Студопедия — Максимович М. Передмова до збірки "Малоссийские песни" // Історія української літер. критики та літературознавства. Хрестоматія. – Кн. 1. – С. 111 – 115.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Максимович М. Передмова до збірки "Малоссийские песни" // Історія української літер. критики та літературознавства. Хрестоматія. – Кн. 1. – С. 111 – 115.






М и х а и л о М а кс и м о в и ч

ПЕРЕДМОВА ДО ЗБ1РКИ «МАЛОРОССИЙСКИЕ ПЕСНИ»

Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности; начинает уже сбываться желание— да создастся поэзия истинно русская! Лучшие наши поэты уже не в основу и образец своих творений поставляют произ­ведения иноплеменные, но только средством к полнейшему развитию самобытной поэзии, которая зачалась на роди­мой почве, долго была заглушаема пересадками иностран­ными и только изредка сквозь них пробивалась.

В сем отношении большое внимание заслуживают па­мятники, в коих полнее выражалась бы народность: это суть песни — где звучит душа, движимая чувством, и сказки — где отсвечивается фантазия народная. В них часто видим баснословия, поверья, обычаи, нравы и нередко события действительные, кои в других памятниках не сохранились: «сказка — сладка, а песня — быль», говорит пословица. В сем смысле весьма значительны, а потому достойны вни­мания и уважения были бы разыскания ел едов, народной ,. мифологии, обрядов, собрание пеёен, пословиц и т. д. Осо­бенно язык совершенствуется исследованиями остатков от прошедшего, в коих он ближе к своему корню, следователь­но чище в составе и крепче в силе. Это можно бтнес'тй в особенности к песням славянским, кои видимо отличаются своим изяществом. Сие изящество их может послужить яс-

ным доказательством, что поэзия есть врожденное качест­во духа человеческого, что истинная поэзия может быть его собственным произведением *.

С таким образом мыслей я обратил внимание на сии предметы в Малороссии и на первый раз издаю выбор пе­сен сей страны, полагая, что они будут любопытны и даже во многих отношениях полезны для нашей словесности — будучи совершенно уверен, что они имеют несомненное.до­стоинство и между песнями племен славянских занимают одно из первых мест..

...Скоропостижное соединение трех первоначальных об­разов жизни—некогда наезднической, буйной, беззабот­ной, с ленивым однообразием и скудостию жизни пасту­шеской и оседлостию земледельческой — вот что состави­ло потом особенность малороссиян, заметную еще и доныне, по причине малолюдскости. Из сего очерка может сде­латься несколько понятным и содержание и характер их песен.

Во-первых, представляются песни, содержанием своим имеющие смерть Козаков, отъезд их на чужбину, тоску по родине, иль схватки боевые, а потом воспоминание об них. Здесь всегда почти находите тоску матери о сыне или се­стры о брате; любовь отцовскую едва ли где встретите. Находите также песни о гайдамаках, столь же удалые, как и самый предмет. Особенно замечательны думы** — герои­ческие песнопения о былинах, относящихся преимуществен­но ко временам гетманства — до Скоропадского. Их и ныне еще поют слепцы-бандуристы, коих можно назвать мало­российскими рапсодами.

Восемь таковых дум издал князь Цертелев под назва­нием «Опыт собрания старинных малороссийских песней». Каждая дума 'посвящалась какому-нибудь историческому случаю либо лицу — в особенности Хмельницкому или Па­лею, Мазепе и другим.

Сказания о частных домашних событиях у Козаков со­ставляют переход от дум к повествованиям вымышленным или балладам, каковы, например, песнь о Твардовском, песнь о построении Киева, кои поют также старики-банду-

* В статье г. Бродзинского «О. народных песнях славян» (пер'еве-денной в «Вестнике Европы» 1826 года № 13) много сказано весьма хорошего о сем предмете; он говорит: «Славяне остаются ныне народом единственным, которого вкус, обычаи и песни напоминают нам карти­ну Греции древней» (стр. 47).

** Малороссийские думы известнее сербских песней. В них гораздо; более сладкой меланхолии; в песнях же военных более силы и картин пиитических.— Бродзинский, см. «Вестник Европы»* 1826, № 13, с. 52.

ристы. Желательно, чтобы кто-нибудь из земляков моих, в Полтавской губернии или близ Киева живущих, поспе­шил сохранить для словесности сии памятники.

Пеени женские, во-первых, суть выражение тоски по> родине, от которой были отлучаемы девы обманами коза-ков; некоторые, как бы повествовательные (каковы: о Ле-меривне, о Бондаривне), показывают притеснения и неис­товства, какие терпела действительно Малороссия от Ка-ньовских и Других панов. Песни любовные принадлежали,. кажется, сперва собственно женскому полу, вместе с са­мым чувством. Они исполнены пылкой страсти. Измены ча­сты: они либо были сносимы с безнадежным отчаянием, ли­бо отмщаемы были чарами, что следовательно встречает­ся нередко; вера в чарованья осталась и поныне у женщин. Песий мужчин, г"де видна нежность чувства любви, принад­лежат, кажется, к последующему времени.

К песням женским можно отнести песни праздничные и обрядные, ков-* носят на себе иногда*.печать древней сла­вянской мифологии; но вообще, показывая приверженность к удовольствиям земледельческой и семейственной жизни, представляют собой образцы весьма изящной, естествен­ной идиллии (таковы веснянки, троицкие, свадебные, на обжинки и другие песни — смотри книга четвертая). В сем отношении едва ли какая страна может назваться столь песенною, как Малороссия: там каждое время года, каж­дое занятие, к сельскому быту и жизни семейственной отно­сящееся, сопровождаются особенными песнями. Сюда же можно причислить и песни заклинательные *, подобные скандинавским.

Наконец должно сказать, что у них находится очень много песен веселых и карикатурных, иногда весьма забав­ных,, но наиболее таких, при конце коих всегда покраснеет стыдливость и которые большею частью составляют изуст­ную собственность народа, а не принадлежность поэзии. Веселость у них не такова, как в песнях Краковяков,— она превращается либо в грубое, либо в непристойное. Их во­ображение, от досуга или с горя разгулявшееся, не знаег себе меры. Сии песни, по веселому, резвому напеву и мер­ному, складу, наиболее суть плясовые и употребляются не столько по словам своим, сколько по музыке, часто весьма-хорошей, каковы, например, известные: «Метелиця», «Гор-лиця», «I шумить, 1 гуде». Есть русская пословица: «слова

* Образцы таковых мне показывал покойный Зориан Ходаковский после которого остался знатный запас для издания малороссийских пе-'







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия