Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Боротьба козацтва проти татарсько-турецької агресії.Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 578
Выдающийся вклад в изучение археологии палеолита вообще и палеолитического искусства, в частности, внес Петр Петрович Ефименко (рис. 1.15). В 1920-х-30-х гг. Ефименко опубликовал серию статей, посвященных палеолитическим женским статуэткам. За тем эти наблюдения и выводы в обновленном и расширенном виде вошли в качестве разделов в его книгу «Первобытное общество». Ефименко подчеркивал две важнейшие особенности изобразительных памятников и, в частности, женских статуэток. Во-первых, они позволяют заглянуть в такую сферу жизни их создателей, которая по другим археологическим материалам совершенно недоступна, т.е. в сферу духовной жизни. Во-вторых, эти находки датируются ранним, ориньяко-солютрейским этапом верхнего палеолита, временем, когда бродячие группы охотников в условиях обилия дичи и рыбы, начинают вести оседлый образ жизни. «В таких условиях труд женщины приобретал большое значение, выдвигая женскую часть общества в центр производственной деятельности, – писал Ефименко. Далее, опираясь на реликтовые магические представления и обряды у коренных обитателей Северной Азии, он высказывает предположение, «что счет родства по материнской линии при групповом браке, очень долго исключавшем из системы родства мужчин-отцов, должен был вести к отождествлению возникавших родовых общественных образований с женщинами, от которых вела свое происхождение данная группа. Естественно, что при конкретности мышления первобытного человека женщина и женское начало являлись символом всей группы в целом, ее общественных традиций, ее интересов» (Ефименко, 1953: 403). Ученики Ефименко выдвигали свои гипотезы, отличные от гипотез их учителя. Среди них прежде всего следует назвать Сергея Николаевича Замятнина (рис. 1.16) и А. П. Окладникова (1908-1981). Это были очень разные люди. Первый был скромным тружеником, не имевшим к концу жизни даже ученой степени доктора наук. При этом он обладал высочайшим научным авторитетом в среде археологов-палеолитчиков. Он был прекрасным знатоком вещей и, в частности, предметов искусства и автором ряда нестандартных гипотез. Например, он не соглашался с объяснением Ефименко женских статуэток как символов плодородия и благополучия. Он считал их изображениями реальных конкретных женщин и атрибутами охотничьей магии. Работы Замятнина собраны в его посмертно изданной книге «Очерки по палеолиту» (1961). В отличие от Замятнина, Алексей Павлович Окладников (рис. 1.17) достиг наивысших ступеней официального признания (лауреат Сталинской и Государственной премий, академик, кавалер разных орденов и Герой социалистического труда). Он был неутомимым поисковиком (рис. 1.18) и обладал блестящей полевой интуицией, которая помогла ему сделать много интересных находок, в частности, – скелет мальчика неандертальца в пещере Тешик-Таш. В месте с тем, в пылу энтузиазма он при раскопках не всегда строго соблюдал требования методики. Окладников был археологом очень широкого профиля, и немалое место в его работах занимали проблемы первобытного искусства. Помимо множества статей и монографий с публикациями древних изобразительных памятников, особенно, – петроглифов, он написал книгу «Утро искусства» (1967). Книга популярная, но в ней затронуты фундаментальные проблемы. Главные идеи: искусство порождено эстетическими представлениями, возникшими еще у неандертальца (если не раньше); искусство – продукт социального развития общества ископаемых гоминид и современного человека, а также новое средство выражения информации, восполняющее порожденный усложнением социальных связей дефицит таковых в первобытном обществе. Некоторые выводы Окладникова нужно воспринимать с осторожностью, поскольку безграничный полет фантазии иногда уносил его исторические интерпретации довольно далеко от реальных фактов. За последние 30-40 лет изучение первобытного искусства и, особенно, – палеолитического, стало едва ли не самостоятельным направлением в археологии. В этой области успешно работают ныне здравствующие крупные ученые. Прежде всего, нужно назвать Зою Александровну Абрамову, чей авторитет среди специалистов всего мира необычайно высок. Заметный вклад в изучение палеолитического искусства внесли А. Д. Столяр, В. Е. Щелинский, М. Д. Гвоздовер, В. Б. Мириманов, Б. А. Фролов, А. К. Филиппов и другие авторы. Во многих странах созданы общественные организации, объединяющие специалистов по первобытному искусству, в том числе и в России – Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства при Кемеровском гос. университете (САИПИ). Несколько десятков подобных организаций объединены в Международную Ассоциацию исследователей наскального искусства (International Federation of the Rock Art Organisation – IFRAO), штаб-квартира которой сейчас находится в Австралии (исполнительный директор Роберт Беднарик). Ареал Изобразительные памятники эпохи верхнего палеолита можно разделить на две категории: плоскостные изображения и объемные. К первым относятся живопись и графика (петроглифы, гравировки на кости, бивне мамонта, на каменных плитках), ко вторым – статуэтки, мелкие и крупные ба- и горельефы. В литературе встречается и другое подразделение: монументальное искусство[1] и искусство малых форм. В таком случае к первым относятся монохромные или полихромные росписи и гравировки, крупные барельефы (особенно в пещерах и под навесами) и выбитые изображения на скалах под открытым небом. Искусство малых форм включает в себя скульптуру, размеры которой редко превышают 30 см, мелкую пластику (статуэтки и вырезанные по контуру фигурки), а также все предметы, на которых имеются фигуративные или орнаментальные изображения. Это – бытовые предметы: костяные и роговые наконечники копий, копьеметалки, просверленные жезлы, украшения (подвески, диадемы, браслеты, бляхи, бусы) и т.п. Сюда же относятся бесформенные обломки кости, рога, бивня, гальки, каменные плитки с процарапанными на них черточками, крестиками и другими, как их называют «абстрактными отметинами» (рис. 1.19). Распространение палеолитического искусства крайне не равномерно (рис. 1.20). Пещерная живопись и графика встречаются в областях, где преобладают карстовые породы (известняки, доломиты, гипсы и др.), растворяемые подземными водами. По понятным причинам лучше всего сохранилась живопись на стенах заброшенных пещер, входы в которые были наглухо завалены тысячелетия назад. Сама природа поддерживала в этих пещерах режим естественного термостата. Температура и влажность внутри таких пещер остается неизменной в течение многих тысяч лет. Поэтому в них хорошо сохранилась не только живопись на стенах, но и многие другие следы деятельности человека, включая четкие отпечатки босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, следы детских ног на сыром полу некоторых пещер (рис. 1.42). Больше всего пещерс изображениями известно в южных районах Франции (более 160), на северо-западе Испании – более 120 и в Италии – 21. В многочисленных карстовых полостях в Моравии, на Кавказе, в Альпах пока не найдено следов древнейшей живописи и графики. По степени насыщенности памятниками такого рода особенно выделяются департаменты Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Астурия и Кантабрия. В литературе принято обобщенное название этих областей «Франко-Кантабрия» (рис. 1.21). На других территориях Западной и Восточной Европы, а также на других континентах памятники пещерной живописи и графики распространены исключительно редко. Рассмотрим их локализацию по отдельным регионам. Наибольшее количество самых древних изображений найдено на территории Евразии (от Португалии до Прибайкалья). Еще сравнительно недавно (до конца 50-х гг. XX в.) считалось, что пещерное и наскальное искусство эпохи палеолита – явление исключительно европейское (после открытия живописи на Урале, в Каповой пещере – евразийское). Брейль даже пытался обосновать эту исключительность (Брейль, 1971). Однако последующие исследования на разных континентах показали, что это не так. В настоящее время, в том или ином виде, изобразительные памятники эпохи палеолита обнаружены практически на всех континентах, но наибольшая плотность их распространения пока все же приходится на юго-западные районы Европы.
|