Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Подоляк Л.Г., Юрченко В.І. 4 страницаДата добавления: 2015-10-15; просмотров: 558
[...] Наша наука оказывается полностью обоснованной посредством наблюдения и априорного понимания (apriorische Einsicht), а не посредством ложных синтетических суждений. В таком случае остается в силе то, что утверждали философы до Рида и Канта, [а именно] что в конечном итоге в науке следует опираться только на то, что является очевидным. Ложные предрассудки выступают как особые объекты опыта и, как таковые, регистрируются, анализируются и комбинируются с другими фактами. Но к принципам знания они не имеют никакого отношения (1, стр. 18). [...] Несомненно, что пространственные и временные определения не имеют ни малейшего основания противопоставляться другим, например качественным, определениям, как априорные — апостериорным. Мы получаем их, как и эти [последние], из процесса конкретного опыта, с появления которого начинается наша психическая жизнь (1, стр. 28). Так же обстоит дело с понятием субстанции. Тот, кто полагает, что оно не содержится ни в каком чувственном созерцании (Wahrnehmungsanschauung), сильно заблуждается; напротив, оно дано в нем, как когда-то утверждал Аристотель, который весьма тонко постиг это понятие (1, стр. 30). [...] Аристотель ясно подчеркивал, что именно понятие субстанции, и даже индивидуальное представление о некоторой субстанции, оторванное от любой акциденции, может мыслиться непротиворечиво, в то время как понятие акциденции с логической необходимостью должно включать понятие субстанции, а индивидуальное представление акциденции даже представление индивидуальной субстанции (1, стр. 32). [...] Во всей области н а'ш его сознания не существует никаких априорных созерцаний, как и никаких априорных понятий (1, стр. 44). [...] Истина и добро не могут состоять ни в чем другом, как в возврате к выдвинутому Бэконом и Декартом, а также и вообще докантовской философией требованию основываться ни на чем другом, кроме непосредственно очевидного, и на этой основе допускать в виде гарантированной истины (gesicherte Wahrheit) только то, что стоит с ним в явно необходимой связи (1, стр. 50). Когда мы исследовали логический характер математики, мы обнаружили, что хотя она является чисто аналитической наукой, но не во всяком смысле чисто априорной. Ее понятия, говорили мы, заимствуют все свои элементы из созерцаний, и притом из созерцаний, которые нам дает восприятие. Мы говорили, что для того, чтобы можно было прийти к аподиктическому аналитическому суждению, этому должны предшествовать перцепции и апперцепции, которые не являются чисто ассерторическими суждениями. И то же самое относится к наивысшему аналитическому закону — всеобщему закону противоречия (Kontradiktionsgesetz). Таким образом, можно действительно сказать: самые общие законы достигаются только на путях, проложенных для нас единичным восприятием (Einzelwahrnenmungen). И если всякое восхождение от отдельных ассерторических суждений к общим законам называть «индукцией», то мы должны признать, что принципы всего знания (Wissen) могут быть достигнуты не иначе как через посредство индукции (1, стр. 80). [ИСТИНА И ОЧЕВИДНОСТЬ. СТАТЬИ И ПИСЬМА ПО ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ] [ПИСЬМО К АНТОНУ МАРТИ]« 17 марта 1905 г. [...] Когда я говорил об «имманентном объекте», то слово «имманентный» я добавлял, чтобы избежать недоразумения, потому что некоторые называют объектом то, что находится вне духа. Напротив, я говорю об объекте представления, который принадлежит ему даже в том случае, когда вне духа ему ничто не соответствует. Но это вовсе не мое мнение, что имманентный объект равен «представляемому объект у». [По этому мнению], представление дает [нам] не «представляемую вещь», а «вещь»; следовательно, например, представление лошади есть не «представляемая лошадь», а «лошадь» как (имманентный, ибо только такой и должен называться подлинным объектом) объект. Но этот объект не существует. Представляющий имеет некое [отношение] к объекту, хотя отсюда и не следует, что последний поэтому существует. Но, как принято издавна, это можно выразить так: универсалии, как таковые, существуют в духе, а не в действительности и т. д., что не будет означать, что названное «имманентным» является, таким образом, «мыслимой лошадью» или «мыслимой универсалией», или тому подобное. Ибо в общем мыслимая лошадь была бы обязательно в общем мыслимой мной hie et nunc2 лошадью, коррелятом в отношении меня как индивидуально мыслящего, как индивидуально имеющего это мыслимое в качестве мыслимого. Нельзя было бы сказать, что универсалии существуют в духе в качестве универсалий, когда полагали, что к объекту, бытующему в духе, принадлежит определение «мной мыслимое». т * [ОБ ОЧЕВИДНОСТИ. ФРАГМЕНТ] 12 июля 1915 г. 1. Все очевидные суждения очевидны или непосредственно, или опосредованно. Прежде всего следует подробнее охарактеризовать первые. 2. Частично это — суждения фактов (Tatsachen — Urteile), частично — истины разума или понимания. Познание того, что я мыслю, — пример первого класса, закон противоречия — пример второго. 3. К первому классу относятся все непосредственно очевидные утвердительные суждения. 4. И притом только те, которые являются внутренними восприятиями. Никто не соотносит себя с чем-то другим, кроме как с самим рассуждающим [субъектом]. 5. Если мы вспоминаем старое переживание, то мы довольно часто имеем полную уверенность и судим непосредственно, а не опосредованно. Однако [данное] суждение лишено очевидности. В качестве доказуемого мы могли бы это иметь точно так же, если бы то, в чем мы убеждены, не имело бы места. [...] 8. То, что непосредственно очевидное утвердительное познание свойственно нам только в заданных узких границах, вполне верно, как с другой стороны и то, что оно никогда не отсутствует внутри них. Мы не можем являться психически деятельными, не воспринимая внутренне сами себя психически деятельными. И это очевидно. Конечно восприятие не всегда одинаково отчетливо. Но это зависит от того, являемся ли мы в нашем психическом отношении к первичному объекту мыслящими отчетливо или неотчетливо. Внутреннее восприятие точно показывает нам эту меру о т ч е т л и в о с т и, и, по-видимому, это не есть различие в отношении степени очевидности (2, стр. 148-149). [ПИСЬМО К ГУССЕРЛЮ] Флоренция, 9 января 1905 г. [...] Если я правильно понял, то Вы различаете двойную логику. Одна — это искусство, другая — теоретическая дисциплина. Последняя должна также охватывать всю чистую математику: геометрия предстает сама лишь в качестве того, что применимо единственно к пространству. Что является ее предметом? По-видимому, мыслимые вещи и их комбинации. Она должна быть частью философии. Она не должна иметь в основании психологического познания. И это кажется Вам исключительно важным пунктом, потому что иначе действенность логики была бы ограничена сущностью нашей организации. Речь идет не об очевидности для нас, а об очевидности истины в себе самой. Больцано прославляется Вами в этом месте в качестве учителя и вождя. Я же не могу отрицать, что у меня это пробуждает немалое сомнение. И я могу, пожалуй, не бояться его высказать. [...] Кажется, однако, очевидным, что все или большинство вопросов, которые Вы обсуждаете в своей так называемой теоретической логике, по существу находят свое соответствующее место и в других классификациях наук. Вы имели, я думаю, право подчинить проблемы чистой математики царству логики. Хотя и не установлено, как мне думается, равным образом, не является ли эта логика скорее искусством, [чем теоретической дисциплиной]. [..] Но сколь бы мало я ни придерживался мнения, что искусство логики вместе с искусством измерения черпают свои истины из единственной теоретической дисциплины, я не намерен теперь утверждать, как раньше, что среди теоретических дисциплин в ближайшем отношении к ней [логике] находится психология. Разве всеобщий закон противоречия отличается от предложения: кто одно^и то же (эксплицитно или имплицитно) признает и отрицает, другими словами, кто противоречит самому себе, тот мыслит абсурдно? И даже те факты, которые давали повод ко всякого рода поискам методов пояснения, а именно неотчетливость некоторых апперцепции и наша неспособность понять определенные вещи собственными понятиями, являются, если только они есть нечто, психологическими. Конечно, Вы опасаетесь, что при таком понимании окажется, что математические и логические истины обусловлены в своей значимости нашей организацией. Вы полагаете, что в таком случае существовали бы различные законы мышления для нас а других возможных мыслящих существ. То, что очевидно для нас, может быть для другого вовсе не очевидным; и более того, противоположное может быть для него очевидным. Несомненно, Вы правы, когда энергично возражаете против такого учения, которое ведет к разрушению понятия познания и истины. Но Вы не правы, когда полагаете, что тот, кто помещает психологию в такое отношение к логике, лишен всякой возможности защиты от подобного заблуждения. Кто действительно судит очевидно, действительно познает, тот непременно обладает истиной; кто действительно познает непосредственно очевидно, тот непременно обладает истиной непосредственно. И этому не препятствует то, что он начинал в качестве рассуждающего, что он причинно обусловлен и в особенности, что он зависим от организации нашего мозга. Рассуждающему очевидно истина обеспечена не посредством рефлексии о таких предварительных условиях, а в самой себе. Кто полагает, что это является противоречивым, тот заблуждается. Он пытается распутать противоречие аналитически, но благодаря этому он, наоборот, вынужден признать, что виновен в подмене понятий. Ибо нечто совсем другое утверждает тот, кто говорит, что [субъект], рассуждающий очевидно, причинно обусловлен и побужден, и тот, кто говорит, что он, если бы [его] организация была другой, вследствие этого с такой же очевидностью познавал бы противоположное. Таким образом, нет никакого противоречия [в том, чтобы] что-то понимать непосредственно и все же достигать понимания через причину и при очень сложных условиях причины и условиях, о которых понимающий может не иметь ни малейшего представления. Достаточно, что он имеет понимание, чтобы знать, что никто другой не может иметь противоположное. Даже божественное всемогущество они не могут дать никому, так как такое предположение было бы противоречащим понятию очевидности и абсурдным. Но для этого отнюдь не надо допускать очевидность в себе, истины в себе, суждения в себе и т. д. и т. д. Напротив, имеются только отдельные рассуждающие [субъекты] и отдельные очевидности отдельных рассуждающих [субъектов], как и вообще не существует и не может существовать ничего такого, что не детерминировано индивидуально (2, стр. 153—157).
|