Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 7 страница






Те же черты повторяются и в псковском государственном устройстве с некоторыми отличиями, а именно: здесь было два посадника, а не один, что означает большее развитие демократических начал; не было тысяцкого. Князь и вече назначали правителей в провинции в двойном числе (один от князя, другой от веча).

Вятка (древний Хлынов) - новгородская колония, основанная во 2-й половине XII в. в бассейне р. Вятки; здесь повторено внутреннее устройство метрополии: "обычаи новгородские имеяху"; однако не существовало совсем княжеской власти; впрочем, подробности устройства Вятки мало известны.

3. Особенности государственного устройства северо-восточных земель. В земле Суздальской (и отчасти в Рязанской и Черниговской, которые попадали под влияние Суздальской) берет перевес княжеская власть с конца XII в., а именно в эпоху Всеволода III, который в летописях начинает именоваться великим князем. Право наследования становится здесь исключительным способом преемства княжеской власти: Всеволод еще при жизни так приобщил своего старшего сына к участию во власти: "Не токмо Бог положил на тебя старейшинство в братье твоей, но и во всей Русской земли: и аз ти даю старейшинство". Княжеская власть усиливается во внутреннем управлении; летописец говорит о Всеволоде Суздальском, что он "украшен всеми добрыми нравы, злыя казня, а добромысленные милуя, князь бо не туне мечь носит в месть злодеем, а похвалу добро творящим". Значение боярской думы понижается; тот же Всеволод "судил истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных своих бояр, обидящих менших и работящих сироты и насилье творящих". Вече в Суздальской земле исчезает во 2-й четверти XIII в., и впоследствии вечем называются здесь восстания и заговоры. Обстоятельства, вызвавшие на северо-востоке усиление княжеской власти, заключались в местных особенностях этой области - уединенности ее от центра междукняжеских усобиц и в таких экономических условиях, которые препятствовали образованию здесь сильного боярства и больших городских общин.

Начала государственного объединения всех русских земель

Земли первого периода не были объединены в одно целое государство, но существовали уже налицо некоторые начала будущего государственного единства. Противоречие между действительным разделением Руси и сознанием ее единства объясняется тем, что три элемента государства (территория, население и власть) развивались не с одинаковой быстротой и не одновременно.

1. Национальное единство населения и сознание его (хотя и не совсем полное) достигло гораздо большей ясности и твердости, чем единство власти.

С точки зрения национальной вся Русская земля представлялась уже единым целым даже в глазах враждующих князей. Их общие предприятия совершаются во имя этого сознания; в 1095 г. князья Святополк и Владимир Мономах звали черниговского князя Олега в общий поход на половцев; когда он отказался, то его поступок осуждается прочими князьями так: "Вот ты не шел с нами на поганых, которые разор или землю Русскую". На Любческом съезде 1097 г. побуждением к соглашению было следующее: "Почто губим Руськую землю, сами на ся котору деюше? А половци землю нашю несуть розно и ради суть, оже межю нами рати; да ныне отселе имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли... Да еще кто отселе на кого будет...; да будет нань хрест честный и вся земля Руськая". Таким образом, с национальной точки зрения князья называют взаимные войны междоусобиями ("сами на ся"). Планы галицкого князя Василька (ослепленного в Киевском княжестве) были таковы: "На землю Лядьскую наступлю... и мыцу (за) Русьскую землю... Посем хотех проситися у Святополка и у Володимера ити на половци, да любо налезу собе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю". На Уветичском съезде 1100 г. все прочие князья упрекали Давида Волынского так: "Се ти молвят братья: не хочем ти дати стола володимерьского, зане ввергл еси ножь в ны, его же не было в Русьскей земли". Соглашение князей на Долобском съезде 1103 г. идти на половцев закончено следующей речью Мономаха к Святополку: "То ты, брате, велико добро створиши земле Русскей". Вообще Владимир Мономах, приводивший князей к соглашению во имя национального единства Русской земли, славен был как "добрый страдалец за Русскую землю". Само население старается прекратить междоусобие князей во имя общих интересов Русской земли: в 1097 г., когда наступали на киевского князя Святополка прочие князья, киевляне помирили князей, послав сказать им: "Молим вас не погубите Русской земли... которую стяжали отцы и деды ваши, поборая по Русской земле". В 1130 г. черниговцы во время нашествия киевского князя на их князя Всеволода говорят последнему: "Ты надеешься бежать к половцам, а волость свою погубишь, проси мира; мы знаем милосердие Ярополка, ибо он бережет землю Русскую". Из представленных примеров видно, что в отношении к иноплеменникам вся Русская земля выступает как одно целое, именно благодаря национальному единству населения. А так как население есть один из трех элементов государства, равный по важности двум остальным, то мы должны призвать за национальным единством (хотя и не вполне осознанным) значение государственное*.

______________________

* См. выше о неполноте национального сознания и остатках племенной розни.

______________________

Были попытки установить политический центр в Киеве - "матери градов русских". Несколько раз решение общерусских дел было передано на рассмотрение киевского веча и киевской боярской думы, например, суд над галицким князем Васильком, рассмотрение притязаний черниговского князя Олега. Территориальное значение Киева выразилось в 1096 г.: когда Олег после войны вынужден был просить мира, то Святополк и Владимир дали ему мир в таких словах: "Иди к брату твоему Давиду и приходите в Киев на стол отцов и дедов наших, потому что это есть старейший город в земле всей - Киев, тут следует съезжаться и положить порядок" (Лавр. лет.). Но из старейшинства Киева не образовалось общеземской власти.

2. Государственная власть вообще заключала в себе мало начал единства.

Каждая из указанных форм власти (князь, дума и вече) простирается на каждую землю в отдельности, а не на всю совокупность русских земель. Такой государственной власти, которая бы распространялась на всю Русскую землю, не было. Тем не менее между князьями всех русских земель была постоянная и живая связь. Проявлялась ли она в каких-либо государственных учреждениях?

а) По теории Карамзина и его предшественников, общерусской властью был великий князь Киевский, а потом (с середины XII в.) - Владимирский; власть его, вполне единодержавная при Олеге и Владимире, хотя и ослабела в период уделов, но в принципе сохранилась. "Ярослав, - говорит Карамзин, - разделив Россию на княжения, хотел, чтобы старший сын его, называясь великим князем, был главою отечества и меньших братьев, и чтобы удельные князья, оставляя право наследства детям, всегда зависели от киевского, как присяжники и знаменитые слуги его... Одаренные мужеством и благоразумием, Мономах и Мстислав I еще умели повелевать Россиею, но преемники их лишились сей власти" (И. Г. Р., т. III, гл. VII). Словом, в принципе государство оставалось единодержавным и лишь фактически единодержавие нарушалось неповиновением великому князю некоторых его слуг. Но, во-первых, титула великого князя в описываемую эпоху не существовало; он приписывался некоторым из сильнейших князей, как киевских, так и других в литературных памятниках (надгробных похвалах), подобно тому как уже тогда таких князей именовали "царями" и "самодержцами". В летописях постоянно присваивается титул великого князя суздальским князьям лишь со времен Всеволода III. Во-вторых, Ярослав отдал своим детям не всю Россию, а Киевскую и Черниговскую земли с Переяславской; в его распоряжение не входила земля Полоцкая, имевшая отдельный княжеский род. В-третьих, власть, врученная Ярославом старшему сыну, не есть власть государственная, а отеческая: братья не стали его подданными или слугами. И впоследствии ни Владимир Мономах, ин Мстислав Великий, ни Андрей Боголюбский ничем не управляли в других землях за пределами своей - Киевской или Суздальской. Если один из них желал приобрести что-либо в чужой земле, то делал это не иначе, как силой (войной) или с согласия местного князя. Далее киевский князь (якобы великий) не управляет и внешними делами всей России так, чтобы князья других земель Воевали и мирились с иноземцами лишь по его приказанию и шли в общий поход по призыву великого князя. Напротив, князь каждой земли имеет свои суверенные права. Итак, мысль о великокняжеском достоинстве как единой государственной власти для целой России должна быть отвергнута не только de facto, но и в принципе.

