Студопедия — Миграция майя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миграция майя






Команда ученых во главе с профессорами Нико­ласом и Верноной Скарборо из Университета Цинциннати нашла свидетельство главной эколо­гической катастрофы, которое помогает объяс­нить загадку странных первых поселений и по­следующей миграции населения майя, будоража­щую умы ученых в течение многих десятилетий — почему майя жили в областях, где основные вод­ные источники представляли собой трясину в течение половины года, и почему они затем их покинули?

Оказывается, всему виной сами майя, которые своей жизнедеятельностью привели эти террито­рии к экологической катастрофе и сделали их за­сушливыми. Но раньше, до прихода человека на эти земли, болота там были постоянными, и засу­хи никогда не было.

Исследование показывает, почему много первич­ных центров майя были оставлены спустя прибли­зительно 1600 лет после того, как эта цивилиза­ция сначала появилась на территории низменно­сти полуострова Юкатан в Латинской Америке. Ученые также выяснили, почему майя мигриро­вали к новым областям, где они создавали слож­ные системы водохранилищ, которые позволили их цивилизации процветать в течение нескольких столетий.

Непонятное поведение народности индейцев майя, существовавших в плотнонаселенных горо­дах с развитой культурой, а затем оставивших их, было нерешенной тайной для ученых во всем мире. Первые поселения майя появились около 2000 лет до н.э, но в 950 г. н.э. большинство горо-


дов низменности было покинуто населением. Од­нажды процветающие города майя, в которых возвышались удивительные по красоте пирами­ды, заросли тропическими лесами, пока археоло­ги не начали открывать их вновь в середине XIX столетия.

Многие из ранних центров майя были расположе­ны около сезонных болот. Это поставило перед

41 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типоло­гия основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.

ревни (сколько скота и на какие пастоища гнать, когда и что сеять, где заго­товлять лес). И как почти у всех горных народов — особо подчеркнутое ува­жение к старшим и строжайшая дисциплина42.

Немало общих черт в хозяйстве, быту и искусстве можно отыскать у жи­телей Гималаев и Альп, Анд в Америке, Тибета и Памира в Азии, Пиренеев и Кавказа в Европе43. Сходство культур горных народов объясняется огра­ниченным выбором средств приспособления к суровым условиям. Получа­ется достаточно четкая последовательность: люди разных народов, принад­лежащие к разным расам, нередко возделывающие разные сельскохозяй­ственные культуры и ухаживающие за разными домашними животными, создают однотипные системы хозяйства и быта, а шире — культуры, если жи­вут в однотипных природных условиях.

По мере продвижения человека по земле возникали системы взаимоот­ношений человека с природой или хозяйственно-культурные типы, связан-

учеными другую загадку, которая заключалась в том, что они содержат влагу только с июля до ноября. Это делает их неподходящими, чтобы в данной местности смогли выжить большие массы людей, которым была нужна вода. Но два ученых из Университета Цинцинати и их коллеги обнаружили, что эти сезонные болота были раньше постоянно заболоченными землями или мелкими озерами. И лишь приблизительно с 400 г. до н.э по 250 г. н.э. человеческое вмеша­тельство в климат и окружающую среду преобра­зовали сезонные болота в непостоянные водосо-держащие гидросистемы.

Изначально эти озера (болота) были гидрологичес­ки устойчивыми экосистемами, которые чем-то представляли собой водохранилища и они были потенциально более привлекательным местом, чем те естественные сезонные болота, найденные там сегодня. Ученые утверждают, что осуществ­ленное индейцами майя экологическое преобразо­вание, в тандеме с климатическим изменением, трансформировали по крайней мере некоторые из этих болотистых мест в период между 1700 и 3000 лет назад.

Ученые базируют свои заключения на данных, собранных во время локальных исследований около Ла-Милпа на территории северо-западной части государства Белиз в 1997 и 1998 г., и меж­ду Яксха иТикалем в северо-восточной Гватема­ле в 1999 г. Они изучили топографию, гидроло­гию, почву, растительность и культурные особен­ности населения майя, живших в то время. Проанализировали многочисленные образцы осадочных пород, взятых из этих сезонных бо-


лот и старых заброшенных искусственных кана­лов майя.

Те образцы, что они нашли, датировалось прибли­зительно 100 г. н.э. Большинство поверхностной воды в этих сезонных болотах исчезло. На не­сколько футов ниже поверхности там содержится слой заболоченных торфяников, содержащих сле­ды пыльцы от деревьев, водных растений и зерна прошлого. Но в конце вышеуказанной эпохи, этот слой был захоронен в слоях осадка глины. Судя по этим слоям, ученые сделали вывод о том, что сельскохозяйственная деятельность майя на­чала лишать эту местность лесов по мере роста численности населения майя. С вырубленным лесом, эрозия почв ускорялась. В период дождей вода поступала в болота с частицами верхнего слоя почв, которые постепенно заилили водохра­нилища и уменьшили их глубину. В результате эти земли превратились в некое подобие трясины и уже не могли давать необходимое количество воды для питья и выращивания урожая. Болота превратились из постоянных в сезонные. Результаты исследований наглядно демонстриру­ют разрушительные и долгосрочные последствия от вырубки тропического леса, которые прово­дятся и в настоящее время населением стран Центральной Латинской Америки. Ученые также обращают внимание, что преобразование болот из постоянных в сезонные заболоченные земли произошло приблизительно 2000 лет назад, и несмотря на прошествие столетий и новое зара­стание этой территории лесом,болота полностью так еще и не оправились. Источник: SciTecLibrary.com

42 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типоло­
гия основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.

43 Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на Земле. Основы этнографии. М.; Л., 1928.

ные с определенными географическими условиями44. Хозяйственно-куль­турных типов на земле этнографы насчитывают несколько десятков45. Люди издавна жили по всему свету, кроме, разве что Антарктиды, и сумели вкаж-дом случае создать культуру, приспособленную к конкретным географичес­ким условиям. Яркий пример — эскимосы. Какая бедная досталась им природная зона: многомесячная зима с длинной полярной ночью, снег и лед по 6—8 мес в году. Никаких условий для творчества и изобретательства. Тем не менее орудия труда у аборигенов Арктики, как установили ученые, разно­образнее, чем у тропических охотников и рыболовов: орудия из камня, кос­ти, китового уса и дерева, великолепные лодки из обтянутых кожей деревян­ных каркасов. Разнообразна одежда народов Арктики, она тепла и удобна.

Видимо, люди отличаются замечательным свойством — чем труднее им приходится, чем в более тяжелых условиях они живут, тем совершеннее они приспосабливаются к этим условиям.

Исследования уральского региона, проведенное Г.Н. Чагиным46, доказало зависимость культурного комплекса от географических и климатических условий среды обитания. Исторически сложившиеся народы Среднего Ура­ла — русские, коми-пермяки, удмурты, манси, татары, башкиры, марий­цы — проживали в разных экологических условиях. Разнообразие природ­ной среды, удобство водных и сухопутных путей издавна привлекали на Урал народы, потомки которых продолжают жить здесь и в наши дни. Проложен­ные через Урал дороги активно использовались для миграций с европейской территории на сибирские просторы. Природные условия вновь освоенных земель не создавали каких-либо препятствий к обращению народов. Всюду были проложены удобные дороги, часть которых превратилась в торгово-почтовые тракты.

Многообразие природно-кламатических условий на территории, занятой народами Среднего Урала, обусловило различия в их хозяйственно-культур­ной деятельности. В центральных и южных землях получило развитие трех­полье, а на севере — трехполье с перелогом и подсечно-огневой системой. На Среднем Урале сложилась специализация районов по выращиванию сельскохозяйственных культур. В южных уездах высевали пшеницу, гречи­ху, в большом количестве выращивали картофель, в северных — главными культурами оставались озимая рожь и ячмень.

Экологические условия определили специфику характера расселения и размещения сельских поселений. На севере преобладали малодворные, на юге — многодворные поселения. Дворы-хоромы со слитной связью избы и двухъярусного двора дольше бытовали на севере. Компактно-композицион­ный объем под единой или двумя смежными крышами обеспечивал в зим-

44 Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобес­печения в этнической культуре // Типология основных элементов традиционной культуры. М, 1984. С. 19-34.

^Арутюнов С.А., Хазанов A.M. Археологические культуры и хозяйственно-культурные типы: про­блема соотношения // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 140-147; Левин М.Г., Че-боксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области: К постановке вопроса//Советская этнография. 1955. №4. С. 3-17; РешетовА.М. Основные хозяйственно-куль­турные типы ранних земледельцев // Ранние земледельцы. Л., 1980. С. 34-42.

46 Чагин Г.Н. Природная среда и особенности культурно-бытовых традиций народов Среднего Ура­ла в середине XIX — начале XX века // Материальная культура народов России / Гл. ред. В.Т. Пу-ляев, Н.А. Томилов. Новосибирск, 1995. С. 122-139.

нее время сохранение тепла и удобство для ведения хозяйства. Корм для скота на всю зиму хранили на верхнем ярусе двора — повети, навоз накап­ливали в холодной части двора, из сеней удобно было пройти во двор, не выходя на улицу47.

Природные условия находили отражение в конструктивных приемах и архитектурно-художественном облике жилища. На севере все постройки возводились из дерева — ели, сосны, на столбы подбирали кедр, на нижние венцы лиственницу. В безлесных районах, где не хватало хорошего леса, строили из тонкой древесины, стены обмазывали глиной, иногда делали

каркасно-столбовую конструкцию, внутрь которой закладывали землю, навоз, солому. На севере из-за обиль­ных осадков крыши строили высоки­ми, с крутыми, далеко выступающими от стен скатами, а на юге пологими. В горных районах, где выпадает много осадков, избу, холодный двор и теплые хлевы перекрывали раздельно дву­скатными крышами, расположенными рядом и параллельно друг другу.

В северной зоне (Чердынский, Соликамский, Пермский уезды), где кре­стьянство больше занималось охотой, рыболовством, безгвоздевые крыши украшали зооморфной скульптурой — коньками и птицами, а наличники — накладными или прорезными фигурами уток, лебедей, тетеревов, глухарей. В южный уездах с развитым земледелием наличники оформляли с солярны­ми символами, выполненными на верхних досках глухой выемчатой резь­бой или многоцветной росписью. Внутри небеленые стены расписывали цветами, птицами, животными, а также бытовыми сценами48.

Климатическим условиям соответствовали особенности и хозяйственных построек. На севере дворы строили обязательно двухъярусными, со взвоза­ми на поветь, где хранился хозяйственный инвентарь и корм для скота, ко­торый содержали в теплых хлевах нижнего яруса. Погреба размещались в холодном крытом дворе или же под полом в сенях. Чтобы уберечь продукты от сырости, грызунов, амбары-житницы ставили на столбы в стороне от дома. Овины делали, как правило, верховые, т.е. с каменкой на земле, а ови­ны с глиняным полом — с долонью49.

Природные условия способствовали многообразию народного костюма. Овчинную одежду (шубы, полушубки) носили преимущественно в северном регионе. Русские, коми-пермяки, манси имели одежду из меха диких живот­ных. Совики, малицы, гусь, порхи глухого покроя шили из оленьих шкур мехом наружу50. Многие народы Среднего Урала носили берестяные и лыко­вые лапти, кожаные коты, бахилы. Для ходьбы на лыжах манси, коми-пермя-

47 Чагин Г.Н. Сельское расселение в Северном Прикамье (вторая половина XVI — начало XX в.) //
Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1990. С. 24-34.

48 Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: Крестьянский расписной дом. Л., 1988.
С. 76-166.

49 Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища. Свердловск, 1989; Чагин Г.Н. На древней
Пермской земле. М., 1988.

50 Глушков И.Н. Чердынские вогулы: Этнографический очерк. М, 1900. С. 25; На путях из земли
Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-XX вв. М., 1989.
С. 152.

ки, северные русские крестьяне надевали уледи, сшитые целиком из кожи, или порубни, их подошва была из кожи, а верх — из сукна. Общераспространен­ной зимней обувью являлись валенки. Овчинные шапки-ушанки, валяные колпаки носили преимущественно северные русские, коми-пермяки, манси51. Природные условия определяли и рацион питания. У народов северной зоны основу его составляли продукты животноводства и земледелия. Суще­ственным дополнением было мясо диких животных, дичи и рыбы. В рацион питания входили продукты собирательства — грибы, ягоды, орехи. Овощные блюда больше употреблялись в южных уездах, где благодаря мягкому клима­ту, продолжительному лету огородни­чество получило большее развитие.

Характеру природно-географичес-кой среды подчинялись также обще­ственные отношения и некоторые сто­роны духовной жизни. Размещение поселений на местности и их группи­ровка (разбросанная или гнездовая) влияли на социальную организацию и общественную жизнь. На севере и в горной местности (Вишера, Колва, Яй-ва, Косьма, Лозьва, Тура, Тавда, Сось-ва, верховья Чусовой), где немало уда­ленных друг от друга поселений и труд­нодоступные пути сообщения, наиболее сплоченным коллективом людей являлась не волостная, а сель­ская (деревенская) община, объединя­ющая крестьян одного или нескольких близлежащих поселений. Для регули­рования поземельных отношений и взаимоотношений с долго державши­мися у северных крестьян нормами обычного права к концу XIX в. сель­ские (деревенские) общины были за­менены сельскими обществами, состоящими также из одного или несколь­ких поселений52. Общинная жизнь и обычно правовые нормы включали также трудовую взаимопомощь. В местах скученного расселения и компак­тного размещения гнезд поселений крестьянская волостная община функ­ционировала стабильно, и ее уровень действия был выше сельской общины и общества53. Традиции общинной жизни выглядели намного устойчивыми и эффективными, когда деятельность общин распространялась на террито­рию с одним церковным приходом.

31 Чагин ГЛ. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. (этни­ческие традиции материальной жизни). Пермь, 1991.

52 См.: Списки населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1909-1912; Власова И.В. Обшина и
обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XV1I-XIX вв.) // Русские: Семейный и
общественный быт. М., 1989. С. 24—44.

53 Власова И.В. Обшина и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XVII—XIX вв.) //
Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989. С. 30.

В характере расселения просматривается и такая взаимообусловленность: население, проживавшее в разных, но близлежащих речных бассейнах с одинаковыми климатом, рельефом, фауной и флорой, в большинстве слу­чаев не обособлялось, а постоянно поддерживало общение на хозяйствен­ном, культурном и семейно-брачном уровнях. В Верхокамье (земли вокруг источников Камы, Сепыча, Лысьвы, Обвы) хозяйственно-культурная общ­ность обладала устойчивыми чертами с XVII в., когда сложились первые общины старообрядцев поморского согласия. Поэтому этот район на мно­гие годы стал объектом изучения народной культуры с различных точек зре­ния — книжности, фольклора, музыки, этнографии, лингвистики, искусст­воведения, социологии54.

Природным началом определялась материальная культура (жилище, одежда, орудия труда, средства передвижения, утварь, пища). В каждом ре­гионе, а порой и у каждого народа склады вались свои нормы взаимодействия с природой, а также свои традиции, регламентирующие сроки охоты, рыбо­ловства, сбора лесных даров, размеры добычи, порядок земледельческих циклов. Устойчивая хозяйственная направленность крестьянских хозяйств, заложенная природным началом, сказалась на своеобразии других жанров народного творчества55. Так, заговоры, пословицы, поговорки, устные рас­сказы, отражающие полеводство и пчеловодство, знали преимущественно в южных уездах. На севере подобные жанры отражали охотничье-промыс-ловый быт. В горно-таежных районах русские и обрусевшие манси Чердын-ского и Верхотурского уездов имели срубное жилище одного типа, одина­ковое устройство интерьера, сходные способы охоты, рыболовства, разра­ботки подсеки, однотипную меховую одежду. У северных русских и северных коми-пермяков Чердынского уезда было идентичное по планировке, устрой­ству, наружным украшениям жилище, похожие охотничьи и рыболовные принадлежности, а также одежда (сарафанный комплекс с кокошником знали только косинско-камские и язьвинские коми-пермяки), посуда и хо­зяйственная утварь. Много общего (тип жилища, костюм, транспорт, пахот­ные орудия, порядок проведения сабантуя) сложилось у татар и башкир Южного Прикамья и Зауралья. Близкими им стали и удмурты Осинского уезда56.

4 Димухаметова С.А., Чагин Г.Н. Изучение культуры и быта старообрядческого населения Верхока-мья // Музеи в атеистической пропаганде. Л., 1986. С. 5-18; Никитина СЕ. Устная народная куль­тура и языковое сознание. М., 1992.

55 Чагин Г.Н. Этнокультурное взаимовлияние русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв. //
Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. С. 72-78.

56 Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 597. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия