Студопедия — Классическая и неклассические концепции истины. Способы обоснования научных знаний (верификация, фальсификация, опыт, практика)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классическая и неклассические концепции истины. Способы обоснования научных знаний (верификация, фальсификация, опыт, практика)






В гносеологии понятие истины употребляется для ха­рактеристики не каких-либо вещей, предметов объективного мира, а знаний об этих предметах. Основные вопросы гносеологии включают проблемы соответствия м/у мыслью и ее предметом, выявление характера этого соответствия и обоснования результатов этого анализа.

Концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее и начинается теоретическое исследование истины.

Классическая концепция истины философски неоднородна. Она получила различные философские интерпретации - как материалистические, так и идеалистические (различаются пониманием сущности познавательного процесса, природы действительности). Их объединяло убеждение, что действительность может быть показана, воспроизведена в системе знаний.

В западной философии эту концепцию именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской концепцией истины. Истоки этой концепции - в античной философии, Платон ("Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет") и Аристотель.

Центральное понятие этой концепции - соответствие мыслей действительности. Когда говорят о том, что мысль соответствует действительности, имеют в виду, что то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятиями "воспроизведение", "адекватность".

Другое важное понятие - понятие действительности, или реальности. Это понятие обращено не только к понятиям объективного мира, оно обращено к объектам любой природы, в том числе и к мысленным объектам.

Обычно в классической концепции в качестве истинных принимаются только такие предложения, которые являются дескриптивными предложениями, то есть имеют характер описаний. Другие предложения считаются лишенными истинного значения.

Эта концепция столкнулась с рядом проблем, поскольку человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром "самим по себе", а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается. Во-вторых, данная теория предполагает, что существует простое отношение м/у языком и миром, что утверждения является копиями мира. В действительности же язык не похож на эту копию.

Марксистская теория истины была разработана на основе классической концепции. Объективная истина трактуется как знание, соответствующее объективному миру. Это - человеческие представления, которые не зависят от субъекта, не зависят ни от человека, ни от человечества (слова Ленина). Объективная истина проявляется в субъективной форме. Но она характеризует человеческие знания не с точки зрения этой субъективной формы, а с точки зрения их объективного содержания. Объективная истина - содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, т.е. воспроизводит его.

Диамат утверждает, что человек в своей познавательной деятельности способен установить связь логических конструкций не просто с миром ощущений, а с лежащим вне его объективным миром. Рассмотрим в этой связи вопрос обоснования истины через опыт и практику.

Начиная с Ф.Бэкона, ученые обращались к опыту как к судье, который должен решить вопрос об истинности знаний. Но опыт рассматривался созерцательно, т.е. как элемент чувственного познания. Когда стало ясно, что чувственное знание не гарантирует истинности, что оно может включать в себя искажения, философы обратились к мышлению. Но все те философские теории исходили из того, что проблему критерия истины могли решить в рамках системы знаний. Марксистская философия утверждает, что это сделать невозможно. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс подчеркнул, что вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, не может быть решен в рамках самого мышления. Для того, чтобы решить проблему критерия истины, необходимо выйти за пределы знания и сопоставить его с оригиналом. Форма такого выхода и сравнения знаний с объектом - практика - материальная общественно-историческая деятельность людей. Практика в понимании Маркса - не эмпирическое познание, а объективный процесс материально-предметной деятельности людей.

Роль практики как критерия истины проявляется в том, что она: 1) выступает как материальная деятельность, формирующая объективный предмет познания и 2) выступает как деятельность, формирующая субъект познания.

Для диамата реальный предмет знания - это не объективный мир "сам по себе", а объективный мир, заданный через практику. О качестве вещей, предметов реального мира, о том, что они собой представляют, можно судить лишь по тем свойствам, в которых эти качества проявляются. Но свойства данного предмета можно выявить через его взаимодействие с другими предметами. Эта система взаимодействий организована посредством материальной деятельности человека. Эти свойства составляют сформированный практикой предмет наших утверждений о внешнем мире, предмет объективной истины.

Предметы материального мира перестают быть предметами, существующими "сами по себе". Они продолжают оставаться объективными, но эта объективность соотносится с определенным уровнем практики. Эта объективность относительна в том смысле, что посредством практики определенного периода оказывается возможным выявить определенный набор свойств природы и сформировать исторически определенный предмет научного знания.