б) По теории С.М. Соловьева, единой государственной властию для Русской земли была коллективная власть всего княжеского рода: частью Русской земли владел тот или другой князь в отдельности, но не на правах личных, а на правах члена рода; части земли (уделы) распределились между членами рода по степени близости этих последних к старшинству; передвигались из одного удела в другой - лучший. Старейший князь, родоначальник, занимал старейший стол - киевский. Он имел власть над младшими князьями, но не государственную, а родовую ("в отца место"); тем не менее "старший князь, как отец, имел обязанность блюсти выгоды целого рода, думать и гадать о Русской земле... имел право судить и наказывать младших, раздавал волости... Младшие князья обязаны были... ходить в его послушании, являться к нему по первому зову, выступать в поход, когда велит".

В этой теории нужно отличать мысль о единстве княжеского рода от идеи власти старшего князя над всеми князьями-сородичами. Эта последняя идея столь же мало подтверждается фактами, как мысль о великокняжеской власти.

в) Единство княжеского рода и союз князей. Мысль о единстве княжеского рода имеет действительное значение: во времена, ближайшие к Владимиру и Ярославу, мысль о совокупном владении целого рода всей Русской землей была близка к осуществлению. Хотя потом, благодаря политической разделенности русских земель, княжеский род разложился на несколько самостоятельных линий (из которых каждая рассматривалась уже как самостоятельный род: Мономаховичей - киевских, Юрьевичей - суздальских, Ольговичей - черниговских, Изяславичей - полоцких, Роста славичей - галицких), но для князей мысль о единстве прав всего рода на целую Русскую землю осталась руководящей идеей в течение всего периода уделов. В 1195 г. князь киевский Рюрик и его союзники послали мужей своих к Ольговичам черниговским с таким предложением: "целуйте к нам крест, что вы не будете искать отчины нашей Киева и Смоленска ни под нами, ни под нашими детьми, ни под всем нашим Владимировым племенем; как нас разделил дед наш Ярослав по Днепру, то вам нет дела до Киева". Такое предложение клонилось к полному и окончательному разделению Русской земли на самостоятельные государства. Ольговичи, посоветовавшись, отвечали: "Как мы обещались блюсти Киев под тобою, так в том и стоим; но если ты приказываешь нам отказаться от Киева навсегда, то мы не угры, не ляхи, но единого деда внуки: при нашей жизни мы не ищем Киева, после вас, кому Бог даст" (Ипат. лет.).

Единство княжеского рода и его исключительное право на Русскую землю есть одно из самых сильных объединительных начал того времени. Из него произошли следующие частные последствия.

Народ во всех русских землях избирает князей только из рода Рюриковичей (избрание литовских князей относится к следующему периоду). Если какой-то землей овладел иноземец, то князья стремились со всех сторон для изгнания его; когда в 1189 г. галицким столом завладели венгры, то киевский князь Рюрик говорил князю Святославу: "Аже хочешь ичьти на Галину да се аз е тобою готов; молвяшеть бо и митрополит Святославу к Рюрикови: се иноплеменницы отъяли отчину вашу, а лепо вы бы потрудитиея" (Ипат. лет.).

Князья ищут владений только в Русской земле: кроме попытки Святослава Игоревича основаться в Дунайской Болгарии, был только един случай княжения малоизвестного русского князя в чужих закарпатских странах. Родовые традиции княжения сохранили память о единстве Русской земли даже после разделения ее на два совершенно независимых государства - Литовское и Московское и внушили московским великим князьям мысль оправах их на Польшу, Киев и Волынь (такие широкие притязания вовсе не соответствовали средствам, их первоначального маленького княжения).

На единстве княжеского рода и национальном единстве Русской земли основывается союз князей, постоянно признаваемый в принципе, хотя весьма часто нарушаемый в действительности. Союз состоит из равных друг другу членов; нарушение равновесия является нарушением союза: когда в 1174 г. Андрей Боголюбский начал самовластно распределять столы между князьями, то князья признали это нарушением братского союза. Члены союза именуются братьями. Союз основывается не на договорном начале; напротив, частные договоры двух или нескольких князей могут его нарушить и потому признаются незаконными. Между братьями Ярославичами не было никакого договора об общем союзе и о том, что он не будут претендовать на столы друг друга, но когда двое из них заключили в 1073 г. договор против третьего (Изяслава Киевского) и выгнали его их Киева, то такой договор был признан современниками нарушением общего братского союза, стоящего выше частных договоров: "въздви-же дьяволъ котору въ братьи сей Ярославичех", - говорит летопись; поступок двух братьев приравнен летописцем к преступлению Исава (Лавр. лет.).

Действие союза простирается как на внешние, так и на внутренние (междукняжеские) отношения. По отношению к иноземным народам (в особенности восточным варварам) все русские князья составляют одно целое (союз оборонительный и наступательный, основанный также не на частном догосоре). В 1096 г. князья зовут черниговского князя Олега в Киев договориться об обороне Русской земли "от поганых"; Олег не пошел ни на совещание, ни на половцев. Тогда прочие князья послали сказать ему: "Если ты ни да поганых не идешь, ни на совет к нам, то, значит, ты мыслишь против нас и хочешь помогать поганым", и объявили ему войну. Договоры об общих действиях лротив половцев касаются не установления союза, а дашь удобств времени и места совершения похода: в 1170 г. "вложи Бет в сердце Мьетиславу Изяславичу мысль благу о Руськой земли (о походе на половцев)... и сзва братью свою инача думати с ними и река им тако: братье, пожальтеся о Русской земли... И рекоша ему братья вся: Богти, брате, помозивтом, ожети Богвложилтаку мысль в сердце; а нам дай Бог за крестьян и за Рускую землю головы свое сложити" (Ипат. лет.). На Допобском съезде дружина киевского князя возражала Владимиру Мономаху на его предложение об общем походе на половцев: "Не годится весною жги и отрывать крестьян от работы". В1183 г. князья уже двинулись на половцев, но на дороге встретил их черниговский и сказал: "Ныне, братья, не ходите, но срекше время, оже даст Бог, на лето пойдем; Святослав же и Рюрик (старшие князья), шмтушавша его, возвратишася". В том же году, при вторичном общем походе,в котором участвовало 13 князей, черниговские князья не участвовали ло такой причине: "Далече ны есть ити вниз Днепра, не можем своее земле пусты оставити; но же поидеши на Переяславль, то скупимся с тобою на Суде" Ипат. лет.). Такие примеры не доказывают права отдельных членов союза вступать в соглашение с варварами против русских земель.

Во внутренних отношениях союз князей распределяет столы между своими членами. На Любечском съезде постановлено: "Почто губим Руськую землю, сами на ся котору деюще?.. Кождо де держить отчину свою: Святопопк - Кыев Изяславлю, Володимер - Вееволожю, Давыд и Олег и Ярославль - Святославлю; а имже роздаял Всеволод городы, Давыду - Володимер, Ростиславичема: Перемышль - Володареви, Теребовль - Василькови". Союз князей устанавливает отношения князей и к таким землям, которые не были отчиной какой-либо линии княжеского рода: в 1196 г. все князья предоставили новгородцам права выбирать себе князя, где хотят.

Союз князей судит и наказывает своих членов за преступления, совершенные одним князем над другим, и за нарушение общесоюзного мир а. Когда Святополк Киевский схватил и выдал Давиду Игоревичу князя Василька, а Давид ослепил его, то Владимир Мономах, услышав об этом, "ужасеся и всплакав, ирече: сего не бывало есть на Русьскей земли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла". Затем он послал к Давиду и Олегу Святославичам, говоря: "Приходите в Городец, чтобы исправить то зло, которое сделалось в русской земле и среди нас - братьев... если мы этого не поправим, то еще большее зло встанет в нас и начнет брат брата закалать и погибнет земля Русская, а враги наши половцы, пришедшие, возьмут землю Русскую". Союз князей послал такой запрос Святополку: "Зачем ты сотворил такое зло в Русской земле? Зачем ослепил брата своего? Если ты узнал за ним какую вину против тебя, то обличил бы его пред нами и, доказав обвинение ("упрев бы и") наказал бы его. Теперь объяви вину его". Извинение Святополка не было признано уважительным, и князья готовились наказать его войной. Но киевляне успели примирить своего князя с наступавшими, напомнив Владимиру Мономаху, что борьбе князей будут радоваться "поганые" и возьмут землю Русскую, "которую стяжали отцы и деды ваши: они де приискивали иных земель, поборая по Руссокой земле трудом и храбростью, а вы хотите погубить землю Русскую". Но прощение киевскому князю дано под условием наказать главного виновника - Давида, который, после долгой войны, действительно был наказан союзом князей на Уветичском съезде 1100 г. Здесь Давид явился не членом съезда, а подсудимым: "Давид Игоревич седяше кроме (отдельно) и не припустяху его к собе, но особь думаху о Давыде". Решение създа было таково: "Не хочем ти дати стола володимерьского, зане ввергл еси ножь в ны, его же не было в Руськей земли; да се мы тебе не имем (не лишаем свободы), ни иного ти зла не створим, но се ти даем: шед сяди в Бужьскем" (т.е. вместо главного стола, владимирского, назначили ему маленький подручный удел и сверх того 400 гривен деньгами в виде добавки). Бояре, подговорившие Давида на ослепление Василька, были еще раньше повешены. Отнятие волости было единственным наказанием, какое мог назначить совет князей виновному члену-князю; но за нарушение междусоюзных постановлений со стороны боярина ему могла быть назначена смертная казнь: в 1177 г. черниговский князь Святослав Всеволодович так говорил киевскому князю Роману: "Ряд наш так есть: оже ся князь извинить, то в волость, а муж у голову" (преступления бояр против своего князя, конечно, не подлежали межкняжескому суду). То, что такое постановление не было частным договором между названными князьями и соблюдалось всегда без особого договора, подтверждает вышеприведенный случай наказания Давида Игоревича и его бояр.

Союзу князей принадлежит право издавать законы, действие которых должно простираться не на одну какую-либо землю: Русская Правда Ярославичей выработана на съезде трех князей-братьев; отмена мести постановлена съездом тех же князей; новые постановления Владимира Мономаха составлены при участии посла черниговского князя ("Иванка Чюдиновича - Ольгова мужа" - см. Рус. Пр. Кар., 66).

Правда и постановления союза осуществляется преимущественно посредством княжеских съездов, или "думы князей". Думы князей не.имели сроков для созыва; съезды собрались по мере надобности. Более важные из них указаны в вышеприведенных цитатах; это съезды князей Ярославичей, съезд Любечский 1097 г. для установления порядка, нарушенного междоусобиями, возбужденными черниговским князем Олегом; съезд Городецкий того же 1097 г. для наказания киевского князя Святополка; Уветичский, или Витичевский 1100 г. - для установления порядка, нарушенного волынским князем; съезд Киевский 1170 г. и др. Съезд для решения общерусских дел предполагает участие всех князей ("братья вся"); но в действительности ни один съезд не имел фактической полноты, что не лишало думу князей ее общерусского значения. Постановления думы были необязательны и для князей, не участвовавших в съезде; неисполнение их и отказ от участия в съезде без причин (из нежелания подчиниться его приговору) влекли наказания для виновных: в 1096 г. Олег Черниговский, отказавшийся явиться на Киевский съезд, был наказан союзной экзекуцией князей; только что было рассказано, как в 1097 г. Давид Волынский, нарушивший постановления Любечского съезда, наказан киевским князем по поручению союза князей. Время, в которое союз действует с особенной определенностью и силой, есть эпоха Владимира Мономаха. Ни национальное единство, ни постоянный союз князей, ни временные съезды их не образовали, однако, из всей Руси одного цельного государства; в этих явлениях лежали лишь зачатки будущего государственного единства*.

______________________

* См. дополн. И. 4.

______________________

Г. УПРАВЛЕНИЕ

Государственная власть призвана: 1) управлять, 2) устанавливать правовые нормы (законодательствовать) и 3) судить. В древнейшем периоде на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т.е. суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти (особенно военное управление).

Управление ("володенье" в тесном смысле слова) по преимуществу отражает в себе частно-правый характер власти, но отнюдь не есть частная власть (dominium) как по органам, так и по предметам управления.

Органы управления

Органы управления подразделяются таким образом: а) Центральные. В древнерусской земле центральные органы не выделялись вполне, так как общеземское управление непосредственно осуществлял сам князь, боярская дума и вече (см. выше). Впрочем, уже с X в. можно различать в центральном управлении две системы органов: собственно княжескую (дворовую) и земскую.

Князь в управлении (как и в суде) заменяет себя тиунами, управляющими от его лица. Они назначались из дворовых слуг князя, первоначально несвободных ("тиунство" вообще есть наем в услужение, который не вел к холопству лишь тогда, когда об этом был поставлен особый договор (см. Рус. Пр. Кар., 21); но, по-видимому, такие условия были редки, а потому тиукы вообще не пользовались полной правоспособностью (см. там же, 77). Тиунов назначает князь иногда по согласию с вечем: "а вот вам и тиун по вашей воли", - говорит князь киевлянам в 1146 г. Но это относится только к тиунам, облеченным судебной властью. Разряды тиунов различались по разрядам служебных поручений, которые мог дать князь: так, были тиун огтщный или дворский (название "дворский" встречается уже во 2-й половине XII в.); он заведовал двором (отроками) и домашним хозяйством князя; с середины XII в. он назначается из бояр и причисляется к лучшей дружине. Подчиненные ему служители называются ключниками: в 1154 г. "посла (Ростислав) мужи отца своего Вячеслава и тиуны и ключники; каза нести имение отца своего перед ся, и порты, и золото, и серебро" (Ипат. лет.). Управление дворского заменяло собой все последующие органы финансового управления. Впрочем, были некоторые органы и специального финансового управления: данщики и мытники. Особенная ветвь княжеского хозяйства, тогда наиболее важная, вызвала должности тиуна конюшего (впоследствии чин очень важный в Московском государстве). Есть указания, что уже в XIII в. были зародыши администрации вполне государственной: в договоре Смоленска с немцами 1229г., между прочим, постановлено: "Если тиун на волоке услышит, что пришел латинский гость, то он должен послать люден с телегами перевезти товар через волок". В связи с должностью тиунов находится подчиненная им должность мечников: в 1146 г. киевляне, вытребовав от князя смены тиуна Ратьши, "бросились двор его грабить и на мечники". Вообще в системе органов дворового управления нельзя различать частно-хозяйственные органы и государственные.

Система земского управления (более древняя, чем княжеская) построена по численному (математическому) делению общества: как целое государство составляло тысячу, а старшие города и провинции делились на сотни и десятки, так центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему - сотские и десятские. Происхождение должности тысяцкого - доисторическое; можно принять гипотезу о том, что тысяцкие заменили прежних племенных князей; иногда тысяцкие именуются князьями (если управляют целой землей без князя, например Юрий Шиманович, управляющий Суздальской землей при Мономахе); счет годов летописцы обозначают иногда именами князей и тысяцких. "В лето 6597 священа бысть церкви Печерьская... при благородьнем князи Всеволоде, державному Русьскыя земля... воеводьство держащю кыевскыя тысяща Яневи" (Лавр. лет.).

Первоначально тысяцкие народные противопоставлялись тысяцким и посадникам княжеским: в то время как посадник Владимира Св. Добрыня и тысяцкий Путята старались принудить новгородцев к крещению, новгородский тысяцкий Угоняй противился этому (Иоак. лет.); вероятно, что тогда должность тысяцкого была наследственной. Затем тысяцких стал назначать князь из местных бояр, часто из одной и той же фамилии преемственно (при Ярославе в Киеве был тысяцкий Вышага, затем Ян). "Держи ты тысячу, как у брата моего держал", - говорит новый князь киевский Игорь в 1146 г. Улебу, киевскому тысяцкому. В Новгороде эта должность стала выборной. Каков бы ни был способ присвоения должности тысяцкого, этот сановник всегда оставался представителем интересов народа: в 1043 г. князь Ярослав отправил своего сына Владимира в поход на Византию; предводителем народного ополчения был тысяцкий Вышата, а княжим воеводой (предводителем дружины) - Иван Творимирич; когда буря разбиларусские корабли (кроме корабля, на котором была княжеская дружина) и выбросила воинов на берег, народное ополчение решило возвратиться в Русь (сухим путем), но "не идяше с ними никто же от дружины княжее. И рече Вышата: азъ пойду съ ними; и выседеись корабля к ним, и рече: аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною" (Лавр. лет.). Хотя иногда тысяцкий и его сотские расходились в своей деятельности с интересами и волей народа (например, после смерти князя Святополка в 1113 г. до прибытия в Киев Владимира Мономаха народ бросился грабить двор тысяцкого Путяты и сотских), но это относится к некоторым лицам, злоупотреблявшим этой должностью. По рассказу Татищева, киевский тысяцкий Улеб в 1146 г., когда Всеволод Ольгович старался передать киевский стол своему брату Игорю, заявил, что киевляне привержены к Мономаховичам, а неОльговичам, и что князь Изяслав Мстиславич есть настоящий и прямой наследник. "Сим ответом Всеволод весьма озлобился". По уставной грамоте новгородского Всеволода церкви св. Иоанна, князь поставил от житьих людей старост и от черных - тысяцкого. Таким образом, тысяцкий является как бы народным трибуном, уравновешивающим княжескую власть; по этой причине власть тысяцкого была уничтожена князьями восточных земель (в Москве казнью последнего тысяцкого в 1374 г.). Такой ролью тысяцкого отчасти определяется и его должность: он прежде всего есть предводитель народного ополчения: в 1195 г., во время войны смоленского князя Давида с черниговскими, княжим полком предводительствовал князь, а "Смоленским полком" - тысяцкий Михаил. Тысяцкий председательствует на вече в отсутствие князя (в Киеве в 1147 г. вместе с митрополитом). По уставной грамоте Всеволода, тысяцкому поручается "управливати всякая дела торговая, и гостиная, и суд торговый"; вышеприведенный факт восстания киевлян на тысяцкого, сотских и "жидов" указывает на прямое отношение тысяцкого к торговле. Ему же и сотским принадлежит и охранительная полиция: волнение в Киеве в 1147 г. усмиряет тысяцкий. От тысяцких народных надо отличать княжих тысяцких - предводителей княжей дружины (двора) и тысяцких пригородных (см. Рус. Пр. Кар., 66), заменявших собой посадников.

Подчиненные тысяцкому сотские и десятские упоминаются уже во время Владимира Св.: на пиры к Владимиру приходили бояре, гриди, сотские, десятские и нарочитые мужи. Состоя предводителями частей ополчения, они оставались постоянными гражданскими правителями частей государства (сотен и десятков).

В земской системе органов администрации особенно выделяются государственные начала управления.

б) Местное управление. Органами местного управления называются те, которые управляли пригородами и волостями. Составные части земли не всегда однородны: пригороды входили в состав земли иногда целыми группами; иногда целые завоеванные земли становились провинциями другой земли; иногда же отдельные волости входили в состав земли как самостоятельные провинции. Сложные провинции именуются иногда прежними племенными названиями: в 1149 г. упоминаются "вси Дрегвичи" как новая провинция Черниговской земли; в 1147 г. "вси люди Голядь верх Поротове" и "волость - вятичи" как провинции той же земли. Иногда им дается название географическое: "Посемье" (по р. Сейм). иногда, (но очень редко) такие провинции именуются тысячей. В 1149 г. упоминается "Сновьская тысяча" (по р. Снову). Чаще встречается наименование полк: полк Белогородский, полк Киевский ("Когда выйдем в сильный полк Киевский, то я знаю, что они будут биться за меня", - говорил в 1150 г. Изяслав Мстиславич, ободряя свою дружину).

Подразделение провинций, кроме обычного наименования волость называется еще погостами и вервями.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия