Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Братства і визвольний рух.Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 609
Структурализм был очень модным направлением в гуманитарных науках второй половины XX в.Его суть состоит в поисках логической структуры изучаемой предметной области, будь то язык, фольклор, искусство. Например, наш выдающийся фольклорист В. Я. Пропп установил, что всё разнообразие русских волшебных сказок сводится к разным логическим сочетаниям 28 исходных композиционных элементов. Родоначальником структурализма в изучении первобытного искусства является Макс Рафаэль (1889-1952). Почти все составляющие современных исследований можно найти в его работах, которые, к сожалению, были малоизвестны даже во Франции. Его фундаментальная монография «Настенное палеолитическое искусство» была опубликована только в 1986 году (Raphael, 1986). Рафаэль поднял весь комплекс проблем, связанных с искусством палеолита. Он поставил вопросы, которых не было в публикациях того времени. Они актуальны и сейчас: являются ли изображения животных простой копией реально существующей природы, или это символы охотничьей магии, или графическое выражение самого человека или социальной группы, или, может быть, они связаны с религиозными верованиями и мифологическими представлениями. Это был новый шаг в области интерпретации палеолитических изображений. В 1935 г. во время посещения пещер Лез Эйзи, Рафаэль обратил внимание на пространственные соотношения между изображениями животных и предположил, что в этом возможно, имеется какой-то смысл, который необходимо раскрыть. Он занялся разработкой вопроса об организованном характере рисунков в пещере. Один из наиболее крупных специалистов в области искусства палеолита М. Лорбланше считает, что подход к изучению пещеры с изображениями как к святилищу, в котором живопись и графика расположены не хаотично, а в определенном порядке, отражающем его внутреннюю логическую структуру, ознаменовал новую эру в изучении пещерного искусства. Если Брейль считал комплекс изображений в пещере простым сочетанием отдельных рисунков, то именно Рафаэлю принадлежит идея о закономерной пространственной организации пещерной живописи: «…изображения животных находятся в определённой связи, и эта связь имеет какое-то значение», – писал он (Raphael, 1986: 8, 25). Рафаэль подверг решительной критике метод копирования, которым пользовался Брейль и видел необходимость полностью обновить копии палеолитических изображений и впредь при копировании учитывать топографический контекст. Рафаэль первым подчеркнул необходимость копировать все штрихи и линии и принимать во внимание особенности скальной поверхности, на которой они были начертаны. Принцип точнейшего копирования каждой точки и каждого штриха сейчас соблюдается всеми европейскими археологами. Рафаэль отказался от магической теории, выдвинутой Рейнаком и поддержанной Брейлем. Он считал её вульгарной и поверхностной и стремился показать разницу между реальной практикой и магией. Он также полагал, что нужно воспринимать палеолитическое искусство как своеобразное духовное проявление и анализ его должен быть внутренним. Именно эта идея – не зависимого ни от чего «внутреннего» анализа палеолитических пещер-святилищ – была взята на вооружение Аннетт Ламинь-Эмперер (рис. 1.12) и Андре Леруа-Гураном. В их работах повторяется ряд положений Рафаэля. Именно он первым предположил существование полового символизма в палеолитическом искусстве, показав, например, противопоставление двух категорий знаков: мужских, символизирующих понятия «стрела – фаллос – мужчина – убивать – смерть», и женских – «вульва – женщина – давать жизнь – жизнь». Началось с того, что Ламинь-Эмпрер (рис. 1.13) обнаружила в пещере Ляско ритмические чередования рисунков разных животных, особенно, – быка и лошади. В этих чередованиях она увидела некую закономерность. Леруа-Гуран (рис. 1.14) тоже заметил подобные чередования во многих из обследованных им 63-х пещер. Около половины росписей и гравировок в этих пещерах он считал связанными семантическими связями. В работах Ламинь-Эмпрер и Леруа-Гурана, методы содержательного анализа палеолитического искусства были подвергнуты строгой ревизии. Дело в том, что еще начиная с Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Г. Обермайера и других ученых, для объяснения тех или иных находок эпохи первобытности постоянно привлекались наблюдения европейских путешественников и этнологов из жизни отсталых племен Австралии, Африки, Южной Америки и т.д. Главная идея Леруа-Гурана состояла в отказе от такого этнографического компаративизма, т.е. в том, чтобы объяснения произведений палеолитического искусства следовали из них самих и из окружающего их археологического контекста, а не из сопоставлений с этнографическими наблюдениями, т.е. из источников, внешних по отношению к самим изображениям. Красивая с точки зрения строгой науки идея, оказалась на самом деле не вполне продуктивной в практическом применении. Насколько, в самом деле, возможно понять содержание древних изображений, не обращаясь к этнографическим параллелям? В ряде своих работ Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире и, в частности, – символическое противопоставление мужского и женского начала, т.е. одной из древнейших логических оппозиций, осознанных людьми. Возможно, что догадка Леруа-Гурана и верна. Ниже мы увидим ее дополнительные обоснования. Но, во-первых, мужским символом скорее всего был бык, а не лошадь. Во-вторых, разве это объяснение выводится непосредственно из изображений и их контекста? По отношению к ним эта гипотеза принесена извне не в меньшей мере, чем любое сравнительно-этнографическое объяснение. В настоящее время на Западе в области искусства палеолита наиболее активно работают французские специалисты: Мишель Лорбланше, Жан Клотт, Доминик Сакки, Бриджит и Жиль Деллюки и многие другие. Благодаря усилиям Клотта в парижском издательстве «Сёй» выходит серия прекрасно иллюстрированных книг большого формата, посвященных памятникам первобытного искусства. В Испании много лет успешно трудится в этой области один из патриархов первобытной археологии А. Бельтран, ряд интересных открытий сделал С. Лопес. Вместе с П. Баном они открыли первый памятник пещерной живописи в Англии. В Португалии стали широко известны исследования палеолитических петроглифов под открытым небом в долине реки Коа (руководитель работ З. Жиляо). В Италии успешно функционируют два центра изучения первобытного искусства: Валькамоника (Е. Анати) и Пинероло (Д. Селье). Англию в этом перечне специалистов представляет П. Бан, автор целого ряда популярных книг по археологии и, особенно, – по палеолитическому искусству. В Южной Африке многими проблемами первобытного искусства, в том числе и палеолитического, очень интересно и результативно занимается Д. Льюис-Вильямс (Lewis-Williams, 1997; 2002 и др.).
|