Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Який обороняється, з ходуДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 876
Клушина Н.И. Публицистический текст в новой системе стилистических координат// Русская речь.- 2008.-№ 5. – С. 43-46. Доминирующая языковая функция научного стиля - информационная. Цель научного текста - точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития. Задача автора данного текста - охарактеризовать основные особенности публицистического текста в свете коммуникативного подхода к изучению текста как речевой единицы. Данный текст применим в научной и научно-учебной сферах деятельности, представлен в письменной форме, носит монологический характер, имеет нейтральную тональность. Предназначен для специалистов, студентов и все тех, кто интересуется проблемами русского языка (статья опубликована в научно-популярном журнале). В статье проявляются такие качества научной речи, как точность, объективность, логичность, доказательность, обобщенность, абстрактность. Точность речи достигается использованием терминов (дихотомия, коммуникативный, стилистика, интерпретация адресат, интенция и т.д.), определений (константы стиля – стилеобразующие черты, характерные для публицистического стиля в любую эпоху, то, что отличает его от других стилевых разновидностей употребления литературного языка; переменные – черты публицистического стиля, ставшие ведущими в определенную конкретную эпоху жизни социума), употреблением слов в прямом значении. Объективность достигается отсутствием местоимения первого лица единственного числа, глаголов первого лица единственного числа (используются глаголы множественного числа, например: исследователи говорят, ученые пытаются разграничить и др.), представлением различных точек зрения на особенности публицистического текста (представлены точки зрения В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика, Л.Г. Кайда, Е.С. Кара-Мурзы), безличными языковыми конструкциями (первоначально … функцией … признавалась, необходимо преподавать и др.). Логичность речи реализуется посредством сложных предложений с придаточными причины (Обучение стилистике … требует несколько иного подхода, поскольку здесь необходимо не столько знакомство с языковой структурой, сколько обучение активным речевым навыкам), условия (Если рассматривать публицистический стиль в диахронии, то можно выделить константы и переменные данного стиля.), предложений с вводными словами (например: На наш взгляд, и стиль, и дискурс…). Доказательность формируется путем аргументации положений статьи (например: Положение: В коммуникативной стилистике, на наш взгляд, более правомерно деление текстов не на жанры… а на типы текстов. Аргумент: Жанр образно называют «горизонтом ожидания читателя», т.е. авторский текст «подгоняется» под определенные рамки сложившегося жанра. В коммуникативной стилистике на первый план выдвигается «я» говорящего, и свой замысел автор реализует не в тесных границах жанра, а в коммуникативном пространстве речи <…> Именно интенция (замысел) управляет процессом порождения сообщения, организуя его внешнюю форму. Поэтому можно говорить не о жанрах <…> а о типах текстов, объединенных определенной интенцией…). Обобщенность, абстрактность данного текста достигается путем использования абстрактных существительных (отношения, концепция, оценочность, стратегия и др.), использование глаголов настоящего времени во вневременном значении (реализуются, получает, обладают, говорят, видим, приобретает и др.), возвратных и безличных глаголов (утверждается, описывается, рассматриваются, позиционируется). Особенностями оформления данного научного текста являются сноски (ссылки на «литературу» сделаны внутри текста в скобках: То есть определенная заданная идея… реализуется в публицистическом тексте с помощью авторской оценочности…[4].), выделение шрифтом (ирония, интертекстуальность, диалогичность), схемы (адресант> интенция> текст >адресат >декодирование >воздействие). Языковая характеристика -Лексические особенности: термины(стиль, дискурс, жанр, коммуникативный, стилистика, интертекстуальность и др.), общенаучная лексика (функция, роль, формулировка, система), книжная лексика абстрактного характера (перераспределение, реализация и др.). -Морфологические особенности научного стиля: в данном тексте существительные преобладают над глаголами, частотность форм существительных родительного падежа (концепция дихотомии … стиля и подстилей, … языка, жанров, гибридизации, границ, форм, текста и др.), среди глаголов преобладают формы несовершенного вида настоящего времени (обслуживает, наблюдаем, получает, обладает, говорят, считает, высказывает, изучает и т.д.), используются причастия и деепричастия (изучающая, заявляющие, употребляемые, ставшие, следуя), указательные местоимения (эти стили, при таком подходе и др.). -Синтаксические особенности: пассивные конструкции (она описывается, подход утверждается, стилистика позиционируется, текст рассматривается и др.), обобщенно-личные предложения (наблюдаем возросшую роль информации, можем говорить), обособленные обороты (дисциплина, изучающая стилевые … особенности; лингвистические величины, заявляющие различные подходы…; следуя этой схеме, можно увидеть…), вводные конструкции (Таким образом, с позиций … стилистики; и, следовательно, … можно считать; например, … можно выделить…), цепочки однородных членов предложений (К переменным … можно отнести иронию, интертекстуальность, диалогичность, разговорность, языковую игру.), многокомпонентные сложные предложения. План статьи 1. Взаимодействие информативной и воздействующей функций публицистического стиля 2. Системный подход в лингвистике к изучению стилей языка 3. Коммуникативный подход к изучению текста в современной лингвистике: а) разграничение понятий «стиль» и «дискурс» б) константы и переменные публицистического стиля в) особенности публицистического стиля и структурный блок «адресант-адресат» г) текстообразующие категории публицистического произведения: идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность. 4. Правомерность выделения типов текстов
Тезисы В современном публицистическом стиле реализуются две равноправные функции языка: информативная и воздействующая. Поэтому в функциональной стилистике утверждается концепция дихотомии публицистического и информационного подстилей публицистического стиля. Традиционная функциональная стилистика сложилась в эпоху утверждения системного подхода в лингвистике. Поэтому в учебных пособиях по стилистике она описывается по законам системности: особенности каждого функционального стиля рассматриваются в соответствии с ярусами языковой системы. В современной лингвистике утверждается коммуникативный подход к изучению текста как речевой единицы. Многие ученые пытаются разграничить понятие стиль и дискурс. Но и стиль, и дискурс – это употребление языка, поэтому они однопорядковые лингвистические единицы, заявляющие различные подходы к изучению языка. Стиль – основное понятие функциональной стилистики, дискурс – коммуникативной стилистики. Аннотация В статье рассматриваются современные публицистические тексты и новые подходы к их изучению в коммуникативной стилистике. Особенности публицистических текстов рассматриваются через структурный блок «адресант/ адресат». Автор вводит понятия текстообразующих категорий (идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность). В статье обосновывается правомерность деления текстов не на жанры, а на типы текстов, исходя из интенций авторов текстов. Реферат В статье кандидата филологических наук Н.И. Клушиной «Публицистический текст в новой системе стилистических координат», опубликованной в научно-популярном журнале «Русская речь» (2008, № 5) рассматривается одна из важнейших проблем современной лингвистики – коммуникативный подход к изучению публицистических текстов. В начале статьи автор называет две важнейшие функции современных публицистических текстов – информативную и воздействующую – и указывает на следствие этого: утверждение в функциональной лингвистике концепции дихотомии публицистического и информационного подстилей публицистического стиля и введение более корректной формулировки для данного стиля: «стиль массовой коммуникации». Далее автор пишет о системе жанров стиля, выделяемых на основе функций языка. По мнению Н.И. Клушиной, устоявшаяся система жанров журналистики сегодня трансформируется. Основная часть статьи посвящена сопоставлению характеристик публицистических текстов в функциональной и коммуникативной стилистике. Автор обращает внимание на то, что в функциональной стилистике, сложившейся в эпоху утверждения системного подхода, особенности каждого функционального стиля рассматриваются в соответствии с ярусами языковой системы. Появление нового, коммуникативного, подхода к изучению текста как речевой единицы привело, как подчеркивает автор, к попыткам «разграничить понятия стиль и дискурс». Отметив различные подходы к данной проблеме (выделение как наиболее актуальных функционального и прагматического аспекта в изучении текстов массовой коммуникации Т.Г. Бегловой; указание на необходимость преподавания стилистики как стилистики речи, исходной позицией чего является анализ особенностей речевого поведения субъекта речи, автора текста В.И. Коньковым; определение стиля как языковой суперпарадигмы, а дискурса как речевой Е.С. Кара-Мурзой), автор высказывает мнение, что стиль и дискурс – это употребление языка, то есть однопорядковые лингвистические единицы, заявляющие различные подходы к изучению функционирования языка: системный и коммуникативный. Останавливаясь на особенностях рассмотрения текста в функциональной стилистике, автор статьи показывает, что здесь особую значимость приобретает выявление и описание общестилевых закономерностей и их реализация в конкретных текстах. Так, при рассмотрении публицистического стиля в диахронии, можно выделить константы и переменные данного стиля. «Константы – стилеобразующие черты, характерные для публицистического стиля в любую эпоху, то, что отличает его от других стилевых разновидностей употребления языка». Среди них автор вслед за другими учеными-стилистами выделяет чередование экспрессии и стандарта, социальную оценочность, особый тип авторства, авторскую позицию, идеологему, шкалу ценностей. Подразумевая под «переменными» стиля «черты публицистического стиля, ставшие ведущими в определенную конкретную эпоху жизни социума», Н.И. Клушина относит к ним иронию, интертекстуальность, диалогичность, разговорность, языковую игру. Затем автор останавливается на характеристике публицистических текстов с позиций коммуникативной стилистики, подчеркивая, что «здесь его особенности будут определяться через основной структурный блок адресант/ адресат». Автором предложена следующая схема дискурсивного анализа: «адресант - интенция - текст - адресат - декодирование -воздействие». Следуя этой схеме, можно увидеть, что порождение текста диктуется авторской интенцией (коммуникативным намерением). Именно интенциональные черты текста становятся текстообразующими категориями. Н.И. Клушина полагает, что основная интенция автора-публициста – убедить читателя не просто в правомерности, но в правильности выдвинутой автором идеи (идеологемы). В связи с этим, подчеркивает автор данной статьи, основными текстообразующими категориями публицистического произведения становятся идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность. По мнению автора, все названные категории направлены на реализацию глобальной авторской стратегии убеждения в публицистическом тексте и шире – в публицистическом дискурсе как совокупности публицистических текстов, погруженных в идеологическую коммуникативную ситуацию. Следовательно, полагает автор, дискурсивными, т.е. надтекстовыми, характеристиками публицистики можно считать идеологему, оценочность, идеологическую интерпретацию события. Автор выдвигает тезис: «В коммуникативной стилистике … более правомерно деление текстов не на жанры (как в функциональной стилистике), а на типы текстов». Это положение получает вескую аргументацию. Жанр образно называют «горизонтом ожидания читателя», т.е текст подгоняется публицистом под определенные сложившиеся рамки жанра. В коммуникативной лингвистике, подчеркивается в статье, на первый план выдвигается «я» говорящего, и свой замысел автор реализует в коммуникативном пространстве речи, выходя за тесные границы жанра. В современной публицистической коммуникации возрастает роль личности адресанта. Именно интенция, то есть коммуникативный замысел, управляет процессом порождения сообщения, организуя его внешнюю форму. Это дает Н.И. Клушиной основания говорить не о жанрах, а о типах текстов, объединенных определенной интенцией. Такой представляется автору складывающаяся в коммуникативной лингвистике новая система стилистических координат, точкой отсчета которой является публицистический текст.
|