Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Варіант № 17


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 443



Историясадово-паркового искусства собрала богатейшую коллекцию композиционных приёмов и средств, апробированных временем. Изучение классических исторических объектов во многом помогает освоить и использовать в практике ландшафтного проектирования планировочные и объёмно-пространственные приемы, выработанные мастерами прошлого и до сих пор считающиеся эталонами организации садово-парковых пространств.

Конкретные исторические садово-парковые объекты, представляющие собой синтез природы и различных искусств, создавались во взаимосвязи с другими науками и искусствами - философией, литературой, музыкой, живописью, архитектурой. Кроме того, они отвечали бытовым потребностям и национальным особенностям каждого народа. Планировка и объёмно-пространственное решение, выражавшие характерные для каждой эпохи эстетические идеалы, были основаны на использовании положительных природных факторов среды и нейтрализации отрицательных.

Постепенно складывались приемы двух основных типов планировки ландшафтных обьектов – регулярного и пейзажного.

Для регулярной планировки характерна прямолинейная сетка и осевое решение плана, симметрия, геометрическая форма цветников и партеров, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников, их стрижка, архитектурно обработанный рельеф и в целом – противопоставление садаприроднойсреде, стремление подчинить природу человеку, его пониманию красоты.

Пейзажная планировка, напротив, подчеркивает своеобразие и красоту естественной природы. Она характеризуется свободной сеткой плана, естественными формами рельефа, извилистыми дорогами, нерегулярным, асимметричным размещением растений, сохранением природной формы их крон, живописными контурами водоемов, то есть стремлением приблизиться к природной среде.

Нужно отметить, что к регулярным относят сады древнего Востока, античных Греции и Рима, Средневековья и эпохи Возрождения, французские парки ХVII века, так же как сады и парки России конца ХVII – первой половины ХVIII века.

К пейзажным относят сады древнего Китая и Японии, пейзажные парки Европы и России ХVIII – начала ХIХ века, а в конце ХIХ и в ХХ веке этот тип планировки уже преобладал не только в Европе и России, но и в Америке. Большинство же ландшафтных объектов в наши дни в той или иной степени используют приёмы и регулярной, и пейзажной планировок.

История садово-паркового искусства демонстрирует эволюцию отношений между человеком и природой, постепенное изобретение приёмов объединения пространства и слияние в садовой композиции утилитарных, эстетических и религиозных функций.

Во все эпохи и у всех народов сад был олицетворением божественного. Уже на раннем этапе развития цивилизации началось эстетическое осмысление внутреннего пространства сада, появились первые приёмы, связывающие элементы сада между собой. Наиболее древняя египетская усадьба, о которой мы можем судить по раскопкам и сохранившимся фрескам, была замкнутым пространством с симметричной планировкой и включала водоемы и растения, среди которых были священные (лотос, папирус и др.), лекарственные и съедобные, а также деревья, дающие тень, необходимую в условиях жаркого сухого климата страны. В композиции использовались метр, ритм, симметрия. Появились водоёмы, перголы, первый пространствоорганизующий элемент – аллея, осевые композиции храмов. Функциональная типология ограничивалась частным садом (при доме, дворце) и садом при храме, пирамиде.

Приусадебные и дворцовые территории в Ассирии, Вавилонии и Персии отличались большими размерами и роскошью, в них произрастали растения, привезенные из многих стран. В садах Двуречья использовали геопластику: широко известно «чудо света»- висячие сады Семирамиды, созданные на террасах вавилонского дворца, о которых мы можем судить по раскопкам археологов.

Древняя Греция с ее холмистыми и горными пейзажами славилась удивительной гармонией городов и архитектурных сооружений с природой, хотя сады носили лишь утилитарный характер. Сады и аллеи при гимнасиях предназначались для прогулок и размышлений. В арсенал садовых элементов греки внесли нимфей, обогатили типологию садовых объектов - появились общественные сады (городские, при гимнасиях, палестрах, рощи героев и сады при научных центрах, библиотеках). Появилась центричная композиция - перистильный сад.

В отличие от греков, римляне противопоставляли эстетику строгих геометрических форм живописности природного окружения. Сады при дворцах и виллах имели различное назначение. Городские виллы (виллы урбана) создавались на террасах, соединенных лестницами, и включали фонтаны, беседки, скульптуру. Они предназначались для увеселений; сельские виллы (рустика и фруктуарии) имели хозяйственное назначение и включали фруктовые сады, пруды для разведения рыбы, зону для содержания диких и домашних животных. Описания таких вилл приведены римским историком I в.н.э. Плинием Младшим. Римляне создали приемы топиарного искусства (фигурной стрижки вечнозеленых растений в виде фигур животных и геометрических фигур), придали театрализованность садам, появились Морской театр и атриумный сад (в развитие греческого перистильного).

До наших дней с ХIII в. сохранились шедевры мавританского садового искусства – сады Гренады (Альгамбра и Генералиф). Главный мотив этих центричных композиций – вода в виде каналов, бассейнов, источников, окруженных мощением из цветной майолики, заменившей газон. Центричные композиции нашли широкое распространение в средневековых садах монастырей и замков – клуатрах. В средние века появились аптекарские сады, сады трав, развившиеся в эпоху Возрождения в ботанические сады.

В древней Индии садово-парковое искусство также отличалось регулярностью: основой служили каналы с водой, окруженные прямоугольниками сада, украшенными вечнозелеными и плодовыми деревьями. Центральное здание, перекрытое куполом, после смерти владельца становилось мавзолеем. Таков Тадж-Махал, названный «жемчужиной Индии».

Наивысшего расцвета сады регулярной планировки достигают в эпоху Возрождения и Барокко в Италии и эпоху Классицизма во Франции. Ведущей темой сада становится геопластика – террасы с балюстрадами в сочетании с обилием водных устройств. Складывается осевая композиция сада: на оси располагаются композиционные центры, перспективы строятся вдоль и поперёк оси. В композиции приёмом контрастного противопоставления включаются панорамы окрестных пейзажей. Появляются гроты, театры, фонтаны-шутихи. Высокого мастерства достигает искусство скульптурного оформления сада. Итальянские сады оказали большое влияние на формирование регулярного направления в европейских садах, в первую очередь во Франции.

Во Франции в садах Классицизмапоявляется лучевая система перспектив, пересекающих главную монументальную композиционную ось. В садовое пространство вводится новый планировочный элемент – боскет – садовая комната в стриженых стенах деревьев. Это прямоугольный или квадратный участок сада, окаймленный дорожками и стенами из растений, хорошо сохраняющих свою форму после стрижки (лавр, самшит, мирт) – центричная композиция, развившаяся из садов-клуатров. Великолепный дворцово-парковый ансамбль Версаля, созданный Андрэ Ленотром на заболоченной территории охотничьих угодий Людовика ХIV, до сих пор поражает своей грандиозностью и богатством. Он был рассчитан на проведение празднеств, приемов, концертов и спектаклей. Все компоненты формирования пространства были созданы искусственно. Боскеты использовались как зеленые залы; широкие аллеи, насыщенные скульптурой, вели к зеркалам бассейнов и фонтанам, к местам раскрытия панорам на окружающий ландшафт, кажущийся продолжением сада.

Не меньшей мировой известностью пользуется уникальный отечественный ландшафтный объект – парк Петергофа с его системой фонтанов, работающих, в отличие от Версаля, от естественного напора воды. Фоном для разнообразных водных устройств здесь явились максимально сохраненные насаждения (сосна, липа, вяз, клен, пихта).

Изучение исторического опыта создания ландшафтных объектов в регулярном стиле позволяет выявить следующие закономерности их построения:

1. Осевое или центричное решение пространства и создание перспектив;

2. Симметрия и определенный ритм размещения всех элементов;

3. Преобладание линейных посадок деревьев, стриженых кустарников, партеров и водоемов геометрической конфигурации, наличие боскетов и скульптуры.

4. Композиционная целостность всех элементов, включая рельеф, растительность, водные устройства и малые формы архитектуры.

Пейзажное направление в проектировании и создании ландшафтных объектов, как уже отмечалось, принципиально отличается от регулярного направления. Оно преимущественно было характерно для стран Дальнего Востока – Китая и Японии. В его основе лежит особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Сады в северной части Китая принадлежали императорам и отличались обширными территориями, а в южной, напротив, были небольшими и устраивались при жилых домах, но при этом они имели сходные черты. Основа композиции сада – водоем ( от 30 до 70% всей площади) с живописной береговой линией, островами и многочисленным парковыми сооружениями. Извилистые дорожки прокладывались так, чтобы при движении по ним можно было наблюдать множество меняющихся пейзажей. Характерным является использование камней и скал, тщательный подбор декоративных растений. Особенно ценились слива, бамбук, кедр, ива, ирисы, камелии, хризантемы, пионы. Традиционными скульптурами были изображения животных: аиста, черепахи, мифического дракона.

Китайское ландшафтное искусство способствовало развитию пейзажного стилевого направления в Европе (вторая половина ХVIII века) и в соседней Японии, где оно было основано на почитании и воспроизведении природы, но отличалось стилизацией и миниатюрностью. Японцы создали несколько приемов формирования малого сада: по ведущему природному элементу (сад камней, сад воды, сад мхов и т.д.), по характеру рельефа (холмистый сад, плоский сад), по сложности композиционного построения (сад чайной церемонии). Японский сад отличается мастерством создания водных устройств – водопадов, водоемов, ручьев. Если же воды не было, создавался сухой ручей, имитирующий воду с помощью песка и камней. Малые архитектурные формы специфичны – это каменные фонари, мостики, ограды, ворота, переходы через водоемы в виде отдельных камней. Ограниченная территория японского сада способствовала развитию искусства бонсай - выращиванию карликовых деревьев. Предпочитаются красивоцветущие и хвойные деревья и кустарники: вишня (сакура), персик, клен японский, сосна, бамбук, орхидея, рододендроны.

Классическим примером философского японского сада, является храмовый сад Ройанджи, покрытый крупнозернистым белым песком с пятнадцатью камнями, символизирующими острова в океане. Основой многих ландшафтных композиций была буддистская философия, которая проповедывала единство противоположных сил: активной «ян» и пассивной «инь».

Влияние японского искусства на современный ландшафтный дизайн неоспоримо, и одним из примеров служит «Сад Мира» около дома ЮНЕСКО в Париже, созданный японским мастером Исама Ногуки.

Китайские и японские сады оказали существенное влияние на формирование ландшафтных объектов пейзажного направления в Европе и Америке наряду с романтизмом – художественным стилем ХVIII века, который идеализировал природу и было связан с творчеством художников, философов и писателей того времени. Парки романтизма были насыщены руинами, надгробиями, памятниками античности, представляя собой театральное зрелище и своеобразную иллюстрацию к произведениям писателей и живописцев. Они также включали подражания восточным мотивам и были основаны на эффектах солнечного и искусственного освещения, на неожиданности открывающихся пейзажей и последовательности сменяющихся картин.

К пейзажному направлению относятся произведения ландшафтной архитектуры в России – всемирно известные парки ХVIII –ХIХ веков: Павловск, Гатчина, Ораниенбаум. Особняком стоит замечательный ансамбль Царского Села, по которому можно проследить всю эволюцию русского ландшафтного искусства, его ценность и своеобразие.

Таким образом, можно определить следующие закономерности в формировании объектов ландшафтной архитектуры и дизайна пейзажного направления:

1. Построение пространств на основе природных условий местности, преобладающее включение элементов природы в проектируемую среду;

2. Свободное построение плана: отрицание симметрии, создание живописных очертаний водоемов и дорожек, рельефа плавных очертаний;

3. Создание пейзажных картин и прогулочных маршрутов с разнообразными видами;

4. Широкое использование преимущественно местных видов растений с включением интродуцированных видов (экзотов), лиан и почвопокровных растений; газоны в виде полян.

История ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна ХХ века настолько своеобразна и противоречива, что заслуживает отдельного рассмотрения, хотя во многом она опирается на изложенные выше закономерности и установившиеся в веках приемы композиции. В создании современных объектов ландшафтного дизайна используются приёмы регулярной и пейзажной планировок.

В конце XX века сформировался специфический объект собственно ландшафтного дизайна – выставочный стендовый сад, сад – инсталляция. Такие сады создаются для международных выставок, которые проводятся в разных странах. Особой известностью пользуются ежегодные выставки в Челси (Англия), в долине реки Луары (Франция), а также выставки ЭКСПО в разных странах, которые обязательно включают новинки ландшафтного дизайна во всем мире, отражают различные течения в искусстве, широко используют новые материалы и достижения в технологии и одновременно отвечают ускоренным темпам развития общества.

Стилистические направления современных садов многообразны. Выделяют «АРТ-ландшафты», «сады-инсталляции», «сады-артефакты», сады с искусственными элементами, «кинетические сады». В них нашли отражение идеи модернизма, абстракционизма и конструктивизма начала века. Это привело к отказу от принципа подражания природе, а ухудшение экологии в конце ХХ века – к созданию композиций с использованием не традиционных растений, а устойчивых сорняков, отходов промышленного производства как призыв дизайнеров к защите окружающей среды от загрязнения.

Окружающий нас мир ХХI века стремительно преобразовывается, и это относится как к самой природе, так и к отношению к ней человека, влияние деятельности которого приобретает глобальные размеры и нуждается в постоянной корректировке во избежание тотальной экологической катастрофы.

2.4. Типы архитектурно-планировочного и пространственного решения садово-парковых пространств (на примерах исторических садов)

В истории садово-паркового искусства Европы сложилось несколько типов глубинно-пространственных композиций. Эти типы пространств появились в разные исторические периоды и были отражением мировосприятия человека. В соответствии с представлениями о комфортном пространстве выбирались определённые приёмы его построения, складывавшиеся в набор и формировавшие тип пространства, характерный для того или иного исторического периода.

На основе анализа особенностей мировосприятия и концепций отношения к пространственным характеристикам выявляются следующие исторические типы пространств:

1. Греческий сад-перистиль, римский атриум, клуатр средневековья

Особенности мировосприятия:Человек – грешен, ничтожен, природа – враждебна.

Основная идея: Садовое пространство трактуется как убежище, укрытие, символизирует «райский сад».

Тип пространства: Замкнутое, защищаемое стенами миниатюрное пространство, изолированное от внешнего окружения. Центричная композиция. Все виды внутренние. Композиционный центр – мегарон, очаг, бассейн для воды, символический элемент – фонтан, розовый куст.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практичне завдання | Тема 1. Сутність і функції грошей
1 | 2 | 3 | <== 4 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.224 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.224 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7