Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Подоляк Л.Г., Юрченко В.І. 17 страницаДата добавления: 2015-10-15; просмотров: 559
1 Саундерсон, Найклс (1682—1739) — английский математик и физик, потерявший зрение на первом году жизни. — 52. 2 На этом рукопись Лессинга обрывается. — 54. ГЕРДЕР 1 Галлер, Альбрехт (1708—1777) — немецкий поэт. Цитируются его поэмы «О происхождении, зла» и «О вечности». — 55. * Примечания, кроме специально оговоренных случаев, составлены И. С. Нарским. ** Примечания к Кнутцену составлены Е. Г, Вайсберг. ФОРСТЕР 1 Имеется в виду стихотворение английского поэта Мэтью Прайора (1664—1721) «Альма, или развитие души». — 69. 2 Сатана является одним из персонажей поэмы Джона Мильтона (1608—1674) «Потерянный рай». — 70. 3 Мильтон, Джон. «Потерянный рай», 2, 891. — 70. * Шталь, Георг (1660—1734) — немецкий врач и химик, автор анимистической и флогистонной теорий. — 71. 6 Имеется в виду философ-просветитель Христиан Вольф (1679-1754). — 71. 8 Блюменбах, Фридрих (1752—1840) — немецкий врач и натуралист, занимавшийся вопросами антропологии. — 71. 7 Корнаро, Лодовико (Согпаго) (1467—1566) — итальянский мыслитель. Настаивал на соблюдении строгой диеты. — 73. 8 Милан Кротонский (VI в. до н. э.) — греческий атлет. Славился необыкновенной физической силой. — 73. ЭЙНЗИДЕЛЬ 1 Асклепиад (124—96 до н. э.) — греческий врач, основавший в Риме враждебную воззрениям Гиппократа школу. — 76. 2 Имеются в виду слова Калигулы «Если бы у них была только одна шея» (лат.). Они приводятся в его биографии, принадлежащей Светонию, и выражают желание расправиться со всеми противниками одним ударом сразу. — 80. ФРЕЛИХ 1 Имеется в виду американская секта, не признававшая частной собственности. — 86. КАНТ 1 Дэрхем, Райт (Wright Durham) — автор трактата «Оригинальная теория и новая гипотеза о Вселенной» (1750) . — 95. 2 Мопертюи, Пьер-Луи Моро де (Pierre-Louis Moreau de Mau-pertius) (1698—1759) — французский математик, одним из первых измерил длину меридианной дуги северного полушария Земли. — 96. 'Это не совсем так с точки зрения самого же Канта. Определение квадрата в геометрии, например, как равностороннего прямоугольника является аналитическим, а не синтетическим суждением. —105. 4 Баумгартен, Александр (1714—1762) — немецкий философ и теоретик эстетики, автор самого термина «эстетика» как учения о категориях искусства. Сложился как мыслитель под влиянием идей Г.-В. Лейбница и X. Вольфа. — 110. 5 Это обобщение чрезмерно приблизительно. Именно Д. Беркли отождествлял реальность внешнего мира и истину его познания с ощущениями. —155. ШЕЛЛИНГ 1 Как ни стараешься избавиться от природы, всегда она на-стаивает на своем (лат.). — 251. 1 Шеллинг имеет в виду центр совмещения противоположных сил и две точки, в которых господствует либо положительная, либо отрицательная сила (полюсы магнита). — 255. 3 Бруно как участник данного диалога выражает взгляды Шеллинга. — 281. ГЕГЕЛЬ 1 Эта трактовка формулы «есть и не есть» не вступает в конфликт с формальнологическим законом противоречия. Ср. прим. 8 к стр. 322. — 294. 2 Верх законности [превращается] в крайнее беззаконие (лат.). — 294. 3 Это определение конкретного использует Маркс в «Экономических рукописях 1857—1859 годов» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 37). — 296. 4 В. И. Ленин по поводу аналогичной мысли Гегеля в его «Лекциях по истории философии» писал: «Очень глубокое верное сравнение!! Каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще» .(В. Я. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 221). В связи с тем что выше Гегель порицает движение вперед, совершающееся через рядоположение конечных моментов по принципу «дурной бесконечности», следует иметь в виду, что он отличает от такого движения восходящее движение идеи через отрицание отрицаний, что образует «истинную бесконечность», в которой понятие рефлектирует в себе, так что получается замыкание в кольцо. Но возникает противоречие: с одной стороны, мировой дух бесконечен в отличие от любого из своих конечных порождений, а с другой — он тяготеет к самоограничению в конечности своей замкнутой системы. — 304. 6 Критика Гегелем формальнологического закона тождества бьет мимо цели, ибо этот закон предупреждает против подмены предмета рассуждения в ходе последнего и отнюдь не ориентирует на употребление тривиальных тавтологий. — 311. 6 Отсюда видно, что под диалектическим «различием» Гегель имеет в виду диалектическое несоответствие, несогласованность, относительный разлад. — 314. 7 У Гегеля здесь игра слов: «zu Grunde gehen» буквально означает «гибнуть». — 319. 8 В данном случае Гегель трактует формулу «есть и не есть» так, что она нарушает формальнологический закон противоречия. Ср. прим. 1 к стр. 294. — 322. 9 Теннеман, Вильгельм Готлиб (1761—1819) — автор «Истории философии» в 11 частях, издававшейся в период с 1798 по 1819 г. в Лейпциге. — 380. ш Я, маленький человечек (лат.). — 380. ШТРАУС 1 Под «экзегезой» здесь имеется в виду одна из областей теологии,· занимающаяся толкованием оригинального библейского текста (древнееврейского, арамейского, древнегреческого). — 403. 2 Имеется в виду древнеизраильское колено (племя) Гад. В различных местах библейских книг даются расходящиеся ука- зания на место его поселения. Вероятно, оно жило к северо-востоку от Мертвого моря.— 406. 3 Доказательство, вытекающее из умолчания (лат.). — 406. ГЕСС 1 Я мыслю, следовательно, существую (лат.). — 420. 2 Я мыслю (лат.). — 420. 3 По преимуществу (франц.). — 420. 4 «Золотой середины» (франц.). — 421,
|