Практика "ответственна" не только за предмет, но и за субъект познания. Активно воздействуя на объективный мир своей материальной деятельностью, человек не только видоизменяет этот мир, но вместе с тем подчиняет свою деятельность законам объективного мира. В силу этого человеческая практика не может рассматриваться как чисто субъективная человеческая деятельность. Она заключает в себе объективное содержание, выявляет и выражает свойства объективного мира.

Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной. Ее эффективность проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом и осуществляет этот план. Напротив, если представления человечества не соответствуют законам объективного мира и если практическая деятельность построена в соответствии с этими представлениями, то законы объективного мира сделают практику неэффективной - она не сможет осуществить идеальный план. Таким образом, практика выполняет роль критерия истины как деятельность, реализующая проверяемые знания.

Подводя итог Марксисткой концепции, можно сказать: Знания, имеющие форму высказываний, теорий, являются истинными, если они соответствуют объективному миру, но не объективному миру самому по себе, как его представляли материалисты до Маркса, а тем его свойствам, которые выявлены практикой данной исторической эпохи.

Когерентная концепция истины. Вопрос об истине сводится к проблеме когерентности, то есть самосогласованности, непротиворечивости знаний. Во многом автор этой концепции - Кант. Природа познаваемого объекта - гипотетическая природа. Картина мира в нашей голове об этом объекте имеет внутрисогласованный характер. Способности человека, которые помогают нам это сделать - пространство и время. Сами же вещи могут существовать и в иных категориях.

В современных теориях когерентность рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний. Когерентность касается вопроса об отношении одних знаний к другим, он она не касается вопроса когерентности с реальностью или с фактами действительности. В такой трактовке невозможно понять, каким образом непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру. Видимо, условие непротиворечивости не является достаточным условием истинности, поскольку не всякая непротиворечивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру. Тем более, что противоречивость какой-либо теории не означает автоматически ее ложности. Она может быть показателем временных трудностей, переживаемых истинной теорией.

Прагматическая концепция истины. Прагматизм исходит из того, что истина утверждения состоит в его согласии с конечным критерием. Этот конечный критерий - полезность данного утверждения для действия. Сторонники исходят из того, что наши убеждения зависят от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на действия, дают им направление, указывают на средства, ведущие к достижению намеченной цели. Если это влияние делает действие эффективным, обеспечивает достижение намеченной цели, то наши убеждения являются истинными.

Согласно этой концепции, реальность внешнего мира недоступна для человека. Единственное, что он может установить, - это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практичность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истиной.

Продолжение прагматизма - операционализм (Если понятия нельзя выразить через совокупность реальных измерительных операций, то они должен вычеркиваться из концептуального аппарата науки, как лишенные смысла и ненаучные. Критика: большинство научных понятий получает свой смысл только в контексте целостных теоретических систем и не могут сводиться к изолированным измерительным операциям).

Конвенциональная концепция истины. В основе научных теорий лежат соглашения м/у учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты - критериями, не вязанными непосредственно с их истинностью. Возникновению конвенционализма способствовало появление неевклидовых геометрий. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной. Основатель Пуанкаре снял этот вопрос, полагая, что аксиомы геометрии являются не более чем удобными конвенциями и было бы столь же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны.

Позитивная концепция истины. Каждое теоретическое утверждение соответствует факту в эмпирическом базисе. Истинно знание, которое верифицируется путем приведения к эмпирическому базису. Согласно принципу верификации, каждое высказывание в науке подлежит опытной проверке на истинность. Имеют научный смысл только те высказывания, которые допускают сведение и к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивидуума - к атомарным высказываниям.

Неопозитивизм: истина - совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Те высказывания, которые непосредственно не связаны с опытом, были названы молекулярными высказываниями. Подобно тому, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть составлены из атомарных высказываний (тех, которые могут быть напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающим их опытом). При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до атомарных.

Однако, в ходе исследований вскоре выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести к эмпирическому данному, к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявилось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий обобщающий характер. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Было заявлено, что требование необходимости осуществления эмпирической проверки касается только частных высказываний. В большинстве же случаев эмпирическая проверяемость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верификация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.

Основоположник критического рационализма Карл Поппер исходил из предпосылки о том, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению Поппера, нужен иной принцип - не принцип верификации, и принцип фальсификации, то есть не подтверждения на истинность, а опровержения неистинности. Фальсификация - это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного.

Все научные теории опровержимы. У каждой теории существует множество фактов-опровергателей. Поэтому у каждой теории должны быть строгие рамки опровержимости (то есть область, где эта теория применима). Научное знание с этой точки зрения - то знание, которое может быть очерчено границами.

Принцип фальсификации - это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3152. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия