Студопедия — В ОСОЗНАННОСТЬ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ОСОЗНАННОСТЬ 2 страница






Впрочем... Занимаясь гигиеной души, важно не угодить в еще более изощренную ловушку рассудка. Важно не превратить эту порой захватывающую работу над собой (еще бы, она несет облегчение, открытия, окрыляет и возбуждает!) в очередную цель из множества других целей, формируемых коварным рассудком для укрепления «эго» и удержания контроля над сознанием. Например, вы начинаете с суровой решимостью добиваться победы над рассудком, не по­дозревая, что перед вами, как перед осликом, повесили свежую морковку, за которой вы и бежите с упорством, достойным лучшего применения. Пока просто наблюдайте за умственной работой — этого вполне достаточно.

Когда в моей жизни случился крах, за которым последовал долгий и мучительный выход из жестокой депрессии (собственно, на этом опыте и отрабатывались многие из предлагаемых здесь методик), мне пришлось в полной мере испытать коварство рассудка, стремящегося любой ценой сохранить утраченное господство.

Самая острая и опасная фаза кризиса была уже позади. Я «слез» с антидепрессантов, мучительно возвращая себя в повседневность, в работу. Кто-то дал мне почитать работы Э. Толле, потом Ошо и др. В них, наряду с какими-то явно неприемлемыми вещами, были здравые элементы, и я их использовал. Из разрозненных кусочков нового знания о себе и желания устоять по наитию создавались и тут же испытывались приемы трансформации сознания, техники выживания. В том числе, как теперь понятно, и защитные фильтры, хотя в тот момент я, разумеется, ни о чем подобном не догадывался.

И рассудок отреагировал сразу. На первых порах, чтобы ввергнуть меня в пучину неосознанности, то есть отождествить меня с неисчислимыми страхами, проблемами и недугами, которые, как мне тогда казалось, были неотъемлемой частью меня, а не сотворенными рассудком химерами,как это было на самом деле, он «вбрасывал» одни и те же мысли-активаторы. Этот прием работал исправно, и жизнь моя была сущим кошмаром.

Когда же мои первые слабенькие фильтры начали делать свое дело, я заметил, что «активаторов» стало больше, они стали разнообразнее и напористее. Начались попытки прорыва обороны «с флангов», например через неожиданные ассоциации с людьми и ситуациями, не имевшими будто бы прямого отношения к моим проблемам и переживаниям. Скажем, из радиопередачи рассудок выхватывал несколько ключевых слов, вокруг которых тут же начинались умствования. Пропустишь момент атаки, отвлечешься от наблюдения — нервный срыв гарантирован.

Иногда «активаторы» пытались внедриться в периоды расслабленности, например по утрам, когда сознание еще не полностью включило фильтры. В общем, несть числа этим «проискам» рассудка, как нет и не может быть рекомендаций по их отражению, годных на все случаи жизни.

Но есть одно верное и спасительное средство: будьте осознанны, внимательны и предельно ответственны.
Никто и ничто не в состоянии влиять на ваше сознание извне. Если вы думаете иначе, знайте: это мнение вашего рассудка, но не ваше. Это его «игры». Ссылаться на внешние обстоятельства или свойства своего характера для объяснения зависимости от кого-либо или чего-либо удобно. Это успокаивает, примиряет с жизнью и даже принимается в оправдание обществом, столь же неосознанным, как и сам «страдалец». Вот только незадача: все это — от «а» до «я» — иллюзия. Спросите себя: «Хочу ли я испытывать зависимость?» Если «нет», значит, с вами все в порядке, вы в своем уме. Тогда откуда взялась эта пресловутая зависимость от чего бы то ни было, если вы ее не заказывали? Задумывались ли вы об этом?

И еще: наблюдая за противником — мыслями-активаторами, мы не только гасим их активность, но и одновременно укрепляем, совершенствуем свои защитные духовные бастионы.

Упражнение 2. Установка защитных фильтров

Попытайтесь на досуге «выудить» хотя бы одну из известных вам наиболее назойливых «мыслей-активаторов». Лучше всего «на входе», когда она реально угрожает втянуть вас в водоворот навязчивого негативного мышления. Это несложно. Главное не напрягаться в ожидании «улова», иначе незаметно для себя самого вы перейдете к упражнению 1 (какая будет моя следующая мысль?), и ждать придется долго. Просто не забывайте о задании, и мысли-активаторы обязательно явятся — куда им деваться?

Когда это произойдет, начинайте осознанно наблюдать — помните рыбок в аквариуме? Постарайтесь запомнить, как скоро вам удалось «погасить» их активность. Зафиксируйте свои ощущения.

* * *

Повторим: первичные мысли-активаторы — серьезный противник. Из этого сырья рассудок, предоставленный самому себе, неустанно производит ментальный мусор, захламляя им ваше сознание, причем помимо вашей воли. Кстати, в этой «работе» участвуют не только все органы чувств, реагирующие на внешние раздражители, но и сам рассудок, черпающий материал для своего «антитворчества» в недрах памяти (возможно, даже генетической) и своей способности к абстрактному мышлению, то есть синтезу прошлого и будущего.

Если вовремя не остановить эту «самодеятельность», сознание может испытать непосильное избыточное давление негатива извне и изнутри. Так что при игровой форме и внешней «забавности» второго упражнения не заблуждайтесь: вы делаете серьезное дело — оказываете психотерапевтическую помощь самому себе, своего рода предупреждение возможных стрессов и депрессий.

Подведем итоги

Наше сознание действительно представляет собой синтез двух «я». Одно — маленькое, напуганное, напичканное комплексами «эго». Другое — великое и беспредельное, как сама жизнь, от благодати и мощи которого нас отделяет толькособственная неосознанность, без­ответственность и небрежность. Именно Высшее Сознание — необъятное и всесильное, заботливое и дружелюбное — управляет нами, когда рассудок выключен. Прилагая духовное усилие, мы на собственном опыте убеждаемся, что это поистине Божественное Сознание не где-то на небесах, не за морями, а прямо в нас — здесь и сейчас.

Сам себе... «ужастик»

Попробуем понаблюдать за многогранной и суетной деятельностью рассудка под другим углом зрения. Мы знаем, что он предпочитает изображать действительность в «кривых зеркалах» предвзятости и конфликтности. Но это еще не все. С неменьшим упорством рассудок стремится «вытолкнуть» вас из настоящего времени, из текущего момента. Либо в прошлое, в воспоминания, либо в будущее (а вдруг, а что, если?).

Чаще всего это выглядит так. Из прошлого опыта — ранее приобретенных знаний и чувственных ощущений — «надергиваются» подходящие к случаю фрагменты и «сюжеты», а затем из этих заготовок монтируются довольно жуткие сценарии. Что-то вроде «сам себе режиссер», только в жанре фильмов ужасов Хичкока да еще и с элементами самоистязания.

Представим такую ситуацию. Вам предстоит ответственный экзамен — выпускной в средней школе, вступительный в институт и т. п. Помните свое состояние за день-два до него? Волнение, испарина, мысли:
«Я ничего не знаю, я бездарен, я погиб!» Перед глазами жуткие сцены позора и провала. Эти панические настроения отравляют жизнь, отбирают уверенность днем и сон по ночам. К счастью, хотя бы ненадолго они отступают: нужно готовиться — читать конспекты, ходить на консультации, писать шпаргалки, наконец.

Вы уже догадались, к чему я клоню? Трясущимися руками вы берете билет, начинаете думать, готовиться к ответу. В этот момент лихорадка сама собой проходит и больше не возобновляется до… следующего экзамена.

Что для нас важно в этом примере? Экзамены, разумеется, — дело серьезное, но от них еще никто не умирал. Ваша паника — яркий образец разрушительно-негативной деятельности рассудка, предоставленного самому себе. Едва ли кому-нибудь в голову придет идея сознательно подрывать собственную психику и здоровье, особенно накануне экзаменов. Тем не менее именно этим вы неосознанно и занимались. Никакой команды «фас!» от вас на этот счет, конечно, не поступало. И все же рассудок весьма последовательно и изобретательно нагонял на вас «жуть», преобразуя имеющийся в вашей памяти опыт в страшные картины будущего провала и его катастрофических последствий.

Почему же он предпочитает рисовать именно устрашающую версию будущего? Почему не позитивную или хотя бы нейтральную вроде «Все обойдется!»? А ведь стоило вам в процессе подготовки переключиться на конкретное дело, как экзаменационная лихорадка спадала сама собой! Объяснение простое: в такие моменты бесконтрольная деятельность рассудка оказывалась в поле вашей воли, вашей осознанности. Дальше — по знакомой схеме. Свет сознания озарял «фабрику мыслей», рассудок получал от вас конкретное задание и приступал к выполнению своих прямых обязанностей — решению практических задач. И впрямь, не враг же он нам! Как только блокировалось машинальное мышление, прекращались и терзания. Это происходило само собой, без вашего осознанного участия и понимания сути происходящего. И еще: это происходило потому, что вы всецело оказывались в настоящем мгновении. Но удержать это состояние — искусство высшего пилотажа, так просто оно не дается. Прежний образ жизни довлеет.

Запомним это и сделаем небольшое отступление. Поговорим о настоящем мгновении, его природе и фундаментальном значении для нашего сознания, для здорового восприятия окружающего мира.

«Ну, — скорее всего возразите вы, — о чем тут говорить? Все совершенно ясно!..»

Ясно как раз не все. И вы в этом убедитесь. Когда? Да прямо сейчас — когда мы начнем учиться жить в настоящем.

Здесь и сейчас

С древних времен разные религиозные и философские школы искали способы обучения искусству жить в настоящем. Наставники дзен-буддизма и индийские гуру применяли, в частности, такой прием. Учитель незаметно подкрадывался к погруженному в размышления ученику и бил его палкой по плечам, проверяя степень его присутствия в настоящем. Успел ученик парировать удар — он здесь, нет — унесен мыслями в прошлое или будущее.

Суть такого упражнения проста. Настоящее мгновение мало, как острие иглы. В то же время оно беспредельно конкретно и до краев наполнено бытием, жизнью. Если ученик, даже размышляя, был бдителен к реалиям жизни, застать врасплох его было невозможно. Если мысли уносили его из настоящего, если он отсутствовал, учитель легко «ловил» его.

Возьмем в руки линейку и выберем на ней любое деление. Представим, что это — настоящее мгновение. Слева от него — предыдущие, прожитые, отправленные в архив памяти, и в этом смысле уже реально не существующие мгновения. Справа — настоящие мгновения, которые принадлежат будущему. Они еще не наступили, возможно, им и не суждено наступить (кто знает?), и в этом смысле они еще не существуют. Реален лишь текущий момент — то, что здесь и сейчас.

Двигаясь по дороге жизни, мы чередуем эти деления и эти мгновения, получая в каждом из них неповторимые ощущения и совершая конкретные действия. Непрерывное чередование, цепь настоящих мгновений и есть жизнь. А раз так, то и вся жизнь — это одно настоящее мгновение, за пределами которого нет ничего реального.

Все, что вне настоящего, — не более чем продукты нашей мыслительной деятельности, нашего рассудка, то есть иллюзии, фантазии, мысленные конструкции, схемы, образы. Это факт. Еще и еще раз обдумывайте этот тезис, осваивайте его, внедряйте в свое сознание. Это очень важно.

Упражнение 3. Линейка — жизнь

Возьмем линейку в руки еще раз, выберем одно из делений. Представим, что оно — настоящее мгновение. Сосредоточьтесь, почувствуйте свое присутствие, ощутите тело изнутри. Теперь медленно окиньте взглядом помещение. Обратите внимание на интерьер. Возможно, вы почувствуете нечто необычное, словно под вашим взглядом предметы выглядят иначе, чем всегда, чуть рельефнее, ярче, воздух — прозрачнее.

Все нормально: вы всецело присутствуете в настоящем. В повседневной жизни это с вами случается не так уж часто.

Теперь, глядя на линейку, попробуйте отсчитать несколько делений назад по шкале и каждое из них в уме последовательно связывайте с недавними (в пределах нескольких дней) событиями своей жизни. Точно так же поступите с событиями, наступления которых вы ожидаете в ближайшее время.

Взгляните еще раз на деление, принятое вами за настоящее мгновение. Вы здесь, вы в нем. Все остальное — в вашем воображении. Отделите себя от образов, создаваемых рассудком, то есть памяти о прошлом и представлений о будущем.

Оглянитесь. Слышите тишину? Обратите внимание на свое состояние. Ваши тревоги и сомнения чуть-чуть рассеялись. Вы осознали, что их нет: одних уже, а других еще. Вы-то здесь, а они где? Правильно, в вашем воображении. Задайте себе вопрос: «Чего мне сейчас не хватает?» Не когда-то, а именно сейчас, в данный момент времени. Еще раз понаблюдайте за своими страхами, но уже со стороны. Поступите с ними, как с мыслями-активаторами. Все ваши так называемые проблемы по сути своей и есть комбинации мыслей-активаторов, порой очень сложные.

Еще раз: оставайтесь в настоящем, если активаторы вторгаются в ваше сознание, наблюдайте за ними. Они довольно быстро оставят вас в покое. Правда, до поры до времени. Но вы уже знаете, что делать.

* * *

Конечно, дело здесь не в линейке. Она лишь средство, помогающее нам заглянуть за «ширму неосознанности», увидеть реальную картину. В самой реальности ничего удивительного нет, на то она и реальность. Но мы привыкли смотреть на мир иначе. Словно чья-то злая воля заставляет нас носить «очки». Отсюда в нашем восприятии жизни возникают искажения. Если мы неосознанны, рассудок легко вводит нас в заблуждение, делая картину мира размытой, нечеткой. Взгляд скользит, воспринимая в лучшем случае десятую часть того, что видит, будь то человек, вещь или явление природы.

В данном упражнении мы успешно решаем две задачи:

u осознанно закрепляемся в настоящем;

u отделяем свое истинное «я», то есть нашу подлинную личность — образ Высшего Сознания и управляемую рассудочную деятельность, от эгоистического мнимого «я» и «обезьяньего ума» в форме бесконтрольной и негативной рассудочной деятельности.

Предвижу возражения: «Но ведь мои проблемы никуда не делись. Сейчас мне спокойно, а завтра они навалятся на меня с новой силой».

О том, что такое в действительности наши проблемы, мы еще поговорим. А пока встречный вопрос: кто сказал, что будет завтра? Дожить еще надо!

Мастер-класс настоящего мгновения

Лучшие учителя жизни в настоящем — наши «братья меньшие», животные. Они осознанны изначально, полностью и без изъяна, хотя и лишены ряда качеств, дарованных свыше лишь человеку. Они не ощущают хода времени, не сознают причин и следствий, не умеют планировать. Если можно было бы спросить, к примеру, лошадь: «Который час?» — ответ не заставил бы себя ждать: «Что значит, который час? Сей час. Какой еще?» Животные абсолютно лишены комплексов, непосредственны и, очевидно, счастливы в своем девственном неведении добра и зла. Живут инстинктами. Если говорить языком религии, живут по законам Божьим, слепо следуя Его провидению.

Они действительно бесценные проводники в нашем Путешествии. Особенно домашние животные, когда-то отделившиеся от своих диких собратьев и прилепившиеся к человеку. Мы относимся к ним свысока, часто унижаем и предаем их, причиняя незаслуженную боль. И все же в минуты скорби и страданий мы, будто дети, ищем утешения в их безграничной, неведомой нашему разумению преданности. Быть может, именно тогда мы инстинктивно тянемся к этим существам как проводникам и носителям того первичного, чистого Высшего Сознания, которым в избытке обладаем сами, не зная того.

Упражнение 4. Собака

Чтобы далеко не ходить, взгляните на свою собаку. Это воплощенная энергия, «ртутный шарик». Каждое движение доставляет ей неописуемую радость, и не по какой-либо конкретной причине, а просто как радость движения, игры, жизни. Она вся и всегда в настоящем. Вот она набегалась, растянулась на полу и самозабвенно предалась «ничегонеделанию». Но, даже ленясь, она здесь, она — сейчас. Спит, а уши, как локаторы, ловят малейшие звуки. Вот вы свистнули — долой сон! — и она вновь готова лететь за Хозяином куда угодно, отмечать свой непрерывный праздник жизни, пить радость бытия до дна.

Доводилось ли вам видеть собаку, раздраженную ранней «побудкой», недовольную погодой или видом из окна? Если некоторые собаки и проявляют признаки невротического поведения, то только по причине слишком долгой жизни в обществе человека.

Упражнение 5. Птичка

Показательно поведение диких, то есть совершенно от нас, слава Богу, не зависящих существ. Полюбуйтесь на любую птичку в лесу. Сколько в ней искристой деловитости! Вот она села на ветку, молниеносно поворачивая голову, оценила ситуацию, склевала какого-то червячка и… фю-ить — перелетела на другую ветку. Никаких сомнений и раздумий вроде: «А стоит ли перелетать? А вдруг на соседней ветке что-то не так? А если…?» Никаких «самооценок». Никакого дела до человека, то есть нас с вами, наблюдающими за ее действиями.

Посмотрите на птичку иначе, чем всегда. Обычно мы видим в ней лишь некий атрибут леса, незначительную деталь в его пестрой картине. Между тем, если попытаться быть хотя бы чуть-чуть осознанным, можно увидеть перед собой чудо природы. Сгусток чистой энергии, исполняющий свою уникальную, пусть и микроскопически малую, партию в великой Вселенской гармонии, в котором ни одно движение не бывает лишним и никогда не повторяется дважды. Рассудок замирает. Вы соприкасаетесь с Высшим Сознанием. Конечно, если сумеете удержать внимание и не соскользнете в привычное русло. «Ах, какая прелестная птичка, — воскликнете вы голосом повеселевшего рассудка, — интересно, как она называется?» Все. Шторки закрылись. Рассудок снова на коне, он повесил на птичку ярлык «птичка» и вновь, в миллионный раз успешно сузил ваше безбрежное сознание до размеров спичечного коробка.

Упражнение 6. Кошки-мышки

Мы уже пробовали играть в «кошки-мышки», когда ждали следующую мысль. Помните?

Немного усложним задачу и попытаемся совместить три состояния: пребывание в настоящем, остановку рассудка и осознанный контакт с Высшим Сознанием.

Итак, вы — кошка. Вообразите, что перед вами мышиная норка (можно даже соорудить ее подобие из подручных материалов). Вы ожидаете добычу. Вы — охотник, и это не игра, а схватка. Мышь может выскочить в любую секунду. Это ваша добыча. Вы расслаблены, но бдительны и готовы к молниеносному действию. Вы вне рассудка, вне времени. Вы в поле покоя, но полностью сосредоточены на ожидании мышки. Мир свелся в точку. Все вокруг не имеет значения. Полное слияние с целью, полная осознанность.

* * *

Конечно, как бы мы ни старались, до кошки нам далеко. Достаточно просто посмотреть, как она охотится в естественных условиях. Сколько грации, пластики, удивительного сочетания расслабленности и готовности к прыжку. Часами она поджидает мышку, и никаких признаков усталости. Ни намека на скуку: «Надоело, пойду займусь чем-нибудь еще!»

В лучшем случае нам удастся немного приблизиться к состоянию ребенка, играющего в песочнице. Та же всецелая погруженность в действие, в игру — куличики, фантики — все равно (впрочем, игра ли это для ребенка?). То же тотальное пребывание в настоящем мгновении. То же ласковое, убаюкивающее прикосновение свыше.

Высшее Сознание

Остановки «фабрики мыслей» и осознанного пребывания в настоящем достаточно, чтобы хотя бы на миг почувствовать присутствие Высшего Сознания. Чувство неизъяснимого покоя и воздушной радости, которое вы мимолетно испытали в ходе упражнений, — не иллюзия. Это дар свыше, знак ответного внимания, ласковое прикосновение. Между тем мы всего лишь приложили небольшое усилие — заглянули в свое сознание и поставили на место рассудок.

Теперь мы с вами вправе подискутировать с Рене Декартом и его известным «мыслю, следовательно, существую». На уровне обобщения все верно, но о каком качестве мышления идет речь? Направленная, не теряющая связи с настоящим рассудочная деятельность действительно означает, что вы присутствуете, живете. Суетная же, непроизвольная умственная активность не имеет ни малейшего отношения к реальности бытия. Это чистой воды фикция, обман. Это матрица, только созданная не коварными бездушными компьютерами на погибель рода людского, а самим человеком, забывшим, что у него есть душа.

Высшее Сознание доступно каждому. Подобно солн­цу, оно светит всем, без различия их происхождения, пола и состояния. Даже если небо закрыто облаками, мы твердо знаем: солнце там, оно светит.

Так и Высшее Сознание — суть жизнь, Бог, Высший Разум. Первоначало и причина всего и вся: галактик, солнц, человека, в том числе и его мечущегося в поисках истины рассудка. Оно вне и внутри нас. Им мы существуем, движемся и живем. Оно же наделило нас самой способностью мыслить, возможно, с той целью, чтобы нашими глазами любоваться на плоды своего удивительного и неутомимого творчества. На бесконечную гармонию рождения и смерти, смены форм микро- и макромиров, энергетические переливы Вселенной. Нам не постичь сути этого воистину божественного замысла, ибо мы творения, но не творцы. Капле воды не познать океана, но в ней есть то, что присуще океану.

К счастью, благодаря одухотворенности, то есть наличию души, мы можем, нам дано ощущать Творца. Правда, это происходит только в том случае, если мы осознанно хотим этого. Усилием воли (чьей?) мы прорываем заслон тьмы, чтобы направиться к свету.

Упражнение7. Осознанное действие

Путей внастоящее много. Если вам плохо, голову осаждают незваные мысли, не дает покоя осадок от тяжелого разговора, встречи, события и т. п., вспомните упражнение с линейкой. Ощутите настоящий момент, внимательно изучите окружающую обстановку и займитесь каким-токонкретным безобидным делом. Но с условием: надо отдаться делу целиком.

К примеру, вы моете руки. Полюбуйтесь стекающими с них каплями воды. Сколько неповторимой красоты и гармонии, переливов цвета и звука. Поговорите с водой (про себя, конечно, а то подумают еще чего!). Вода — главный на нашей планете носитель информации, она тонко реагирует на ваше к ней отношение. Поблагодарите ее. А точнее, не ее, а прикровенно — Высшее Сознание, которое стоит за ней и является причиной ее бытия. Придайте осознанность каждому своему жесту, мысли, взгляду, ощущению. Вы почувствуете себя в гармонии с природой, частью целого. И рассудок отступит. Вы войдете под своды Высшего Сознания и… испытаете облегчение и спокойную радость. Высшее Сознание есть Любовь, и Оно стремится на помощь, чтобы поддержать и обогреть. Можете считать это созерцанием. Но это и есть состояние не-рассудка.

* * *

Пребывая в настоящем, вы освобождаете себя, свое истинное «я» от безудержной рассудочной деятельности — единственного источника всех болезненных или тревожных состояний. Очень важно не только понять это, но и отмечать любой свой выход из настоящего. Наблюдайте за собой. Сначала это дается нелегко. Но вы не обязаны, стиснув зубы, ежесекундно удерживать себя в настоящем. Просто фиксируйте «непребывание» в настоящем. Эта более спокойная и эффективная практика со временем станет естественной, как дыхание.

Потрясающий по простоте слога и глубине мысли философский трактат Ямамото Цунэтомо (1659–1719) содержит выразительные строки, посвященные настоящему мгновению:

«Безупречный человек — тот, кто уходит от суеты. Делать это нужно решительно. Воистину, нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся жизнь человека есть последовательность мгновений. Если человек до конца понимает настоящее мгновение, ему нечего больше делать и не к чему больше стремиться. Живи и оставайся верным подлинной цели настоящего мгновения.

Людям свойственно упускать настоящее мгновение, а потом искать его, словно оно находится где-то далеко. Но никто, кажется, не замечает этого. Однако если человек глубоко это осознал, он должен, не задерживаясь, переходить от одного переживания к другому. Тот, кто однажды постиг это, может об этом забыть. Но он уже изменился и стал не таким, как все. Если человек сполна понимает, что означает жить в настоящем мгновении, у него почти не остается забот».

Сравните с христианским принципом — жить сегодняшним днем!

«Хорошо, — скажете вы, — с настоящим мгновением более или менее ясно. Но причем здесь наш рассудок? Какой резон ему выталкивать нас из настоящего?»

Дело в том, что настоящее мгновение чрезвычайно мало. На острие этой реальности рассудку совершенно негде, да и некогда разворачивать ту умственную суматоху, которой он обычно заполняет наше внутреннее пространство в состоянии неосознанности, то есть когда мы выпадаем из настоящего и мысленно «путешествуем во времени». Удерживая себя в настоящем, мы тем самым лишаем рассудок возможности работать непроизвольно и хаотично. По сути дела он выключается,стоит только нам войти в настоящий момент.

Кто-то снова возразит: «Позвольте, что значит выключается? Не морочьте голову! Как тогда жить? Возможно ли все это?»

Разумеется (и нам с вами это уже понятно), речь идет не об отключении всей рассудочной деятельности вообще, а лишь о попытке блокирования той ее части, которая носит хаотичный, бесконтрольный и вредоносный характер. При этом человек вовсе не становится умственно неполноценным. Он не теряет трудоспособности — напротив, сознание становится ясным и острым, мозг работает, как хорошо отлаженный механизм. Его эффективность в режиме целевого использования резко возрастает.

Наш мозг — чрезвычайно мощный и полезный ин­струмент. Общеизвестно, что у обычного человека он задействован лишь на два процента реального потенциала (у гениев — на два с половиной). Причем в эти два процента вмещается как осознаваемая, рассудочная часть работы мозга, призванная собирать и анализировать информацию, строить концепции и пла­ны, так и скрытая, обособленная (слава Богу!) от рассудка его часть. Она несет ответственность за творчество и всю вегетативную систему человеческого организма, осуществляя невообразимую по скорости и объему выполняемых операций работу.

Чудо мозга, как и чудо жизни, стало возможным вовсе не благодаря уму. Тут потрудился разум, во много раз превосходящий человеческий. Каким образом, например, в молекуле ДНК нашей клетки умещается информация объемом в сотни тысяч страниц машинописного текста? Действуя в унисон с этим разумом, рассудок превращается в поистине великолепный инструмент и начинает служить чему-то неизмеримо более величественному, чем он сам.

При всей самонадеянности некоторых представителей современной науки даже они вынуждены признать, что мы все еще очень мало знаем о мозге человека. Познание здесь, как и в большинстве других научных сфер, идет по «обреченному» сценарию: каждый шаг вперед, позволяющий раскрыть некую тайну, раздвинуть границы познанного, выявляет несопоставимо более обширную, обескураживающую своими размерами сферу «нового незнания». Так что, продвигаясь вперед, к истине (или полагая, что поступаем так), мы всякий раз отдаляем конечное знание. Со стороны, пожалуй, это напоминает движение известного копытного за известным овощем либо попытку настичь мираж в пустыне.

Характерно, что в последние годы теория науки всерьез озаботилась этой проблемой, и в числе возможных путей ее решения начала выдвигать очень смелые, нестандартные, можно сказать, «прорывные» предложения. Например, искать ответы на самые злободневные вопросы современности на стыке науки и… веры. Начинают пересматриваться в свете новейших научных исследованийи казавшиеся фундаментальными «истины», полученные рациональными методами познания, в частности теория эволюции видов Ч. Дарвина.

Рассудок управляет сознательной частью нашей жиз­ни. Он скрупулезно собирает, просеивает, обобщает и хранит информацию. Он очень полезен в организации жизни и решении практических задач. Вообще, грызть всякого рода кроссворды и задачи — его «хобби». И все же это не более, чем компьютер. Мощный, неизмеримо мощнее любых «интелов» и «пентиумов», но компьютер со своими функциями и ограничениями...

А как быть с нашими фантазиями? А образное мышление, искусство, поэзия наконец? Зададимся вопросом: кто водит рукой ребенка, рисующего дом на листе бумаги? Рассудок, осмысленно соединяющий краски и линии таким образом, что в результате получается наивный и трогательный рисунок? Или мы все-таки признаем, что наш ребенок не думает в момент творчества, а просто творит, что рукой его водит Кто-то свыше, а младенческий еще рассудок неуверенно подает краски и кисти, выполняя функцию подмастерья.

Если нам достанет смелости признать это, придется сделать следующий шаг: допустить, что вообще всякое творчество есть результат взаимодействия рассудка художника с Высшим Сознанием, а точнее, есть результат балансирования на грани рассудка и не-рассудка. Высшему Сознанию в делании творческой работы руками человеканужен помощник — рассудок-компьютер. Прорыв, озарение, вдохновение в любой области человеческой деятельности невозможны без кропотливой, многолетней подготовительной работы. Обучение, освоение ремесла или профессии необходимы, чтобы «продавить» толщу ранее накопленного предшественниками рационального знания и выйти на рубеж открытия в трепетном ожидании… Чуда.

Истинный художник должен быть готов к прорыву. Эта подготовка освящена трудом и терпением. Даже величайший музыкант ничего не исполнит на расстроенном инструменте. Каждый, кто испытал восторг творчества, знает, что уже на подходе к этому рубежу человек действительно теряет рассудок, а вместе с ним и чувство рационального и полезного. Сон, еда, условия жизни — все становится неважным. Человек обретает безрассудство в самом высоком, благородном смысле этого слова. Образно говоря, он становится Мастером. Благодать Высшего Сознания любовно накрывает его и озаряет откровением нового слова, звука, уравнения, движения — того, чего никогда не было и не могло быть в архивах его памяти, опыте жизни и полученных из внешнего мира сведениях. Истинно новое знание зарабатывается трудами разума, а даруется духом.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 333. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия