Студопедия — Социальная зрелость как субъективное переживание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная зрелость как субъективное переживание






 

Концепции и положения, характеризующие различные подходы к личности, отличаются разнообразием и специфичностью, представление о которой можно получить, даже просто перечисляя основополагающие для этих концепций личностные характеристики, используемые для обозначения представлений об идеале зрелой, «здоровой» личности. Так «идеальная личность» для К.Роджерса - это «полноценно-функционирующая» [273], для Г.Олпорта - «зрелая» [219], для Э.Фромма - «продуктивная» [349], для А. Маслоу - «самоактуализирующаяся» [289], для К. Юнга «индивидуализированная» [391], для В.Франкла - «самотрансцендентная» [345], для Ф.Перлза - «здесь и теперь личность» [282] и т.д.

Преодоление детерминизма в человеческом существовании, стремление к целостному интегрирующему восприятию человека являются характерными чертами индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1870-1937], ставшего предвестником гуманистического направления в психологии [7]. Значимые темы, поднятые А. Адлером, сфокусированы на способности людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь; совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

А.Адлер считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, то есть свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Люди ставят перед собой цели, которые соответствуют тому, какое значение они придают своей жизни. По мнению А.Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они находят свое место в жизни.

Краеугольным камнем в системе взглядов А.Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Он подчеркивал социальные детерминанты личности. А.Адлер понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него» [7, с.21].

Все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, А.Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции».

А.Адлер предложил понятие «стилей жизни». В системе его взглядов социально-полезный тип стиля жизни является воплощением зрелости. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Он осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Предпосылки социального интереса являются врожденными. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Суть состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Согласно А.Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума [294].

Карл Густав Юнг (1875-1961) главной целью человеческой жизни видел развитие, обретение самости, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно К.Юнгу, конечная цель - это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация [51].

В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным, высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей. Выделенные Юнгом два типа личностной ориентации, или жизненных установок - экстраверсия и интроверсия, являются скорее характеристиками стиля, чем уровня развития личности. Обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминирующей [391].

Определяющим моментом развития личности Эрик Эриксон (1902-1994) выделяет идентичность как субъективное чувство личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность неко­торой картины мира, разделяемой с другими людьми. Он рас­сматривает идентичность в двух основных аспектах:

1. Эго-идентичность, которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: органического и личностного. Органический понимается как непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия. Личностный компонент есть организованный в самотождественное и целостное «Я» жизненный опыт, дающий чувство своей неповторимости [388].

2. Социальная идентичность, которая подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривается как включенность индивида в различные общности, субъективное ощущение некоторой коллективной целостности, из которой индивид черпает свой статус. Психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества [389].

Идеал, к которому нужно стремиться в саморазвитии, согласно Эриху Фромму (1900-1980), - позитивная свобода. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Э.Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не с социальными нормами и запретами [349].

К экзистенциальным потребностям человека, которые человек должен быть способным удовлетворить, Фромм относит потребность в установлении связей, в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни), потребность в корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира), потребность в идентичности (индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям), потребность в системе взглядов и преданности.

Э.Фромм большое место в своей концепции уделяет рассмотрению взаимоотношения «индивидуум - социум», указывая на противоречие, которое каждый человек должен решить для себя: между стремлением быть включенным в общность и быть автономным индивидуумом. Он выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы или формы установления отношений с другими представляют собой взаимодействие социальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Типы характеров разделены их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые - рецептивные, эксплуатирующие, накапливающие, рыночные) и продуктивные (здоровые) типы.

Продуктивный тип социального характера представляет собой конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле. Продуктивный труд обеспечивает возможность производства необходимых для жизни предметов благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

Продуктивная ориентация в гуманистической теории Э.Фромма - это идеальное состояние человека. Э.Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре.

Социокультурная теория личности Карен Хорни (1885-1952). В своих работах К.Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. К.Хорни выделила три основные стратегии межличностного поведения, объединившие 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. Стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. У здоровой в поведении проявляются все три [354].

Взгляд на человека, как на свободного от влияния наследственных факторов, либо влияний окружающей среды (особенно раннего влияния) глубже и полнее всего представлен в работах экзистенциалистов Жана-Поля Сартра (1905-1980), Карла Ясперса (1883-1969) и др. [18]. Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам», - считает первым принципом экзистенциализма Ж.-П.Сартр [286, с.483]. Индивидуальность человека, входя в пространство социума и культуры, реализует себя в разнообразных формах сознания, мышления и деятельности и познает саму себя, создавая тем самым возможности настоящей и будущей жизни и деятельности человека. Другими словами, каждый человек должен определить себя, обрести свою, присущую только его индивидуальности, форму и осознать ее как свое «я».

Цель жизни человека - стать полностью человеком, то есть исполнить все возможности самости. С одной стороны, это бесконечный и безнадежный проект, поскольку выбор одной возможности всегда означает отказ от других. С другой стороны, каждый как свободный человек ответственен за реализацию стольких возможностей бытия-в-мире, сколько возможно. Понятие становления является одним из наиболее важных из экзистенциальных понятий, связанных с развитием. Существование не статично; оно всегда процесс становления чего-то нового, самотрансцендирования.

Одним из пяти ключевых теоретических понятий, на которых основан терапевтический подход Фрица Перлза (1893-1970), является понятие зрелости и ответственности наряду с отношением фигуры и фона, осознанием и сосредоточенностью на настоящем, противоположностью, функцией защиты [282, с.140]. В гештальттеории состояние оптимального здоровья называется личностной зрелостью. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Речь идет, таким образом, об эмоциональной зрелости. Если индивидуум не достиг зрелости, то он скорее склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности.

Зрелость личности заключается в умении пойти на риск – опереться в сложной ситуации, требующей выбора и принятия решения, на самого себя, а не на поддержку со стороны окружающих.

Виктор Франкл (1905-1997) разработал логотерапевтическую систему понимания человека [345]. Он исходит из трех основополагающих предпосылок: свободы воли, воли (стремления) к смыслу, осмысленности жизни. В.Франкл выдвигает тезис о том, что свобода человека, учитывая конечность его существования, есть небезграничная свобода, ибо человек слишком зависим от разнообразных условий физического, психологического или социального порядка. Но в чем человек сохраняет свободу, так это в возможности найти собственное отношение к этим условиям и к самому себе. «Человек свободен подняться над плоскостью соматических и психологических детерминант своего поведения... Специфические для человека взаимосвязанные явления - сознание и самосознание - останутся непонятными, пока мы не станем толковать человека как существо способное отделяться от самого себя» [345, с.150].

По мнению В.Франкла, важной задачей человека является необходимость осознать глубинный смысл его существования. Смысл - это нечто, что существует вне нас. Смыслу присущи одновременно и объективность («мы его не изобретаем, а лишь раскрываем в данном конкретном случае») и субъективность («нас интересует не смысл вообще, а лишь смысл жизни данной личности»). Поиск смысла есть отделение человека от самого себя и переход в так называемое ноологическое (духовное) измерение. В этом процессе участвует в первую очередь воля, выражающаяся в возможности встать над повседневной бездумной жизнью, переосмыслить ее заново и найти в ней тот смысл, который дает силы и позволит творчески продвигаться вперед, и «культура мировоз­зренческой рефлексии, позволяющая прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем». В.Франкл подчеркивал, что счастье, самоактуализация и самовыражение являются «побочными продуктами» самотрансценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе.

Как отмечает В.Франкл, «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме - как в смысле средней нормы, так и в смысле идеальной. Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается - и отказом от идеальности. Однако значимость этой индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует» [345, с.198].

Диспозиционная теория Гордона Олпорта (1897-1967) во многом посвящена зрелости человека. Созревание - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивированно осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства [217].

Личностный рост Г.Олпорт рассматривал как активный процесс становления, в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни.

Зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1)имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя со стороны, они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами;

2)способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности (глубокая любовь к семье и близким друзьям) и сочувствию. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям в ценностях и установках между ним самим и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми;

3)демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, то есть способность терпимо относиться к разочаровывающим и раздражающим явлениям и собственным недостаткам;

4) имеет реалистическое восприятие, опыт и притязания (видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть). Он может отодвигать временно на задний план свои личные желания до тех пор, пока не завершено важное дело;

5)демонстрирует способность к самопознанию («самообъективность») и чувство юмора. У зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Юмор препятствует напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству;

6) обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Человек имеет глубоко укоренившийся набор ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни.

Альберт Бандура (1925-1988) разрабатывал социально-когнитивную теорию личности, в основе которой лежит концепция взаимного детерминизма личности и окружения во всех видах человеческой деятельности [33]. С точки зрения его теории, человеческое поведение детерминировано, но детерминировано отчасти самим индивидом, а не только лишь средовыми факторами. Одним из основных проявлений субъектной детерминации является способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуациях принуждения – сопротивляться ему. Именно благодаря способности воздействия на самих себя люди являются в какой-то мере архитекторами собственной судьбы.

Для объяснения личностного функционирования и изменения А.Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности (self-efficacy). Концепция самоэффективности относится к умению людей сознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Воспринимаемая самоэффективность – это убеждение в собственных способностях организовать и осуществить действия, требующиеся для того, чтобы произвести задуманные результаты. Если люди не убеждены, что своими действиями они могут произвести желаемые эффекты, у них мало решимости действовать. Наиболее важным фактором, влияющим на эффективность, является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, а также косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем. А.Бандура предлагал оценивать эффективность терапии по ее способности повышать осознанную самоэффективность клиента.

Джулиан Роттер (1916) назвал созданную им теорию теорией социального научения [181]. К зрелости личности он относит хорошую адаптацию как противоположность плохой адаптации. Для него сочетание высокой ценности потребности и низкой свободы деятельности - общая причина плохой адаптации. У людей с плохой адаптацией низка свобода деятельности, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для достижения их целей. Дж.Роттер вводит такую личностную переменную, как локус контроля. Зрелую личность характеризует интернальный локус контроля. В различных исследованиях экстернальные характеристики человека коррелируют с более высоким уровнем тревоги, депрессии, уровнем самоубийств, психических заболеваний. Экстерналы сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы, которые часто демонстрируют более высокий уровень самоуважения.

В когнитивной теории Джорджа Келли (1905-1967) к положительному полюсу развития личности относится готовность человека творить свою судьбу, становясь в рефлексивную позицию по отношению к своему опыту [346]. Он отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Для Дж.Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу.

Одним из исходных является предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, то есть выступать субъектом понимания реальности [140].

«Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, личностных конструктов или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его» [136, с. 8-9]. «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события» [136, с.55]. Дж.Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов. Его вывод об опыте утверждает: «конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений» [136, с. 72].

Опыт человека - это перестройка его жизни, основанная на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий. Это означает, что человек приобретает мало опыта или вообще не приобретает его, если после наблюдения реальной последовательности событий он все же интерпретирует события по-старому. То, что человек осмысляет реальный опыт, является его готовностью творить собственную судьбу. Таким образом, «правильно», «в идеале», человек должен иметь свои представления по поводу событий и должен быть способным к переинтерпретации событий после наблюдения изменений в них, обогащая тем самым свой жизненный опыт.

С точки зрения Дж.Келли, нормальное функционирование человека определяют четыре характеристики. Первая: здоровые люди хотят оценивать свои конструкты и проверять правильность своих ощущений по отношению к другим людям. Такие люди оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального опыта. Вторая: здоровые люди могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы стержневой роли, как только окажется, что они не действуют. Третья характеристика психического здоровья - это желание расширить диапазон, объем и охват конструктной системы. Здоровые люди остаются открытыми для новых возможностей личностного роста и развития. Четвертая характеристика психического здоровья - хорошо развитый репертуар ролей. Человек здоров, если он может эффективно выполнять разнообразные социальные роли и понимать других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.

Дж.Келли формулирует и обосновывает ряд выводо, следующих из его концепции: 1) люди отличаются друг от друга своей интерпретацией событий; 2) каждый человек специфически развивает свою собственную систему анализа, иерархически выстраивает систему конструктов так, чтобы до минимума свести несоответствия, несовместимость, неопределенность; 3) система личностных конструктов – это набор взглядов об изменяющемся мире, которые все время проверяются опытом; 4) содружество людей определяется адекватностью интерпретации событий – насколько точно один человек анализирует и интерпретирует процессы другого; 5) совместимость людей определяется схожестью используемых ими систем личностных конструктов.

Абрахам Маслоу (1908-1970) вершиной развития личности считал ее самоактуализацию [189]. Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он хочет стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Побуждение к реализации человеком своих потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. А.Маслоу объясняет это тем, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании, и не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет определенными нормами тенденцию к их актуализации [353].

А.Маслоу считает, что самоактуализированные люди направлены на себя, они стараются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена автономностью, самоподдержкой и свободой. И наоброт, люди, направленные на других, стремятся зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, что никто не может эффективно функционировать в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени.

Люди, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны, представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он выделил 15 основных характеристик самоактуализирующихся людей.

1. Восприятие себя и мира самоактуализирующимися людьми:

- более эффективное восприятие реальности (воспринимают мир более правильно, беспристрастно, их восприятие называется бытийным, они более толерантны к противоречиям и неопределенности);

- свежесть восприятия, как способность оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, ощущая при этом новизну, благоговение, удовольствие, экстаз;

- вершинные или мистические переживания (экстатические состояния, переживаемые в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия, слияния с природой).

2. Отношения самоактуализирующихся людей:

- приятие себя, других и природы (они могут переносить слабости других и не боятся их силы, сознают, что люди страдают, стареют и, в конце концов, умирают);

- центрированность на проблеме (они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей; проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией (долг, призвание, любимая работа));

- общественный интерес (даже когда они обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. У них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям или сестрам);

- глубокие межличностные отношения, обычно с похожими, самоактуализирующимися людьми;







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1190. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия