Студопедия — Виды самоопределения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды самоопределения






А.К. Маркова, обобщая подходы к исследованию самоопределения, рассматривает его виды в зависимости от сферы жизни. Она выделяет в структуре каждого вида самоопределения «качества и способности, которые человек в себе оценивает» и «нормы, критерии, относительно которых человек самоопределяется» [185].

Жизненное самоопределение (я как человек)- это определение себя от­носительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. О жизненном самоопределении как о стратегии жизни пишет К.А.Абульханова-Славская [3]. Близким к этому виду самоопределения является «жизненный выбор личности» в понимании Л.С. Кравченко [151].

Личностное самоопределение (я как личность) - это определение себя от­носительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая дей­ственная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются спо­собность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя определяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, (например, построение новых смыслов, смыслотворчество), то он, соответственно, и себя оценивает под этим углом зрения. М.Р.Гинзбург, занимаясь осмыслением понятия личностного самоопределения, выделяет его структуру, механизмы, типологию [73].

Близкое к личностному - индивидуальное самоопределение (я как осознанная индивидуальность, сфера развития индивидуальности)- определение себя и степени свой автономности, уникальности, типичности.

Социальное самоопределение (я как человек определенного социального круга, расширение сферы социальной деятельности, взаимодействия с другими людьми) - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет соци­альное самоопределение, решая для себя, что это будет про­фессия в сфере умственного труда.

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и при­нятых данным человеком) критериев профессионализма. Проблемы профессионального самоопределения - самые представленные в психологических исследованиях (См.,например, - В.А.Байметов [32], Е.М.Борисова [48] И.С.Кон [144], Л.М.Митина [194], Л.Г.Перетятько [230], Н.С.Пряжников [256], М.А.Реньш [270] Т.В.Рогачева [272], Н.В.Самоукина [285], Ю.В.Тюшев [335], Н.А.Цветкова [355], П.А.Шавир [364] и др.

Семейное самоопределение (я как член семьи) - это определение себя относительно семьи, норм семейной жизни. При этом происходит оценка своей способности строить семью, вписаться в контекст семьи.

«Самоопределение, - отмечает А.К.Маркова [185, с.58], - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами явля­ются разные виды самоопределения - личностное, социальное профессиональное и др. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выпол­нение человеком своего предназначения».

Кроме перечисленных А.К.Марковой, можно назвать религиозное, политическое, национальное, духовное и пр. самоопределение. Выделение сфер самоопределения обусловлено тем, что каждая из них предполагает ряд позиций, объединяющих ценности, смыслы, нормы и пр., и вхождение человека в новую для него сферу (либо осознание ее существования), принуждает человека занять определенную позицию (либо построить новую).

А.В.Петровским, В.А.Бакеевым, И.А.Оботуровой и др. введено понятие коллективистического самоопределения как характеристики желательного итога вхождения человека в любую конкретную общность [236]. Личность избирательно относится к воздействиям конкретной общности, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредующих факторов - собственных оценок, убеждений и идеалов. Этот феномен - коллективистическое самоопределение - выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества» [305, с.222].

Самоопределение личности в группе отличают как альтернативу от конформизма и нонконформизма. О.И.Зотова и И.К.Кряжева [124] рассматривают самоопределение в рамках адаптации личности в коллективе. «Адаптация личности в коллективе как ее самоопределение на основе наиболее существенных особенностей индивидуальности обеспечивает прочность врастания человека в данный коллектив» [124, с. 225]. Самоопределение личности в группе, адекватность самооценки являются важными условиями эмоционального здоровья личности, ее целенаправленного развития.

Коллектив, группу в данном случае можно понимать в широком смысле слова - как любую общность, в которую человек чувствует себя включенным, с которой он идентифицирован. Словами И.А.Ильина о национальном самоопределении можно сказать, что «обретение общности есть поистине акт жизненного самоопределения; что человек лишенный ее, будет действительно обречен на духовное сиротство; что иметь родную нацию (общность) есть поистине счастье» [130, с.200].

Самоопределение в каждой рассматриваемой сфере, общности, зависит от определенности человека в ценностных ориентирах поведения разного уровня. Ценности, ценностные ориентации в социальной психологии - «основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней», а также способ дифференциации объектов индивидом по их значимости» [260, с. 441-442]. Таким образом, выделение ценностных ориентиров поведения разного уровня позволяет рассмотреть другие аспекты самоопределения.

Наиболее полно система ориентиров поведения (ценностных ориентаций в широком смысле слова) представлена Н.Ф.Наумовой [209]. При ее построении были использованы следующие измерения:

1) направленность деятельности человека на внешний мир или на себя, на свою личность (то есть социальное или индивидуальное пространство самоопределения);

2) экзистенциальный или нормативный характер ориентира, то есть несвободное (как продиктованное естественными потребностями и наличными средствами) или свободное (продиктованное представлениями о должном) целеполагание.

Н.Ф. Наумова выделяет следующие ориентиры поведения: замысел жизни, идея должного, ценность, цель, норма, самонаправленное поведение.

1. Замысел, план жизни. Этот наиболее обобщающий ориентир поведения выражается в существовании у человека в той или иной форме и степени некоторого замысла, плана жизни (С.Л.Рубинштейн [278]), жизненной цели (А.Н.Леонтьев [169]), проекта-цели (Г.С.Батищев [209])), проекта (М.К.Мамардашвили [184]), общего девиза своего бытия (О.Г.Дробницкий [102]). Наличие этого механизма связано со способностью человека к целостному «перенесению себя в будущее», представление себя в будущем, самопроектирование. Это жизненное самоопределение в наиболее чистом виде. Функция замысла жизни - формирование, сохранение, воспроизведение личности как индивидуальности человека.

В возникновении и осознании замысла жизни Н.Ф.Наумова выделяет три взаимодействующих между собой механизма:

-эмоциональный, как устойчивое доминирование определенных мотивов;

-результат постоянной внутренней работы (в основном работы по осознанию ведущих мотивов и смысловых единиц жизни);

-выбор самого себя, т.е. выбор не между конкретными целями, а своего способа жизни, выбор между добром и злом в собственном существовании. Этот свободный, то есть определяемый прежде всего индивидуально-внутренними обстоятельствами, выбор осуществляется в результате сознательных (но не обязательно рациональных) актов воли.

2. Человек определяет для себя должное. Ярким выражением этого ориентира является нравственность, которая представляет собой волевое саморегулирование поведения, где человек сам дает себе закон поведения, но выводит этот закон не из собственной природы (потребностей, интересов, стремлений), а из своего представления о должном. Смысл этого самоопределения раскрывается О.Г. Дробницким: следование долгу в этом случае оказывается самоцелью, то есть не может быть средством для чего-то другого [108]. Смысл стремления к должному - не в достижении некоторого результата, а в самом этом стремлении, безотносительно к последствиям, которые могут оказаться нежелательными. Функция следования долгу - сознательное формирование собственной личности.

3. Самоопределениев ценностях - это ориентациясреди действительных или идеальных объектов внешнего, природного и социального, мира. Человек, самоопределяясь, соотносит их с его потребностями, интересами, стремлениями и придает им ценность,значимость. Затем ценности приобретают самостоятельное от потребностей и социальных стандартов существование. В развернутом, полностью сформированном, устоявшемся виде ценности становятся самоценными, функционально незаменимыми, представляют собой объекты, которые важны сами по себе, а не потому, что удовлетворяют какую-либо потребность. Это так называемые конечные «целевые» ценности (здоровье, самовыражение, материальное благополучие), наряду с которыми выступают «инструментальные». Среди исследователей ценностного самоопределения можно отметить таких психологов как В.А. Кондрашов [147], Н.И.Непомнящая [112], А. Рейнстейн [268], Л.И.Рувинский [281], В.Д.Сайко [284], Н.Л.Стлантьева [296], Б.Шледер [374].

Круг ценностей человека достаточно постоянен, однако иерархии ценностей меняются в зависимости от ситуации, от появления новых ценностей. Появление новых ценностей, невозможность реализовать все ценности, заставляют человека постоянно делать выбор между ними, то есть выстраивать и согласовывать их. Ценности действуют, живут только в момент выбора и оценивания - только здесь их можно наблюдать как элемент, ориентир поведения. Их функция - создание упорядоченной и осмысленной, имеющей для человека значение, картины мира.

4. Социальные и культурные нормы ориентируют человека во внешнем, природном и социальном, мире. Нормы - это существующее в данном обществе и принятое данным индивидом правило (стандарт, образец) действия, определяющее интервал допустимых действий, в рамках которых индивид может искать альтернативы путей (средств) для достижения своих целей в ситуации. Обосновываются нормы ориентирами более высоких уровней и не знают градаций. Норма либо выполняется, либо нет, в то время как следование ценностям может быть различным по интенсивности.

Нормы отличаются от должного тем, что вознаграждение и наказание за правильность исполнения социальных норм идёт извне (социальные санкции), а в случае нравственных норм - изнутри (совесть) (М.И.Бобнева [40]). Глубоко усвоенные, неспецифицированные нормы, сформулированные человеком не в категориях «можно» - «нельзя», а в категориях «хорошо» - «дурно», могут стать ценностью и долгом. В свою очередь, ценности, потерявшие связь с потребностями и стремлениями, ставшие внешней рамкой поведения, как и долг, продиктованный и контролируемый внешними санкциями - превращаются в нормы. Функция норм - оптимизация поведения (в смысле его успешности и социальной приемлемости) с помощью стереотипов поведения, стереотипных решений; экономия интеллектуальных, психологических и т.д. ресурсов индивида.

5. Цель ориентирует человека в мире инструментальных объектов, в мире средств. Функция целевого поведения - непосредственная и инструментальная реализация стремлений, сформированных другими ориентирами. Цель - это идеально положенный в виде цели результат действия. Целевое поведение - это не поведение, «направленное к цели», а поведение, «направленное целью» (от цели к результату)» (О.К.Тихомиров [329, с.15]). Цель выражает некоторый желаемый уровень удовлетворения потребности, ценности и т.д., т.е. некоторый актуальный уровень притязаний.

6. С амонаправленное поведение человека ориентировано на самого себя как личность. Это ориентир, связанный с проектом жизни, сходный с ним, но менее обобщенный, более конкретный психологически и лишенный его нормативного характера. Функция этого поведения - сохранение, здоровье личности. Направленность поведения на собственную личность заключается в стремлении быть (не быть) или стать (не стать) кем-то (чем-то), приобрести или сохранить какие-то неотъемлемые качества или внутренние состояния. Она выражается в стремлении к самопознанию, высокой самооценке, самоактуализации, внутренней гармонии. Эти элементы ориентира могут быть выстроены в иерархию, противоречить друг другу, выпадать, выступать как самостоятельные цели. Самонаправленное поведение может быть подчинено другим ориентирам или может быть центральным (помещение самоактуализации или внутренней гармонии на вершину иерархии ценностей, выполнение долга или достижения других целей, как средств самоутверждения и т.д.) [209].

Выделенные ценностные ориентиры позволяют характеризовать полноту самоопределения человека в любой сфере - профессиональной, семейной, в жизни вообще. Человек как профессионал, как личность и пр. должен быть определен в замысле жизни, нормах, должном, ценностях, в путях саморазвития. Только тогда он сможет ставить перед собой и достигать цели (профессиональные, семейные, жизненные), не разрушая своей целостности.

Если рассматривать самоопределение как основание зрелости личности, то личностно зрелый человек является человеком, определившимся в этих ориентирах: замысле жизни, ценностях, направлениях саморазвития, должном, нормах в индивидуальном и социальном планах, по отношению к себе и к обществу. В реальном поведении это самоопределение будет проявляться в тех целях, которые человек перед собой ставит, иерархически соотнося все ориентиры, и средствах, которые использует для их достижения, то есть в проявлениях его субъектной способности. «Быть носителем цели, то есть ставить и осуществлять некую цель - это значит быть субъектом» [327, с.192].

М.Р. Гинзбург рассматривает самоопределение с точки зрения полноты его компонентов, и соответственно разной степени успешности [73], считая всякое самоопределение личностным, так как именно личность и самоопределяется во всех прочих сферах жизни. Он выделил четыре составляющих жизненного поля личности, каждая из которых состоит из компонентов, характеризующихся двумя полюсами успешности самоопределения - позитивным и негативным:

-ценностно-смысловое ядро (ценностно-насыщенная жизнь, жизнь переживается как осмысленная),

-самореализация (широта областей самореализации, творческий характер),

-смысловое будущее (ценностно-насыщенное, эмоционально-привлекающее, активное),

-временное будущее (долговременное, планируемое, организованное) [75].

Различные сочетания полюсов этих компонентов дают 16 возможных типов личностного самоопределения.

Гармоничный тип личностного самоопределения характеризуется насыщенным ценностно-смысловым ядром (осознание и широкий круг собственных потребностей, интересов, ценностей), наличием пространства самореализации, активным творческим характером самореализации, позитивным, привлекающим смыслом будущего (ценность взрослости, перспектив), наличием планирования в достижении будущего.

Типы самоопределения, в некотором смысле противоположные гармоничному, - бездуховный и пассивный. Бездуховный тип характеризуется успешной реализацией и планированием при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативным будущим. Характер психологической реальности - практичность, приземленность, эмоциональная уплощенность.

Пассивный тип - это наличие ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивное планируемое будущее, однако ценности - не реализованы. Характер психологической реальности - проекция полноценного будущего при нереализованности в настоящем, переживание невоплощенности, невостребованности.

М.Р.Гинзбург, относя самоопределение подростков к закономерному этапу онтогенеза, разрабатывает «общий принцип коррекции при нарушении процесса личностного самоопределения в зависимости от того, в каких структурных компонентах отмечаются эти нарушения» [74, с.26].

Полнота самоопределения может быть рассмотрена с точки зрения наличия в нем двух процессов - объективации и субъективации. «Если рассматривать самоопределение с позиции методологии индиви­дуального сознания, - пишет Д.А.Иванов [125, с.71] - то его можно представить в виде совокупности двух процессов - объективации и субъективации. Причем, реализация лишь одного из них исключает возможность осуществить полноценное самоопределение».

Объективация означает осознание себя носителем определенных форм коллективного сознания, определение своего образа «я», определение своего места в Природе, Космосе через культурные образцы (идеи, понятия, охватывающие ту или иную сферу бытия).

Субъективация означает осуществление обратного акта - выражение себя в идеях, понятиях, в мате­риализованных формах искусства (поэзия, живопись и т.д.), в формах, предельно индивидуализированных. «Таким образом, с одной стороны, следование канону, осуществление личностного роста внутри данного канона, осознание себя как индивидуальности, но принадлежащей к определенному сообществу, группе, владеющей определенным типом культурного содержания, а с другой - преодоление его, отказ от него, его трансформация на уровне своей индивидуальности» [125, с.72]. Домини­рование одного или другого процесса может лежать в основе типологии самоопределения.

И.С.Кон, А.М.Эткинд, Б.С.Братусь, В.Ф.Сафин, В.К.Зарецкий оценивают способы самоопределения с точки зрения социальной желательности, как самоопределение, характеризующее социально зрелого и социально незрелого человека.

В.Ф.Сафин выделяет способы самоопределения личности - реальный и иллюзорный, которые работают на развитие, либо тормозят его, иногда ведут к социальной деградации [288].

Реальный способ состоит в выборе таких сфер деятельности, посредством которых осуществляется продуктивная самореализация личности, имеющая в своей основе социально одобряемые ценности.

Иллюзорным способом самоопределения И.С.Кон [144], Б.С.Братусь [50], В.Ф.Сафин называют выбор личностью таких сфер деятельности, в которых происходит подмена результатов реально осуществляемых действий субъективными переживаниями, которые испытывает человек, - алкоголь, суицид, правонарушения. З.А. Шабарова на основании эмпирических исследований говорит о существенных изменениях психологического времени у лиц с иллюзорным способом самоопределения [363].

Другие два способа самоопределения выделяет В.Т. Кондрашенко: «деятеля, строителя, с установками приносить пользу людям» или «иждивенца, потребителя [81]; Н.И.Рейнвальд добавляет к этой классификации позицию «разрушителя» [267].

В.К. Зарецкий способы самоопределения различает по уровню «пространства самоопределения» [116]. В зависимости от способа самоопределения личности в проблемной ситуации поиск основания для решения может разворачиваться как:

-ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство);

-как социальное действие (социальное пространство);

-как рефлексия и придание ей статуса «дела», вписываемого в некую культурную традицию (культурное пространство);

-либо как рефлексия бытия и соответственно движение в вечных вопросах и ценностях (экзистенциальное пространство).

За тем или иным способом самоопределения стоит тип коммуникации с другим человеком, включенным в данную ситуацию. На уровне ситуативного самоопределения другой человек выступает как «инструмент», при помощи которого удовлетворяется требования ситуации; на уровне социального - как средство достижения цели; на уровне культурного - как партнер по диалогу; на уровне экзистенциального самоопределения - как носитель духовной сущности, частички вечного бытия, творимого деяниями этих «частичек».

Уровни пространства самоопределения фактически соответствуют уровням смысловой сферы личности, выделенным Б.С.Братусем как направлениям приобщения к родовой человеческой сущности [50]. Человек определяет свое поведение:

-прагматическими, ситуационными смыслами,

-эгоцентрическими смыслами (исходный момент - личная выгода, удобство; все остальные люди рассматриваются как помогающие либо препятствующие),

-группоцентрическими (группа - здесь близкое окружение человека; другой воспринимается как «свой» или «чужой»),

-коллективистическими, общественными, общечеловеческими смыслами (устремленность человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим, «чужим», обществу, человечеству в целом).

И.Н.Нурлыгаяновым самоопределение личности рассматривается как осознанное соотнесение сущностных сил – интенций (потребностно-мотивационная сфера), потенций (характерологические и психофизиологические особенности), поссиденций (возможности, склонности и способности) – с диспозициями (социальные требования) и основанным на этом собственным выбором стратегии жизнедеятельности [214]. Он предлагает понимать механизмы самоопределения через уровневое строение и раскрывает их в плоскостях: «Я – Предметный мир», «Я – Другие», «Я – Я». В эмпирическом исследовании И.Н.Нурлыгаяновым выделено 4 типа самоопределения личности – интенциональный, диспозициональный, поссиденциальный и потенциональный.

Представители интенционального типа отличаются выраженной гедонистической направленностью как на нормативном, так и на поведенческом уровне; высокими показателями конформности на нормативном уровне; меньшим проявлением ценности достижений на уровне индивидуальных приоритетов; низким уровнем власти на уровне индивидуальных приоритетов; меньшей выраженностью показателей «цели», «процесс», «локус контроля – жизнь» и «осмысленность жизни».

Для представителей диспозиционального типа самоопределения характерна направленность на универсальные ценности (уровень индивидуальных приоритетов) и более низкий, чем у представителей потенционального типа, уровень показателей «процесс», «результат», «локус контроля – жизнь».

Поссиденциальный тип самоопределения отличает: низкий уровень доброты на уровне индивидуальных приоритетов; большая ориентация на ценность власти на нормативном и поведенческом уровне; высокий уровень показателей «цели», «процесс» и «результат» (которые непосредственно соотносятся с настоящим («процесс»), прошлым («результат») и будущим («цель»); низкий уровень показателей «локус контроля – Я» и «локус контроля – жизнь».

Для представителей потенционального типа характерны следующие отличительные особенности: низкий уровень конформности на нормативном уровне; низкие значения гедонистической направленности; наиболее высокий уровнень показателей смысложизненных ориентаций» [214 ].

Три уровня социальной идентичности, выделенные Л.Гозманом и А.Эткиндом в структуре социальной идентичности также можно рассмотреть как возможные способы самоопределения человека в зависимости от широты группы:

-общечеловеческий,

-групповой,

-индивидуальный[78].

Авторы отмечают, что наиболее продуктивная идентичность предполагает сознание себя субъектом общности хоть в какой-то степени (т. е. вносит ли человек вклад в ее создание и развитие) и добровольна ли его принадлежность к ней. Эта идентичность и может быть рассмотрена как социальное самоопределение.

Общечеловеческий уровень социальной идентичности предполагает осознание индивидом себя представителем биологического вида человечества, видение и понимание глобальных проблем человечества. Групповой уровень - осознание своей принадлежности к общностям среднего уровня. Они делятся на естественные группы (пол, возраст, раса) и социокультурные, не имеющие натуральной основы. Индивидуальный уровень предполагает осознание индивидом собственной неповторимости.

Л. Гозман и А. Эткинд подчеркивают, что только через идентификацию с человечеством индивид приходит к подлинному осознанию всей индивидуальности и, наоборот, приобщение к общечеловеческим ценностям возможно лишь через полное выражение своей самобытности. Замыкание человека на групповом уровне (расовой, национальной, классовой, профессиональной, половой, возрастной и т. д.), а тем более на естественном компоненте идентичности, ведет к остановке его развития, ограничивает возможности проявления его индивидуальности.

Наиболее выгодна для человека множественная идентичность. В этом случае че­ловек ощущает свою включенность в значительное число групп среднего уровня, в том числе национальных и культурных. Такая идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой и, не отказываясь от прош­лого, вносить вклад в общность, с которой связано его будущее. Осознание же им уникальности своих связей с каждой из общ­ностей составляет его индивидуальность. Расширение идентифи­каций человека является способом развития его уникальной че­ловеческой сущности [78].

В психологических исследованиях самоопределения существует два подхода. В первом подходе, самоопределение рассматривается как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий в основном как личностное новообразование. Представителями этого подхода являются Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург, И.С.Кон, В.Ф.Сафин, И.В.Дубровина.

В другом подходе самоопределение разрабатывается как искусственно организуемый процесс. Этот подход представлен в работах Г.П. Щедровицкого [383], О.С.Анисимова [20], С.В.Емельянова [106], Д.А.Иванова [127]Л.М.Карнозовой [132], С.Б.Крайчинской [152], Г.А.Цукерман [358], Т.Е.Резника [266], Н.В.Самоукиной [285], А.А.Тюкова [332].

И.С. Кон представляет социологический подход к пониманию самоопределения [144]. У него самоопределение выступает как результат процесса идентификации в отношении выбора профессии, жены, образа жизни; как результат поисков себя. Задача социального и личностного самоопределения стоит перед людьми в юношеском возрасте. К важнейшим аспектам социального самоопределения – относится вопрос о смысле жизни, выбор профессии. И.С.Кон рассматривая этапы профессионального самоопределения, называет детскую игру как первый этап, на котором ребенок примеривает на себя разные роли и элементы, связанного с ними поведения. В самоопределении, как ответственном и самоограничивающем выборе, И.С.Кон отмечает его вторую сторону – самоограничение, то есть отказ от многих других видов деятельности, как результат свободы выбора.

О самоопределении, как о самоограничении говорят также Б.Ф.Поршнев [251], А.Г.Асмолов [29].

В.Т.Кондрашенко формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение также считает характерной чертой подросткового и юношеского возраста [81]. Задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфантильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека, подчеркивает В.Ф.Сафин [288].

А.К.Маркова отмечает, что жизненное самоопределение начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя новые линии, личностное, индивидуальное, профессиональное самоопределение начинается с дошкольного возраста, а в возрасте подросткового и старшего школьного возраста проявляется особенно ярко и может продолжаться до конца жизни [185]. К подростковому возрасту А.К.Маркова относит и социальное самоопределение. Семейное самоопределение датирует юношеским возрастом.

Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, Л.И.Божович указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации [44, с.380]. Она рассматривает самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. М.Р.Гинзбург также считает, что «в старшем подростковом возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения» [73, с.25]. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, т.е. задает социальное самоопределение.

В.Ф. Сафин жизненное самоопределение считает «относительно самостоятельным этапом социализации, сущность которого заключается в формировании ответственности, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих целей, планов, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к индивиду со стороны окружающих и общества» [288, с. 73]. К факторам, которые специфически и непосредственно влияют на процесс самоопределения, он относит в первую очередь те, которые изменяют статус, роль и позицию школьников в их жизнедеятельности (прием в общественные организации, получение паспорта, избирательного права и т.п.)[289].

Формирование жизненного самоопределения В.Ф.Сафин связывает с формированием его компонентов:

а) ролевое самоопределение личности (идентификации) в группе;

б) социальное самоопределение;

в) профессиональное самоопределение;

г) самоопределение в семейно-бытовой сфере.

Каждый компонент имеет свою структуру «хочу-могу-есть-требуют». Вместе они выступают в виде ответственности. Ответственность - системообразующий признак самоопределения личности. Каждый компонент взаимообусловлен другими и имеет эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты. Когнитивным аспектом самоопределения, одним из его механизмов выступает самосознание личности [228, с.74].

Подход к самоопределению как искусственно организуемому процессу включает:

-рассмотрение его как задачи образования (Д.А.Иванов [125], Г.М.Цукерман [358]),

-как «шага» развития (Г.П.Щедровицкий [383], О.С.Анисимов [20]),

-рассмотрение механизмов самоопределения, психических процессов и способностей его обеспечивающих (Л.М.Карнозова [132], С.Б.Крайчинская [152], Г.А.Цукерман [359]),

-ситуации, условий, способствующих самоопределению (Л.И.Анцыферова [24]),

-трудностей, возникающих на пути самоопределения (В.К.Зарецкий [116], И.С.Кон [146]).

Самоопределение как искусственно организуемый процесс рассматривается методологически-ориентированными психологами. Под самоопределением понимается «нахождение места «для себя» в пространстве деятельности», его осуществление рассматривают как «шаг» развития - Г.П.Щедровицкий [383], С.Б.Крайчинская [152], О.С.Анисимов [20], Д.А.Иванов [125].

Связывая процесс самоопределения с личностными изменениями (ростом или деградацией, расширением творческих возможностей или же «зарыванием талантов»), В.К. Зарецкий выдвигает предположение, что глубина развития творческого потенциала зависит от глубины самоопределения [116]. Строго говоря, ситуация именно самоопределения, а не просто выбора из альтернатив, самоопределения как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица процесса развития личности.

Рассматривая самоопределение как искусственно организуемый процесс, исследователи видят своей задачей построение техник и выявление условий организации процесса самоопределения.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что самоопределение с необходимостью включает в свою структуру процесс проблематизации [383]. Чтобы самоопределиться в мире деятельности, нужны представления о ней, поскольку деятельность не дана сознанию как вещь, нужны понятия и представления, благодаря которым деятельность превращается в предмет мысли, средства и способы, необходимые для осуществления интеллектуальных процессов, - нужны все элементы проблемного анализа, задающие самоопределение как сознательно организуемый процесс.

Одним из главных условий, содействующих самоопределению, по мнению Д.А.Иванова [126], является выращивание (формирование) тех способностей, умений (техник) и в целом определенных структур сознания, которые необходимы для осуществления самоопределения. В первую очередь он называет внутренний диалог между различными «Я»-позициями.

Для реализации подобной структуры сознания необходимы рефлексия, понятийное мышление, целеполагание, умение организовать в соответствии с поставленной целью свою индивидуальную или коллективную деятельность, оценка полученных результатов через призму цели и изменение ее, если того требует изменившаяся деятельностная ситуация.

К числу необходимых средств для самоопределения Д.А.Иванов относит различные логические формы мышления, которые используются при ведении диалога: доказательство, опровержение, критика, выдвижение и защита тезисов, а также такие способы или формы организации сознания и мышления, как тема, проблема, задача, понятие, символ.

Способность к самоопределению (профессиональному) вряд ли может быть сформирована без рефлексии, подчеркивает С.Фукуяма [350]. Рефлексия может развиваться в игре. А.Г.Асмолов отмечает, что рефлексия обеспечивает умение оценивать себя и свои возможности [29]. М.В.Крохмаль определяет рефлексию как способность личности к интерпретации своих поступков, как внутренний источник развития личности [159]. Она выделяет уровни рефлексивного отражения:

- описательный,

-формально-рефлексивный (субъектность отражается, но причины вовне - фатальность),

-неадекватно-рефлексивный (неадекватная интерпретация),

-конструктивно-рефлексивный.

Л.М.Карнозова занимается самоопределением профессионалов [132]. Она, вслед за Г.П.Щедровицким, считает, что самоопределение в мире деятельности возможно лишь при выходе в рефлексивное пространство. Причем рефлексия также выступает как специально организуемое действие [253].

В пространстве рефлексии осуществляется процесс проблематизации, выделение проблемы как мыслительно зафиксированного основания затруднений и разрывов в деятельности. Процесс проблематизации предполагает участие множества человек, выражающих разные позиции и точки зрения, а также методологическую позицию, выделяющую содержательные основания конфликтов и противоречий, которые обнаруживаются в коммуникации. Процессы организации проблематизации представлены в работах Г.И.Александровой [11], С.В. Емельянова и Э.Л. Наппельбаум [106], Л.М.Карнозовой [132], А.А.Тюкова [334].

Один из проектов игротехнической организации самоопределения личности, через описание формирующих процедур разработан С.Б.Крайчинской [152]. Она определяет критерий такого самоопределения в игре - это способность к планированию и осуществлению актуальных и личностно значимых действий в игровых ситуациях. Игротехническая организация самоопределения личности рассматривается как лежащая на границе между сферой намерений и сферой действий личности, основанная на их сопоставлении и соотнесении, осуществляющемся в игровой деятельности.

К техникам, приемам и способам самоорганизации самоопределения личности, выявленным С.Б.Крайчинской в результате формирующего эксперимента, относятся:

-очерчивание границ ситуации, объективирование ситуации, выделение содержания ситуации, по отношению к которой требуется осуществить самоопределение, задание необходимого набора ракурсов для понимания ситуации;

-субъективация ситуации, ее сопо







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 6254. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия