Студопедия — Сохранение нормальной иерархии и конгруэнтности телесно-душевно-духовных потребностей как условие и способ самозащиты психического здоровья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сохранение нормальной иерархии и конгруэнтности телесно-душевно-духовных потребностей как условие и способ самозащиты психического здоровья






В норме тело, душа и дух не могут отрываться друг от друга и существовать раздельно. Триединство человека проявляется еще и в том, что соотношение телесно-душевно-духовных потребностей по масштабам и формам не может быть другим, кроме названного. Попытки людей или общества не подчи­ниться этому объективному принципу устройства мира приво­дят к разрушению людей и общества. Приведем примеры, подтверждающие это суждение.

1. При увеличении масштабов телесных (материальных) по­требностей,выходе их за границы социальных и духовных по­требностей возникает конфликт между ними. Человеку, желаю­щему иметь много материальных ценностей, в то же время хо­чется быть уважаемым человеком, считаться культурным, обра­зованным, социально-нормативным, не «уголовником», быть «на виду», занимать престижную должность, избираться во вла­стные структуры. «Не хлебом единым жив человек».

За доходами, операциями с недвижимостью следят соответ­ствующие службы — ревизоры, прокуроры, Счетная палата, а также сослуживцы, которые сравнивают свои и чужие трудо­затраты и зарплаты. Когда субъекты, увлекшиеся удовлетворе­нием материальных потребностей, выходят за «рамки прили­чий», их наказывают разными способами. Часто очень жесто­кими. Тогда теряется смысл в собственности. На деньги можно купить только медицинские услуги, но не здоровье.

Аналогичным крахом здоровья и всех жизненных планов заканчивается увеличение масштабов всех популярных телес­ных потребностей — в алкоголе, табачном дыме, наркотиках, сексе, еде и т.д. В удовлетворении телесных потребностей мы свободны только в пределах культурных, правовых и нрав­ственных норм. Они определяют границы безопасности на­шей жизни. Их надо соблюдать для своего же блага. Другим от этого также будет лучше.

2. Если масштабы социальных (душевных) потребностей утра­чивают соразмерность, сопряженность и конгруэнтность с матери­альными или духовными, то также разрушается вся био-пси-хо-социальная конструкция человека и общества. В качестве примера можно привести зависимости от игр, Интернета, кази­но, от работы («трудоголизм»), от групп и группировок людей по интересам, от друзей, сексуальных партнеров, созависимость Родственников больных алкоголизмом и наркоманией и др.

Один из моих пациентов, зависимых от казино, был без-Упречным человеком, имевшим нормальную иерархию био-Психо-социальных потребностей. Он жил в семье, любил же­ну и детей, стремился заработать побольше для нужд семьи, воспитания и образования детей. Казино были вне сферы его интересов, и он никогда в них не заходил. Семья жила спо­койно и счастливо. Но нашелся соблазнитель, зависимый от казино, желающий приобщить к этому «престижному», по его мнению, увлечению своего сотрудника. Зависимости «заразны». Известно, что каждый наркоман за год приобща­ет к наркотизации 5—7 человек. Аналогичным образом ведут себя зависимые от игр.

Наш пациент отказывался, предполагал, что это опасно для него и его семьи, но «сломался», когда соблазнитель ска­зал: «Ты что, не мужик, что ли? Что, у тебя денег нет?»

Социальная потребность считаться «мужиком», умеющим зарабатывать и тратить деньги, свободным в выборе своих раз­влечений, резко увеличилась в масштабах. Она утратила связи с нижележащими материальными и вышележащими духовны­ми потребностями. Био-психо-социальная конструкция на­шего героя не выдержала испытания. Он вошел в казино с на­мерением только один раз сыграть, познать, что это такое, и больше никогда не заходить.

С первой ставки он выиграл, со второй и третьей — тоже. От внезапного выигрыша появилась эйфория. Чувство опас­ности притупилось. Понял, что ему сегодня везет. Надо вос­пользоваться моментом удачи. На четвертую ставку проиграл все, что выиграл. Попробовал еще раз сыграть и выложил ты­сячу, которая была при нем. Проиграл и ее. Остановился. Но пережитое волнение, концентрация чувств, сладкий яд чувства риска, испытания судьбы «пощекотало» нервы. По­нял, что его это «встряхнуло». Это искушение, разовая измена своим био-психо-социальным принципам привели к тому, что появилась непреодолимое влечение к казино, несмотря на проигрыш всех своих денег, проигрыш кредитов, взятых в двух банках, денег, одолженных у друзей и родственников. Семья из разряда спокойных и счастливых резко перешла в разряд проблемных и несчастных. Наш пациент пострадал сам и за­ставил страдать всех близких ему людей на много лет вперед. Самозапрет на посещение мест деструктивных удовольствий должен быть абсолютным.

3. Духовные потребности тоже могут утрачивать соразмер­ность и конгруэнтность с нижележащими социальными и мате­риальными. Примерами могут быть зависимости от деструк­тивных, тоталитарных, псевдорелигиозных сект. Людей вовле­кают в секты, актуализируя у них самую высокую духовную потребность — служить Богу. Но оказывается, что это не тра­диционная, мировая религия, а какое-то новое направление с новыми идеями, обрядами, нормами поведения и т.д. Усиле­ние духовных потребностей сопровождается постепенным их противопоставлением социальным и материальным. Слабеют связи с родителями и друзьями, меняются интересы и стерео­типы поведения. Формируется чувство долга перед новыми «отцами». За облагодетельствование нужно заплатить деньга­ми или трудом. Зависимые начинают подвергаться финансо­вой, трудовой, а часто и сексуальной эксплуатации, становят­ся рабами. В итоге вся телесно-душевно-духовная конструк­ция человека разрушается.

Из анализа приведенных примеров человек разумный и свободный сделает свой собственный вывод и выбор стиля своей жизни.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия