Студопедия — Частина 1 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Частина 1 2 страница






Лишь одна сила способна изнутри и в корне подорвать эгоизм – любовь, любовь к реальному, конкретному, объективному субъекту, отличному от других, но и такому же, как все. Наше существо может проявиться только через утверждение себя в Другом. Именно так сила любви открывает нам процесс восстановления образа Божьего в материальном человеке, позволяет верить и творить новую действительность, неся добро, делая окружающий нас мир лучше.

Итак, источник позитивных изменений нужно искать в первую очередь в себе самом и в каждом из нас. На этом пути не стоит забывать и позицию В. С. Соловьёва, поскольку он стремился напомнить человечеству о том, что мы имеем и чего должны достичь не только для того, чтобы выжить, но и чтобы прожить достойно.

 

Блажей А., Лешко О., Нагорный Д., Хижняя С.,

Собчук Н., Чеботарь Д., Шапран А.

НТУ «ХПИ»

ГЕЙМИНГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Поскольку компьютерные технологии стали важной частью нашей жизни, мы не мыслим без них своей полноценной работы и отдыха, проблема гейминга (компьютерной зависимости) является актуальной. Для раскрытия данной темы необходимо ответить не следующие вопросы: 1. Какое значение сегодня имеют компьютерные игры для современной молодёжи? 2. Как не лишить себя развлечения, но не утонуть в виртуальном мире? 3. Способно ли насилие на экране монитора породить жестокость в жизни?

Игровая зависимость (гейминг) в критической форме – это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми. Зависимость от компьютерных игр – это расстройство контроля импульсов, похожее на то, что возникает у пристрастившихся к азартным играм. Симптомы включают изменения веса, пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна. Устойчивая зависимость от компьютерных игр является проблемой, которую сложно решить без помощи врача, но такая сильная зависимость – относительно редкое явление. Для большинства тех, кто играет в компьютерные игры, это хобби, разновидность отдыха, побег в виртуальную реальность, где человек чувствует себя свободным и сильным. Насколько же увлечение компьютерными играми воздействует на развитие свойств личности и социализацию человека? Каково влияние компьютерных игр?

Производители компьютерных игр убеждают всех, что, играя, ребёнок развивает ловкость рук, улучшает компьютерную грамотность, логику и реакцию. Однако гейминг приводит к найнтендонитису и виайтису – повреждениям сухожилий кистей рук и запястий от слишком долгих сеансов игры, а также к хронической усталости плечевого сустава и проблемам со зрением. Исследования также показали, что люди, испытывающие зависимость от компьютерных игр, чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения. Тревожные сигналы: неспособность сконцентрироваться, нарушение сна, тревога, раздражение и социальные фобии.

Степень агрессивности, проявляемая подростками, напрямую зависит от времени, которое они проводят у компьютера. Подростки, играющие в жестокие игры в течение долгого времени, становятся более агрессивными, склонными к конфронтации с учителями, участвуют в драках, у них снижается успеваемость в школе. Интерактивные игры отличаются от телевизора или кино, где восприятие насилия пассивно. В игре дети становятся активными участниками сценария. Игроки, успешно прошедшие ряд насильственных действий, переходят на следующий уровень. Исследователи утверждают, что именно подобные интерактивные забавы увеличивают агрессивное поведение, поскольку насильственные действия постоянно повторяются, то есть формируют стереотип. Игроков стимулируют также к идентификации с их персонажами (к интерактивным действиям от «первого лица»), и дети имеют возможность принимать решения. Согласно исследованиям, играющие в жестокие видеоигры ответили повышенным уровнем агрессии, когда столкнулись с реальными трудностями.

Однако компьютерные игры, несмотря на негативное влияние, могут быть полезны. В частности, такой жанр игр, как «экшен», развивает внимание, скорость реакции, быстроту мышления, ведь в этих играх необходимо очень быстро принимать правильные решения. Игры-стимуляторы предназначены для улучшения каких-либо навыков, все подобные игры в большей или меньшей степени являются обучающими, их можно использовать в процессе обучения, например, английскому языку. Отличным тренажёром для выработки стратегического мышления являются стратегии. Игры-квесты развивают логическое мышление, внимание, тренируют память, усидчивость, терпение. А многопользовательские игры развивают навыки общения.

Компьютерные игры могут оказывать как негативное, так и позитивное воздействие на личность, препятствовать или способствовать социализации. Увлечение компьютерными играми, ставшее зависимостью, в основном оказывает негативное воздействие на психику, здоровье и социальные качества детей, подростков и взрослых людей. Однако при соблюдении определённых правил компьютерные игры могут стать не вредней, чем чтение увлекательных книг, а также способствовать развитию личности.

 

Внученко А., Пащенко Е.

НТУ «ХПИ»

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА-ВИРТУАЛА

Конец XX века ознаменовался колоссальным прорывом в научно-технической сфере, что, помимо прочего, вызвало значительный сбой как в процессе становления личности человека нового поколения, так и в его поведенческих аспектах. Заняться пристальным изучением феномена виртуальной реальности и, в частности, взаимодействием человека с объективными и субъективными средствами её отражения была призвана принципиально новая научная отрасль – виртуалистика. В её основе лежит фундаментальный принцип, согласно которому виртуальные реальности позиционируются как реалии, а человек – связующее звено между устоявшимся течением жизненной рутины и вариативными проявлениями мира виртуального.

Следует отметить, что виртуальная реальность – гибкая, искусственно созданная информационная среда, которой свойственно подменять типичное восприятие окружающей действительности массивом информации, генерируемой посредством технических ресурсов с целью последующей интерпретации человеческим сознанием. Интернет пестрит предложениями попробовать свои силы в многообразных ролевых играх формата on-line. Вся привлекательность и неповторимость таких проектов базируется на свободе выбора. Человек «примеряет» ту социальную роль, которая в реальном мире попросту недоступна из-за физических соображений. Немаловажно и то, что в любой момент, словно по мановению волшебной палочки, можно изменить не только, скажем, надоевший социальный статус, но даже стиль и манеру общения; расширить собственные горизонты посредством перманентного общения с интересующими индивидами в рамках условленного пространства. Однако, как и всякой иной структуре, виртуальному сообществу также присущи свои характерные принципы существования (в зависимости от платформы сайта), а значит – некие ограничения свободы. Впрочем, несомненное достоинство виртуальности как таковой кроется в том, что в случае дискомфорта покинуть игру не составит труда, равно как и избрать новую, отвечающую всему диапазону требований.

Важная и подкупающая черта виртуальной реальности – манящая анонимность. Человек волен изъясняться предельно откровенно, не опасаясь возможных негативных последствий. В реальном же мире подобная возможность существует отнюдь не всегда в силу множества определённых ограничений, связанных напрямую с иерархической моделью современного социума. Но есть и обратная сторона медали: у современного виртуала возникает когнитивный диссонанс между природой реального и виртуального. Чем привлекательнее и доступнее виртуальный мир, тем сложнее возвращаться к перипетиям окружающего мира, где перманентно существует постоянная необходимость выполнять привычные и рутинные действия, придерживаться условленного свода обязательств. Постепенно человек лишается навыка преодолевать трудности, возникающие на тернистом пути, а малейшая неудача становится способна надолго выбить его из колеи. Ориентация на виртуальную среду является логичной и обоснованной. Однако даже у анонимности есть ряд недостатков. Например, там, где возникает свобода, моментально появляются островки анархии и беспорядка. В виртуальном мире люди, запросто играя на чувствах, могут втереться в доверие и предложить золотые горы (знакомства, работу, товар), получая, в конечном счёте, лишь выгоду от наивных жертв обмана.

Отношение человека к виртуализации – вопрос спорный. На основании имеющихся данных сегодня стало возможным выделить такие категории виртуалистики, как порождённость, глобальность, бытие, время и пространство, интерактивность, моделирование, обособленность.

На первое место в виртуальной реальности выдвигаются следующие ценности: свобода выбора, анонимность, многоликость, вседозволенность. Человечество нуждается в детерминировании концепта «виртуальная реальность». Актуальность данного вопроса подтверждается постепенной передислокацией потребностей человека в виртуальную плоскость. Электронная виртуализация задаёт стремительный темп развития тенденций виртуального в любой сфере общественной жизни, не только способствуя появлению новых мультимедийных средств коммуникации, но и шаг за шагом трансформируясь в неотъемлемую часть современного обихода.

 

Гайдашенко Д.

НТУ «ХПИ»

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В связи с развитием технологий создания виртуальной реальности и ростом к ней интереса в обществе выделение категорий для описания этой реальности с целью создания единой методологии её изучения является ключевым условием понимания данного явления. Синтезировав объективный и субъективный факторы становления виртуальной реальности, а также рассмотрев её объекты и процессы не на абстрактном, а на конкретном, практическом уровне, В. С. Бабенко даёт следующее определение: «Виртуальная реальность – некий искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причём создается этот мир электронной системой».

Из определения следует то, что виртуальная реальность является порождением другой реальности. Она вносит некоторые категории, законы, ограничения, которые могут быть дополнены создателями этого искусственного мира. Отсюда следует вывод, что к виртуальной реальности применима категория «ограниченность».

Категории мигрируют из «предка» в «потомок». К их числу можно отнести пространство, время, движение, актуальность. При этом их значения могут и не совпадать в двух реальностях. Так, время в виртуальной реальности не обязательно будет однонаправленным, оно вполне может быть как скачкообразным, так и с изменяющимся направлением. Так же дела обстоят и с пространством. Его размерность в виртуальной реальности не является константой, а следовательно, оно может быть n-мерным. К виртуальной реальности применимо понятие «актуальность»: виртуальная реальность существует актуально только «здесь и теперь». В то же время движение останется неизменным в любой из реальностей ввиду того, что оно лишь описывает процесс изменения и превращения. Из порождаемости следует также то, что к виртуальной реальности применима категория вложенности. Иначе говоря, нельзя отрицать возможность порождения одной реальностью другой.

В данной работе были приведены лишь некоторые основные категории виртуальной реальности, но, несмотря на это, можно сделать вывод, что все категории реальности «предка» мигрируют в «потомка», создателем же определяются лишь их значения.

 

Герасименко С., Стародумов В.

НТУ «ХПИ»

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ИНСТИНКТ ТОЛПЫ

Как мы делаем выбор? Делаем мы его умом, сердцем, каким-либо другим органом или сразу несколькими? И как наши политические лидеры могут на нас повлиять? Это ключевой вопрос для всех общественных наук, над ним ломают голову философы, социологи, экономисты, криминалисты, маркетологи и политологи. Все очень хотят создать модель, которая объяснила бы механизм выбора и выявила бы силы, его определяющие. Тогда можно было бы предсказать и даже (что ещё лучше) подсказать членам общества «правильный выбор». Такая модель уже существует, а называется она теорией рационального выбора. Основываясь на понятии «польза» британского мыслителя Джереми Бентама (1748–1832), теория утверждает, что мы делаем такой выбор, который даёт нам больше личной выгоды.

Теория рационального выбора давно подвергается критике. Рациональность выбора прямо пропорциональна степени инфор­мированности того, кто этот выбор делает. Принцип рациональности выбора соблюдается лишь в простейших ситуациях (пример: из двух одинаковых рубашек выбирают более дешёвую). Тут вся важная информация под рукой, так что подавляющее большинство в этом случае сделает рациональный выбор.

Политический же выбор всегда очень сложен, и даже хорошо информированный избиратель, прекрасно осведомлённый о программах кандидатов, не знает последствий своего выбора.

Во время американских выборов 2008 года историк Рик Шенкман опубликовал книгу «Насколько же мы глупы?». Автор посвящает примерно 150 страниц обзорам самых разных опросов и научных экспериментов, показывающим, что американские избиратели, которые вот уже почти 250 лет выбирают своё правительство демократичным путём, не просто не знают самых элементарных вещей о своих лидерах, их идеологии и политических платформах, но и совершенно этими вопросами не интересуются.

В целом политические суждения большинства избирателей очень часто базируются на неверных фактах и превратно понятой информации. Назвать это рациональным выбором никак нельзя. Более того, даже когда избирателям предлагается правильная информация, они её фильтруют, отвергая ту, которая противоречит их уже сложившимся убеждениям, или перелицовывают её так, как им это удобно. Специалисты по рекламе давно заметили, что мы хотим быть «как все», все крупные рекламные компании пропускаются через фильтр фокус-групп, состоящих из типичных представителей тех слоёв населения, на которые реклама рассчитана. В политике примерно то же самое. Нашей привычкой быть в стаде и делать стадный выбор, возможно, объясняется и тот факт, что среди электората осталось так мало колеблющихся и что идеологические позиции неукоснительно каменеют.

Выбор наш зачастую нерационален, он подвержен разнообразным посторонним влияниям, как, например, «компетентная» внешность, расовые и этнические предрассудки. Мы ходим стадом. Мы плохо информированы и упорствуем в своих убеждениях, которые так мало основаны на реальности, что их можно скорее назвать предубеждениями или заблуждениями.

Глушач О., Панченко М.

НТУ «ХПИ»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

Известно, что поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии (от низшего к высшему, от простого к сложному), считается прогрессом, а движение по нисходящей линии, упадок, деградация – регрессом. Довольно ясно очерченная по своим существенным признакам категория всё же вызывает острые дискуссии, когда речь идёт о её структурных компонентах – внутренне противоречивых тенденциях в содержании социального прогресса. К таким компонентам относится не только экономический, технологический прогресс, но и прогресс духовный, моральный. Но ещё больше появляется вопросов, когда мы пытаемся анализировать следующее: по каким признакам мы отличаем высшее от низшего в развитии общества, каков критерий общественного прогресса?

Одна группа философов рассматривает прогресс как объективный процесс, не зависящий от воли людей, их реальных усилий. Методологической основой такого подхода являлось учение Г. Гегеля о логике развёртывания объективного духа и учение К. Маркса об объективном характере смены общественно-экономических формаций, вызванной противоречиями производительных сил и производственных отношений. Абсолютизация объективных факторов приводила к фактическому отрицанию активной роли интеллектуальной элиты в прогрессе. Вторая группа учёных высказывает мнение, согласно которому решение вопроса о прогрессе в истории общества носит чисто субъективный характер, поскольку оно зависит от выбора критерия общественного прогресса, а выбор этот определяется шкалой ценностей, которую избирает тот, кто судит о прогрессе, причём он это делает сообразно личным взглядам, симпатиям, идеалам. Где же выход, какой критерий следует выбрать?

Логика общественного развития, вытекающая из структуры общественных потребностей, о которой говорили Маркс и Гегель, всё же существует. Но она не является доминирующей, а система объективных критериев – единственной. Если всё подчинено только объективным закономерностям, то зачем обществу воля, энергия и креативность интеллектуальной элиты? По нашему мнению, социальный прогресс должен иметь систему объективных и антропологических (субъективных) критериев, к которым можно отнести следующие:

1. Объективные критерии: темпы роста, производительность труда, качественный этап в развитии техники (Элвин Тофлер).

2. Антропологические (субъективные критерии): а) социально-экономические (уровень жизни, качество жизни, социальная защищённость); б) социально-демографические (продолжительность жизни, качество образования); в) структура духовных потребностей, стремление к творчеству и саморазвитию.

Именно духовные потребности мы считаем наиболее важными для обеспечения устойчивого развития и социального прогресса. О таких критериях говорил Н. Бердяев, рассматривая творчество единственным оправданием бытия человека, Р. Декарт, формулируя свой принцип «субъективной достоверности», да и сам К. Маркс рассматривал наличие свободного времени и характер его использования, стремление человека к реализации своих сущностных сил важнейшими критериями и условиями социального прогресса.

 

Дольская А.

ХНМУ

ЭВОЛЮЦИЯ, КЛЕТКА И ГЕН – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ

Теория эволюции Ч. Дарвина стала основой научных концепций в описании биологических форм и процессов. Фундаментальным понятием дарвинизма стал термин «естественный отбор», а процесс видообразования чётко стал фиксироваться понятием эволюция. Это понятие и сегодня остаётся одним из центральных для биологических дисциплин. Особое значение он приобретает в известном нам противопоставлении эволюционистов и Менделя, основателя концептуальной базы генетики. В нашей стране эта борьба известна под названием «лысовщина». Имя Лысенко получило известность в конце 1920-х гг. благодаря опубликованной в «Правде» статье о нём, тогда начинающем селекционере, экспериментировавшем со сроками посева разных сельскохозяйственных культур. Никто не мог предположить, что этот человек в течение следующих десяти с небольшим лет «уничтожит» блестяще развивавшуюся советскую генетику.

Главным камнем преткновения между эволюционистами и генетиками выступали трактовка естественного отбора в эволюционном поступательном процессе и – самое главное – трактовка понятия ген. Решить многие проблемы в этом споре помогло новое направление в биологии – генетика. Первая схема объяснения эволюции на базе генетики была неудачной. Дело в том, что в 1916 г. Лотси предпринял неудачную попытку представить эту схему, что вызвало скептическое отношение к генетике. На то время Лотси не мог доказать факт возникновения новых генов в природе. Создать искусственные условия и провести генетический анализ как минимум в двух поколениях ему не удалось. Поэтому к мутациям относились в это время как к таким, которые не влияют на эволюционный процесс.

Ошибка заключалась также в том, что Морган исходил из пред­ставления о неизменяемости генов. Это активизировало точку зрения о пас­сивной роли отбора в эволюции. А у Ч. Дарвина и его сторонников естественный отбор выступал главным движущим фактором эволюции. Но уже к середине ХХ века генетика (наука о законах наследственности и изменчивости организмов) стала одной из популярных и востребованных наук.

В ХХ веке биология начинает активно обогащаться новыми понятиями («генетическая изменчивость», «геновариационная изменчивость» и т. п.). «Формируются» новые науки (популяционная генетика, биогеография). Генетика «активизировала» появление многих медицинских наук: микробиологию, цитологию, гистологию, эмбриогенез, цитогенетику, молекулярную генетику. Поэтому сегодня известно более 2 000 нас­ледственных болезней и аномалий развития, которые изучаются на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Но генетика не оставила «равнодушными» и представителей технических наук. На её базе создаётся ряд междисциплинарных исследований, благодаря которым оформляются биотехнологические науки, генная инженерия, молекулярная биология с её известным разделом «клонирование», бионика, космическая биология, химические основы биофизики и др.

Анализируя историю развития генетики в ХХ в., необходимо отметить следующее: одним из спорных моментов в её становлении является вопрос об эволюции живого организма на уровне видов и популяций; проблема эволюции и наследственности в генетике рассматривается учёными разных наук; в центре внимания оказалось такое понятие, как эволюция; рядом с понятием клетка получило своё определение и статус понятие ген.

 

Дубинка В., Журавель А., Кругляк М.,

Родыгин Я., Скороход В., Вица В.

НТУ «ХПИ»

ЧЕЛОВЕК И МАШИНА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Машинное производство, начиная с ХVI–XVII вв., сегодня распространилось настолько, что можно говорить о попытке исключения человеческого труда в основных сферах производства. Но может ли машина «заменить» человека? И как в настоящее время выстраиваются отношения человек-машина и человек-техника? Ответы на эти вопросы попытаемся представить в докладе.

Машиной называют устройство искусственного происхождения, которое выполняет механические движения для преобразования энергии. Фантастические сценарии развития общества и человеческой цивилизации выдвигают идеи «восстания машин», порабощения человека машинами и создания таких машин (роботов), которые были бы равны людям во всех отношениях и даже превосходили человеческие способности. Мы полагаем, что машины могут выполнять множество функций человека, но полностью заменить его и человеческий труд они не могут.

Выделим следующие аспекты взаимодействия человека и машины:

1. Машина как сверхчеловек: современные машины обладают сверхчеловеческими свойствами, то есть такими, которые недоступны людям: возможность работать без остановок и усталости, высокие темпы действий, точность операций и пр. Однако цели данных действий и устранение неполадок машин производят люди.

2. Машина как часть человека. Уже сейчас для замены частей тела человека используют механизмы: искусственное сердце; электронный водитель ритма сердца; усилитель звука для людей, страдающих глухотой; хрусталик из специальной пластмассы для улучшения зрения; высокотехнологичные биопротезы, приводимые в движение миниатюрными блоками питания, которые реагируют на биотоки в организме человека. Также в медицине широко применяют «аппарат искусственного кровообращения», «искусственное лёгкое», «искусственное сердце», «искусственную почку», которые принимают на себя функции оперируемых органов и позволяют на время приостановить их работу.

3. Машина замещает человека в наиболее тяжёлых отраслях производства. Технический прогресс затрагивает всё больше областей, а механизмы облегчают работу человека, хотя и сейчас во многих сферах производства пока невозможно заменить ручной труд машинным (как, например, сбор чая).

4. Машина облегчает повседневную жизнь человека (для этого изобретены пылесосы, стиральные машины, кухонные комбайны, телефоны, телевизоры, автомобили, самолеты).

5. Машина (и производство машин) ухудшает (загрязняет) окружающую среду. Наиболее экологически опасными являются металлургия, машиностроение, нефтедобывающая и химическая отрасли промышленности.

6. Машина заменяет человека на производстве, что приводит к повышению уровня безработицы.

7. «Мыслящая» машина. В последние десятилетия появился и развивается проект по созданию искусственного интеллекта (ИИ). В философии ИИ вопрос о мыслительных возможностях машины является одним из наиболее дискуссионных. Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и само­программирование. ИИ будет способен сам принимать решения и не обязан выполнять команды человека. Перед нами станет вопрос: что делает человека человеком, а машину – машиной? Не придётся ли нам после этого наделить искусственный разум такими же правами, как и человека? Сама возможность создания ИИ вызывает страх человечества перед последствиями такого решения. И хотя сейчас этот проект не завершён и мыслящие машины – всё ещё область фантастики, мы предполагаем, что с дальнейшим развитием технологий этот вопрос будет становиться всё более актуальным.

Проблема взаимодействия человека и машины глубоко и, кажется, навсегда вошла в круг вопросов, актуальных для человечества и философии. Быстрое развитие техники и технологий требует дальнейшего осмысления и переосмысления данной проблемы.

 

Дьяченко Д.

НТУ «ХПИ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Глобальные проблемы угрожают не только социальному прогрессу, но являются прямой угрозой выживания человечества. Следует отметить, что каждая из традиционно определяемых глобальных проблем имеет тесную связь с другими проблемами. Например, проблема голода в развивающихся странах обостряется из-за роста населения, продолжается милитаризация планеты (разработка новейшего истребителя стоит столько же, сколько денег необходимо, чтобы кормить страны африканского континента в течение года), растёт угроза экологической катастрофы. Для преодоления глобальных проблем необходимы не только частные, практические пути их решения, но и общие методологические основания, без которых решение этих проблем невозможно. Среди таких методологических оснований следует выделить:

1. Развертывание информационной (компьютерной), биотех­нологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к объединению человечества. Именно эта информационная революция создаёт объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. (Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу современной «Большой науки», но без неё никуда).

2. Утверждение в качестве доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и, как правило, социально защищённой экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

3. Утверждение принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Разумеется, шаблонно одноразовые структуры вряд ли могут быть применены повсеместно, но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

4. Объединительные процессы духовной жизни в религиозном и светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Терпимость – признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни; разумное признание того, что мир многомерен, пёстр и иным быть не может. Всем нам надо жить в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства – одно из главных условий жизни нашего человечества.

5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости само­достаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Завершая изложение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Жовтяк А., Осадчий Д., Приходько О.

НТУ «ХПИ»

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Гендер – специфический набор культурных характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения. Это один из способов социального конструирования отношений между людьми, мужчинами и женщинами, т. е. взаимодействия полов в социуме. Понятие «гендер» (от латинского «genus») переводится c английского (gender) как «род». С 1960-х гг. данное понятие, благодаря усилиям Калифорнийского центра по изучению гендерного самосознания, обозначает «пол в социальном смысле» (Р. Столлер) для различения биологического пола (определяющегося гормонами, генами, морфологией и нервной системой) и социокультурного пола (гендера).

Гендерные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Гендерные стереотипы фиксируют устойчивые, распространённые в культуре образы мужчин и женщин; выступают одним из «идеалов» для построения личного социокультурного и межполового взаимодействия, для выстраивания образа «Я», стереотипизируя поведение людей; широко распространены в любом обществе и распространяются в контексте дискурса о «настоящих мужчинах», «настоящих женщинах» и их «правильном» поведении.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия