Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Аналіз сильних та слабких сторін фірми


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 742



Организация:

· Государственное предприятие любой отрасли;

· Торгово-посредническая фирма;

· Фирма, производящая мебель;

· Ювелирно–художественная фирма;

· Малое предприятие по производству товаров народного потребления.

· Предприятие, оказывающее услуги населению.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Киришский филиал

Кафедра менеджмента, экономики и сервиса

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Социология

 

Тема: Общество как социальная реальность и социокультурная система.

 

 

Выполнил студент

Группы № 4-29737/1-1

Сливкин Василий Михайлович

Направление: 080200.62

«Менеджмент»

 

 

Проверил: ст. преподаватель Елисеева Елена Анатольевна

 

Подпись: _____________________________

 

 

Кириши

2015г.

 

 

Содержание:

1. Глава первая: Общество в социологии (стр.6)

1.1 Что такое общество? (стр.6)

1.2 Общество – система связей и отношений (стр.10)

2. Глава вторая: Культура (стр.13)

2.1 Культура в общественной системе (стр.13)

2.2 Культурная трансмиссия (стр.13)

2.3 Ценностная система (стр.14)

2.4 Функции культуры (стр.17)

2.5 Формы культуры (стр.19)

3. Глава третья: Социальная структура современного общества (стр.20)

3.1 Структура общества в концепциях (стр.20)

3.2 Основания стратификации и социальной мобильности (стр.21)

 

Введение:

Как и всякое понятие философии, социальное являет собой нечто охватывающее определённую сферу нашей реальности, наполненную разными явлениями и процессами. Эти категории и понятия достаточно абстрактны и весьма затруднительно поддаются определению. Во-первых, потому что их не подвести под более широкие, по своему значению, понятия, а во-вторых — нелегко определить характеристику данной сферы действительности.

По имеющейся научной традиции под «Социальным» (в расширенном понятии), называют совокупность всех свойств и признаков, что выделяют человека (и созданный им мир) из природной действительности. В сравнении с понятием «Общественное», которое подразумевает организационные формы коллективной деятельности людей, «Социальное» указывает на базисные (субстанциональные) основы их жизни. То есть определяет то свойство общества, которое выделяет его как особую реальность. И этим основным свойством общества является деятельность людей (от поведенческих актов до трудовой деятельности). Деятельностное начало индивидов являет собой универсальный способ существования общества. Деятельность в качестве социального явления рассматривается во многих философских концепциях. Организация деятельности или социальной жизни людей осуществляется обществом, которое в данном контексте является способом воспроизводства «Социального», представляет собой систему и структуру организации социальной жизни. «Социальное» является основанием и субстанцией общественной жизни. Оно как бы притягивает явления общественной жизни в единое и выявляет их единую (качественную) определенность, по отношению к природным объектам.

 

«Социальное» в узком значении – это сфера общественной жизни, где разные группы людей (классов, партий, сословий) взаимодействуют между собой. Для ее описания используются такие понятия как «социальное равенство», «социальная политика», «социальная роль личности». Поэтому «Социальное» в широком смысле – это определённая реальность. Другими словами – социально-исторический мир людей является объективной реальностью, как и мир физических явлений. Он воздействует на сознание и чувства людей, но при этом являет собой совершенно новый (качественно) уровень в сравнении с реальностью природной. Иногда, в популярной (и даже научной) литературе, понятия «Социальное» и «Общественное», являются синонимами. Но социальная философия требует более точного определения их, так как они являются для нее ключевыми и без этого уточнения научный анализ общества и общественных процессов – невозможен. И, наконец, «Социальное» указывает на отдельную сферу общественной жизни, в которой происходит взаимодействие различных групп людей, составляющих социальную структуру общества.

Кроме понятия «социальное явление» в социально-философской литературе используется понятие «социальное действие». Социальное действие, в философии и социологии, объясняется по-разному. Например, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас соотносят социальное действие со сферой личностных переживаний. В своем примитивном проявлении, оно выступает как межличностное, (коммуникативным процессом). М. Вебер говорит, что социальное действие – это «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». В марксистской философии «Социальное действие» рассматривается как единица деятельности совокупного субъекта: класса, сословия, группы людей, партии.

Категории «Социальное явление и Социальное действие», можно рассматривать как реальности, что обозначают субстанцию «Социального», ее основу и причину.

Деятельность (в общих чертах) рассматривается как человеческая форма активности, что проявляет себя в преобразовании и целевом изменении окружающего мира. Для определения природы деятельности и возможности отличия ее, от чисто животной активности, надо выделить ее основные свойства. Одним из них, является сознание. Именно благодаря сознанию, активность человека задаётся постановкой цели, а продолжается в ее достижении. В отличие от человека, физические системы лишены избирательного поведения. Человеческая деятельность основывается на информационной ориентации в среде. Здесь доминирует абстрактно-логическое, вербальное моделирование мира (абстрактно-понятийное мышление). В то время как у животных преобладает ситуативность данного момента. Осмысление собственной активности дает человеку возможность не только адаптации в окружающей среде (что делают все животные), но и пытаться адаптировать природу «под себя». Это проявляет субъектно-объектный характер деятельности человека. В качестве субъекта выступает сам человек, а в сферу его активности всегда вовлекаются определенные объекты. Другими словами, деятельность – это объединение субъективного и объективного. Субъективное – это присущее сознанию субъекта, неразрывно связанное с субъектом – мировоззренческие установки, нравственно-эстетические представления, совокупность норм и ценностей.

В процессе своей деятельности, человек устремлён к удовлетвоению своих потребностей, которые, являясь объективной основой поведения человека, рефлексируются (осознаются). Человек ранжирует свои потребности, выделяя приоритетные и отдавая им предпочтение (материальным или духовным). Другая сторона человеческой деятельности – «Объективное», то есть существующее вне сознания субъекта. Это – объекты природы и объективированные результаты предшествующей деятельности, вовлекающиеся в данный процесс. К объективной реальности относится – государство, правовые институты, полит. организации, мораль, церковь. Субъективное в процессе деятельности объективируется, то есть задуманные человеком планы воплощаются в реальность, а объективное субъективируется, то есть отображается в сознании человека.

М. Вебер разделяет все виды человеческой деятельности на четыре вида: целесообразная (использование разнообразных средств для достижения цели), рациональная (в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели), предпринятая в состоянии возбуждения и традиционная (основанная на обычаях и опытных образцах). Следовательно, общество стоит рассматривать в виде системы общественных отношений. Это – субъектно-объектная реальность.

Глава первая: Общество в социологии.

1.1 Что такое общество?

Даже при поверхностном взгляде на общество, видно, что это – совокупное объединение людей. Это означает, что человек отличается от животного сознанием и соответствующим поведением. И стадо последних не может, с научной (и социологической) точки зрения, отождествляться с обществом (несмотря внешние сходства). Общество - это понятие человеческой общности, которую они образуют и в которой живут.

Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе – существо общественное и общество – его неизбежная составляющая (его жизни). П. Сорокин отмечал: " Для того, чтобы общество могло быть, нужно (по меньшей мере) двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом взаимодействием. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ".

К. Маркс, на вопрос: «Что такое общество?», отвечал: «Продукт взаимодействия людей».

Общество – это не любая возможная совокупность людей, а объединение, в рамках которого (внутри его) происходит некоторое постоянное их взаимовлияние и взаимодействие.

В социологии понятие «Общество» трактуется неоднозначно. В широком смысле, общество рассматривается в виде исторического результата естественно складывающихся взаимоотношений людей. А в узком – как социальная организация нации, народности, населения страны.

П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, в процессе общения. Общество – это люди объединённые связью взаимодействия.

Шилса говорил, что общество – это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий (действий ориентированных на других людей).

Т. Парсонс объявляет общество людской системой, что объединена общими нормами и ценностями.

Из приведённых выше определений, мы понимаем общество как единство людей, их социальных связей, а также взаимодействий и отношений между ними. И все эти связи, и взаимодействия, имея более-менее постоянный характер, воспроизводятся в процессе истории, переходя из прошлого в настоящее и простираясь в будущее. В этой схеме каждый элемент, находясь в тесной взаимосвязи с другими, играет свою (особую) роль в обществе.

Отсюда, под обществом (как социальной системой), в социологии, подразумевается совокупность людей, которые объединены исторически сложившимися формами, а также их взаимосвязи и взаимодействия.

Базисными элементами общества, выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Начальной основой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Действие человека, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального, когда осознанно разумом (рационально), взаимосвязано с действиями других людей, оказывая влияние на их поведение, и одновременно испытывает ответное воздействие от поведения других лиц. Во время взаимовлияния людей (друг на друга) возникает их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

Социальная связь – это факты, что обуславливают совместную деятельность людей в конкретных общностях при достижении определённых целей. Социальная связь выражается в форме социального контекста, или в форме социального взаимодействия – как системы взаимоусловленных социальных действий.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют, испытывая воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это относительно стабильные социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами. В обществе присутствует множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.

Действие человека приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, при прямом или опосредованном взаимодействии с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.

Субъекты взаимодействуют, потому что зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество – это не просто сумма индивидов и их связей. В обществе, индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. А по этому общество – это самостоятельная субстанция (система), которая первична по отношению к индивидам и обладает интегральными качествами.

И пусть в повседневности понятие «общество» многозначно – от малой группы людей до всего человечества, но, тем не менее, в социологии под обществом понимается объединение людей, которое характеризуется:

1. Общей территорией проживания, обычно совпадающей с гос. границами и служащей пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

2. Целостностью и устойчивостью, тем, что П.А. Сорокин называл «коллективным единством или коллективом».

3. Самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулируемостью, понимаемыми в относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т.д.;

4. Уровнем развития культуры, который выражается в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

В итоге можно дать следующее (общее) социологическое определение общества: общество – это совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия, в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью, и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

В более узком смысле слова, если речь идёт о российском, американском, японском или других обществах, под ними понимается конкретный вид со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.

При всей теснейшей взаимосвязи таких широко употребляемых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать.

«Страна» - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённой гос. границей. «Государство» - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступает в качестве важной категории, прежде всего политологии. «Общество» - понятие характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что служит первоосновой объединения людей в общество. Э. Дюркгейм видел её в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
АНАЛІЗ СИЛЬНИХ ТА СЛАБКИХ СТОРІН ФІРМИ, МАРКЕТИНГОВИХ МОЖЛИВОСТЕЙ ТА ЗАГРОЗ | Можливі сильні і слабкі сторони фірми
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | <== 10 ==> | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.187 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.187 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7