это припоминание (анамнезис)» (91 Е) того, что душа некогда узнала, а затем позабыла. В диалоге «Меной» мальчик-раб, никогда не учившийся геометрии, решает геометрическую задачку, как бы припоминая то, что он некогда знал (82 А — 86 В). Правда, он решает ее в результате наводящих вопросов Сократа. Но так или иначе метод анамнезиса — метод восхождения к идеям, к общему не путем обобщения частного и единичного, а путем пробуждения в душе забытого знания, нахождения его в ней: «Найти знание в самом себе — это и значит припомнить» (85 Д). Этому нахождению способствует прежде всего созерцание вещей, которые, сами будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по контрасту. Например, об идее прекрасного напоминают по сходству прекрасные вещи, а по контрасту — безобразные. На припоминание идей наталкивает и противоречивость вещей. Любая вещь одновременно и больше и меньше — она больше одной и меньше другой; она покоится и движется — покоится по отношению к одной вещи и движется по отношению к другой, и т.п. Отсюда возникает стимул выяснить, что такое «больше» и «меньше», движение и покой и т.п., т.е. составить себе обо всем этом понятие — по Платону же, припомнить идеи большего и меньшего, движения и покоя и т.п. Таким образом, противоречивость вещей имеет эвристическое знание — оно толкает к исследованиям и открытиям. Самое главное в методе анамнезиса (припоминания) — это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, ведь «истинные мнения... если их разбудить вопросами, становятся знаниями» (86 А), т, е. искусство диалектики.
Диалектика.Это слово Платон употребляет широко, термина «логика» тогда еще не было. Диалектикой Платон называл будущую логику, элементы которой мы у него находим. В диалоге Платона «Кратил» Сократ называет диалектиком человека, который «умеет ставить вопросы и давать ответы» (390 С). В «Государстве» Платон противопоставляет диалектику эристике — искусству спора ради спора. Зристы, спорщики, «не умеют,— говорит Сократ,— рассматривать предмет, о котором идет речь, различая его по видам. Придравшись к словам, они выискивают противоречие в том, что сказал собеседник, и начинают не беседовать, а состязаться в споре» (454 А). Истина эристов не интересует. Не интересует их и предмет спора, его сущность. Напротив, диалектик стремится к истине, к познанию сущности обсуждаемого предмета; поэтому диалектик — «тот, кому доступно доказательство сущности каждой вещи» (534В). Для доказательства сущности каждой вещи рассуждение о ней должно быть правильным. В своей диалектике (логике) Платон подходит к открытию законов мышления. В диалоге «Софист» можно найти намек на такой закон мышления, как закон тождества: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы скажем, что это [предмет] диалектического знания?» (253 Д). В «Государстве» и в некоторых других своих диалогах Платон вплотную подходит и к открытию такого важнейшего закона мышления, как закон запрещения противоречия. Сократ говорит в «Государстве» своему собеседнику: «Давайте условимся поточнее, чтобы впредь не было недоразумений» (436 С). А уславливаться надо о том, что вещи не могут быть противоположными сами себе в одном и том же отношении: «Мы утверждаем, что одна и та же вещь не может одновременно совершить противоположное в одной и той же части и в одном и том же отношении» (439 В). Движется ли человек, который стоит на одном месте, но машет руками и качает головой? Движется ли вращающийся волчок, не меняющий своего места? На эти вопросы Сократ отвечает, что «в этих случаях предметы пребывают на месте и движутся не в одном и том же отношении» (436 Д). В диалоге «Федон» сказано, что «противоположность никогда не будет противоположна самой себе» (103 С), Правда, это относится лишь к идее. Вещь может превращаться в противоположное себе (это значит, что идею, присутствующую в этой вещи, сменяет противоположная идея, например идея жизни сменяется идеей смерти), но идея в противоположное себе превратиться не может (идея жизни не может стать идеей смерти). В диалоге «Парменид» Платон бросает вызов противникам своего учения о противоположности и противоречии. «Пусть-ка кто докажет,— говорит Сократ,— что единое, взятое само по себе, есть многое и, с другой стороны, что многое есть единое, вот тогда я выкажу изумление» (129 В). Самим же Платоном диалектика в смысле будущей логики сводится к двум операциям: восхождению и нисхождению. В диалоге «Федр» сказано о двух видах рассуждения: «Первый — это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно» (265 Д). «Второй вид — это, наоборот, способность разделять все на виды, стараясь при этом не раздробить ни один из них» (265 Е). Пределом нисхождения служит логически неделимое: «Дав определение, надо опять-таки уметь все подразделять на виды, пока не дойдешь до неделимого» (277 С). Предел восхождения — идея блага как высшая идея: «Когда кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не достигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого» (Государство 532 АВ). В «Софисте» об обеих операциях говорится обобщенно: диалектик тот, кто «сумел в достаточной степени различать одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различит, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется умением различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать и насколько нет» (253 ДЕ). Платон ставит диалектику выше других наук. Сократ говорит в «Государстве», что «было бы неправильно ставить какое-либо знание выше нее (диалектики. — А. Ч.): ведь она вершина их всех» (534 Е). Науки.Платон принял учение пифагорейца Архита Тарентского о том, что такие математические науки, как геометрия, арифметика, астрономия и музыка (теория музыкальной гармонии), родственны друг другу. К этим наукам сам Платом добавил стереометрию — объемную геометрию. Однако все эти науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения — насколько они способны отвращать нас от чувственного мира и возносить к идеальному, служить анамнезису (припоминанию) идей. Например, в астрономии «небесным узором надо пользоваться как пособием для изучения подлинного бытия» (529 Е). Платон третирует эмпирическую астрономию, физику, потому что, как он утверждает, для того, что возникает и гибнет, для того, что меняется, вообще для единичных вещей не существует познания. Он насмехается над теми, кто ждет от наук практической пользы для людей. Виды знания.Подводя итог, мы можем различить у Платона следующие виды знания: 1) знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения — знание идей, получаемое до вселения душ в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела — путем диалектического припоминания; 2) близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей; 3) знание мнимое, смесь истины и заблуждениям, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами. Особое место в системе знания Платона занимает познание материи. Ее нельзя познать ни разумом (материя - не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Поэтому Платон никак не может сладить с материей, отказаться от которой он не может, но и допустить которую он не хочет, говорит, что материя постигается некоторым ложным, или искусственным, суждением, что понятие о ней составляется как бы насильственно, путем отрицания.
ДИАЛЕКТИКА ИДЕЙ Выше говорилось о том, что Платон видел в каждой идее нечто самодовлеющее и не считал возможным переход идей друг в друга, а тем более превращение их в противоположное себе. Противоположные состояния могут испытывать лишь вещи, но никак не идеи. В диалоге «Парменид» Сократ говорит о том, что надо различать идеи и то, что им причастно,— вещи. Сократ говорит о себе, что он одновременно и многое (его тело состоит из частей), и единое — как организм и как личность. И это неудивительно. Удивительно было бы, если бы единое, взятое само по себе, т.е. идея единого, и многое, взятое само по себе, т.е. идея многого, были бы тождественны и едины. Собеседник Сократа Пармепид принимает вызов Сократа и доказывает, что противоположные состояния испытывают не только вещи, но и идеи, что, например, единое есть многое, а многое есть единое. Эта диалектика единого и многого в высшей степени трудна для понимания, и мы ее здесь опустим. Диалектика бытия и небытия. Остановимся же мы на диалектике бытия и небытия, рассматриваемой во второй части диалога «Софист», где также, вопреки классическому Платону с его обособленными идеями, находящимися лишь во внешних отношениях подчинения и соподчинения, доказывается, что идеи «могут смешиваться между собой и разобщаться» (129 Е), Во второй части указанного диалога прежде всего подвергается критике учение Парменида о том, что небытие не существует. Эта критика ведется от лица некоего Чужеземца. Он согласен с Парменидом в том, что небытие непознаваемо, что «оно непостижимо, необъяснимо, невыразимо и лишено смысла» (238 Е), что «небытие само по себе ни произнести правильно невозможно, ни выразить его, ни мыслить» (там же). Но Чужестранец не согласен с Парменидом в том, что небытие не существует. Об обратном свидетельствует хотя бы факт лжи и заблуждения. Ложное мнение — мнение о несуществующем. Утверждая, что существуют кентавры, мы приписываем существование тому, чего нет. Говоря о голубых лошадях, мы приписываем лошадям качество, у них не встречающееся. Следовательно, несуществующее в каком-то смысле существует. Но в каком? В действительности мы здесь вовсе не говорим о несуществующем, а просто связываем то, что на самом деле не связано, — кентавра и существование, лошадь и голубое. Кентавр существует лишь в воображении человека, а говоря, что он существует, мы утверждаем не то, что он существует как плод воображения, а что он существует на самом деле. Можно нарисовать кентавра, как и голубую лошадь, они будут существовать как рисунки. Но говоря, что лошади голубые, мы думаем о реальной лошади и приписываем ей невозможный, не встречающийся в природе лошадей цвет. Здесь небытие чисто логическое. Платон же стремится найти небытие онтологическое как основание логического небытия, пытается доказать, что «небытие в каком-либо отношении существует и, напротив, бытие каким-то образом не существует» (241 Д). Он ошибочно, по-видимому, полагает, что если не доказать онтологического небытия, то невозможно объяснить факт существования ложного мнения. Ведь софисты говорят о несуществующем и о случайном как существенном. Платон, признавая ложным, что «существующее не существует и что несуществующее существует», все же допускает, что есть некоторый смысл, в котором несуществующее все же существует. В этой связи Платон выясняет взаимоотношение того, что он называет главными родами бытия. Это, прежде всего, само бытие, а также движение и покой. Расходясь и в этом пункте с Парменидом, Платон утверждает, что бытие причастно и покою, и движению. Сами по себе покой и движение не связаны, иначе покой бы двигался, а движение бы покоилось. Вообще не всякий род бытия может взаимодействовать со всяким. В данном случае род движения и род покоя не могут взаимодействовать друг с другом, но они оба могут взаимодействовать с бытием. Покой не движется и движение не покоится, зато бытие и движется, и покоится. Далее, каждый из этих трех родов бытия по отношению к самому себе тождествен, а по отношению к двум другим родам бытия есть иное. Движение — иное, чем бытие и покой. Покой — иное, чем бытие и движение. И так далее. Поэтому три рода бытия дополняются еще двумя: тождественным и иным. Как же существует иное? Иное само по себе не существует, «иное всегда существует лишь по отношению к иному» {235 Д). Это верно и по отношению к идее иного, и по отношению ко всякому конкретному иному: «Каждое одно есть иное по отношению к другому не в силу своей собственной природы, а вследствие причастности идее иного» (255 Е). Иное и есть тот смысл, в котором несуществующее существует. Все существующее существует как само по себе, но не существует как иное для другого. Поэтому все существует и не существует. Само бытие есть небытие, поскольку оно иное по отношению к другим родам бытия, например бытие есть иное, чем движение. Однако небытие не есть нечто противоположное бытию как самостоятельное начало, оно аспект бытия, небытие причастно бытию как «иное». Таким образом Платон доказал искомое — небытие в некотором смысле существует, и ложь находит свое онтологическое основание: заблуждение и ложь имеют место, когда мы, думая, что говорим о каком-то предмете, говорим на самом деле об ином, или когда мы думаем, что приписываем предмету одно качество, а на самом деле приписываем ему иное. Это логическое иное и имеет якобы свой онтологический статут в идее иного, в относительном небытии, пронизывающем все бытие,
|