Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Загальні положенняДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 702
«Душечка» (1899) Рассказ «Душечка» был завершен Чеховым в 1899 году. В своем произведении писатель рисует ту же пошлую и однообразную жизнь русской провинции, что и в «Человеке в футляре» или в «Ионыче». Главная героиня рассказа – Оленька Племянникова – принадлежит к окружающему ее обществу, живет по его законам. Однако в ее характере есть черта, которая выделяет героиню из пошлой среды. Это способность к самоотверженной любви, которая составляет сущность ее натуры. Любовь героини проявляется по-разному. Это жалость, сострадание к ближнему. Это всецелая зависимость от предмета любви. Ольга Семеновна в точности повторяет слова, фразы, обороты из речи Кукина, Пустовалова, Смирнина; она живет гимназическими проблемами мальчика Саши. Героиня целиком погружается в мир избранников своего сердца, утрачивая при этом собственную индивидуальность. В «Душечке» юморпреобладает над сатирой. Смешны избранники Душечки, смешна и она – в той мере, в которой она перенимает их образ жизни и видение мира. Однако последняя привязанность Душечки не выглядит смешной. Ее забота о мальчике, лишенном родительской любви, сообщает чувству героини высокий смысл, возвышает женщину над окружающим ее миром пошлости. Рассмотрим композицию произведения. Автор рассказывает четыре истории любви Душечки. Антрепренер Кукин, лесоторговец Пустовалов, ветеринар Смирнин, маленький гимназист Саша поочередно входят в жизнь героини. Итог каждой из этих историй неутешителен. Умирает смешной и суетливый Кукин. Даже известие о его смерти дано в комическом ключе. Слова «сючала», «хохороны» из телеграммы с сообщением о смерти героя – яркие детали, характеризующие эфемерность и своего рода «театральность» его жизни; в печальном известии можно усмотреть некую трагикомическую клоунаду. В противоположность Кукину лесоторговец Пустовалов выглядит основательным, в чем-то скучным и однообразным. Меняется круг увлечений, образ мыслей, речь Душечки. Театральная лексика уходит из ее жизни. Теперь героиню занимают слова лесотехнического характера – «балка», «кругляк», «тёс», «шелёвка», «безымянка», «решётник», «лафет», «горбыль». Речевые детали подчеркивают полную смену интересов героини. Смерть Пустовалова завершает вторую историю любви Душечки. Увлеченность героини ветеринаром Смирниным выглядит уже как бледная пародия на истинную любовь. История взаимоотношений Душечки и ветеринара сопровождается разговорами о лошадях и лошадиных болезнях. Отъезд Смирнина повергает Душечку в уныние. Без сердечной привязанности к кому-либо она не может существовать; героиня чахнет, стареет. Чувство материнской любви к мальчику Саше вновь возвращает ее к жизни. В речи Душечки начинают появляются фразы из гимназических учебников: «Островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водою». Кажется, в заботе о ребенке героиня обрела подлинный смысл жизни. Однако читателю передается ощущение неустойчивости, зыбкости нового счастья Душечки. Не случайно героине кажется, что мать вот-вот заберет Сашу в Харьков, и она снова останется одна. Истинность самоотверженной любви и одновременно непостоянство земного счастья – так можно определить философский смысл «Душечки», комического и одновременного грустного рассказа Чехова. В рассказе «Попрыгунья» (1892) фигура простого и скромного человека, мелькавшего в качестве эпизодического героя в рассмотренных выше произведениях, выдвигается на первый план и приобретает черты нравственного величия. Осип Дымов — это скромный подвижник науки, наделенный необыкновенной добротой и душевной деликатностью; он внешне не ярок и не заметен для ординарных людей, вроде его жены — попрыгуньи, которая претендует на высшую интеллектуальность, но не может понять истинного и скромного величия своего мужа. Чехов видит в своей героине, столь непохожей на героя «Жены» или Власича из «Соседей», черты, которыми были отмечены эти люди, именно — несамостоятельность мысли, ординарность суждений, склонность к штампованным представлениям, внутреннюю холодность к окружающим, отчуждение от них.
|