Студопедия — Мазурова Н.А. 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мазурова Н.А. 8 страница






/ ситуация — экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра развернется, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду;

// ситуация — экспериментатор организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

Обработка данных. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей

Эльконин Д.Б. Психологические игры. — М., 1978. — С. 222-224.

НО

         
Отноше- Логика дейст- Нарушение пос- Нарушение логи- Нарушение логи-
ние к пра- вий легко нару- ледовательнос- ки действий оп- ки действий и
вилам шается без ти действий не ротестовывается правил отверга-
  протестов со принимается ссылкой на то, ется не просто
  стороны детей фактически, но «что так не бы- ссылкой на ре-
  Правила отсут- не опротесто- вает» Вычленя- альную действи-
  ствуют вывается, не- ется правило по- тельность, но и
    приятие ничем ведения, которо- указанием на ра-
    не мотивирует- му дети под чиня- циональность
    ся Правило ют свои дейст- правил Правила
    явно еще не вия Оно еще не ясно вычленены
    вычленяется, полностью опре- В борьбе между
    но оно уже мо- деляет поведе- правилом и воз-
    жет победить в ние, но может никшим непос-
    случае кон- победить возни- редственным
    фликта непос- кшее непосред- желанием по-
    редственное ственное жела- беждает первое
    желание ние Нарушение  
      правил лучше  
      замечается со  
      стороны  

Деятельность и общение. Игра

распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (см. табл. 33) по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Подготовка исследования. Разработать сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки-мышки». Проведение исследования.

Первая серия. С детьми проводят эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора-«Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них — машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или за­держивается, тот проигрывает.

Третья серия. Проводится индивидуально. Экспериментатор играет с ребенком в «прятки». Ребенок прячется, а взрослый его ищет. Перед началом игры ребенку говорят: «Сиди тихо. Если выглянешь или будешь разговаривать, я тебя сразу найду и поймаю».

Четвертая серия. Проводится индивидуально. Игра в «кошки-мышки». Ребенок-мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор-кошка говорит: «Сиди тихо. Я — голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем».

Таким образом, во второй серии появляется роль, а в четвертой еще и сюжет.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу (табл. 34).

Рассматриваются особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в Игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.

1 Эльконин Д.Б. Психологические игры. — М., 1978. — С. 248-256.

Деятельность и общение. Игра

Таблица 34

ПОДЧИНЕНИЕ ПРАВИЛУ В ИГРАХ

БЕЗ СЮЖЕТА И С СЮЖЕТОМ

(количество детей, %)

Подготовка исследования. Подготовить игру «Отгадки».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку предлагают поиграть в «отгадки». Он вместе с воспитателем задумывает, какое действие должен выполнить отгадчик (его роль выполняет экспериментатор). Договариваются не говорить отгадку, что надо делать, пусть он сам догадается. Экспериментатор входит в комнату, где находятся воспитатель и ребенок, и пытается отгадать задуманное действие. Он задает наводящие вопросы, делает вид, что никак не может догадаться, называет также заведомо ложные действия. Если ребенок отвечает отрицательно, он спрашивает: «Что же тогда я должен сделать?» — и называет действие, близкое к задуманному. Через некоторое время воспитатель уходит, а экспериментатор продолжает «угадывать». Если ребенок не подсказывает, он называет задуманное действие.

Обработка данных. Анализируют поведение ребенка в ситуации, когда он находится в двойственном положении: зная действие, он не должен подсказывать экспериментатору, несмотря

1 Эльконин Д.В. Психологические игры. - М., 1978. - С. 257-270. 112

                 
Возраст Игра
детей «Эстафета» «Машинисты» «Прятки» «Кошки-мышки».
  Не подчи­нились Подчи­нились Не подчи­нились Подчи­нились Не подчи­нились Подчи­нились Не подчи­нились Подчи­нились
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет                

Деятельность и общение. Игра

на провоцирующие вопросы и ложные действия, потому что он так договорился с воспитателем, т.е. таково правило игры.

Детей распределяют по уровням подчинения правилу игры. / уровень — смысл игры для ребенка заключается в общении с экспериментатором, поэтому он подсказывает верный ответ; // уровень — смысл игры заключается в том, чтобы не нарушить правило и не подсказать. Причем происходит борьба между соблюдением правила и импульсивным желанием. Ребенок прямо не подсказывает, но делает это косвенно; /// уровень — в борьбе между правилом и желанием подсказать побеждает первое. Условие игры соблюдается даже тогда, когда воспитатель отсутствует.

Данные по каждому уровню заносят в таблицу по возрастам. 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Анализируют возрастные изменения в подчинении игровому правилу.

Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме: /. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

//. Содержание игры

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

Деятельность и общение. Игра

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются ифы с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

///. Сюжет игры

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и

Деятельность и общение. Игра

преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

VII. Достижение результата игры

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

VIII. Особенности конфликтов в игре

1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (рас­пределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

IX. Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

X. Роль взрослого в руководстве игрой

Деятельность и общение. Игра

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослому участие в игре. Полученные результаты соотносят с таблицей 35 и определяют

уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

Таблица 35 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компо­ненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
         
Замысел игры, по­становка игровых целей и задач Дети обычно начинают иг­рать, не заду­мываясь. Вы­бор игры опре­деляется по­павшей на гла­за игрушкой, подражанием другим детям. Цель возника­ет в процессе игры (пригото­вить кукле обед, поехать на ма­шине). Дети на­чинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в -играх с иг­рушками. В кон­це 3-го года жизни дети на­чинают гото­вить условия для игр, обоз­начать замы­сел игры. Иг­ровые замыс­лы начинают адресовывать­ся группе детей Дети самосто­ятельно ставят игровые зада­чи для тех, с кем хотят играть, но не всегда мо­гут понять друг друга, поэтому взрослый час­то помогает словесно обоз­начить игровую задачу. Воплощение за­мысла в игре происходит пу­тем решения не­скольких игровых задач. Усложня­ется способ их решения. Как правило, дети сами договари­ваются перед началом игры. Замыслы игр более устойчи­вые, но не ста­тичные, а разви­вающиеся. Дети совместно об­суждают замы­сел игры, учиты­вают точку зре­ния партнера, достигают обще­го решения. По­является дли­тельная пер­спектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрово­го творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. пла­новость, согла­сованность игры сочетается с им­провизацией

Деятельность и общение. Игра

         
Содер-жаниеигр Основное со­держание ИфЫ — действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научив­шись действо­вать с предме­тами, дети пе­реходят к ото­бражению про­стейших взаи­моотношений между персо­нажами Сюжетно-ото-бразительная ифа переходит в сюжетно-ро-левую. В ифе дети отражают не только на­значение пред­метов, но и вза­имоотношения взрослых Содержанием становится отра­жение разнооб­разных взаимо-отношений взрослых. Значе­ние действий с орудиями, пред­метами отодви­гается на второй план В ифе дети со­здают модели разнообразных взаимоотноше­ний между людь- МИ
Сюжет ИфЫ Сюжеты по пре­имуществу бы­товые. Они не­многочислен­ны, однообраз­ны, неустойчи­вы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в Ифе 2-3 хоро­шо знакомых события, иног­да включают в игру эпизоды из сказок Бытовые сюже­ты преоблада­ют, но они уже менее статич­ны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо зна­комых сказок Сюжеты развер­нуты и разнооб­разны. Появля­ются обществен­ные сюжеты. В ифе дети комби­нируют эпизоды из сказок и ре­альной жизни Совершенству­ется умение со­вместно строить и творчески раз­вивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление уз­нать как можно больше о том, во что они ифают. Эпизоды из ска­зок, обществен­ные сюжеты за­нимают значи­тельное место в их играх. Дети смелее и разно­образнее комби­нируют в играх знания, почер­пнутые из на­блюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых

Деятельность и общение. Игра

         
Выполне- В конце 3-го Ребенок берет Закрепляются Ролевое взаимо-
ние роли года жизни не- на себя роль, новые формы действие содер-
и взаи- которые дети но пока еще общения через жательно, разно-
модейст- начинают обоз- редко называ- роли, обозначен- образны исполь-
вие детей начать роль ет себя соот- ные словом, ро- зуемые детьми
в игре словом. С пе- ветственно левое взаимо- средства выра-
  реходом к этой роли, Дети действие, роле- зительности.
  обобщенным с интересом вой диалог, ко- Речь занимает
  игровым дей- воспроизводят торый становит- все большее
  ствиям появля- ролевые дейст- ся более дли- место в реали-
  ется основание вия, эмоцио- тельным и со- зации роли. Она
  для содержа- нально переда- держательным. не только обоз-
  тельного роле- ют ролевое по- Дети передают начается словом,
  вого общения. ведение. Снача- характерные осо- но через речь
  Дети часто раз- ла игра сопро- бенности персо- раскрывается
  говаривают с вождается от- нажа игры с по- сущность роле-
  игрушками как дельными роле- мощью средств вых отношений. У
  с партнерами выми реплика- выразительнос- детей насчиты-
  по игре. Посте- ми, постепенно ти (движения, вается 7-10 ро-
  пенно роль развивается мимика, жесты, лей в играх, из
  партнеров пе- ролевой диа- интонация). Они них 2-3 любимые
  реносится на лог, в том чис- вступают в роле-  
  сверстников, ле и с вообра- вое взаимодей-  
  которые пони- жаемым со- ствие на дли-  
  мают смысл беседником. тельное время.  
  воображаемых Дети тяготеют к Большинство де-  
  действий, зна- совместным тей предпочита-  
  чение предме- играм со свер- ют играть вмес-  
  тов-заместите- стниками. Они те, т.к. им легко  
  лей. Дети пере- активно вклю- удается взаимо-  
  ходят к играм чаются в игры действие в игре  
  вдвоем, а за- других детей. (самостоятель-  
  тем к группо- Сначала их объ- ное распределе-  
  вым играм единения носят ние ролей, реа-  
    кратковремен- лизация замыс-  
    ный характер, ла и т.д.)  
    затем они ста-    
    новятся более    
    длительными    
Игровые К концу 3-го Дети использу- Дети самостоя- Игровое дейст-
действия, года жизни дети ют разные тельно выбира- вие часто заме-
игровые принимают от предметные ют предметы- няется словом.
предметы взрослого и способы вос- заместители. Дети осущес-
  выполняют дей- произведения Совершенству- твляют игровое
  ствия с пред- действитель- ются способы действие с пред-

Деятельность и общение. Игра

        5 I
------------— метами-замес- ности. хорошо ■ - ■ ------------.—-^ Действия с пред- метами-замес-
  тителями, со- владеют дей- метами. Хорошо тителями, приро-
  общают другим ствиями с сю- освоены пред- дным материа-
  предполагае- жетно— образ- метно-игровые лом, игрушками,
  мое содержа- ными игрушка- действия; сво- собственными
  ние своих дей- ми, начинают бодно играют с самоделками.
  ствий с ними. свободно при- игрушками, Широко исполь-
  Они восприни- менять в игре предметами-за- зуют в игре под-
  мают вообра- предметы-за- местителями, собный матери-
  жаемую ситуа- местители, воображаемыми ал. По ходу игры
  цию, играют с адаптируются к предметами, лег- они подбирают
  воображаемы- воображаемым ко дают Им сло- или заменяют
  ми предмета- предметным весные обозна- необходимые
  ми, переходят к ситуациям, пе- чения предметы
  активной заме- реходят на    
  не хорошо ос- обозначение и    
  военных дейст- замену пред-    
  вий словом метов и дейст-    
  («Куклы уже по- вий словом. Во    
  ели»). Им ста- второй полови-    
  новится до- не 4-го года    
  ступна услов- жизни дети при-    
  ность игры думывают раз-    
  «Это понарош- нообразные    
  ку»). Дети пе- замещения, из-    
  реходят к обоб- меняют перво-    
  щенным дей- начальное иг-    
  ствиям. В со- ровое назначе-    
  вместных играх ние предмета.    
  они сначала Они избира-    
  выполняют оди- ельно отно-    
  наковые дейст- ятся к предме-    
  ия, затем фун- там-замести-    
  ции играющих елям, часто    
  > азделяются редлагают    
  один причесы- вой вариант    
  ает другого), к верстникам.   I
  -мугодупояв- ети заменяют    
  яются первые едостающие    
  одлинно кол- ематические    
  ективныеигры игрушки други-    
    ми предметами ______________    

Деятельность и общение. Игра

         
Правила Детей привле- Правила регу- Правила регули- Дети осознают,
игры кает само дей- лируют после- руют ролевые что соблюдение
  ствие. Правила довательность взаимоотноше- правил является
  игры не выпол- действий ния. Дети выпол- условием реали-
  няют функцию   няют правила в зации роли
  ее регулятора   соответствии со  
      взятой на себя  
      ролью. Следят за  
      выполнением  
      правил игры дру-  
      гими детьми  

Заданий & Изучение взаиаиоотвошений между рвлеввй игр*'

Подготовка исследования. Подобрать предметы (кубик, коробочка, мячик, автомобиль, собачка, кукла, карандаш, бумага), обладающие разной степенью функциональной определенности.

Проведение исследования. Экспермент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия. «Переименование без действия с предметом.» Перед ребенком на столике стоят предметы, и он по предложению экспериментатора дает им другие названия, переименовывает их. Чтобы быть уверенным в том, что предмет действительно воспринимается и именно этот предмет переименовывается, ребенок держит его в руках и смотрит на него во время переименования. В качестве новых предлагаются названия самых различных предметов, например, карандаш назвать ножом или ложкой, коробку — домом, мячик — яблоком и т.д. Экспериментатор дает в руки ребенку предмет и спрашивает: «Что это?» После ответа говорит: «Скажи, это...» После того как испытуемый называет предмет в первый раз другим названием, его просят повторить новое название несколько раз, затем ребенку предлагают другой предмет, игра продолжается.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1613. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия