Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 5 страница






Князю вручается вся государственная власть управления и суда. В 1146 г. киевляне, жалуясь на злоупотребления княжеских чиновников, требуют от князя не уступки судебной власти в свою пользу, а наоборот, говорят: "впредь, если кому из нас будет обида, то ты сам суди".

Князю принадлежит и власть законодательная (см. Рус. Пр., надписание к 18 ст. Ак. сп.; ст. 21, 42 Ак., ст. 2 и 76 Кар. сп.).

Князь обладает также военной властью: "Не было тут князя (при борьбе Изяслава с Юрием в 1151 г.), в боярина не все слушают", - говорит летописец. Киевский князь Изяслав Ярославич (1067 г.), не исполнивший требования народа идти против половцев, был смещен, как не исполнивший главного своего призвания.

Из этого последнего примера видно, что полнота власти сохраняется лишь до тех пор, пока князь находится в согласии ("одиначестве") с народом. Первоначальное слияние воли князя и воли народа не могло оставаться везде и неизменно; возможны и противоречия между ними. Это привело к необходимости определить точнее власть князя, а в Новгороде к ограничению этой власти.

Средством для этого был ряд (договор) с новым князем. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как сознательную форму посаженья на стол, и состоял лишь из взаимной присяги народа и князя не делать друг другу зла, т.е. ничем в частности не ограничивал власти князя. В договорах с князем, внушавшим менее уверенности, начали присоединять частные условия (например, касавшиеся перемены чиновников предшествовавшего князя): в 1146 г. ряд с киевлянами от имени Игоря Ольговича заключал его брат Святослав. Киевляне начали обвинять тиуна Всеволода (предшествовавшего князя) Ратшу и другого тиуна вышгородского - Тудора и сказали Святославу: "Целуй крест за своего брата, что, если кому из нас будет обида, то пусть он сам судит". Святослав отвечал: "Целую крест за брата, что не будет вам никакого насилия, и тиун пусть будет выбран по вашей воле". Тогда Святослав сошел с коня и целовал крест, а киевляне, сошедши с коней, целовали крест и за детей своих, чтобы не изменять Игорю. Затем и сам Игорь принес присягу в том, что будет соблюдать договор киевлян с братом его (Ипат. лет.). Такие договоры повторялись с каждым князем, и содержание их видоизменялось в зависимости от обстоятельств времени. Во второй половине XII в. они войти в общий обычай: когда в 1154 г. после смерти киевского князя Вячеслава, наследовал ему его племянник Ростислав, который уже и прежде призван был самими киевлянами к соправительству с дядей, то Ростислав хотел продолжать начатый военный поход, но мужи его предостерегли:"Ты ся еси еще с людьми Киеве не утвердил; а поеди лепле в Киев, тоже с людьми утвердися" (Ипат. лет.). В 1175 г. владимирцы, приняв князя Ярополка, весь поряд (с ним) положили в церкви Св, Богородицы (Лавр. лет.). В 1176 г. "Михалко (сын Юрия Долгорукого) еха... Ростову и створи людей весь наряд, утвердивъся крестным целованьем с ними" (Лавр. лет.). Из единообразного повторения таких договоров вырабатывалось и общее их содержание, уже существенно ограничивавшее права княжеской власти (это, впрочем, видно лишь из новгородских договоров, о чем см. ниже).

Креме договора, к ограничению власти князя повело существование рядом с княжеской властью других ее форм: боярской думы и вече.

б) Боярская дума

Понятие о ней. Боярской думой называется постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решающий (вместе с князем) основные земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейшин были и в пригородах, но они обладали не политической, а лишь судебной и административной властью. Наименование "боярская дума" не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ("бояре думающие").

Совокупность лиц, составляющих совет, называется нередко в летописях дружиной (по отношению к князю): "Бе бо Володимер любя дружину, и с ними думая о строи земленем, и о ратех и уставе земленем" (перзонач. лет. под 996 г.); Владимир Мономах поучает детей каждый день ходить утром в церковь, затем, "седше думати с дружиной, или люди оправливати" (судить). Но под дружиной здесь понимается лишь старшая дружина, т.е. бояре.

Советы старейшин существуют во всех русских землях с древнейших времен (как видно будет из нижеприведенных фактов).

Состав боярской думы. Мнение о неопределенности и случайности состава думы не может быть принято: "Особого звания советников князя (говорит В.И. Сергеевич), в которое возводились бы служилые люди, входившие в состав думы, не было: дума составлялась всякий раз вновь по особому приглашению". К этому добавляют: "Можно только сказать, что эта дума по такому-то вопросу, по такому-то предложению князя, потому, что может быть в тот же день, по другому вопросу, князь будет совещаться с совершенно другими лицами, и будет совершенно вправе". (С.А. Петровский "О сенате", стр. 12-15). Напротив, состав думы был очень определенный; именно первоначальный состав думы (в X в.) - двойственный; в нее входят: Бояре - высшие служилые люди. Всякий боярин был непременным членом думы, и именно в этом состояло его боярское отличие; летопись, рассказывая о потерях, понесенных русскими в войне с половцами, восклицает: "Где бояре думающий? где мужи храборьствующии?". Князь не мог вместо бояр пригласить для совещания других лиц, не бояр. Хотя подобные факты случались, но современники смотрели на них как на отступления от правомерного порядка: киевский князь Всеволод Ярославич, постарев, "нача любити смысл уных, съвет творя с ними... и людемъ не доходити княжее правды, начаша тиуни грабити" (Лавр. лет. под 1093 г.). Такие случаи составляют лишь ничтожное исключение.

Старцы, или старейшины составляют вторую половину древнейшей думы. Это земские бояре. До прибытия варяжских дружин совет старейшин состоял только из них, как видно из летописи о земле Древлянской при Ольге, где старейшинами града названы лучшие люди, управлявшие всей землей, и из рассказа о думе в пригороде Киевской земли - Белгороде - при Владимире Святом, где совет состоит из "старейшин градьских". Впоследствии они участвуют в думе вместе с боярами - дружинниками. В Киеве при Владимире, когда он в 983 г. праздновал удачный поход на ятвягов, принося жертвы богам, "реша старци и боляре: мечем жребий на отрока и девицю: на него же падеть, того зарежемъ богомъ". По поводу вопроса о принятии новой веры Владимир "созва боляры своя и старци градтские... И реша бояре и старци: веси, княже, яко своего никтоже не хулить, но хвалить..." После испытания вер на месте: "созва князь боляры своя и старци, рече Володимер (посланцам): скажите пред дружиною". Когда Владимир, по совету епископов, отверг виры и стал казнить разбойников, то "реша епископи и старци: рать многа; оже вира, то на оружьи и на коних буди".

При Владимирев совет иногда приглашались и старейшины других городов (пригородов): "созываше боляре своя, и посадники, старейшины по всем градом" (для пиров, иразумеется, для совета). Впоследствии такое участие пригородных старейшин было заменено призывом в думу местных правителей (тысяцких): Владимир Мономах для установления новых законов о процентах созвал свою дружину на Берестове: Ратибора, тысяцкого киевского, Прокопия, тысяцкого белогородского, Станислава, тысяцкого переяславского и т.д.

В XI в., когда произошло слияние служилых бояр с земскими, в составе думы находятся только бояре (в Новгороде - исключительно земские).

Кроме этого постоянного состава думы, в ней участвовали (не всегда) высшие духовные сановники: епископы и игумены главнейших монастырей: епископы советуют Владимиру Св. казнить разбойников; они же вместе с боярами дают потом противоположный совет. В 1096 г. Святополк и Владимир приглашали Олега Черниговского в Киев "поряд положить" о Русской земле перед епископами и игуменами. В И 59 г., когда умер киевский митрополит в Чернигове, то "Святослав князь, здумав с мужи своими и с епископом", решил нарушить его завещание. Особенно важное значение в совете киевского князя занимал митрополит (по тому влиянию, какое он мог оказать на другие русские земли); например, в 1157 г. "начал молвить митрополити игумены все(ходатайствуяза Берладника) Юрию, говоря: "грех тебе, целовавши к нему крест, держать в такой нужде... он послушал их, пустил" (Ипат. лет.).

При общем решении какого-либо вопроса князьями двух или нескольких земель происходили объединенные заседания их советов: "В лето 6611 Бог вложил в сердце князьям русским мысль благую, Святополку и Володимеру, и сошлись думать на Долобьске; и сел Святополк со своею дружиною, а Володимер с своею в одном шатре. И начали думать". Впрочем, на съезды князья обычно брали с собой лишь немногих (иногда по одному) советников.

С высшим земским советом нельзя смешивать фактов совещаний князя временных и случайных, например, военных советов во время похода не только со своими военачальниками, но и с союзниками и даже варварами.

Число имевших право участвовать в думе равняется числу бояр известной земли; число же обыкновенного состава думы равняется числу бояр, находящихся в данную минуту в месте совещания и нарочно вызванных из пригородов. Число это вообще не может быть значительным: при отмене мести князьями Ярославичами было 3 боярина (Кар., 2); при издании некоторых законов Русской Правды Ярославичами участвовали 5 советников (см. Ак. сп. Рус. Пр., ст. 18); при дополнении ее Владимиром Мономахом - 6 (см. Рус. Пр. Кар., 66). С течением времени во многих землях число думцев возрастало (в В. Новгороде дошло приблизительно до 300).

Заседания совета происходили постоянно (ежедневно), как видно из Поучения Мономаха. В житии Феодосия рассказывается, что, возвращаясь от князя, из его загородного дворца, в Киев ранним утром, он встречал по пути бояр, которые спешили из Киева в князю на совет. Там же говорится, что, когда князь намеревался посетить Феодосия, то "распускал всех бояр в домы их..." Само собой разумеется, что решения высших земских дел совершались не каждодневно, а по мере возникновения. Обычно заседания происходили во дворце князя; летописец рассказывает об одном заседании думы во Владимире Волынском так: "В едину нощь приела по мя князь Давыд. И приход к нему, и сидяху около его дружина, и посадив мя, рече ми..." (Лавр. лет. под 1097 г.).

Права боярской думы. Боярская дума составляет необходимый элемент власти в каждой земле. Существует мнение о боярской думе как личном совете князя, который может обратиться к нему или не обратиться по произволу; но факты указывают на обязательность для князя совещаний с боярами - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда заменял закон). В 1170 г. двое бояр, отошедших от киевского князя Мстислава к князю Давиду, оклеветали первого перед последним, якобы он намерен лишить князей Давида и Рюрика свободы, зазвав их к себе на обед. Давид и Рюрик, получив действительно такое приглашение, потребовали от Мстислава клятвы о том, что он не сделает им зла. Оскорбленный таким подозрением, киевский князь отдал дело на рассмотрение своей думы: "яви дружине своей... И реша ему дружина его: княже, не лепь (неосновательно) ти велита брата крест целовати; це да будут злии человеци, завидяче твоей любви, юже к братье имееши, вложили будуть зло слово.., А ты всяко прав пред Богом и пред человекы: тобе без нас того нельзя быль замыслити, ни сотворити, а мы все ведаем твою истиньную любовь к всей братье" (Ипат. лет.).

В 1169 г. князь Владимир Мстиславич задумал нарушить клятву киевскому князю Мстиславу и сообщил о том двум боярам. "И рекоша к нему дружина его: о собе еси, княже, замыслил; а не едем по тобе; мы того не ведали. Володимер жерече, възрев на децскы (младших дворян): а се будут мои бояре" Решившись осуществить свою мысль вопреки совету бояр, он отправился за помощью к берендеям; но те "узреша и единого ездяща и реша ему...: се ездиши один и без мужий своих, а нас прельстив... И начаша в нь пущати стрелы" (там же). Вообще тесная связь боярской думы с князем сохранялась лишь до тех пор, пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя, переезжавших с ним из одной земли в другую. С усилением в думе земского элемента совет бояр получает все большую самостоятельность и становится ближе к вечу, чем к князю. В 1177 г. Всеволод, князь Владимирский, во время борьбы с Мстиславом Ростовским послал к нему с предложением о мире, на что, по-видимому, и склонялся Мстислав; но ростовцы и бояре сказали ему: "Аще и ты мир даси ему, но мы ему не дамы" (Лавр. лет.,)*. В Киеве в 1146 г. Глеб, Лазарь и другие бояре, назначенные князем Игорем на должности тысяцкого и воевод, тотчас перешли на сторону народа и пригласили другого князя. Земский элемент думы с самого начала стоит в теснейшей связи с вечем (и первоначально заменяет вече, как увидим ниже). Но возможны также и противоречия воли думы и воли веча: в 1067 г. киевское вече требовало войны с половцами, восстало за то на князя Изяслава и, явившись ко дворцу, стало препираться с князем, который сидел "на сенех с дружиною своею", разделявшей взгляды Изяслава. В Суздальской земле при Юрии и Андрее произошло раздвоение власти боярской думы и вече: первая осталась в старшем городе - Ростове, второе перешло во Владимир.

 

______________________

* Факт приводится не как "случай совещания с боярской дружиной" (см. "Рус. юр. др.", II, БЫП, 3, стр. 464, прим.), а как доказательство связи думы с вечем.

______________________

Права думы уясняются фактами участия думы в решении государственных дел. А именно:

Дума участвует в решении религиозных вопросов (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопросы о посылке для исследования вер и о принятии христианства греческого исповедания. Народ говорил: "Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояре прияли"). Она участвует в решении законодательных вопросов (см. Рус. Пр. Ак., 18 и Кар., 20 и 66): Владимир Св. рассуждал с дружиной о "строе и уставе земельном"; восстановление вир и отмена казни при Владимире совершены по совету бояр; уставная грамота Всеволода о церковных судах дана им по совету с владыкой и со "своею княгинею и с своими боярами и с десятью сочкыми и с старостами". Дума участвует в решении вопросов внутреннего государственного устройства: "пряд положим о Русьтей земле пред мужи отец наших", - говорил Владимир Мономах Олегу; бояре участвуют в решении вопроса о распределении столов между князьями: в 1110 г. на Уветичском съезде при решении вопроса о Давиде Игоревиче "ста Святополк с своею дружиною, а Давыд и Олег с своею, розно, кроме собе". Боярской думе принадлежит (вместе с вече) право приглашать князя и рядиться с ним: в 1169 г. князь Мстислав Изяславич взял "ряд с братьею, и дружиною и с кияны"; в 1164 г., по смерти черниговского князя Святослава, вдова его хотела передать черниговский стол своему сыну Олегу, "сгадавши с пискупом и е мужи князя своего с передними и целоваша Св. Спаса на том; первое целовапискуп Антон Св. Спаса, и потом дружинацеловаша" (Ипат. лет.); в 1177 г. владимирский князь Всеволод говорил своему сопернику ростовскому князю: "Брате! Оже тя привели старейшая дружина, а поеди Ростову... тобе ростовци привели и боляре, а мене был с братом Бог привел и володимерци" (Лавр. лет.). Дума по преимуществу участвует в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его "светлых бояр"; "великий князь Игорь, и боляре его и людье вси русьтии послаша к великим царем гречьским", при заключении мира с греками в 945 г; Владимир Св. рассуждал с дружиной, между прочим, "о ратех"; в вышеприведенном рассказе о Долобском съезде князей 1103 г. вопрос о походе на половцев обсуждается думой; в 1093 г. Святополк, князь киевский, нарушил мир с половцами без совета с киевской думой; когда последствия оказались очень печальными для него, то он обратился к совету думы, в которой голоса разделились, но разумная часть думы одержала верх, и "Святополк, послушав их", послал за помощью к Владимиру Мономаху (Лавр. лет.). Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется высший суд над князьями и членами их семейств; суд над Рагнедой, женой Владимира Св., за покушение на убийство мужа, произведен так: Владимир "созвал боляр и поведал им; они же сказали: не лишай ее жизни ради дитяти сего, но возстанови отчину ея и дай ей с сыном своим" (Лавр. лет. под 1128 г.). В 1097 г. киевский князь Святополк, схвативши Василька, - "созва бояр и кыян и поведа им" мнимую вину Василька.

в) Вече

Понятие о вече. Вече как орган государственной власти есть собрание полноправных граждан старшего города земли. Термин "вече" в памятниках применяется не к этому одному предмету: иногда он имеет значение всякого сборища или толпы, иногда тайного совещания-заговора (в 1169 г. в Новгороде "начата вече деяти в тайне, по дворам на князя своего на Святослава на Ростиславича" - Ипат. лет.). Мы должны принимать термин "вече" в его тесном историко-юридическом смысле*.

______________________

* Термины древнего языка весьма растяжимы по смыслу: так, титул "князь" в польском языке прилагается к епископам; отсюда не следует, что епископ есть носитель княжеской власти; слово вече Wiece в том же языке означает судебное собрание и самый суд; отсюда нельзя заключать, что древнее вече вообще ограничивается судебной функцией; в западнорусском языке XVI в. словом "вече" именуется копа, т.е. сходка нескольких соседних сельских общин для производства следствия и суда. В древнерусском языке вечем (от слова "вещать") называется всякая сходка явная и тайная, на площади и по дворам, в пригородах и старшем городе; нет сомнения, что и волостные сходки (сельские) именовались так же (судя по приведенному сейчас наименованию вечем копы). О каком именно из этих предметов говорит (и должна говорить) история права? Разумеется, в истории процесса она должна упомянуть о вече как судебном собрании, в истории управления не может обойти пригородного веча; едва ли ей нужно иметь дело с вечем в смысле сходбищ народа, которые могли не иметь никакого отношения к делам общественным. Когда же наука истории права касается веча, как формы верховной власти, конкурирующей с княжеской властью и простирающейся на все государство, то она должна точно обозначить, применяется ли это понятие к пригородному, волостному или судебному вечу. Если пригородное вече совершенно равняется вечу старшего города, то значит, пригороды суть государства, а равно и волости, и даже каждое село, где (предположительно) также были сходки. Надо не упускать из виду тесного историко-юридического значения предмета, каковым естественно окажется лишь вече старшего города что и утверждается числом фактических указаний летописей и принципиальными выражениями современников (см ниже). Приведенным определением веча, между прочим, исключается из понятия веча тайное совещание отдельных групп граждан по домам. Разумеется, правительственная власть может совершать свои действия в тайне; даже бывали особые учреждения вроде венецианского совета 10 и русского верховного тайного совета; но если речь зашла о всенародном собрании (каковым ц было вече), то весь народ от народа утаиться не может: учреждения, делающие дела в тайне, состоят из единиц, самое большее - десятков лиц. Те случаи, когда кучки граждан собираются по домам, нельзя считать вечем, даже если летопись и назвала их так. Можно сказать, что здесь имеется в виду тайна от князя, но целое народное собрание не могло быть тайной ни для кого; утаиться могли немногочисленные группы, собиравшиеся отдельно по домам, но это не народные собрания.

Этими замечаниями о слове "вече" отнюдь не предрешается вопрос о различии законных и незаконных народных собраний. Мы полагаем, что наши летописные факты не дают нам оснований устанавливать такое различие (хотя бы в принципе оно и было возможно, даже при такой вражде к формальности, какую обнаруживает Древняя Русь). К мнению Неволина мы никогда не примыкали (см. доп. Е).

______________________

Происхождение и первая эпоха в истории развития народных собраний. Вече имеет такое же доисторическое происхождение, как и княжеская власть и власть боярской думы. Прокопий (византийский писатель VI в.) рассказывает о славянах, что при одном выгодном для них обороте дела они сошлись почти все для обсуждения, "ибо эти народы, славяне и анты, не имеют единодержавия, но с древнейших времен живут в народоправстве; счастливые или несчастные случаи созывают их в общее собрание". Маврикий сообщает, что в их собраниях царствуют несогласия: "cum omnes contrarie inter se sint animati neuterque alteri velit obsequi". По нашим сведениям о восточных славянах, каждое отдельное племя решало свои дела: "Съдумавше поляне, и вдаша (козарам) отъ дыма мечь". Но в этой первоначальной форме народное собрание есть племенная сходка, что не соответствует приведенному выше понятию о вече. Чисто племенные собрания могут держаться лишь при кочевом быте или крайне слабой оседлости. Попытки общеплеменных собраний были у оседлых народов, например, поморян, но при расширении территории сохраниться не могли и уступали место собраниям старейшин из всех общин.

Вторая эпоха в развитии народных собраний относится к временам историческим (IX-X вв.), когда вече находится в процессе Перехода от племенного собрания к городскому; тогда для решения дел сходятся в старейший город лучшие люди всей земли и обсуждают земские вопросы в присутствии граждан этого города (поголовное собрание всех взрослых жителей земли, очевидно, уже невозможно). Владимир созывал в Киев "боляры своя, и посадникы, старейшины по всем городом и люди многы" (для пиров и, разумеется, для совещаний). Такая общеземская дума, совмещающая в себе два будущих учреждения - боярскую думу и вече, носит еще племенное название: "Древляне, сдумаше со князем своим Малом", решили убить Игоря; потом "реша древляне: поймем жену его Вольгу за князь свой Мал". Активная роль в таких собраниях принадлежит лишь боярам и старейшинам: "люди", т.е. простые граждане старшего города, и те при-горожане, которые были в данном случае в старшем городе, присутствуют при совещаниях, одобряют и исполняют решения; в 983 г., в Киеве решили принести человеческую жертву богам старцы и бояре, но когда варяг-отец, на сына которого выпал жребий, отказался выдать сына, то посланцы поведали о том "людям", которые многочисленной толпой произвели потом дикую расправу над варягом-христианином. В 987 г. Владимир передал вопрос о выборе новой веры старцам и боярам, которые и решили послать для личного ознакомления с различными религиями в соседние страны: "и бысть люба речь (их) князю и всем людем, которые, очевидно, присутствовали на совещании. Полное слияние веча с думой старейшин представляет пример белгородского веча при осаде печенегов в 977 г.: в городе, страдавшем от голода, "створиша вече" (это первый случай употребления такого термина в летописях) и решили сдаться печенегам; но один старец не был на вече и спрашивал: "что ради вече было? И людье поведаша ему, яко утро хотят сялюдье предати печенегам. Се слышав, посла по старейшины градьскыя"; из этих последних составилось новое вече, которое решило отложить сдачу города и употребить хитрость. Так как вечевая власть не во всех землях развилась одновременно, в некоторых из них вече и в XII в. имеет племенной характер: в 1146 г. Давидовичи черниговские (в борьбе со своим родичем Ольговичем и Юрием Суздальским) "съзваша Вятиче" (Ипат. лет.).

Третья эпоха вечевых собраний (XI-XIII вв.) есть эпоха полного выделения этой формы власти в самостоятельную (как собрание простых граждан) и полного развития ее прав. Она совпадает со временем окончательного установления власти старших городов. К вече этой эпохи относятся нижеследующие определения состава и прав народных собраний.

Состав вече. Вече как орган государственной власти состоит из граждан старшего города: классическое место летописи (Лавр, лет. под 1176 г.): "Новгородци бо изначала, и смольняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якоже на думу, на вече сходятся, на чтоже старейшия сдумають, на том же пригороди стануть" - означает не собрание жителей всей волости (власти), а старших городов, как видно из выражения: "на том же пригороди стануть", а также из смысла летописного рассказа, где речь идет о праве старших городов давать пригородам обязательные постановления. Псковская Судная грамота составлена "всем Псковом на вече", Новгородская - "всеми пятью концами, всем великим Новгородом на вече", Предположение об участии всех жителей земли противоречит обширности земель и отдаленности пригородов. То же подтверждается способом (колоколом и глашатаями) и временем созыва вечевых собраний: вече составляется или в тот же день, или на другой день после созыва; в 1148 г. приехал в Новгород киевский князь и на другой день послал на двор Ярослава и велел "съзвонить" вече и "и так сошлись на вече новгородци и плесковичи (очевидно, те, которые случайно были в Новгороде).

Участие пригорожан в вече старшего города возможно; всякий свободный человек, где бы он ни жил, может (имеет право) быть членом веча старшего города, ибо идея всенародного участия во власти сохраняется. Но так как фактически собрание всех жителей государства, при обширности территории, становится невозможным, то действительное участие пригорожан бывает лишь случайно и не необходимо; так, в 1132 г. "была встань великая на людях (в Новгороде); пришли плесковичи и ладожане к Новугороду и выгнали князя Всеволода". В 1136 г. новгородцы нарочно пригласили псковичей для суда над князем, но выгнанный князь утвердился во Пскове (значит, из Пскова нарочно была приглашена лишь партия, враждебная князю). Если пригород начинал брать перевес над старшим городом (как в Суздальской земле), то на вече его собирались и лучшие люди старшего города, не желая окончательно уступить власть пригороду.

Пригородные вече при нормальном положении дел не имеют политической власти (решая лишь вопросы местного управления). В тех немногих случаях, когда пригородное вече выступает в политической роли, центр верховной власти временно переносится в пригород, и в таких вечах участвуют лучшие люди старшего города (случай в Друцке - пригороде Полоцкой земли - в 1159 г., когда дрючане вместе с половчанами принимают нового князя, так как в старшем городе сидит и не уступает свою власть прежний, сменяемый князь) Вече состоит из всех граждан города. Главную массу участников веча составляют простые граждане, "люди". Когда в 1068 г. киевский князь и его дружина (бояре) противились продолжению войны с половцами, то "людье кыевстии прибегоша Кыеву, исотворишавече на торговищи, и реша, пославшее к князю"„. (Лавр, лет.) В 1147 г. кыяном жевеем сошедшим отмаладо великак святей Софье на двор" (по призыву князя, для обсуждения вопроса о войне с черниговскими князьями). В городском вече участвовали и меньшие люди, черные, смерды. В вечевом собрании имеют, однако, право участвовать лишь полноправные граждане, 1. е.. мужи свободные; совершеннолетние и не подчиненные семейной власти: в 1147 г. киевское вече отказывается вести войну против Юрия Долгорукого так: "не можем на Владимирово племаруки поднять, на Ольговияей пойдем и с детьми" (Илат. лет.); следовательно, "дети", хотя и способные носить оружие, не участвуют в вече. Вече, состоящее главны" образен из простых граждан и выделившееся из совета старейшин, есть демократическая форма власти, т.е. главная роль при решении дел принадлежит простому народу. Однако при нормальном порядке с вечем сливается и боярская дума; бояре присутствуют на вече наравне с прочими гражданами: в 1.177 г. во Владимире Клязменеком, при борьбе с князем, "всташа бояре и купцы... по мале же дний всташа опять людье в си и бояре" (Лавр, лет.).

В вече участвуют также и лица духовные: на киевском вече в 1147 г. председательствует митрополит.

В обычной обстановке, т.е. если вече составилось не для борьбы с князем, на нем присутствует также князь: на том же киевском вече 1147 г. присутствует князь Владимир Мстиславич, управлявший здесь за отсутствием брата.

Таким образом, вече, несмотря на свой главный (простонародный) состав, не есть орган власти одного (низшего) класса, а сочетает в себе и оба других элемента власти и есть власть общеземская. Эта форма государственной власти создана не во имя борьбы с двумя остальными (понятие борьбы чуждо русскому государственному праву), а для единения ("одияачества"), т.е. для решения земских дел общей волей князя, бояр и народа(см. вышеприведенную формулу приглашения князя Олега в 1096 г. Святополком и Владимиром в Киев для установления междукняжеских отношений перед епископами, боярами и "людьми градскими"). Летописи, рассказывая весьма часто о народных собраниях, связанных с каким-либо переворотом, пропускают обыкновенные мирные собрания для решения текущих дел, а потому нелегко восстановить обычный порядок проведения таких собраний.

Кто мог собирать вече? Обычно собирает вече князь: в 1146 г. киевское вече созывает князь Игорь, в 1147 г. - Изяслав, а в другой раз по его же распоряжению - его брат князь Владимир, митрополит Климент и тысяцкий Лазарь. В Новгороде в 1148 г. тот же князь велел сзвонить вече. В 1097 г. Святопож "созвал бояр и кыян" для решения дела по обвинению Давидом князя Василька. Но при несогласии веча с князем и боярской думой оно созывалось кем-либо из граждан или сходилось само собой: в 1067 г. киевляне, разбитые половцами, прибежали в Киев, сами сошлись на вече "на торговищи". Иногда народ, сам составив вече, посылает пригласить на него князя (вече в Полоцке в 1158 г.). Но такие собрания составляются лишь тогда, когда готовится или совершается переворот.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия