Студопедия — И о днях церковного поминовения усопших
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И о днях церковного поминовения усопших






(третьем, девятом и сороковом со дня кончины)

Некогда шел по пустыне св. Макарий с учеником и сопровождали его два ангела, один с правой

стороны, другой — с левой. На пути встретился им поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий,

чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.

Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет; но

мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ

грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа».

Удивленный этим, старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой

ли жизни их вы чувствуете или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших

Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность».

Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!

Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела

лежат на ней

311 и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных. Как от земного царя посланные воины схватить кого-либо, придя, берут его и против воли, а он поражается страхом и трепещет самого присутствия влекущих его в путь без милосердия, так, когда и ангелы посылаются взять душу праведника или грешника, она поражается страхом и трепещет присутствия грозных и неумолимых ангелов. Тогда она видит, что суетно, недействительно, вовсе бесполезно для нее и богатство, и присутствие родственников и друзей; чувствует слезы и стоны окружающих, но, не испы­тав такого зова, она никогда не может ни слова проговорить, ни дать голоса; страшится и дальности пути, и перемены жизни; поражается и немилосердием владык, которых видит пред собою; беспокоится и о жизни своей в теле, плачет и о разлучении с ним, по обыкновенному к нему пристрастию. Она не может иметь и того одного и единственного утешения, которое подает собственная совесть, если не сознает в себе добрых дел. Такая душа и прежде определения Судии непрестанно осуждается совестию».

Авва Макарий предлагает еще вопрос; говорит он: «Прошу вас, изъясните и это: когда отцами предано совершать в Церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и сороковой день, то какая из


того происходит польза душе преставившегося?»

Ангел отвечал: «Бог не попустил быть в Церкви Своей ничему неблагопотребному и бесполезному, но

небесным

312

и земным Своим таинствам попустил Бог быть в Церкви Своей и повелел совершать оные. Ибо когда в

третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение

в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви

Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней

позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить на земле, где хочет. Поэтому душа,

любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором

положено тело; и таким образом проводит два дня, ища, как птица, гнезда себе. А добродетельная душа идет

в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес в третий день

из мертвых — Бог всех, — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе

христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение

совершать в третий день приношение и молитву за душу.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и

красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога.

Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна

в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: „Увы мне! Как я

суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности,

не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости и славы. Увы мне,

бедной! Еще и ныне окружают меня заботы и неблаговременное попече-

313

ние, владевшие мною в том мире. Что мне в виноградниках и оливах, которые я насадила? Какую выгоду

принесет мне поле, мною приобретенное? Что мне пользы от собранного там золота? Какую пользу имеет

для меня здесь тамошнее богатство? Какую мне прибыль доставила вся сладость жизни и мира того? Увы

мне! Всуе я трудилась! Увы мне! Безрассудно я провела жизнь! Увы мне! Возлюбила я кратковременную

славу и приобрела вечную нищету! Увы мне! Что я претерпела! Горе мне! Как я помрачена, я не знала. Горе

мне! Никто не сможет ныне помочь мне, чтобы и я, несчастная, могла получить славу Господа". По

рассмотрении же в продолжение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на

поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношение за

усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся

там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых находясь, души

грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать

дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она

возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения.

Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение.

С душами же, не приявшими Святого Крещения, не так бывает. По разлучении этих непросвещенных душ

от тела неумолимые ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: „Сюда иди, нечестивая душа; познай, кто твой

Владыка и Господь всех. Ты Его не восхотела познать, живя беспечно

в мире, познай же ныне, осужденная на вечную муку". И, восхитив ее до первого неба, поставляют и

показывают издалека славу ангелов и всех небесных сил, говоря: „Всех сих Господь есть Иисус

Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к

подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его,

которым ты в жизни как богам поклонялась"».

Ангелы, сказав это (и обняв Макария, раба Божия), невидимы стали.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия