Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Теорема Штейнера


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 549



Методы обучения в своей совокупности должны способствовать проявлению всех функций литературы – социальной, познавательной, воспитательной, эстетической, коммуникативной, гедонистической.

Общим требованием для всех методов является ориентация их на эстетическую сущность литературы, её художественную специфику. В изучении литературы очень важное значение имеет проникновение в атмосферу произведения, понимание значения детали, композиции, жанра, что обусловливает эстетическое воздействие художественного текста на читателя. Накопление эстетических впечатлений, последующая их систематизация и обобщение, осмысление нравственного содержания произведения обогащают жизненный опыт учеников, влияют на их ценностные ориентации, мироощущение, стимулируют их духовное развитие.

Развитие личности при изучении литературы происходит в двух основных направлениях: развиваются общие способности ученика и специальные, художественные. Этот процесс может быть успешным при условии творческой направленности обучения, реализации специальной системы творческих заданий, дифференцированного подхода к обучению.

Не менее важным условием успешного обучения является учёт возрастных особенностей учеников, их жизненного и читательского опыта, общего и литературного развития. Именно от этих особенностей зависит выбор методов обучения. Так, в V—VIIIклассах целесообразно использовать технологии, которые обеспечивают освоение текста с учётом жанровых и стилевых особенностей произведения на эмоционально-образном уровне, стимулируют работу творческой фантазии и воображения, речевую деятельность. При этом главный путь постижения литературно-художественного произведения подростками – чтение, вслушивание, "вчувствование" в текст, его комментирование на доступном уровне, "пересоздание" в устной и письменной формах, стимулирование творчества и сотворчества с писателем.

Изучение литературы в IХ --XI классах предусматривает преобладание литературоведческих подходов, которые позволяют корректировать начальное субъективно-личностное восприятие, углублять его, на научной основе осмысливать литературное произведение в единстве содержания и формы, подниматься от эмпирического уровня восприятия к концептуальному. Этому способствуют приёмы изучения истории текста, выявления авторской позиции, исследование композиции, системы образов, деталей, особенностей языка, изучение черновых вариантов, ассоциативных интерпретаций произведений и т.д. При этом активно используются приёмы, направленные на развитие художественных способностей учащихся.

Главной формой обучения литературе остаётся урок. Структура уроков и их форма обусловливаются целевыми установками, возрастом учеников, художественным своеобразием произведения, этапом его изучения. Лекция и беседа, чтение, обобщение и анализ, защита реферата и заочная экскурсия, концерт и литературное редактирование, диспут и работа с текстом – все эти формы освоения материала имеют свою специфику, которая проявляется во внутренней логике развертывания урока, и обеспечивают такие его качества, как целостность, образовательная, воспитательная и развивающая направленность, проблемность, деятельностный характер, диалогичность.

Эвристический метод предполагает анализ как активизирующий интеллектуальные усилия способ. Это возможно тогда, когда школьники открывают в произведении созвучные им мысли, выявляют в нём значимый для себя смысл, устанавливают связи с собственными жизненными впечатлениями.

Исследовательский метод – следующий шаг в развитии самостоятельного мышления учащихся. Он предусматривает выделение тем, проблем для самостоятельного решения учащимися – анализ прочитанных произведений из дополнительных списков, сопоставление произведений одного или разных авторов по тематике, жанру, художественному своеобразию, изучение их интерпретаций в других видах искусства.

Но какой бы метод ни использовался, главное – сделать литературное обучение творческим процессом: ученик эмоционально отзывается на прочитанное, воссоздаёт в своей фантазии картины, нарисованные писателем, додумывает, сопереживает, опираясь в этой сложной работе на свой читательский и жизненный опыт. Осмысление произведения требует более скрупулёзной работы над текстом, прослеживания авторской мысли.

Эффективность литературного образования учащихся зависит от создания в общеобразовательном учреждении культа книги, культа родного слова. Систематический выпуск литературных стендов, радио- и стенных газет, бюллетеней, журналов и альбомов, подготовка тематических выставок, обзоров современной литературы, организация утренников, вечеров, викторин, олимпиад и праздников – всё это способствует созданию в школе атмосферы духовности, уважения к книге, художественному слову.

Методика факультативных занятий по русской литературе направлена на пробуждение и формирование интереса учащихся к литературе, увлечённости искусством, на воспитание художественного вкуса и развитие творческих способностей. Здесь используются разные виды чтения, проблемные вопросы и задания, мини-исследования, игровые ситуации.

Постоянно действующие формы работы (кружки разной тематики, клубы, объединения, литературные и краеведческие музеи, литературные гостиные, школьные художественные галереи) должны быть максимально использованы для укрепления связей школьников с искусством, развития их интересов и склонностей.

 

V. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Русская литература»

Содержание литературного образования включает четыре основных компонента: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе.

Первый компонент (знания) формируется путём освоения разнообразного литературного и теоретического материала:
а) произведений русского фольклора и литературы; б) отдельных лучших достижений словесного искусства других народов мира; в) сведений об основных периодах русского и мирового литературного процесса;
г) биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей;
д) основных литературоведческих понятий.

Все эти элементы содержания образования должны быть представлены комплексно, во взаимосвязи, в разных аспектах – историко-функциональном, проблемно-тематическом, жанрово-родовом с соблюдением принципов преемственности и доступности.

Основа учебных курсов всех этапов литературного образования – литературные произведения, которые отбираются с учётом их эстетических достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся.

Объём знаний о личности писателя, его творческой эволюции определяется в зависимости от возраста учащихся, количества часов, отводимых на изучение его произведений, а также роли писателя в литературном процессе.

В изучении литературы важную роль играют знания по теории литературы. Их отбор осуществляется по следующим критериям:
а) специфика изучаемого произведения, его родовая и жанровая природа; б) роль понятия в освоении конкретного материала; в) значимость понятия в формировании читательских (восприятие, анализ, оценка произведений) и речевых умений.

Второй компонент содержания образования — система специальных (читательских) умений — формируется на основе знания теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создаёт базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся.

Необходимыми читательскими умениями при изучении литературы являются следующие:

– умения, связанные с эстетическим восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и пр.);

– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и пр.);

– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);

– умения, связанные с оценкой художественного произведения (умения, направленные на личностное прочтение, восприятие художественного произведения, его родовых, жанровых и композиционных особенностей, нравственно-эстетических идеалов, общественной значимости; аргументированное выражение своего отношения к изученному, а также самостоятельно прочитанному произведению из списков для дополнительного чтения).

Третий компонент– опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности. Он приобретается учащимися в процессе полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельной его интерпретации, проявления личностного отношения к произведению, обучения устным и письменным сочинениям разных жанров, овладения навыками творческой интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства (методом словесного рисования, иллюстрирования, создания мизансцен и др.).

Четвёртый компонент— формирование системы нравственных норм отношения к миру, людям, себе — обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Предполагается не только систематизация знаний, но и осмысление их на мировоззренческом и эстетическом уровнях. Важно обеспечить понимание учащимися роли литературы для их духовного становления, для развития самосознания и нравственного самосовершенствования.

Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Каждый из этапов литературного образования учащихся имеет свои целевые установки, содержательное наполнение и строится с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их литературоведческой компетенции.

Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. При отборе произведений учитывается интерес учащихся к проблемам современности, к приключенческой, фантастической литературе, к таким произведениям, где на первый план выдвигается ситуация морального выбора, поступок героя, мотивы его поведения, т. е. то, что способствует этико-психологическому самопознанию человека. Особое внимание нужно уделять произведениям, где раскрывается гармония взаимоотношений человека с окружающим миром, а также произведениям об историческом пути народа и его выдающихся героях.

Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В каждом классе на уроках русской литературы происходит знакомство с новыми писателями и поэтами. Включение в программу каждого класса, начиная с пятого, произведений разных исторических периодов и художественных систем позволяет в следующих классах выдвинуть проблему литературного направления, дать более глубокое представление о классицизме, романтизме, реализме.

В V классе предпринимаются усилия по развитию интереса к чтению при внимании к художественным особенностям произведений как фольклорных, так и литературных; здесь важное место занимают доступное ученикам ознакомление с идейно-художественной структурой произведения (тема, герой, сюжет), работа над художественным словом, его многозначностью, изобразительно-выразительными средствами (метафора, сравнение, эпитет и их роль в тексте произведения), эмоциональной наполненностью.

В VI–VIII классах эта работа углубляется. Для каждого класса определяется свой научно-дидактический аспект изучения литературы, который обусловливает содержание и структуру программы, её методологию и методику, отбор и циклизацию материала, перечень литературно-теоретических понятий для освоения учениками. Изучение литературных произведений приобретает целенаправленный, системный характер.

С IХ класса принцип построения курса –линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов.

В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ.

Повышающийся у учащегося уровень художественного восприятия литературных произведений обеспечивает общее развитие личности ученика.

Содержание литературного образования в IX классе опирается на методологию литературной критики, литературоведческие принципы анализа и оценки художественного произведения. Широко практикуется сравнительный способ рассмотрения произведений и их структурных компонентов.

Среди важных видов учебной деятельности остаётся литературное творчество учеников (декламация поэтических произведений, устное словесное рисование, иллюстрирование, сочинение сказок, стихотворений, сочинение по пословицам, создание сценария кинофильма или спектакля по фрагменту или небольшому эпическому произведению, сравнение эпизода эпического произведения с его экранизацией, постановкой на сцене или иллюстрацией к нему). Важное значение имеет использование в процессе обучения произведений других видов искусства.

В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени. Таким образом, у учащихся постепенно формируются представления об историко-литературном процессе.

В XI классе как завершающем литературное образование в общеобразовательных учреждениях систематизируются знания по теории и истории литературы.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перший закон Ньютона. Маса. Сила. | Перетворення координат Лоренца
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.204 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.204 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7